Учёба на расслабоне — история хоумскулинга Лии и Натальи Фукс
Наталья Фукс (мама) описала переход на семейное образование с позиции взрослого, а Лия (ученица 6 класса) поделилась своими впечатлениями о первых неделях обучения в онлайне.
- 4.10.2021
- Время чтения:6 минут
Семейное обучение глазами мамы
Почему мы предприняли этот эксперимент? Официальная версия — спорт, который не стыкуется со второй сменой нашей школы. Неофициальная, но самая важная причина, — моей разумной и покладистой девочке было плохо в школе.
Мне это стало очевидным после записей в её Instagram: «Это вид из окна нашей тюрьмы», «Ненавижу того, кто придумал школу» и прочее-прочее.
Мы много разговаривали. Лие в её школе не нравилось многое. Решить это можно было бы переходом в кардинально другую школу. Но таких мало, поступить туда сразу не получится, стыковать поездки по городу и спорт в этом возрасте вообще невозможно. Да я и не уверена, что это поможет.
Моей дочери нужна другая среда, другое отношение, минимум давления системы над личностью. Я её очень понимаю в этом и не хочу игнорировать её внутренний запрос, даже требование.
Впечатления от первых недель на домашнем обучении можно описать одним словом — восторг. Как будто на машине времени перенеслись из каменного в XXI век.
Плюсы начали проявляться ещё с пресловутой «подготовки к школе». Точнее, с её отсутствия! Никаких форм, сборов, покупки учебников, тряпок для труда. Всё в электронном виде — учебники, литература, тесты, контрольные. Хочешь пиши конспект в тетради, не хочешь — не пиши. Любой ручкой, в любой тетради. Забегая вперёд, отмечу, что Лийка уже придумала свою систему конспектирования. Работает так, как удобно именно ей. Полная свобода — никаких клеточек справа или слева, отступов на одну линейку и прочей ерунды.
На подготовку к учебному году мы потратили 15 минут в ближайшем магазине. Просто купили несколько тетрадей и ручек. :)
Второй очевидный плюс — экономия времени. В расписании нет музыки, труда, физкультуры, рисования, ОБЖ и классного часа. За счёт этого сокращается количество часов на обучение. Утомляемости практически нет. Первые дни Лия поражалась: «Это всё? На сегодня учёба закончилась? Я даже не заметила, как пролетели уроки!»
<<Форма демодоступа>>
Уроки начинаются минута в минуту. Участвуют те, кто подключен. Кто не может подключиться, смотрят в записи. Записи всех уроков доступны нам до 31 августа 2019 года.
Во время урока никакого крика, давления, нелепых высказываний и воспитательного экстаза учителя. Ни одного ученика никогда не назовут по фамилии. Меня эта манера школькольных учителей передергивала ещё, когда я сама училась в школе: ну с какой стати я к вам по имени отчеству, а вы ко мне по фамилии? Настоящее спасение нервной системы и психики.
По ходу урока в соседнем окне возникают примеры, вопросы, тесты для закрепления материала. Как в школе, но всё в электронном виде.
У детей есть свой чат. Там они болтают между собой, разбирают домашку, задают вопросы учителю и получают на них ответы. Учитель постоянно просит дать обратную связь в чате (всё поняли ли, что разъяснить), может спросить выборочно какого-то ученика.
За чатом следит модератор. За нарушения правил — бан на несколько минут. «Албанский», грубости, сокращения не разрешаются. Только грамотная речь. Ну естественно, с поправкой на то, что они дети.
Заканчиваются уроки тоже всегда минута в минуту.
КПД семейного обучения отличается от школьного в десятки раз. Ни одной минуты не тратится на ерунду вроде «Куда сел?!», «Перестань болтать!», «А голову ты дома не забыл?», «Где журнал?». Никаких снижений оценок за почерк, зачёркивания, клеточки и отступы.
Качество образования гораздо выше по сравнению с обычной школой. Лии сейчас явно не хватает школьных знаний, приходится догугливать. Причём замечу, что училась Лийка всегда хорошо. Это именно разница в глубине материала. Особенно сильно это заметно на русском.
Безумно нравятся преподаватели. Молодые (в основном), весёлые, позитивные, увлечённые, неизмотанные люди!
Я слышу почти все занятия дочки, так как Лийка сидит в соседней комнате. Особенно мне нравятся преподавательницы по литературе и истории. На урок литературы я беру чашку чая и перебираюсь в её комнату. Это как лекция в музее — очень интересно! На прошлом уроке, например, обсуждали обряд инициации в фольклоре. Представляете?!
История была одним из самых первых уроков в Фоксфорде. Лийка сразу же отличилась. Болтая с детьми в чате до урока, написала, что ненавидит историю, скучнее предмета нет. Не сообразила, что учитель тоже может читать чат. Пришла Елена Валерьевна, изучила детские письмена и сказала: «Ну что ж, за этот урок я очень постараюсь изменить отношение Лии к моему предмету». :)
Каждый урок сопровождает домашнее задание. Домашек, кстати, совсем немало, но делаются они быстрее, так как всё в электронном виде. Не надо писать на черновик и переписывать на чистовик.
Оценок нет! Неужели мы до этого дожили? Но каждое задание имеет свой «вес» в зависимости от сложности. Сделал с первого раза — получил максимальное количество баллов. Если не можешь сделать, тебе дают небольшую подсказку (мысль направить), но списывают несколько баллов.
Такое обучение сильно развивает внимательность. Ой, не ту цифру написала, ой, букву перепутала, думала одно, написала другое — отмотать назад нельзя. Как тест пройден, так и оценён, без возможности исправить. И никаких учительских поблажек любимчикам.
Еженедельно родители получают отчёт, в котором есть всё! Посетил, пропустил, сколько заданий выполнено, количество баллов, количество процентов, активность на уроке. Лийка, когда увидела такой отчёт, долго чесала репу.
Получается, что оценок нет, а контроля с моей стороны даже больше.
Сразу же выяснилось, что обществознание у нас в отстающих предметах. Это пока что сказывается та самая разница в программе.
За каждой семьёй закреплён куратор. С нашей мы всегда на связи в WhatsApp. XXI век во всей красе!
Дети обожают Фоксфорд. Одним левым глазом почитываю их чат: многие учатся годами, некоторые живут за границей и только так и образовываются. А для меня главное, что Лия учится очень спокойно, счастливо и расслабленно.
Семейное обучение глазами ребёнка
Лето сменилось осенью, как день ночью, и настал этот «праздник» — 1 сентября. Если его ещё так называют.
На линейку я не пошла, так как не видела в этом смысла, но стала изучать подробнее экстернат, в котором буду учиться.
На следующий день прошло всего лишь три часа и уроки закончились. Я была в шоке!
Учителя невероятные! Все из вузов, про каждого на сайте написана небольшая биография. Так что я понимаю, с кем имею дело. Преподаватели общаются со мной не как с комаром, которого пытаются всеми силами прихлопнуть, а как с коллегами. Так и говорят: «Дорогие коллеги!».
Учителя умеют так объяснять, что всё само понимается и, соответственно, легко запоминается. Не нужно зубрить каждую тему.
Уроки нереально интересные. Нет никакого напряга по типу: сейчас я получу «два», сейчас меня вызовут, сейчас наорут, сейчас я задам неправильный вопрос и меня, комарика, всё-таки прихлопнут. В Фоксфорде, наоборот, толкают к тому, чтобы я задавала любые вопросы. Глупые или нет — неважно. На них просто ответят и всё.
Второй большой плюс — всё электронное. ВСЁ! Дз, уроки, учебники. Очень нравятся домашние задания. Они в виде тестов, которые я обожаю.
У каждого ученика есть куратор. Урок не включается? Дз не видно? Тема непонятна? Задание неясно? Все вопросы к наставнику!
Каждую неделю мы созваниваемся с куратором по видеосвязи. Просто узнать, всё ли у меня в порядке, что у меня произошло за неделю, что интересного случилось. Всё очень вежливо и дружелюбно.
В Фоксфорде нет электронных журналов и прочей фигни — всё считается баллами. Просто каждую неделю присылается таблица, в которой видно, сколько баллов я набрала за дз по уроку. Но я и без этого всё прекрасно вижу в личном кабинете.
В свой личный кабинет я могу зайти и смотреть уроки с любого электронного устройства. Это очень удобно. Например, завтра я буду жить у папы, и учиться буду у него же.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться