От отчаяния к спасению — история хоумскулинга Елены Яшиной
Елена c сыном столкнулась с пороками традиционной школьной системы, прошла через ловушки «авторских методик» и, наконец, нашла оптимальный вариант в виде онлайн-школы.
- 4.10.2021
- Время чтения:7 минут
Часть 1. За шаг до отчаяния
Семь лет — прекрасный возраст для ребёнка и очень ответственный момент для родителей. Начав выбирать школу, вдруг понимаешь две вещи.
- Ситуация в государственных учебных заведениях патовая. Классы переполнены, новых школ не строят, учителя завалены отчётами, опытные, увы, уходят на пенсию или выгорают, а те немногие, что ещё «горят», не всегда поддерживаются администрацией.
- Если учебное заведение на хорошем счету, но административно вы к нему не относитесь, попасть в него чрезвычайно сложно. В наше время родители буквально жгли костры у дверей школ с высоким рейтингом, чтобы записать в них своё чадо.
Мы с мужем решили устроить сына в гимназию рядом с домом. Мнение о ней было двоякое: кто-то готов был на любые жертвы, лишь бы ребёнок в ней учился, кто-то отговаривал. Но для меня в начальных классах главным была не школа, а учитель.
Как же я обрадовалась, когда познакомилась с первой учительницей сына: молодая, добрейшая, внимательная, умная!
Однако класс ей достался тот ещё. Из 20 находившихся в нём мальчиков, хорошо, если двух можно было назвать спокойными.
Школа похожа на армию или колонию, где за закрытыми дверьми собраны случайные люди.
Добавьте к этому ещё невроз родителей и, вероятно, поймёте, почему через месяц наша чудесная первая учительница ушла.
Вторая ушла к концу первого класса, в декрет.
Начальная школа не несла новых знаний (сын был прекрасно эрудирован, а не только считал и писал), а лишь приучала к ежедневному монотонному труду. Но оценок ещё не ставили, и жить было можно.
Следующего классного руководителя администрация подбирала тщательно. Назначили опытного педагога. Казалось, что с приходом мудрого взрослого руководителя экранизация «Повелителя мух» в нашем классе закончится. Но новая классная дама даже по именам учеников не называла, а им 8-9 лет — всё чувствуют и понимают.
<<Форма демодоступа>>
Во втором классе появилась «его величество» оценка, и началось что-то непонятное. Сын принёс первую двойку... Спрашиваю: «Как это случилось?». Отвечает: «Учитель спросил у меня, буду ли я писать контрольную, или сразу "два" ставить?».
Дальше больше. Запись в дневнике: «Пел на уроке». Это что такое? Пытаюсь выяснить.
— Что прямо встал на уроке и запел?
— Не, я ещё на перемене начал.
— А учитель что?
— А она рассказывает урок.
— А ты?!
— А я пою.
— А ребята?!
— Часть её слушают, часть меня.
Вырисовывается ближайшее будущее: мой сын — хулиган и второгодник. По крайней мере, так за него уже решили в школе.
Пыталась разговаривать с администрацией, надеясь сменить класс, но получила лишь предложение перевести сына в коррекционную школу.
Отчаяние было близко. Что делать? Переходить в середине года в другую школу? Возьмут ли? И где гарантия, что история не повторится? Надо остановиться, передохнуть, осмотреться.
Мне помог документальный цикл «Ищу учителя». Его создатели показали, что современная система образования не способна удовлетворить потребности всех детей, а обучение не всегда предполагает страдание, скуку или нелюбовь к получению знаний.
Так мы оказались на семейном образовании и начали искать свою идеальную школу.
Часть 2. В поисках Атлантиды
На форуме питерских родителей я узнала, что можно перевестись на (тогда ещё) заочное обучение и сдать аттестацию за второй класс дистанционно. И это абсолютно законно!
Первую аттестацию сын сдал легко, так как интеллектуально опережал сверстников. А вот я растерялась.
Вдруг показалось, что мы сидим на острове, а мимо нас все куда-то энергично плывут.
Начался поиск нашей Атлантиды — места, где ребёнок сможет учиться с интересом и желанием. В обучении сына для меня главным было не убить естественное детское стремление узнавать новое.
Одна мама в сообществе хоумскулеров сравнила аттестацию в школе с оброком, который нужно заплатить государству. И я с этим согласна. Возможно, в старших классах плохая оценка не воспринимается как трагедия, так как к этому времени развивается критическое мышление. Но в младших?
И я нашла!
Младшую школу мы закончили, занимаясь небольшим кружком на дому у одного из родителей. Приглашённый учитель оказался настолько талантлив, что родители, сперва присутствовавшие на занятиях, слушали его раскрыв рты. Будучи преподавателем старших классов, он увлекательно давал малышам материал не в контексте какого-то одного предмета, а в разрезе сразу всей средней школы. Даже сейчас, в старших классах, замечаю, как всплывает заложенное тогда ядро.
Мне и другим родителям этот преподаватель казался гением, но гениальность, как известно, часто соседствует со злодейством...
Неординарный человек оказался просто неуравновешенным самодуром с неуёмной энергией. Однажды он устроил сыну бойкот, чтобы тот почувствовал себя в изоляции и сам захотел быстрее прийти на занятия. Бойкот не удался, так как все подружились и общались, помимо него. Цель вроде благородная — заставить «полюбить учиться». Только разве можно заставить полюбить?
Мне очень нравились занятия, дети и родители, держалась за кружок обеими руками, искала компромиссы. Первый звоночек прозвенел, когда он выгнал девочку, мама которой сделала ему замечание во время занятий. Потом я узнала от другой мамы, что их она посетила занятие и увидела, как её сын выставляется на посмешище. Потрясённая женщина забрала ребёнка из лап этого «гения». Она была в шоке. Увы, следующей жертвой стали мы. Забавно, что теперь началом конфликта стало нежелание сына петь в обязательном порядке.
В очередной раз я оказалась на обочине с большими моральными потерями. Атлантида оказалась мифом.
<<Форма семейного образования>>
Часть 3. Спасательный круг
Когда началась средняя школа и прибавились предметы, стало понятно, что своими силами не справиться. Аттестация хоть и заочная, но для её сдачи нужны знания.
Год прошёл в попытках наладить образовательный процесс. На форуме прочитала про Фоксфорд. В 2016 году, когда там появилась Домашняя школа, сразу заключила договор.
Первый год сын входил в ритм. Для него оказалось сложно подолгу удерживать внимание. Уроки в Фоксфорде объёмные и насыщенные по содержанию — некоторые по полтора часа, как лекции в институте. Приходилось ему помогать. Чтобы не пропустил чего-то важного, я присутствовала на занятиях. Скажу сразу, я училась с удовольствием! :) Мы с сыном даже дискутировали на многие темы. Это позволило лучше понять друг друга.
Сейчас я постепенно передаю ему ответственность за учёбу.
Фоксфорд стал для нас спасательным кругом, который позволил наладить образовательный процесс и восстановить доверие к миру. Надеюсь, нам больше не придётся разочаровываться.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться