УМК «Гармония»: обзор программы начальных классов
Рассказываем об интересной, но противоречивой развивающей программе начальной школы, изучаем отзывы, разбираем её достоинства и недостатки.
- 24.5.2024
- Время чтения:5 минут
Основные сведения
Идейным вдохновителем программы «Гармония» стала доктор педагогических наук Наталья Истомина, принимавшая участие в разработке системы Занкова и много лет работавшая по ней. В основе «Гармонии» лежит идея развивающего обучения. Над этим УМК (учебно-методический комплекс. — прим. ред.) работали заслуженные практикующие педагоги, доктора и кандидаты педагогических наук. Двумя главными отличиями программы от аналогов разработчики называют:
- Целостность. Программа призвана объединить подходы традиционных и развивающих систем обучения, сочетать достижения советского образования с инновациями, чтобы выстроить максимально гармоничный рабочий процесс. На практике это выражается в нестандартном подходе к освоению некоторых тем и использованию на уроках возможностей мультимедиа.
- Гуманизм. Ориентация на личность ребёнка, а не на условного ученика как единицу системы образования. Используя гуманные методы и применяя личностный подход, программа учит детей человечности.
Программа «Гармония» разрабатывалась под ФГОС-2009. В редакцию федерального стандарта 2016 года она не вошла, преподавание по ней в государственных школах не ведётся с 2021 года. При этом учиться по «Гармонии» не запрещается в частных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования и на семейной форме обучения.
<<Форма семейного образования>>
Содержание программы
В состав учебно-методического комплекса программы «Гармония» входят следующие курсы:
Русский язык. Букварь. Авторы: М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина.
Русский язык. Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.
Литературное чтение. Автор: О. В. Кубасова.
Математика. Автор: Н. Б. Истомина.
Французский язык. Авторы: В. Г. Владимирова, Е. Я. Григорьева.
Информатика и ИКТ. Авторы: Н. К. Нателаури, С. С. Маранин.
Окружающий мир. Авторы: О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин.
Изобразительное искусство. Авторы: Т. А. Копцева, В. П. Копцев, Е. В. Копцев.
Музыка. Авторы: М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина, О. И. Нехаева.
Основы религиозных культур и светской этики. Авторы: Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц.
Технология. Автор: Н. М. Конышева.
Физическая культура. Авторы: Р. И. Тарнопольская, Б. И. Мишин.
По всем предметам разработаны рабочие тетради, электронные пособия и методические рекомендации для учителей и родителей.
Особенности программы
Создатели УМК «Гармония» выделяют следующие цели своей программы:
- Развитие логики. Научить ребёнка анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению, нахождению аналогий, дедукции и индукции. На формирование этих навыков направлены курсы многих предметов — от математики до окружающего мира.
- Поощрение самостоятельности. Создать учебную среду, где ребёнку было бы интересно самому добывать информацию на уроке и дома. По замыслу авторов программы, одна из основных задач учителя — раскрепостить детей и привить им вкус к самостоятельному поиску ответов.
- Применение опыта. Научить ребёнка использовать для решения задач собственный опыт, а не только теоретические знания. Повторение пройденного не сводится к рутинной проверке знаний, а всегда служит фундаментом для освоения новой темы.
- Комфортное обучение. Сделать учебный процесс максимально дружественным для школьника. Например, в методике программы прямо прописано, что оценки не должны травмировать психику ученика. На уроках ребятам нередко предлагают оценить себя самостоятельно, и их оценка учитывается при аттестации.
- Нравственное воспитание. Привить детям духовно-нравственные ценности и сформировать эстетический вкус. За это в программе отвечают гуманитарные дисциплины: литературное чтение, музыка и изобразительное искусство.
- Оздоровление. Укрепить физическое здоровье школьников. Это относится не только к курсу физкультуры, но и к остальным дисциплинам: для снятия напряжения в середине урока проводятся физкультминутки.
Как и другие развивающие программы, «Гармония» уделяет большое внимание работе в малых группах. Учитель делит класс на команды, равномерно распределяя «слабых» и «сильных» учеников, и даёт им общее задание, в процессе выполнения которого каждая группа может прийти к собственному выводу. На уроках педагог регулярно предлагает ребятам поразмышлять, как можно применять полученные знания.
Главным показателем успеха в учебной программе «Гармония» является портфолио школьника. В него включают все работы, которые ребёнок сделал в ходе уроков, на дополнительных занятиях и в качестве самостоятельной работы. Также портфолио содержит промежуточные и итоговые результаты успеваемости: таблицы оценок, наблюдения учителя, школьного психолога и все сведения, характеризующие внеурочную деятельность ученика. Портфолио даёт педагогу и родителям ребёнка представление о его интересах, сильных и слабых сторонах и позволяет использовать эту информацию для поддержания учебной мотивации.
<<Форма демодоступа>>
Кому подходит программа
Для обучения по программе «Гармония» детей нужно подготовить: как минимум они должны уметь читать и считать в пределах десяти.
Детям, которым пока трудно формулировать свои мысли и участвовать в дискуссиях, а также стеснительным ребятам, боящимся высказывать своё мнение, такое обучение может не подойти.
Плюсы и минусы программы
Многие родители отмечают сильный курс литературного чтения с удачно подобранными произведениями.
Довольно серьёзный минус: французский язык в качестве единственного иностранного. Это существенно ограничивает применимость программы.
В Сети можно найти много эмоциональных отзывов родителей о программе «Гармония», и большинство из них содержат критику. Хотя в каждом учебнике есть прямые обращения к родителям, разъясняющие особенности программы и предостерегающие от ошибок, многие инновационные подходы вызывают у них замешательство.
«Введение в 1-м классе транскрипции напрочь спутало в голове звуки и буквы, пишем “йожик”, “йаблаки” и “качаюца”, ранее читающий и пишущий ребёнок к 3-му классу стал абсолютно безграмотным…»
«По математике очень странный инновационный счёт до 9, в результате у ребёнка проблема с переходом через десяток».
«С трудом пришлось переучивать основные понятия русского языка про части речи и орфограммы».
Такие комментарии позволяют сделать вывод, что УМК «Гармония» требует особенно аккуратной и внимательной работы учителя, наличие развитой логики у учеников и критического мышления у родителей.
Автор текста: Никита Погодин
Изображение: Ray Dak Lam / Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться