Методика самоопределения Тубельского
Принято считать, что школа стирает в детях личность и не развивает критическое мышление. Но некоторые педагоги борются за то, чтобы доказать обратное. Легендарный педагог-новатор Александр Тубельский привнёс в школьное образование больше самоуправления учеников. Вместе с учениками он разработал выборные органы самоуправления и даже составил конституцию школы. В новом материале рассказываем, как устроена «Школа самоопределения» Тубельского и на каких принципах она основана.
- 5.9.2024
- Время чтения:5 минут
Кто такой Александр Тубельский
Александр Тубельский — кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России, президент Ассоциации демократических школ, директор «Школы самоопределения» и профессор МГПУ.
После учёбы в Московском государственном областном университете он работал учителем истории, а в 1992 году создал на базе общеобразовательной школы № 734 научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения», в котором учились дети с 3 до 17 лет.
<<Форма демодоступа>>
Как организована «Школа самоопределения»
- Обучение начинается в садике, который работает при школе
Основной упор в нём идёт на развитие органов чувств и владение своим телом. Дети сажают растения и наблюдают за их ростом, занимаются ручным трудом, много гуляют, слушают музыку, занимаются спортом.
Детям также рассказывают об основных культурных, природных и естественных процессах, которые происходят в мире: смене времён года, праздниках с помощью разных ролевых и сюжетных игр.
- В начальной школе дети начинают учиться в индивидуальном темпе
Дети учатся литературе, грамматике и арифметике. При этом школьники учатся использовать инструменты, которые помогают выражать чувства, опыт и интерес учеников. Это помогает развивать в них рефлексию, самостоятельность и воспринимать обучение не отдельно от себя.
- В старшей школе обучение идёт по индивидуальному плану
Его, за исключением нескольких обязательных предметов, составляет сам ученик.
конституцию можно рассмотреть на Общем сборе.
- Уроки идут 35 минут вместо 40
Педагоги школы обратили внимание на то, что школьники обычно после 35 минут урока уже не так активно слушают материал. Однако такой темп работы помогает усвоить больше информации, потому что дети получают ровно столько, сколько могут усвоить.
- Школьникам не ставят оценки до 8-го класса
Это позволяет детям не зацикливаться на оценках, а полноценно рефлексировать и задумываться, какие предметы им нравятся больше, а какие — меньше.
Сейчас по такой системе работают многие европейские и американские школы.
<<Форма семейного образования>>
- Ученики сами оценивают свою успеваемость
Это помогает им самостоятельно определить, что у них получается хорошо, а над чем ещё стоит поработать. Для этого учителя используют тетради самооценок, выставки достижений, портфолио школьников.
- Учащиеся устраивают тематические праздники
Это помогает детям понять, какие темы интересуют их больше всего. Например, после Дня экологии и культуры они могут заинтересоваться вторичной переработкой, а после Дня техники — робототехникой или виртуальной реальностью.
- В школе проходит межпредметное погружение в определённую тему
Для этого проводятся специальные учебные недели, когда учителя разных предметов обсуждают с детьми одну и ту же тему, например античность. В таком случае школьники будут слушать композиции тех времён на уроке музыки, а на уроке математики решать тематические задачи.
- Дети, особенно старшеклассники, постоянно участвуют в научных и творческих проектах
Это могут быть собственные исследования, школьный театральный кружок, танцы, пение. Это нужно для того, чтобы материал запоминался быстрее, а обучение не было скучным и однообразным процессом.
- Учителя помогают детям формировать свою точку зрения и поддерживают их личностное развитие
Педагоги не станут давить на ребёнка за то, что он не согласен с точкой зрения автора учебника. Это помогает детям сформировать своё мнение и научиться выражать его нейтрально, не задевая чувства окружающих.
- Раз в неделю школьники занимаются трудом
Вид деятельности они могут выбрать самостоятельно. Это может быть работа в библиотеке или саду, шитьё, готовка еды. Тубельский считал, что в детях важно воспитать стремление трудиться.
- В школе нет классических домашних заданий
Учителя считают, что детям важнее усвоить материал, чем бездумно выполнять упражнения из рабочей тетради.
- Упор в школе идёт не на тесты и контрольные, а на творческие и проектные экзамены
Урок литературы может пройти в формате дебатов, а на творческих занятиях, например рисовании, школьники могут коллективно обсуждать вопросы друг друга и задавать вопросы авторам.
- Дети могут выбирать предметы и кружки, которые им интересны
Суть «Школы самоопределения» заключается в формировании личности у каждого ребёнка. Дети понимают, что им нужно расставить приоритеты в образовании и понять, какие специальности интересуют их больше, чтобы добиться своих целей.
Школа после Александра Тубельского
После смерти Александра Тубельского в 2007 году школой руководила его ученица. В школе сохранилась творческая атмосфера, ученики продолжали участвовать в волонтёрских, научных и творческих проектах. Ребята часто отправлялись на экскурсии, участвовали в международных конкурсах, а педагоги публиковали статьи про образование в научных журналах. В мае 2017 года Департамент образования назначил другого директора. Принципы свободы, заложенные Александром Тубельским, стали популярны по всему миру. Их используют по сей день во многих гимназиях, лицеях и общеобразовательных школах.
Иллюстрация: Dragan Sukurma / Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться