Промокод скопирован

Вместе с дефектологом составили подборку коррекционных упражнений на каждый вид нарушений

Полезные игры для развития детей с ОВЗ

3.2.2023
6 минут
Автор статьи:
Алена Хромова
Поделиться:
В этой статье

Вместе с дефектологом составили подборку коррекционных упражнений на каждый вид нарушений

Эта статья написана совместно с экспертами
No items found.

Современная дефектология выделяет семь видов нарушений развития:

  • нарушения слуха — глухие и слабослышащие,
  • нарушения зрения — слепые и слабовидящие,
  • нарушения речи,
  • нарушения опорно-двигательного аппарата,
  • расстройства аутистического спектра (РАС),
  • задержка психического развития (ЗПР),
  • умственная отсталость (интеллектуальные нарушения). 

Нарушения бывают одиночные и смешанные (комбинированные) — например, ЗПР с умственной отсталостью. При смешанных нарушениях важно определить первичную, или ведущую, проблему: у глухого ребёнка глухота — первичная проблема, а нарушение речи — вторичная.

Детям с ОВЗ, помимо  общих занятий, например, математикой и физкультурой, нужны специфические в зависимости от типа нарушения и ведущей проблемы. Для каждой группы рассмотрим список ниже.

Игры для детей с нарушениями слуха

Эту категорию детей принято делить на две подкатегории: глухие и слабослышащие. Обычно ребята даже учатся в разных коррекционных школах, чтобы у слабослышащих не было соблазна не учиться говорить, а у глухих — списывать работы слабослышащих.

Игры для обеих категорий в основном направлены на развитие слухового восприятия — умения слушать, различать и произносить звуки, отвечать.

Детям с нарушениями слуха никогда не говорят «посмотри», если звучит устная речь Только «послушай».

Игры для слабослышащих детей

Животный мир

Инструменты: ноутбук или телефон с колонкой, записи с голосами животных, картинки животных.

Как играть: педагог включает записи с голосами разных животных. Например, медведя, лисы, зайца, кота, собаки. Задача ребёнка — услышать и правильно назвать животное или показать его картинку.

Как усложнить: делать звуки громче и тише.

Музыка нас связала

Инструменты: музыкальные инструменты, ширма, картинки музыкальных инструментов.

Как играть: принцип такой же, как и в предыдущей игре: услышать, на каком музыкальном инструменте играет педагог, и назвать или показать его.

Телефонные прятки

Инструмент: телефон.

Как играть: педагог включает звук, например звонит с другого телефона. Задача ребёнка — ориентироваться по звуку, понять, где находится телефон, найти его.

<<Форма демодоступа>>

Игры для глухих детей

Любые игры, занятия и хозяйственно-бытовая деятельность глухих детей сопровождаются речевыми карточками с названиями предметов, фразами. Слово написано полностью, а над ним — ударение и звуки, если они отличаются от букв.

Сюжетно-ролевые игры

Инструменты: костюмы, атрибуты.

Как играть: до игры педагог знакомит детей с одной темой. Например, рассказывает всё о больнице. Ребята узнают названия предметов, профессии. К каждому слову есть карточка. После мини-урока ученики вместе с педагогом распределяют роли, костюмы, готовят реквизит и разыгрывают один день из жизни больницы.

Глухие дети никогда не осваивают сюжетно-ролевые игры самостоятельно. Им нужно буквально каждое слово и действие разложить по полочкам, рассказать, кто чем занимается, какие могут быть разговоры между людьми, например продавцом и покупателем.

Позови меня

Как играть: педагог зовёт ребёнка по имени, задача каждого — услышать имя: своё или другого ребёнка. Если услышал своё — громко сказать «Это я!», если чужое — похлопать в ладоши.

Баланс

Как играть: педагог предлагает детям сохранять баланс на разных предметах, например специальном балансире, скамейке, стуле.

Как усложнить: если ребёнок легко справляется, давать ещё задания, например попросить подпрыгнуть, держа  в руках книжки.

У глухих детей часто плохая координация из-за недостаточного развития мозжечка.

Игры для детей с нарушениями зрения

Эту категорию детей принято делить на две подкатегории: слепые и слабовидящие. Обычно дети даже учатся в разных коррекционных школах, чтобы у слабовидящих не было соблазна не учиться ориентироваться, а у слепых — заставлять слабовидящих учиться за них.

Игры для обеих категорий в основном направлены на развитие зрительного восприятия — умения ориентироваться, запоминать.

Детям с нарушениями зрения никогда не говорят «потрогай», только «посмотри».

Игры для слепых детей

Ищи

Как играть: педагог даёт ребёнку речевую инструкцию, куда ему нужно пойти, что и с какой стороны обойти, где наклониться или потянуться наверх, чтобы найти предмет.

Волшебный мешочек

Инструменты: мешок, разные предметы и игрушки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку вытянуть из мешка предмет, узнать его, описать и рассказать, как его можно применять.

Ходьба по контуру

Инструменты: канат или лента.

Как играть: педагог складывает канат или ленту в разные формы, а ребёнок в носках и потом в обуви старается пройти чётко по контуру.

Слепые от рождения дети не знают, как выглядят цвета. Поэтому они ориентируются по количеству, размеру, объёму, масштабу.

Игры для слабовидящих детей

Зашумлённые изображения

Инструменты: карточки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку найти на картинке предметы, изображённые в виде контуров, и назвать их.

Прятки

Инструменты: карточки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку найти все вещи, объединенные по одному признаку. Например, геометрические фигуры.

Незаконченное изображение

Инструменты: карточки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку дорисовать недостающую часть картинки.

Настольные игры и карточки для детей с нарушениями зрения не ламинируют и не обматывают скотчем. В крайнем случае делают матовое ламинирование.

Игры для детей с нарушениями речи

Нарушения речи можно разделить на две большие подкатегорий — нарушение письменной речи и нарушение устной речи.

Зазвучи

Инструменты: разные игрушки.

Как играть: педагог даёт ребёнку игрушку, а задача ребёнка — издать звук. Например, получив игрушечный самолёт, он должен сымитировать звук взлёта.

Помоги найти отличия

Как играть: педагог произносит близкие по звучанию слова, например, «стол» и «стул», «коса» и «коза», «мышата» и «ежата», а ребёнок на слух пытается их различить. 

Продолжи ряд

Инструменты: листок в линейку, карандаш или ручка.

Как играть: педагог начинает рисунок на линии, а ребёнок должен продолжить.

Игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Важно понимать, что это не только детский церебральный паралич (ДЦП). У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) основная потребность — разнообразные движения.

Зеркало

Как играть: педагог и ребёнок находятся напротив друг друга. Педагог показывает движения, а ребёнок повторяет. Затем действующие лица меняются ролями. Задача педагога — не передразнить ученика, а постараться выполнить упражнение как можно точнее.

Скульптура

Как играть: педагог лепит из ребёнка, как из глины, скульптуру. Ставит ноги, руки, пальцы, голову в возможные положения. Затем «скульптура» застывает, а мастер вдохновляется своей работой.

Кошки-мышки

Инструменты: листы бумаги, цветные карандаши.

Как играть: педагог рисует кота, ребёнок — мышь. Задача педагога — рисовать тропинку от кота до мыши, задача ребёнка — рисовать тропинку от мыши не в сторону кота, чтобы она могла спрятаться. Действия происходят одновременно, если кот успел догнать мышь — он победил, если мышка убежала — победа за ней.

Игры для детей с расстройствами аутистического спектра

Обычно дети с РАС не нуждаются в компании других людей, им достаточно своего маленького мира. Поэтому их важно социализировать, включить в коллективную деятельность и научить взаимодействовать с окружающими.

Газета

Как играть: педагог предлагает детям выпустить газету. Например, о событиях недели в классе или школе. Для этого собирает редколлегию, где каждому достаётся роль. Ребёнку с РАС дают роль, связанную хотя бы с ещё одним человеком. Например, фотографировать другого ребёнка — участника соревнований.

Найди клад

Как играть: педагог прячет клад в классе и просит ученика найти  клад по подсказкам, которые находятся у других детей и учителей, их нужно собрать.

Ладушки

Как играть: простая детская игра, когда пара соприкасается только правыми или только левыми руками, а потом обеими. Так получится наладить тактильный и, возможно, зрительный контакт.

Игры для детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) — это достаточно широкое понятие. Оно может включать проблемы с произвольным вниманием, слуховой памятью, абстрактным воображением или любой другой высшей психической функцией (ВПФ). Обычно принято считать, что ЗПР — это совокупность нарушений всех или нескольких ВПФ.

Что пропало?

Инструменты: игрушки или картинки.

Как играть: педагог ставит перед ребёнком три игрушки или кладёт три картинки. Важно, чтобы они были хорошо знакомы ребёнку и он мог их назвать. Задача ребёнка — запомнить весь ряд, а когда педагог уберёт один предмет, вспомнить какой.

Как усложнить: повышать количество до десяти.

Это что такое летит?

Как играть: принцип игры такой же, как у «Съедобное — несъедобное». Ребёнку нужно услышать слово и начать махать руками, если это летает. Если не летает — присесть на корточки. Примерный перечень слов: самолёт, гусеница, стул, баклажан, рыба, колибри.

Что лишнее?

Инструменты: игрушки или картинки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку объединить игрушки или картинки, назвать обобщающим словом и определить, что лишнее. Например, диван, стул, кресло, кровать, тарелка.

Как усложнить: играть на слух без зрительной опоры, добавлять более одного лишнего предмета.

Игры для детей с умственной отсталостью

В первую очередь ребёнку важно привить бытовые, гигиенические навыки, научить его пользоваться посудой, одеваться. Развивать интеллект нужно постепенно, начиная с базовых понятий.

Флажки

Инструменты: разные флажки.

Как играть: педагог даёт ребёнку два флажка одинакового цвета и формы, уточняет, одинаковые они или нет. Затем даёт одинаковые по форме, но разные по цвету. Затем — одинаковые по цвету, но разные по форме. Затем — совершенно разные.

Домино

Инструменты: домино с картинками.

Как играть: принцип, как и у домино с числами: нужно подставлять к свободному краю кость с такой же картинкой. Например, квадрат к квадрату или рыбу к рыбе. Важно, чтобы тема была хорошо знакома ребёнку.

Сортер

Инструменты: любые сортеры с разными фигурами, цветами и количеством предметов.

Как играть: ребёнок должен расфасовать предметы в нужные ячейки. 

Как усложнить: взять одинаковые по форме и размеру, но разные по цветам фигуры; сделать фигурку, которая никуда не подойдёт.

Иллюстрация: Meredith Schomburg / Dribbble

Цитата
Автор цитаты
Бесплатно
Получите консультацию по обучению на экстернате
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатные прописи для обучения письму
Скачайте рабочую тетрадь для дошкольников и учеников начальной школы. С помощью неё ребёнок разовьёт мелкую моторику и научится грамотно писать
Отправили тетрадь вам на почту
Вы можете начать изучение в браузере и вернуться в любой момент — тетрадь всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ещё по теме

No items found.
Поделитесь статьей