Основные категории нарушения развития у детей
Современная дефектология выделяет семь основных категорий нарушений развития:
| Нарушение | Категория |
| Нарушение слуха | Глухие и слабослышащие |
| Нарушения зрения | Слепые и слабовидящие |
| Нарушения речи | |
| Нарушения опорно-двигательного аппарата | |
| Расстройства аутистического спектра (РАС) | |
| Задержка психического развития (ЗПР) | |
| Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) |
Нарушения бывают одиночные и смешанные (комбинированные). Например, у ребёнка с нарушением слуха могут наблюдаться трудности в развитии речи. Важно определить ведущую (первичную) проблему, чтобы правильно выстроить коррекционно-развивающую работу.
Помимо базовых предметов, например, математики, физкультуры, чтения, дети с ОВЗ нуждаются в специальных занятиях, адаптированных под особенности их развития. Один из самых эффективных способов обучения и социализации — игровая деятельность.
Игры для детей с ОВЗ
Через игру ребёнок осваивает новые навыки, учится взаимодействовать, развивает внимание, мышление, координацию и речь. Ниже — подборка адаптированных игр по категориям.
Игры для детей с нарушениями слуха
В зависимости от степени нарушения слуха, детей делят на две группы: глухие и слабослышащие. У каждой группы — свои образовательные задачи, но в играх основное внимание уделяется развитию слухового восприятия — умения слушать, различать и произносить звуки, отвечать.
Игры для слабослышащих детей
Животный мир
Инструменты: ноутбук или телефон с колонкой, записи с голосами животных, изображения животных.
Как играть: педагог включает записи с голосами разных животных. Например, медведя, лисы, зайца, кота, собаки. Задача ребёнка — услышать и правильно назвать животное или показать его картинку.
Как усложнить: делать звуки громче и тише.
Музыка нас связала
Инструменты: музыкальные инструменты, ширма, картинки музыкальных инструментов.
Как играть: принцип такой же, как и в предыдущей игре: услышать, на каком музыкальном инструменте играет педагог, и назвать или показать его.
Телефонные прятки
Инструмент: телефон.
Как играть: педагог включает звук, например звонит с другого телефона. Задача ребёнка — понять, где находится телефон и найти его.
Игры для глухих детей
Любые игры, занятия и хозяйственно-бытовая деятельность глухих детей сопровождаются речевыми карточками с названиями предметов, фразами. Слово написано полностью, а над ним — ударение и звуки, если они отличаются от букв.
Сюжетно-ролевые игры
Инструменты: костюмы, атрибуты.
Как играть: до игры педагог знакомит детей с одной темой. Например, рассказывает всё о больнице. Ребята узнают названия предметов, профессии. К каждому слову есть карточка. После мини-урока ученики вместе с педагогом распределяют роли, костюмы, готовят реквизит и разыгрывают один день из больничной жизни.
Глухие дети не осваивают сюжетно-ролевые игры самостоятельно. Им нужно буквально каждое слово и действие разложить по полочкам, рассказать, кто чем занимается, какие могут быть разговоры между людьми, например продавцом и покупателем.
Позови меня
Как играть: педагог зовёт ребёнка по имени, задача каждого — услышать имя: своё или другого ребёнка. Если услышал своё — громко сказать «Это я!», если чужое — похлопать в ладоши.
Баланс
Как играть: педагог предлагает детям сохранять баланс на разных предметах, например специальном балансире, скамейке, стуле.
Как усложнить: если ребёнок легко справляется, можно попросить подпрыгнуть, держа в руках книжки.
У глухих детей часто плохая координация из-за недостаточного развития мозжечка.
Игры для детей с нарушениями зрения
Эту категорию детей принято делить на две подкатегории: слепые и слабовидящие. Игры помогают развить ориентировку, тактильное восприятие, слуховую память и пространственное мышление.
Игры для слепых детей
Ищи
Как играть: педагог даёт ребёнку речевую инструкцию, куда ему нужно пойти, что и с какой стороны обойти, где наклониться или потянуться наверх, чтобы найти предмет.
Волшебный мешочек
Инструменты: мешок, разные предметы и игрушки.
Как играть: педагог предлагает ребёнку вытянуть из мешка предмет, узнать его, описать и рассказать, как его можно применять.
Ходьба по контуру
Инструменты: канат или лента.
Как играть: педагог складывает канат или ленту в разные формы, а ребёнок в носках и потом в обуви старается пройти чётко по контуру.
Слепые от рождения дети не знают, как выглядят цвета. Поэтому они ориентируются по количеству, размеру, объёму, масштабу.
Игры для слабовидящих детей
Зашумлённые изображения
Инструменты: карточки.
Как играть: педагог предлагает ребёнку найти на картинке предметы, изображённые в виде контуров, и назвать их.
Прятки
Инструменты: карточки.
Как играть: педагог предлагает ребёнку найти все вещи, объединенные по одному признаку. Например, геометрические фигуры.
Незаконченное изображение
Инструменты: карточки.
Как играть: педагог предлагает ребёнку дорисовать недостающую часть картинки.
Настольные игры и карточки для детей с нарушениями зрения не ламинируют глянцем и не обматывают скотчем.
Игры для детей с нарушениями речи
Нарушения речи можно разделить на две подкатегории — нарушение письменной речи и нарушение устной речи.
Зазвучи
Инструменты: разные игрушки.
Как играть: педагог даёт ребёнку игрушку, а задача ребёнка — издать звук. Например, получив игрушечный самолёт, он должен сымитировать звук взлёта.
Помоги найти отличия
Как играть: педагог произносит близкие по звучанию слова, например, «стол» и «стул», «коса» и «коза», «мышата» и «ежата», а ребёнок на слух пытается их различить.
Продолжи ряд
Инструменты: листок в линейку, карандаш или ручка.
Как играть: педагог начинает рисунок на линии, а ребёнок должен продолжить.
Игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
У детей с детским церебральным параличом (ДЦП) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) важно развивать моторику, координацию и уверенность в движении.
Зеркало
Как играть: педагог и ребёнок находятся напротив друг друга. Педагог показывает движения, а ребёнок повторяет. Затем действующие лица меняются ролями. Задача педагога — не передразнить ученика, а постараться выполнить упражнение как можно точнее.
Скульптура
Как играть: педагог «лепит» из ребёнка, как из глины, скульптуру. Ставит ноги, руки, пальцы, голову в возможные положения. Затем «скульптура» застывает, а мастер вдохновляется своей работой.
Кошки-мышки
Инструменты: листы бумаги, цветные карандаши.
Как играть: педагог рисует кота, ребёнок — мышь. Задача педагога — рисовать тропинку от кота до мыши, задача ребёнка — рисовать тропинку от мыши не в сторону кота, чтобы она могла спрятаться. Действия происходят одновременно, если кот успел догнать мышь — он победил, если мышка убежала — победа за ней.
Игры для детей с расстройствами аутистического спектра
Обычно дети с РАС не нуждаются в компании других людей, им достаточно своего маленького мира. Поэтому их важно социализировать, включить в коллективную деятельность и научить взаимодействовать с окружающими.
Газета
Как играть: педагог предлагает детям выпустить газету. Например, о событиях недели в классе или школе. Для этого собирает редколлегию, где каждому достаётся роль. Ребёнку с РАС дают роль, связанную хотя бы с ещё одним человеком. Например, фотографировать другого ребёнка — участника соревнований.
Найди клад
Как играть: педагог прячет клад в классе и просит ученика найти клад по подсказкам, которые находятся у других детей и учителей.
Ладушки
Как играть: простая детская игра, когда пара соприкасается только правыми или только левыми руками, а потом обеими. Так получится наладить тактильный и, возможно, зрительный контакт.
Игры для детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) — это достаточно широкое понятие. Оно может включать проблемы с произвольным вниманием, слуховой памятью, абстрактным воображением или любой другой высшей психической функцией (ВПФ). Обычно принято считать, что ЗПР — это совокупность нарушений всех или нескольких ВПФ.
Что пропало?
Инструменты: игрушки или картинки.
Как играть: педагог ставит перед ребёнком три игрушки или кладёт три картинки. Важно, чтобы они были хорошо знакомы ребёнку и он мог их назвать. Задача ребёнка — запомнить весь ряд, а когда педагог уберёт один предмет, вспомнить какой.
Как усложнить: повышать количество до десяти.
Это что такое летит?
Как играть: принцип игры такой же, как у «Съедобное — несъедобное». Ребёнку нужно услышать слово и начать махать руками, если это летает. Если не летает — присесть на корточки. Примерный перечень слов: самолёт, гусеница, стул, баклажан, рыба, колибри.
Что лишнее?
Инструменты: игрушки или картинки.
Как играть: педагог предлагает ребёнку объединить игрушки или картинки, назвать обобщающим словом и определить, что лишнее. Например, диван, стул, кресло, кровать, тарелка.
Как усложнить: играть на слух без зрительной опоры, добавлять более одного лишнего предмета.

Игры для детей с умственной отсталостью
В первую очередь ребёнку важно привить бытовые, гигиенические навыки, научить его пользоваться посудой, одеваться. Развивать интеллект нужно постепенно, начиная с базовых понятий.
Флажки
Инструменты: разные флажки.
Как играть: педагог даёт ребёнку два флажка одинакового цвета и формы, уточняет, одинаковые они или нет. Затем даёт одинаковые по форме, но разные по цвету. Затем — одинаковые по цвету, но разные по форме. Затем — совершенно разные.
Домино
Инструменты: домино с картинками.
Как играть: принцип, как и у домино с числами: нужно подставлять к свободному краю кость с такой же картинкой. Например, квадрат к квадрату или рыбу к рыбе. Важно, чтобы тема была хорошо знакома ребёнку.
Сортер
Инструменты: любые сортеры с разными фигурами, цветами и количеством предметов.
Как играть: ребёнок должен расфасовать предметы в нужные ячейки.
Как усложнить: взять одинаковые по форме и размеру, но разные по цветам фигуры; сделать фигурку, которая никуда не подойдёт.
Выводы
- Игровая деятельность — важный инструмент обучения и социализации детей с ОВЗ.
- Игры помогают развивать ключевые навыки: слух, зрение, речь, координацию, мышление, память и общение.
- Адаптация игровых методик под конкретные особенности ребёнка делает занятия эффективными и безопасными.
- Успех занятий зависит от регулярности, чёткого сопровождения и индивидуального подхода.
- Игра — не только способ развлечения, но и мощное средство коррекционной педагогики.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни