УМК «Гармония»: обзор программы начальных классов

Рассказываем об интересной, но противоречивой развивающей программе начальной школы, изучаем отзывы, разбираем её достоинства и недостатки. 

Основные сведения

Идейным вдохновителем программы «Гармония» стала доктор педагогических наук Наталья Истомина, принимавшая участие в разработке системы Занкова и много лет работавшая по ней. В основе «Гармонии» лежит идея развивающего обучения. Над этим УМК (учебно-методический комплекс. — прим. ред.) работали заслуженные практикующие педагоги, доктора и кандидаты педагогических наук. Двумя главными отличиями программы от аналогов разработчики называют:

  • Целостность. Программа призвана объединить подходы традиционных и развивающих систем обучения, сочетать достижения советского образования с инновациями, чтобы выстроить максимально гармоничный рабочий процесс. На практике это выражается в нестандартном подходе к освоению некоторых тем и использованию на уроках возможностей мультимедиа.  
  • Гуманизм. Ориентация на личность ребёнка, а не на условного ученика как единицу системы образования. Используя гуманные методы и применяя личностный подход, программа учит детей человечности. 

Программа «Гармония» разрабатывалась под ФГОС-2009. В редакцию федерального стандарта 2016 года она не вошла, преподавание по ней в государственных школах не ведётся с 2021 года. При этом учиться по «Гармонии» не запрещается в частных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования и на семейной форме обучения.

<<Форма семейного образования>>

Содержание программы

Учебники УМК «Гармония»

В состав учебно-методического комплекса программы «Гармония» входят следующие курсы:

Русский язык. Букварь. Авторы: М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина.

Русский язык. Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. 

Литературное чтение. Автор: О. В. Кубасова.

Математика. Автор: Н. Б. Истомина. 

Французский язык. Авторы: В. Г. Владимирова, Е. Я. Григорьева.

Информатика и ИКТ. Авторы: Н. К. Нателаури, С. С. Маранин. 

Окружающий мир. Авторы: О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин.

Изобразительное искусство. Авторы: Т. А. Копцева, В. П. Копцев, Е. В. Копцев. 

Музыка. Авторы: М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина, О. И. Нехаева.

Основы религиозных культур и светской этики. Авторы: Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц.

Технология. Автор: Н. М. Конышева.

Физическая культура. Авторы: Р. И. Тарнопольская, Б. И. Мишин. 

По всем предметам разработаны рабочие тетради, электронные пособия и методические рекомендации для учителей и родителей. 

Особенности программы

Создатели УМК «Гармония» выделяют следующие цели своей программы:

  • Развитие логики. Научить ребёнка анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению, нахождению аналогий, дедукции и индукции. На формирование этих навыков направлены курсы многих предметов — от математики до окружающего мира. 

  • Поощрение самостоятельности. Создать учебную среду, где ребёнку было бы интересно самому добывать информацию на уроке и дома. По замыслу авторов программы, одна из основных задач учителя — раскрепостить детей и привить им вкус к самостоятельному поиску ответов.

  • Применение опыта. Научить ребёнка использовать для решения задач собственный опыт, а не только теоретические знания. Повторение пройденного не сводится к рутинной проверке знаний, а всегда служит фундаментом для освоения новой темы.

  • Комфортное обучение. Сделать учебный процесс максимально дружественным для школьника. Например, в методике программы прямо прописано, что оценки не должны травмировать психику ученика. На уроках ребятам нередко предлагают оценить себя самостоятельно, и их оценка учитывается при аттестации. 
  • Нравственное воспитание. Привить детям духовно-нравственные ценности и сформировать эстетический вкус. За это в программе отвечают гуманитарные дисциплины: литературное чтение, музыка и изобразительное искусство.

  • Оздоровление. Укрепить физическое здоровье школьников. Это относится не только к курсу физкультуры, но и к остальным дисциплинам: для снятия напряжения в середине урока проводятся физкультминутки.

Как и другие развивающие программы, «Гармония» уделяет большое внимание работе в малых группах. Учитель делит класс на команды, равномерно распределяя «слабых» и «сильных» учеников, и даёт им общее задание, в процессе выполнения которого каждая группа может прийти к собственному выводу. На уроках педагог регулярно предлагает ребятам поразмышлять, как можно применять полученные знания. 

Главным показателем успеха в учебной программе «Гармония» является портфолио школьника. В него включают все работы, которые ребёнок сделал в ходе уроков, на дополнительных занятиях и в качестве самостоятельной работы. Также портфолио содержит промежуточные и итоговые результаты успеваемости: таблицы оценок, наблюдения учителя, школьного психолога и все сведения, характеризующие внеурочную деятельность ученика. Портфолио даёт педагогу и родителям ребёнка представление о его интересах, сильных и слабых сторонах и позволяет использовать эту информацию для поддержания учебной мотивации.  

<<Форма демодоступа>>

Кому подходит программа

Для обучения по программе «Гармония» детей нужно подготовить: как минимум они должны уметь читать и считать в пределах десяти.

Детям, которым пока трудно формулировать свои мысли и участвовать в дискуссиях, а также стеснительным ребятам, боящимся высказывать своё мнение, такое обучение может не подойти. 

Плюсы и минусы программы

Многие родители отмечают сильный курс литературного чтения с удачно подобранными произведениями. 

Довольно серьёзный минус: французский язык в качестве единственного иностранного. Это существенно ограничивает применимость программы.

В Сети можно найти много эмоциональных отзывов родителей о программе «Гармония», и большинство из них содержат критику. Хотя в каждом учебнике есть прямые обращения к родителям, разъясняющие особенности программы и предостерегающие от ошибок, многие инновационные подходы вызывают у них замешательство. 

«Введение в 1-м классе транскрипции напрочь спутало в голове звуки и буквы, пишем “йожик”, “йаблаки” и “качаюца”, ранее читающий и пишущий ребёнок к 3-му классу стал абсолютно безграмотным…»
«По математике очень странный инновационный счёт до 9, в результате у ребёнка проблема с переходом через десяток».
«С трудом пришлось переучивать основные понятия русского языка про части речи и орфограммы».

Такие комментарии позволяют сделать вывод, что УМК «Гармония» требует особенно аккуратной и внимательной работы учителя, наличие развитой логики у учеников и критического мышления у родителей.

Автор текста: Никита Погодин
Изображение: Ray Dak Lam / Dribbble
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован