Полезные игры для развития детей с ОВЗ

Вместе с дефектологом составили подборку коррекционных упражнений на каждый вид нарушений

иконка календаря
24 июня 2025
иконка таймера
5 минут
Автор статьи:
Поделиться:

Основные категории нарушения развития у детей

Современная дефектология выделяет семь основных категорий нарушений развития:

Нарушение Категория
Нарушение слуха Глухие и слабослышащие
Нарушения зрения Слепые и слабовидящие
Нарушения речи  
Нарушения опорно-двигательного аппарата  
Расстройства аутистического спектра (РАС)  
Задержка психического развития (ЗПР)  
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)  

Нарушения бывают одиночные и смешанные (комбинированные). Например, у ребёнка с нарушением слуха могут наблюдаться трудности в развитии речи. Важно определить ведущую (первичную) проблему, чтобы правильно выстроить коррекционно-развивающую работу.

Помимо базовых предметов, например, математики, физкультуры, чтения, дети с ОВЗ нуждаются в специальных занятиях, адаптированных под особенности их развития. Один из самых эффективных способов обучения и социализации — игровая деятельность.

Игры для детей с ОВЗ

Через игру ребёнок осваивает новые навыки, учится взаимодействовать, развивает внимание, мышление, координацию и речь. Ниже — подборка адаптированных игр по категориям.

Игры для детей с нарушениями слуха

В зависимости от степени нарушения слуха, детей делят на две группы: глухие и слабослышащие. У каждой группы — свои образовательные задачи, но в играх основное внимание уделяется развитию слухового восприятия — умения слушать, различать и произносить звуки, отвечать.

Игры для слабослышащих детей

Животный мир

Инструменты: ноутбук или телефон с колонкой, записи с голосами животных, изображения животных.

Как играть: педагог включает записи с голосами разных животных. Например, медведя, лисы, зайца, кота, собаки. Задача ребёнка — услышать и правильно назвать животное или показать его картинку.

Как усложнить: делать звуки громче и тише.

Музыка нас связала

Инструменты: музыкальные инструменты, ширма, картинки музыкальных инструментов.

Как играть: принцип такой же, как и в предыдущей игре: услышать, на каком музыкальном инструменте играет педагог, и назвать или показать его.

Телефонные прятки

Инструмент: телефон.

Как играть: педагог включает звук, например звонит с другого телефона. Задача ребёнка — понять, где находится телефон и найти его.

Игры для глухих детей

Любые игры, занятия и хозяйственно-бытовая деятельность глухих детей сопровождаются речевыми карточками с названиями предметов, фразами. Слово написано полностью, а над ним — ударение и звуки, если они отличаются от букв.

Сюжетно-ролевые игры

Инструменты: костюмы, атрибуты.

Как играть: до игры педагог знакомит детей с одной темой. Например, рассказывает всё о больнице. Ребята узнают названия предметов, профессии. К каждому слову есть карточка. После мини-урока ученики вместе с педагогом распределяют роли, костюмы, готовят реквизит и разыгрывают один день из больничной жизни.

Глухие дети не осваивают сюжетно-ролевые игры самостоятельно. Им нужно буквально каждое слово и действие разложить по полочкам, рассказать, кто чем занимается, какие могут быть разговоры между людьми, например продавцом и покупателем.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Позови меня

Как играть: педагог зовёт ребёнка по имени, задача каждого — услышать имя: своё или другого ребёнка. Если услышал своё — громко сказать «Это я!», если чужое — похлопать в ладоши.

Баланс

Как играть: педагог предлагает детям сохранять баланс на разных предметах, например специальном балансире, скамейке, стуле.

Как усложнить: если ребёнок легко справляется, можно попросить подпрыгнуть, держа в руках книжки.

У глухих детей часто плохая координация из-за недостаточного развития мозжечка.

Игры для детей с нарушениями зрения

Эту категорию детей принято делить на две подкатегории: слепые и слабовидящие. Игры помогают развить ориентировку, тактильное восприятие, слуховую память и пространственное мышление.

Игры для слепых детей

Ищи

Как играть: педагог даёт ребёнку речевую инструкцию, куда ему нужно пойти, что и с какой стороны обойти, где наклониться или потянуться наверх, чтобы найти предмет.

Волшебный мешочек

Инструменты: мешок, разные предметы и игрушки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку вытянуть из мешка предмет, узнать его, описать и рассказать, как его можно применять.

Ходьба по контуру

Инструменты: канат или лента.

Как играть: педагог складывает канат или ленту в разные формы, а ребёнок в носках и потом в обуви старается пройти чётко по контуру.

Слепые от рождения дети не знают, как выглядят цвета. Поэтому они ориентируются по количеству, размеру, объёму, масштабу.

Игры для слабовидящих детей

Зашумлённые изображения

Инструменты: карточки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку найти на картинке предметы, изображённые в виде контуров, и назвать их.

__wf_reserved_inherit
Зашумлённые изображения. Источник: урок.рф

Прятки

Инструменты: карточки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку найти все вещи, объединенные по одному признаку. Например, геометрические фигуры.

Незаконченное изображение

Инструменты: карточки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку дорисовать недостающую часть картинки.

Настольные игры и карточки для детей с нарушениями зрения не ламинируют глянцем и не обматывают скотчем.

Игры для детей с нарушениями речи

Нарушения речи можно разделить на две подкатегории — нарушение письменной речи и нарушение устной речи.

Зазвучи

Инструменты: разные игрушки.

Как играть: педагог даёт ребёнку игрушку, а задача ребёнка — издать звук. Например, получив игрушечный самолёт, он должен сымитировать звук взлёта.

Помоги найти отличия

Как играть: педагог произносит близкие по звучанию слова, например, «стол» и «стул», «коса» и «коза», «мышата» и «ежата», а ребёнок на слух пытается их различить.

Продолжи ряд

Инструменты: листок в линейку, карандаш или ручка.

Как играть: педагог начинает рисунок на линии, а ребёнок должен продолжить.

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

У детей с детским церебральным параличом (ДЦП) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) важно развивать моторику, координацию и уверенность в движении.

Зеркало

Как играть: педагог и ребёнок находятся напротив друг друга. Педагог показывает движения, а ребёнок повторяет. Затем действующие лица меняются ролями. Задача педагога — не передразнить ученика, а постараться выполнить упражнение как можно точнее.

Скульптура

Как играть: педагог «лепит» из ребёнка, как из глины, скульптуру. Ставит ноги, руки, пальцы, голову в возможные положения. Затем «скульптура» застывает, а мастер вдохновляется своей работой.

Кошки-мышки

Инструменты: листы бумаги, цветные карандаши.

Как играть: педагог рисует кота, ребёнок — мышь. Задача педагога — рисовать тропинку от кота до мыши, задача ребёнка — рисовать тропинку от мыши не в сторону кота, чтобы она могла спрятаться. Действия происходят одновременно, если кот успел догнать мышь — он победил, если мышка убежала — победа за ней.

Игры для детей с расстройствами аутистического спектра

Обычно дети с РАС не нуждаются в компании других людей, им достаточно своего маленького мира. Поэтому их важно социализировать, включить в коллективную деятельность и научить взаимодействовать с окружающими.

Газета

Как играть: педагог предлагает детям выпустить газету. Например, о событиях недели в классе или школе. Для этого собирает редколлегию, где каждому достаётся роль. Ребёнку с РАС дают роль, связанную хотя бы с ещё одним человеком. Например, фотографировать другого ребёнка — участника соревнований.

Найди клад

Как играть: педагог прячет клад в классе и просит ученика найти клад по подсказкам, которые находятся у других детей и учителей.

Ладушки

Как играть: простая детская игра, когда пара соприкасается только правыми или только левыми руками, а потом обеими. Так получится наладить тактильный и, возможно, зрительный контакт.

Игры для детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) — это достаточно широкое понятие. Оно может включать проблемы с произвольным вниманием, слуховой памятью, абстрактным воображением или любой другой высшей психической функцией (ВПФ). Обычно принято считать, что ЗПР — это совокупность нарушений всех или нескольких ВПФ.

Что пропало?

Инструменты: игрушки или картинки.

Как играть: педагог ставит перед ребёнком три игрушки или кладёт три картинки. Важно, чтобы они были хорошо знакомы ребёнку и он мог их назвать. Задача ребёнка — запомнить весь ряд, а когда педагог уберёт один предмет, вспомнить какой.

Как усложнить: повышать количество до десяти.

Это что такое летит?

Как играть: принцип игры такой же, как у «Съедобное — несъедобное». Ребёнку нужно услышать слово и начать махать руками, если это летает. Если не летает — присесть на корточки. Примерный перечень слов: самолёт, гусеница, стул, баклажан, рыба, колибри.

Что лишнее?

Инструменты: игрушки или картинки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку объединить игрушки или картинки, назвать обобщающим словом и определить, что лишнее. Например, диван, стул, кресло, кровать, тарелка.

Как усложнить: играть на слух без зрительной опоры, добавлять более одного лишнего предмета.

__wf_reserved_inherit
Карточка «Четвёртый лишний». Источник: урок.рф

Игры для детей с умственной отсталостью

В первую очередь ребёнку важно привить бытовые, гигиенические навыки, научить его пользоваться посудой, одеваться. Развивать интеллект нужно постепенно, начиная с базовых понятий.

Флажки

Инструменты: разные флажки.

Как играть: педагог даёт ребёнку два флажка одинакового цвета и формы, уточняет, одинаковые они или нет. Затем даёт одинаковые по форме, но разные по цвету. Затем — одинаковые по цвету, но разные по форме. Затем — совершенно разные.

Домино

Инструменты: домино с картинками.

Как играть: принцип, как и у домино с числами: нужно подставлять к свободному краю кость с такой же картинкой. Например, квадрат к квадрату или рыбу к рыбе. Важно, чтобы тема была хорошо знакома ребёнку.

Сортер

Инструменты: любые сортеры с разными фигурами, цветами и количеством предметов.

Как играть: ребёнок должен расфасовать предметы в нужные ячейки.

Как усложнить: взять одинаковые по форме и размеру, но разные по цветам фигуры; сделать фигурку, которая никуда не подойдёт.

Выводы

  • Игровая деятельность — важный инструмент обучения и социализации детей с ОВЗ.
  • Игры помогают развивать ключевые навыки: слух, зрение, речь, координацию, мышление, память и общение.
  • Адаптация игровых методик под конкретные особенности ребёнка делает занятия эффективными и безопасными.
  • Успех занятий зависит от регулярности, чёткого сопровождения и индивидуального подхода.
  • Игра — не только способ развлечения, но и мощное средство коррекционной педагогики.
Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.