Что такое метод «Шесть шляп мышления»
Метод шести шляп мышления — это техника, которая учит смотреть на одну и ту же проблему с шести разных точек зрения (факты, эмоции, критика, творчество, логика, управление процессом), представленных цветными шляпами.
«Шесть шляп мышления», или «Шесть думающих шляп» — это увлекательная и полезная методика организации мыслей, предложенная британским психологом Эдвардом де Боно в 1985 году. Врач по образованию, де Боно посвятил жизнь изучению процессов мышления и стал автором множества книг на эту тему.
Ещё в 1967 году де Боно изобрёл концепцию латерального мышления — альтернативу традиционному логическому подходу. Если обычное вертикальное мышление опирается исключительно на логику, то латеральное мышление представляет собой преднамеренный систематический процесс способности думать по-другому. Наблюдая за дискуссиями, психолог заметил: традиционные обсуждения часто превращаются в хаос из-за смешения логики, эмоций и креативности.
То же происходит в мышлении человека: естественная хаотичность человеческого сознания препятствует продуктивности мышления. Задача метода шести шляп — помочь людям упорядочить мысли и научиться рассматривать ситуации с нескольких сторон.
Чем полезен метод «Шесть шляп мышления»
С помощью этого метода генерации идей вы сможете принимать наиболее оптимальные решения даже в самых непростых ситуациях: нужен ли ребёнку репетитор? Стоит ли начать учить ещё один язык? Какие предметы следует сдавать на ЕГЭ?
В сфере бизнеса для ответов на сложные вопросы сотрудники часто прибегают к мозговому штурму, а метод шести шляп — как раз одна из его разновидностей. «Шляпы» научат детей и взрослых выявлять скрытые преимущества и находить неочевидные недостатки обсуждаемого предмета, включать в процесс принятия решения не только эмоции или сухую логику, но и всё многообразие мыслительных способностей человека.
Представим, что родителям и ребёнку необходимо принять довольно сложное решение — например выбрать университет для поступления.
Отец. Я думаю, тебе стоит выбрать БЮГУ. Конечно, придётся тратить три часа в день на дорогу, но зато ты будешь получать стипендию!
Мать. Настаиваю на БХФТИ! Я готова оплатить образование в вузе, до которого идти пешком всего 15 минут. Сэкономленное на дороге время можно потратить на учёбу!
Отец. Может быть, лучше выбрать ТГОУ? Там и общежитие дадут, и платить не надо…
Мать. А чего тебе самому хочется? Я одобрю любой твой выбор.
Ребёнок. Честно говоря, я боюсь, что после трёх часов в дороге у меня не останется сил на домашнее задание, а в общаге я вряд ли смогу фокусироваться на учёбе, в то же время мне очень не хочется тратить ваши деньги на оплату обучения…
Отец. Да уж, непростой вопрос… Может быть, за нас подумают шляпы?
Мать. Дорогой, у нас тут серьёзный разговор, а ты опять со своими шутками!
Давайте же узнаем о том, почему предложение отца — не шутка, а здравая мысль!
Суть метода «Шесть шляп мышления»
Может показаться, что само название методики намекает на необходимость присутствия шести членов дискуссии. Но на самом деле «Шесть шляп мышления» будут одинаково полезны как для сорока человек, так и для одного. Главное — соблюдать порядок выступления: в один момент времени должна «высказываться» только одна шляпа.
Итак, нам потребуются шесть шляп разных цветов: синяя, белая, красная, чёрная, жёлтая и зелёная. Скорее всего, под рукой их не окажется, поэтому можно взять цветные карточки или написать на шести листах бумаги буквы С, Б, К, Ч, Ж, З. Шляпы — это всего лишь образы, метафоры функций их обладателей.
• Синяя шляпа отвечает за управление: обладатель синей шляпы становится ведущим, модератором дискуссии. Он не высказывает оценочных суждений, не спорит с обладателями шляп других цветов, но ставит задачу, регламентирует диалог и подводит конструктивные итоги.
• Белая шляпа наделяет своего хозяина аналитическим мышлением: приводится сухая статистика и выявляются верифицируемые факты.
• Красная шляпа позволяет дать выход эмоциям: переживаниям и опасениям, восторгу и радости.
• Чёрная шляпа выполняет критическую функцию, приводит аргументы против, перечисляя всевозможные «а если», выявляя противоречия и ставя под сомнения различные умозаключения.
• Жёлтая шляпа олицетворяет оптимизм и приводит аргументы за.
• Зелёная шляпа отвечает за креативность: предлагает нестандартные идеи и решения.
Последовательность дискуссии может быть свободной: начинает и заканчивает обсуждение всегда синяя шляпа, но в промежутке шляпы могут чередоваться любым желаемым образом. Де Боно рекомендует как можно чаще давать слово красной шляпе, чтобы эмоции всегда имели выход.
Строгая привязка шляп к конкретным людям опциональна. Чаще всего синяя шляпа остаётся на одной голове на протяжении всей дискуссии. Её надевает, например, классный руководитель или начальник отдела, но постоянство этой привязки может нарушаться, если этого требует ситуация. Также можно вручить одну шляпу группе из нескольких человек или давать по очереди каждую из шляп одному человеку, чтобы он сразу высказал весь спектр своих соображений.
Как это выглядит на практике
Чтобы продемонстрировать работу метода на практике, вернёмся к проблеме выбора университета.
Мать в синей шляпе. Нам нужно выбрать один из трёх вузов для поступления: БЮГУ, БХФТИ или ТГОУ. Начинает белая шляпа.
Отец в белой шляпе. В БЮГУ будут платить стипендию, но добираться до него очень долго. Находится БХФТИ недалеко, но за обучение придётся платить. В ТГОУ не требуют оплаты обучения и дают общежитие рядом с университетом.
Мать в синей шляпе. Теперь говорит красная шляпа.
Ребёнок в красной шляпе. Я боюсь, что если мне придётся ездить в БЮГУ, то сил на домашние задание у меня не останется. Поступление в БХФТИ вызовет у меня чувство неловкости из-за того, что родителям придётся тратить деньги на моё обучение; мне будет казаться, что я недостаточно хорошо сдал ЕГЭ, не оправдал вложений в репетиторов, разочаровал маму и папу.
Поступать в ТГОУ я не хочу: боюсь, что жизнь в общежитии помешает мне фокусироваться на учёбе, я буду много отвлекаться, меня никто не будет контролировать, как это делали в школе родители.
Мать в синей шляпе. Теперь говорит чёрная шляпа.
Отец надевает чёрную шляпу. Я считаю, что эмоции красной шляпы вызваны страхом, она не хочет брать на себя ответственность, боится стать взрослой: когда я был в возрасте красной шляпы, то уже жил в общежитии, которое располагалось в двух часах езды от университета!
Мать в синей шляпе. Может быть, выскажется жёлтая шляпа?
Ребёнок надевает жёлтую шляпу. Действительно, жизнь в общежитии даёт возможность стать самостоятельнее. В долгой дороге до БЮГУ тоже можно найти плюсы: время езды на электричке и метро можно потратить на чтение учебников. БХФТИ же даёт возможность устроиться на работу, что также поможет мне повзрослеть.
Отец. Хочу надеть красную шляпу!
Мать в синей шляпе. Хорошо.
Отец надевает красную шляпу. Работать во время учёбы — ужасно! После работы у тебя точно не останется сил и времени на образование!
Ребёнок хватает белую шляпу. Позволь уточнить, разве ты сам не работал в университетские годы?
Мать в синей шляпе. Соблюдаем порядок дискуссии! Сними белую шляпу. Дорогой, а ты бы и правда мог ответить на вопрос ребёнка.
Отец, опуская глаза. Работал.
Мать в синей шляпе. Зелёная шляпа хочет что-нибудь сказать?
Сын надевает зелёную шляпу. Я устроюсь на полставки в лабораторию БХФТИ! Так я буду зарабатывать деньги, становиться взрослее и получать полезный опыт, тесно связанный с моим образованием!
Мать в синей шляпе. У красной шляпы есть возражения?
Отец в красной шляпе. Стоит признаться, я об этом не подумал! Мне очень нравится эта идея.
Мать в синей шляпе. Решено! Поступаем в БХФТИ!
Эффективность метода «Шесть шляп мышления»
Может показаться, что яркие цветные шляпы — всего лишь забавная игра для детей. Однако, методика Эдварда де Боно действительно работает и приносит измеримые результаты.
Исследование, проведённое с учениками шестого класса, показало значительное улучшение результатов критического мышления при изучении экологии после применения техники шести шляп. Количественный анализ результатов тестов до и после внедрения методики продемонстрировал существенное повышение навыков критического мышления у участников.
Особенно впечатляющими оказались результаты в изучении иностранных языков. Исследование среди одиннадцатиклассниц показало, что группа, использовавшая метод шести шляп, показала лучшие результаты в тестах на развитие письменных навыков по сравнению с контрольной группой.
Техника шести шляп значительно улучшает креативность, навыки студентов и групповую коммуникацию. Эксперименты с мозговым штурмом продемонстрировали, что участники, использующие шляпы де Боно, генерируют более оригинальные и гибкие идеи.
Упражнения для освоения каждой шляпы
Чтобы научиться эффективно использовать метод «Шесть шляп мышления», полезно потренироваться с каждой шляпой отдельно. Вот простые упражнения, которые можно выполнять в любом месте:
Белая шляпа: «Коллекционер фактов»
Цель: Научиться отделять факты от мнений.
Представьте себя журналистом, который должен собрать объективную информацию по выбранной теме без интерпретаций и эмоций. Возьмите любую ситуацию и задайтесь вопросами:
- Что я знаю точно?
- Какая информация отсутствует?
- Где можно проверить эти данные?
Например, попробуйте описать своё утро исключительно фактами: «Проснулся в 7:15, температура за окном +3°C, выпил 200 мл кофе». Никаких «ужасно рано» или «восхитительный кофе».
Красная шляпа: «Эмоциональный барометр»
Цель: Научиться выражать эмоции без объяснений.
Подумайте о текущем проекте или решении. Какие эмоции вы испытываете? Помните: объяснения и оправдания не нужны. Несколько раз в день останавливайтесь и задавайте себе вопрос: «Что я сейчас чувствую по поводу этой ситуации?» Важно назвать эмоцию конкретно: не «плохо», а «тревожно», «разочарованно» или «раздражённо».
Чёрная шляпа: «Адвокат дьявола»
Цель: Развить критическое мышление.
Рассмотрите выбранный проект или инициативу. Какие недостатки в нём вы можете заметить? В чём его слабости? Возьмите любую свою идею и попытайтесь найти в ней максимум недостатков. Спросите себя:
- Что может пойти не так?
- Какие похожие проекты провалились в прошлом?
- Где слабые места в этом плане?
Жёлтая шляпа: «Оптимист»
Цель: Научиться видеть преимущества.
Вспомните недостатки и слабости, которые вы выявили в чёрной шляпе. Для каждого недостатка или слабости наденьте жёлтую шляпу и посмотрите, можете ли вы найти способы укрепить или преодолеть эту слабость.
Ежедневно ищите три положительных момента в любой неприятной ситуации. Опоздали на автобус? Зато подышали свежим воздухом, получили дополнительную физическую нагрузку и, возможно, увидели что-то интересное по дороге.
Зелёная шляпа: «Генератор идей»
Цель: Развить креативность.
Попробуйте «случайную ассоциацию». Например, ваш проект касается сохранения коал, возьмите случайное слово, например, «паук». Паук напоминает паутину, паутина — сети, что приводит к идее кампании в социальных сетях.
Откройте словарь на случайной странице, выберите первое попавшееся слово и попытайтесь связать его с вашей проблемой.
Синяя шляпа: «Дирижёр»
Цель: Научиться управлять процессом мышления.
Например, при выборе нового телефона:
- Начинаем с белой шляпы (факты о моделях).
- Переходим к красной (что чувствую по поводу каждой модели).
- Надеваем чёрную (что может пойти не так).
- Завершаем жёлтой (преимущества каждого варианта).
Резюме
Методика «Шесть шляп мышления» полезна практически в любой ситуации: будь то принятие решения, обучение или обсуждение творческого вопроса — дискуссия десятиклассников об убийстве Раскольниковым старухи-процентщицы, разработка отделом стратегического развития нового бизнес-плана, выбор тематики экскурсии для детсадовской группы.
Наконец, оговоримся, что метод шести шляп вариативен: есть задачи, решение которых требует абстрагирования от эмоций, — в таком случае мы можем обойтись без красной шляпы. Если нам нужно больше идей вне зависимости от их качества, то нет необходимости в чёрной шляпе. Главный принцип метода — упорядоченность диалога, поэтому единственная необходимая в любых условиях шляпа — синяя.
Иллюстрация: Sofia Ayuso / Dribbble
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни