Суть образовательной системы «Школа 2100»
Название «2100» выбрано не случайно: 21 означает нынешний век, а два нуля сливаются в знак бесконечности и символизируют прогресс.
Эту программу называют «концепцией образовательной системы». У неё не один, а целый коллектив авторов: Ш. А. Амонашвили, А. А. Леонтьев, Л. Г. Петерсон, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева и другие. Все материалы образовательной системы «Школа 2100» составлены вместе с Российской академией образования. Программа используется как в начальной школе, так и старших классах, но больше распространена среди первых.
В основе образовательной системы лежит «педагогика здравого смысла» А. А. Леонтьева. Девиз этой гуманистической философии:
Важнейшая ценность в педагогике — это человек.
Принцип образовательной системы «Школа 2100»
В учебниках программы «Школа 2100» заложен единый дидактический принцип минимакса. Его суть заключается в том, что учебные материалы включают не только обязательный минимум знаний, который должны освоить все учащиеся под руководством учителя, но и дополнительные задания. Дополнительная информация позволяет ученикам углублять свои знания и развивать умения сверх базового уровня.
Таким образом, каждый ученик обязан освоить основной материал, предусмотренный стандартом и программой, но при этом у него есть возможность выйти за рамки минимума и изучить больше. Принцип минимакса помогает учитывать различия между детьми: все ребята разные, и нельзя подстраивать обучение только под сильного или слабого ученика. Благодаря гибкой системе ученик вместе с учителем выбирает собственный максимум. Это и есть индивидуальный подход на практике.
Кроме того, минимакс формирует важный навык — умение самостоятельно находить необходимую информацию и определять, какие знания нужны для решения конкретной задачи. Это помогает готовить детей к реальной жизни, где важно уметь добывать и использовать нужные сведения самостоятельно.
Особенности программы «Школы 2100»
Вот чем программа отличается:
- Преемственность на всех этапах обучения: от детского сада до вуза. Это значит, что программу можно использовать с дошкольной ступени до 11-го класса и специально рассчитана на это.
- Системность в использовании знаний. Это значит, что программа выстроена по чёткой структуре. После прохождения у ребёнка в голове формируется ясная и логичная система знаний. На выходе авторы видят ребёнка, который стремится к саморазвитию и ответственно относится к себе и образованию.
- Непрерывность в последовательности учебных задач. Темы вводятся друг за другом. Не может быть такого, чтобы домашку внезапно задали по теме, которую ещё не проходили.
- Сложность обучения. Ученикам, которые привыкли к другим программам, «Школа 2100» может показаться трудной, потому что рассчитана скорее на углублённый уровень обучения. Например, в учебниках по истории много вставок из источников и дополнительных фактов — больше, чем в обычной программе. А в начале глав предлагаются мнения разных сторон, которые нужно критически анализировать.
Программа была сложнее, чем по учебникам, скажем, «Просвещения». Но на самом деле во время учёбы этого не чувствуется. Параллельный класс учился по «Просвещению» — нам их учебники казались скучными и с кучей мелкого текста.
Екатерина Лановая, наставник Домашней школы Фоксфорда
Технологии образовательной системы «Школа 2100»
Технология проблемного диалога
Диалог осуществляется в несколько этапов:
- Постановка проблемы – определение темы занятия или направления исследования.
- Поиск решения – этап осознания и фиксации полученных знаний.
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить детей, чтобы они смогли сформулировать проблему и найти пути её решения.
Например, на уроках русского языка проблемная ситуация часто создаётся через практическое задание на ещё не изученную тему. Ученики выполняют его по-разному, что приводит к разногласиям. Учитель стимулирует обсуждение вопросами: «Задание было одно, а решения разные. Почему? Чего нам не хватает?» На математике подобное задание обычно вызывает затруднение, так как требует новых знаний. Диалог строится иначе: «Не получилось? В чём сложность? Чем это задание отличается от прошлых?»
Технология продуктивного чтения
Технология включает 3 этапа работы с текстом.
| Этап | Содеражние этапа |
| Подготовка к чтению | 1. Прогнозирование содержания по названию, автору, ключевым словам, иллюстрациям 2. Постановка учебных целей с учетом уровня подготовки класса |
| Анализ текста | 1. Первичное знакомство: чтение вслух, про себя или комбинированно 2. Обсуждение первых впечатлений: беседа, ассоциации, сравнение с ожиданиями 3. Углубленный разбор: повторное смысловое чтение с анализом, вопросы по каждой смысловой части, обобщение и выводы |
| Закрепление и творческое осмысление | 1. Дискуссия: сравнение читательских и авторских трактовок 2. Изучение биографии писателя 3. Работа с заглавиями и иллюстрациями 4. Творческие задания: интерпретация через рисунок, пересказ, инсценировка |
Важно: этапы гибко адаптируются под задачи урока и особенности текста.
Технология оценивания образовательных достижений
Ученикам предлагается самостоятельно оценить умение применять знания на практике. Это происходит в процессе диалога с учителем через наводящие вопросы: «Какое задание было выполнено?», «Самостоятельно?», «Какие трудности возникли?», «Какую бы оценку мог себе поставить?».
Технология осуществления преемственности между начальным и основным образованием
Программа «Школа 2100»обеспечивает непрерывность образовательного процесса от начальной к старшей школе, учитывая возрастные особенности детей.
Технология проектной деятельности
Программа рассматривает проектную деятельность в качестве способа формирования следующих организационный, интеллектуальных, личностных и коммуникативных умений.
Цели «Школы 2100»
Главные цели программы «Школа 2100» — научить ребёнка следующим навыкам:
- самостоятельно учиться;
- организовывать свою работу;
- искать необходимые знания, анализировать их, структурировать и применять на практике;
- ставить перед собой цели и добиваться их;
- адекватно оценивать свою деятельность.
Плюсы и минусы программы «Школа 2100»
Вот преимущества и недостатки этой образовательной системы.
Плюсы программы «Школа 2100»
- Программа непрерывна с 1-го по 11-й класс.
- Охватывает большой объём материала.
- Учит детей искать знания.
- Некоторые учителя отмечают, что выпускники этой образовательной системы знают больше сверстников в средней школе.
Минусы программы «Школа 2100»
- Программа больше ориентируется на учащихся среднего и высокого уровня подготовки. Самые сложные предметы в начальной школе — математика Козловой С. А. и окружающий мир Вахрушева А. А. Домашка часто требует помощи родителей.
- Не все учителя готовы продолжать обучение по программе «Школа 2100» в пятом классе.
- Программа ограничена в использовании в школах, так как учебные пособия не вошли в федеральный перечень.
Кому подойдет программа «Школа 2100»
Образовательная программа «Школа 2100» ориентирована на учеников и педагогов, которые ценят системный подход к обучению. Эта программа подходит тем, кто стремится развивать у детей умение мыслить самостоятельно, анализировать информацию и находить нестандартные и креативные решения.
«Школа 2100» подойдет семьям, которые заинтересованы во всестороннем развитии ребёнка и хотят видеть, как школьные знания помогают применению практических навыков. Она будет полезна учителям, которые ищут гибкий и современный образовательный инструмент, помогающий организовать уроки так, чтобы каждый ученик смог раскрыть свои способности.
Эта программа особенно хороша для школ, которые готовы внедрять новые педагогические подходы и поддерживать личностно-ориентированное обучение.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни