Полезные игры для развития детей с ОВЗ
Вместе с дефектологом составили подборку коррекционных упражнений на каждый вид нарушений
- 7.10.2024
- Время чтения:6 минут
Современная дефектология выделяет семь видов нарушений развития:
- нарушения слуха — глухие и слабослышащие,
- нарушения зрения — слепые и слабовидящие,
- нарушения речи,
- нарушения опорно-двигательного аппарата,
- расстройства аутистического спектра (РАС),
- задержка психического развития (ЗПР),
- умственная отсталость (интеллектуальные нарушения).
Нарушения бывают одиночные и смешанные (комбинированные) — например, ЗПР с умственной отсталостью. При смешанных нарушениях важно определить первичную, или ведущую, проблему: у глухого ребёнка глухота — первичная проблема, а нарушение речи — вторичная.
Детям с ОВЗ, помимо общих занятий, например, математикой и физкультурой, нужны специфические в зависимости от типа нарушения и ведущей проблемы. Для каждой группы рассмотрим список ниже.
Игры для детей с нарушениями слуха
Эту категорию детей принято делить на две подкатегории: глухие и слабослышащие. Обычно ребята даже учатся в разных коррекционных школах, чтобы у слабослышащих не было соблазна не учиться говорить, а у глухих — списывать работы слабослышащих.
Игры для обеих категорий в основном направлены на развитие слухового восприятия — умения слушать, различать и произносить звуки, отвечать.
Детям с нарушениями слуха никогда не говорят «посмотри», если звучит устная речь Только «послушай».
Игры для слабослышащих детей
Животный мир
Инструменты: ноутбук или телефон с колонкой, записи с голосами животных, картинки животных.
Как играть: педагог включает записи с голосами разных животных. Например, медведя, лисы, зайца, кота, собаки. Задача ребёнка — услышать и правильно назвать животное или показать его картинку.
Как усложнить: делать звуки громче и тише.
Музыка нас связала
Инструменты: музыкальные инструменты, ширма, картинки музыкальных инструментов.
Как играть: принцип такой же, как и в предыдущей игре: услышать, на каком музыкальном инструменте играет педагог, и назвать или показать его.
Телефонные прятки
Инструмент: телефон.
Как играть: педагог включает звук, например звонит с другого телефона. Задача ребёнка — ориентироваться по звуку, понять, где находится телефон, найти его.
<<Форма демодоступа>>
Игры для глухих детей
Любые игры, занятия и хозяйственно-бытовая деятельность глухих детей сопровождаются речевыми карточками с названиями предметов, фразами. Слово написано полностью, а над ним — ударение и звуки, если они отличаются от букв.
Сюжетно-ролевые игры
Инструменты: костюмы, атрибуты.
Как играть: до игры педагог знакомит детей с одной темой. Например, рассказывает всё о больнице. Ребята узнают названия предметов, профессии. К каждому слову есть карточка. После мини-урока ученики вместе с педагогом распределяют роли, костюмы, готовят реквизит и разыгрывают один день из жизни больницы.
Глухие дети никогда не осваивают сюжетно-ролевые игры самостоятельно. Им нужно буквально каждое слово и действие разложить по полочкам, рассказать, кто чем занимается, какие могут быть разговоры между людьми, например продавцом и покупателем.
Позови меня
Как играть: педагог зовёт ребёнка по имени, задача каждого — услышать имя: своё или другого ребёнка. Если услышал своё — громко сказать «Это я!», если чужое — похлопать в ладоши.
Баланс
Как играть: педагог предлагает детям сохранять баланс на разных предметах, например специальном балансире, скамейке, стуле.
Как усложнить: если ребёнок легко справляется, давать ещё задания, например попросить подпрыгнуть, держа в руках книжки.
У глухих детей часто плохая координация из-за недостаточного развития мозжечка.
Игры для детей с нарушениями зрения
Эту категорию детей принято делить на две подкатегории: слепые и слабовидящие. Обычно дети даже учатся в разных коррекционных школах, чтобы у слабовидящих не было соблазна не учиться ориентироваться, а у слепых — заставлять слабовидящих учиться за них.
Игры для обеих категорий в основном направлены на развитие зрительного восприятия — умения ориентироваться, запоминать.
Детям с нарушениями зрения никогда не говорят «потрогай», только «посмотри».
Игры для слепых детей
Ищи
Как играть: педагог даёт ребёнку речевую инструкцию, куда ему нужно пойти, что и с какой стороны обойти, где наклониться или потянуться наверх, чтобы найти предмет.
Волшебный мешочек
Инструменты: мешок, разные предметы и игрушки.
Как играть: педагог предлагает ребёнку вытянуть из мешка предмет, узнать его, описать и рассказать, как его можно применять.
Ходьба по контуру
Инструменты: канат или лента.
Как играть: педагог складывает канат или ленту в разные формы, а ребёнок в носках и потом в обуви старается пройти чётко по контуру.
Слепые от рождения дети не знают, как выглядят цвета. Поэтому они ориентируются по количеству, размеру, объёму, масштабу.
Игры для слабовидящих детей
Зашумлённые изображения
Инструменты: карточки.
Как играть: педагог предлагает ребёнку найти на картинке предметы, изображённые в виде контуров, и назвать их.
Прятки
Инструменты: карточки.
Как играть: педагог предлагает ребёнку найти все вещи, объединенные по одному признаку. Например, геометрические фигуры.
Незаконченное изображение
Инструменты: карточки.
Как играть: педагог предлагает ребёнку дорисовать недостающую часть картинки.
Настольные игры и карточки для детей с нарушениями зрения не ламинируют и не обматывают скотчем. В крайнем случае делают матовое ламинирование.
Игры для детей с нарушениями речи
Нарушения речи можно разделить на две большие подкатегорий — нарушение письменной речи и нарушение устной речи.
Зазвучи
Инструменты: разные игрушки.
Как играть: педагог даёт ребёнку игрушку, а задача ребёнка — издать звук. Например, получив игрушечный самолёт, он должен сымитировать звук взлёта.
Помоги найти отличия
Как играть: педагог произносит близкие по звучанию слова, например, «стол» и «стул», «коса» и «коза», «мышата» и «ежата», а ребёнок на слух пытается их различить.
Продолжи ряд
Инструменты: листок в линейку, карандаш или ручка.
Как играть: педагог начинает рисунок на линии, а ребёнок должен продолжить.
Игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Важно понимать, что это не только детский церебральный паралич (ДЦП). У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) основная потребность — разнообразные движения.
Зеркало
Как играть: педагог и ребёнок находятся напротив друг друга. Педагог показывает движения, а ребёнок повторяет. Затем действующие лица меняются ролями. Задача педагога — не передразнить ученика, а постараться выполнить упражнение как можно точнее.
Скульптура
Как играть: педагог лепит из ребёнка, как из глины, скульптуру. Ставит ноги, руки, пальцы, голову в возможные положения. Затем «скульптура» застывает, а мастер вдохновляется своей работой.
Кошки-мышки
Инструменты: листы бумаги, цветные карандаши.
Как играть: педагог рисует кота, ребёнок — мышь. Задача педагога — рисовать тропинку от кота до мыши, задача ребёнка — рисовать тропинку от мыши не в сторону кота, чтобы она могла спрятаться. Действия происходят одновременно, если кот успел догнать мышь — он победил, если мышка убежала — победа за ней.
Игры для детей с расстройствами аутистического спектра
Обычно дети с РАС не нуждаются в компании других людей, им достаточно своего маленького мира. Поэтому их важно социализировать, включить в коллективную деятельность и научить взаимодействовать с окружающими.
Газета
Как играть: педагог предлагает детям выпустить газету. Например, о событиях недели в классе или школе. Для этого собирает редколлегию, где каждому достаётся роль. Ребёнку с РАС дают роль, связанную хотя бы с ещё одним человеком. Например, фотографировать другого ребёнка — участника соревнований.
Найди клад
Как играть: педагог прячет клад в классе и просит ученика найти клад по подсказкам, которые находятся у других детей и учителей, их нужно собрать.
Ладушки
Как играть: простая детская игра, когда пара соприкасается только правыми или только левыми руками, а потом обеими. Так получится наладить тактильный и, возможно, зрительный контакт.
Игры для детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) — это достаточно широкое понятие. Оно может включать проблемы с произвольным вниманием, слуховой памятью, абстрактным воображением или любой другой высшей психической функцией (ВПФ). Обычно принято считать, что ЗПР — это совокупность нарушений всех или нескольких ВПФ.
Что пропало?
Инструменты: игрушки или картинки.
Как играть: педагог ставит перед ребёнком три игрушки или кладёт три картинки. Важно, чтобы они были хорошо знакомы ребёнку и он мог их назвать. Задача ребёнка — запомнить весь ряд, а когда педагог уберёт один предмет, вспомнить какой.
Как усложнить: повышать количество до десяти.
Это что такое летит?
Как играть: принцип игры такой же, как у «Съедобное — несъедобное». Ребёнку нужно услышать слово и начать махать руками, если это летает. Если не летает — присесть на корточки. Примерный перечень слов: самолёт, гусеница, стул, баклажан, рыба, колибри.
Что лишнее?
Инструменты: игрушки или картинки.
Как играть: педагог предлагает ребёнку объединить игрушки или картинки, назвать обобщающим словом и определить, что лишнее. Например, диван, стул, кресло, кровать, тарелка.
Как усложнить: играть на слух без зрительной опоры, добавлять более одного лишнего предмета.
Игры для детей с умственной отсталостью
В первую очередь ребёнку важно привить бытовые, гигиенические навыки, научить его пользоваться посудой, одеваться. Развивать интеллект нужно постепенно, начиная с базовых понятий.
Флажки
Инструменты: разные флажки.
Как играть: педагог даёт ребёнку два флажка одинакового цвета и формы, уточняет, одинаковые они или нет. Затем даёт одинаковые по форме, но разные по цвету. Затем — одинаковые по цвету, но разные по форме. Затем — совершенно разные.
Домино
Инструменты: домино с картинками.
Как играть: принцип, как и у домино с числами: нужно подставлять к свободному краю кость с такой же картинкой. Например, квадрат к квадрату или рыбу к рыбе. Важно, чтобы тема была хорошо знакома ребёнку.
Сортер
Инструменты: любые сортеры с разными фигурами, цветами и количеством предметов.
Как играть: ребёнок должен расфасовать предметы в нужные ячейки.
Как усложнить: взять одинаковые по форме и размеру, но разные по цветам фигуры; сделать фигурку, которая никуда не подойдёт.
Иллюстрация: Meredith Schomburg / Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться