Полезные игры для развития детей с ОВЗ

Вместе с дефектологом составили подборку коррекционных упражнений на каждый вид нарушений

Современная дефектология выделяет семь видов нарушений развития:

  • нарушения слуха — глухие и слабослышащие,
  • нарушения зрения — слепые и слабовидящие,
  • нарушения речи,
  • нарушения опорно-двигательного аппарата,
  • расстройства аутистического спектра (РАС),
  • задержка психического развития (ЗПР),
  • умственная отсталость (интеллектуальные нарушения). 

Нарушения бывают одиночные и смешанные (комбинированные) — например, ЗПР с умственной отсталостью. При смешанных нарушениях важно определить первичную, или ведущую, проблему: у глухого ребёнка глухота — первичная проблема, а нарушение речи — вторичная.

Детям с ОВЗ, помимо  общих занятий, например, математикой и физкультурой, нужны специфические в зависимости от типа нарушения и ведущей проблемы. Для каждой группы рассмотрим список ниже.

Игры для детей с нарушениями слуха

Эту категорию детей принято делить на две подкатегории: глухие и слабослышащие. Обычно ребята даже учатся в разных коррекционных школах, чтобы у слабослышащих не было соблазна не учиться говорить, а у глухих — списывать работы слабослышащих.

Игры для обеих категорий в основном направлены на развитие слухового восприятия — умения слушать, различать и произносить звуки, отвечать.

Детям с нарушениями слуха никогда не говорят «посмотри», если звучит устная речь Только «послушай».

Игры для слабослышащих детей

Животный мир

Инструменты: ноутбук или телефон с колонкой, записи с голосами животных, картинки животных.

Как играть: педагог включает записи с голосами разных животных. Например, медведя, лисы, зайца, кота, собаки. Задача ребёнка — услышать и правильно назвать животное или показать его картинку.

Как усложнить: делать звуки громче и тише.

Музыка нас связала

Инструменты: музыкальные инструменты, ширма, картинки музыкальных инструментов.

Как играть: принцип такой же, как и в предыдущей игре: услышать, на каком музыкальном инструменте играет педагог, и назвать или показать его.

Телефонные прятки

Инструмент: телефон.

Как играть: педагог включает звук, например звонит с другого телефона. Задача ребёнка — ориентироваться по звуку, понять, где находится телефон, найти его.

<<Форма демодоступа>>

Игры для глухих детей

Любые игры, занятия и хозяйственно-бытовая деятельность глухих детей сопровождаются речевыми карточками с названиями предметов, фразами. Слово написано полностью, а над ним — ударение и звуки, если они отличаются от букв.

Сюжетно-ролевые игры

Инструменты: костюмы, атрибуты.

Как играть: до игры педагог знакомит детей с одной темой. Например, рассказывает всё о больнице. Ребята узнают названия предметов, профессии. К каждому слову есть карточка. После мини-урока ученики вместе с педагогом распределяют роли, костюмы, готовят реквизит и разыгрывают один день из жизни больницы.

Глухие дети никогда не осваивают сюжетно-ролевые игры самостоятельно. Им нужно буквально каждое слово и действие разложить по полочкам, рассказать, кто чем занимается, какие могут быть разговоры между людьми, например продавцом и покупателем.

Позови меня

Как играть: педагог зовёт ребёнка по имени, задача каждого — услышать имя: своё или другого ребёнка. Если услышал своё — громко сказать «Это я!», если чужое — похлопать в ладоши.

Баланс

Как играть: педагог предлагает детям сохранять баланс на разных предметах, например специальном балансире, скамейке, стуле.

Как усложнить: если ребёнок легко справляется, давать ещё задания, например попросить подпрыгнуть, держа  в руках книжки.

У глухих детей часто плохая координация из-за недостаточного развития мозжечка.

Игры для детей с нарушениями зрения

Эту категорию детей принято делить на две подкатегории: слепые и слабовидящие. Обычно дети даже учатся в разных коррекционных школах, чтобы у слабовидящих не было соблазна не учиться ориентироваться, а у слепых — заставлять слабовидящих учиться за них.

Игры для обеих категорий в основном направлены на развитие зрительного восприятия — умения ориентироваться, запоминать.

Детям с нарушениями зрения никогда не говорят «потрогай», только «посмотри».

Игры для слепых детей

Ищи

Как играть: педагог даёт ребёнку речевую инструкцию, куда ему нужно пойти, что и с какой стороны обойти, где наклониться или потянуться наверх, чтобы найти предмет.

Волшебный мешочек

Инструменты: мешок, разные предметы и игрушки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку вытянуть из мешка предмет, узнать его, описать и рассказать, как его можно применять.

Ходьба по контуру

Инструменты: канат или лента.

Как играть: педагог складывает канат или ленту в разные формы, а ребёнок в носках и потом в обуви старается пройти чётко по контуру.

Слепые от рождения дети не знают, как выглядят цвета. Поэтому они ориентируются по количеству, размеру, объёму, масштабу.

Игры для слабовидящих детей

Зашумлённые изображения

Инструменты: карточки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку найти на картинке предметы, изображённые в виде контуров, и назвать их.

Прятки

Инструменты: карточки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку найти все вещи, объединенные по одному признаку. Например, геометрические фигуры.

Незаконченное изображение

Инструменты: карточки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку дорисовать недостающую часть картинки.

Настольные игры и карточки для детей с нарушениями зрения не ламинируют и не обматывают скотчем. В крайнем случае делают матовое ламинирование.

Игры для детей с нарушениями речи

Нарушения речи можно разделить на две большие подкатегорий — нарушение письменной речи и нарушение устной речи.

Зазвучи

Инструменты: разные игрушки.

Как играть: педагог даёт ребёнку игрушку, а задача ребёнка — издать звук. Например, получив игрушечный самолёт, он должен сымитировать звук взлёта.

Помоги найти отличия

Как играть: педагог произносит близкие по звучанию слова, например, «стол» и «стул», «коса» и «коза», «мышата» и «ежата», а ребёнок на слух пытается их различить. 

Продолжи ряд

Инструменты: листок в линейку, карандаш или ручка.

Как играть: педагог начинает рисунок на линии, а ребёнок должен продолжить.

Игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Важно понимать, что это не только детский церебральный паралич (ДЦП). У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) основная потребность — разнообразные движения.

Зеркало

Как играть: педагог и ребёнок находятся напротив друг друга. Педагог показывает движения, а ребёнок повторяет. Затем действующие лица меняются ролями. Задача педагога — не передразнить ученика, а постараться выполнить упражнение как можно точнее.

Скульптура

Как играть: педагог лепит из ребёнка, как из глины, скульптуру. Ставит ноги, руки, пальцы, голову в возможные положения. Затем «скульптура» застывает, а мастер вдохновляется своей работой.

Кошки-мышки

Инструменты: листы бумаги, цветные карандаши.

Как играть: педагог рисует кота, ребёнок — мышь. Задача педагога — рисовать тропинку от кота до мыши, задача ребёнка — рисовать тропинку от мыши не в сторону кота, чтобы она могла спрятаться. Действия происходят одновременно, если кот успел догнать мышь — он победил, если мышка убежала — победа за ней.

Игры для детей с расстройствами аутистического спектра

Обычно дети с РАС не нуждаются в компании других людей, им достаточно своего маленького мира. Поэтому их важно социализировать, включить в коллективную деятельность и научить взаимодействовать с окружающими.

Газета

Как играть: педагог предлагает детям выпустить газету. Например, о событиях недели в классе или школе. Для этого собирает редколлегию, где каждому достаётся роль. Ребёнку с РАС дают роль, связанную хотя бы с ещё одним человеком. Например, фотографировать другого ребёнка — участника соревнований.

Найди клад

Как играть: педагог прячет клад в классе и просит ученика найти  клад по подсказкам, которые находятся у других детей и учителей, их нужно собрать.

Ладушки

Как играть: простая детская игра, когда пара соприкасается только правыми или только левыми руками, а потом обеими. Так получится наладить тактильный и, возможно, зрительный контакт.

Игры для детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) — это достаточно широкое понятие. Оно может включать проблемы с произвольным вниманием, слуховой памятью, абстрактным воображением или любой другой высшей психической функцией (ВПФ). Обычно принято считать, что ЗПР — это совокупность нарушений всех или нескольких ВПФ.

Что пропало?

Инструменты: игрушки или картинки.

Как играть: педагог ставит перед ребёнком три игрушки или кладёт три картинки. Важно, чтобы они были хорошо знакомы ребёнку и он мог их назвать. Задача ребёнка — запомнить весь ряд, а когда педагог уберёт один предмет, вспомнить какой.

Как усложнить: повышать количество до десяти.

Это что такое летит?

Как играть: принцип игры такой же, как у «Съедобное — несъедобное». Ребёнку нужно услышать слово и начать махать руками, если это летает. Если не летает — присесть на корточки. Примерный перечень слов: самолёт, гусеница, стул, баклажан, рыба, колибри.

Что лишнее?

Инструменты: игрушки или картинки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку объединить игрушки или картинки, назвать обобщающим словом и определить, что лишнее. Например, диван, стул, кресло, кровать, тарелка.

Как усложнить: играть на слух без зрительной опоры, добавлять более одного лишнего предмета.

Игры для детей с умственной отсталостью

В первую очередь ребёнку важно привить бытовые, гигиенические навыки, научить его пользоваться посудой, одеваться. Развивать интеллект нужно постепенно, начиная с базовых понятий.

Флажки

Инструменты: разные флажки.

Как играть: педагог даёт ребёнку два флажка одинакового цвета и формы, уточняет, одинаковые они или нет. Затем даёт одинаковые по форме, но разные по цвету. Затем — одинаковые по цвету, но разные по форме. Затем — совершенно разные.

Домино

Инструменты: домино с картинками.

Как играть: принцип, как и у домино с числами: нужно подставлять к свободному краю кость с такой же картинкой. Например, квадрат к квадрату или рыбу к рыбе. Важно, чтобы тема была хорошо знакома ребёнку.

Сортер

Инструменты: любые сортеры с разными фигурами, цветами и количеством предметов.

Как играть: ребёнок должен расфасовать предметы в нужные ячейки. 

Как усложнить: взять одинаковые по форме и размеру, но разные по цветам фигуры; сделать фигурку, которая никуда не подойдёт.

Иллюстрация: Meredith Schomburg / Dribbble

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован