Как меняется психика ребёнка
В статье по материалам лекции нейропсихолога Ксении Вотяковой, выступившей на конференции Домашней школы Фоксфорда «Между нами, родителями», раскрываем ключевые изменения, происходящие с детьми в процессе взросления.
- 9.7.2024
- Время чтения:10 минут
Ксения Вотякова, клинический психолог, нейропсихолог, выступила на конференции Домашней школы Фоксфорда «Между нами, родителями» с темой «Как меняется ребёнок». На лекции Ксения разбирает выделенные современными учёными этапы взросления, рассказывает, что происходит с детьми на каждом из них, что считается нормой, а из-за чего стоит бить тревогу. Мы собрали основные тезисы спикера в статье.
Психологический портрет ребёнка 8–10 лет
Младшему школьнику, вышедшему из узкого круга семьи в большой мир, хочется скорее его увидеть и узнать, как он устроен. При этом ему важно понять, каков он сам, насколько развиты его навыки и насколько получается то, чего от него ожидают.
У детей в возрасте от 8 до 10 лет появляются значительные изменения в когнитивном и социально-эмоциональном развитии, о которых важно знать родителям и учителям.
Когнитивное развитие
В младшем школьном возрасте формируются произвольное восприятие и память, сложные двигательные навыки, происходит скачок регуляторной функции. Ребёнок понимает: от него ожидают, что он не будет делать только то, что хочет.
В мышлении детей до 12 лет может проявляться феномен Пиаже. (Это означает, что ребёнок ещё допускает ошибки в сопоставлении количественных характеристик: например, при вопросе «Чего больше» оценивает не количество объектов, а сколько места в пространстве они занимают. — Прим. ред.)
В 12 лет ребёнок начинает мыслить абстрактными понятиями. Например, ему на окружающем мире рассказывают, что Земля круглая. Пусть это противоречит его повседневному опыту, он старается объяснить какие-то явления, исходя из того, что Земля не плоская.
<<Форма демодоступа>>
Социально-эмоциональное развитие
Уже с 5–7 лет дети начинают понимать мотивы и эмоции других людей. Они предполагают, почему кто-то поступает определённым образом и что он чувствует.
В этом возрасте пробуждается интерес к собственным мыслям и чувствам, появляются намёки на развитие рефлексии. Но детям ещё трудно проводить глубокий анализ своего внутреннего состояния.
Младшим школьникам свойственно переоценивать свои возможности. Ребёнок верит в себя до конца, если он не попадал в неприятную социальную ситуацию в школе. Это даёт ему иммунитет от комплекса неполноценности.
Значимость отношений со взрослыми не снижается, ведь они помогают формировать навыки общения, кооперации, а ещё через отношения с ребёнком, интерпретацию его успехов и неудач влияют на его представление о себе.
Как помочь ребёнку 8–10 лет
Повышение самооценки
Чтобы помочь ребёнку успешно пройти этот возрастной период, важно влиять на самооценку: давать обратную связь об умениях, качествах характера, сложности задачи и слабых сторонах.
Ксения Вотякова обращает особое внимание на сложность задачи, ведь для каждого она будет субъективна: например, для одного определённая деятельность может быть трудной, а для другого — простой. По мнению спикера, необходимо показать ребёнку, что вполне нормально, если у него что-то пока не получается, но чтобы получилось, можно попробовать сделать это вместе.
Также важно подчёркивать связь между усилиями и результатом, фокусировать внимание на действиях, старании и ответственности. Например, ребёнок получил за диктант четвёрку. Можно сказать ему, что несмотря на то, что он сделал несколько ошибок и получил четвёрку, он при этом готовился и очень старался. Именно это будет поддерживать внутреннюю учебную мотивацию и напоминать, что иногда сами усилия для движения к цели уже хороши и значимы.
Развитие навыков планирования и управления временем
Нужно помогать ребёнку планировать сложные задачи, разбивать их на этапы. Произвольность ещё формируется у ребёнка, поэтому, если у него есть трудная задача, мы учим его делить её на несколько посильных шагов.
Если ребёнку нужна помощь с планированием времени (например, он до последнего тянет с уроками), Ксения Вотякова советует родителям немного ему помочь. Если дети гиперактивны и невнимательны, то взрослые также должны выступить в роли организующего фактора.
Стимуляция обучения
В этом возрасте особенно важно подкреплять знания, а не оценки. Необходимо любым способом сохранить в ребёнке внутреннюю учебную мотивацию, его природное любопытство. Например: «Ого, ты знаешь все планеты Солнечной системы? Отлично! Давай проверим, знаю ли их я?»
Необходимо также учить детей учиться, поощрять самостоятельность. Эти навыки не всегда получается развить в школе, но заинтересованным, вовлечённым родителям это по силам.
Социализация
Важно включать ребёнка в разные коллективы. Это полезно потому, что ребёнок пробует себя в различных видах деятельности и пытается найти себя с разными людьми. Эти задачи обычно решаются на следующем возрастном этапе, но тогда взрослые уже не смогут помочь, а здесь такая возможность у них ещё есть.
Ксения Вотякова считает, что при разного рода трудностях в классе будет полезнее поместить ребёнка в более камерную атмосферу, где не 30 человек, а четыре-пять. Тогда у него начнут понемногу прокачиваться навыки эмпатии и коммуникации. То же самое происходит в кружках, секциях и на мастер-классах.
<<Перелинковка>>
Возможные причины, по которым ребёнку сложно учиться в младшей школе
Сложности, с которыми чаще всего сталкиваются младшеклассники в школе:
- несоответствие требований возможностям ребёнка;
- СДВГ;
- переутомление;
- специфические трудности обучения: дислексия, дисграфия, дискалькулия;
- конфликтность, дефицит эмпатии, неумение устанавливать границы.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности, дислексия, дискалькулия и дисграфия становятся заметны во втором классе. Ксения Вотякова советует не затягивать и при первых признаках трудностей обращаться к специалистам для проведения диагностики, чтобы не обвинять ребёнка в лени и глупости, а понять специфику сложностей. Обращаться нужно к логопеду и нейропсихологу.
Психологический портрет подростка
Как и младшие школьники, подростки также пытаются найти ответ на вопрос «Какой я?», но перед ними мир становится ещё больше: открываются новые человеческие знания, наука и огромный внутренний мир — включается рефлексия. Параллельно с этим подросток находится в большой группе людей и старается понять, как быть собой, но при этом приспособиться к окружающим.
Подростки постарше уже пытаются описать словами большой мир вокруг. Они понимают свою многомерность, хотят сконструировать образ «я», а также занимаются профессиональным самоопределением, отвечают на вопрос «Как я вижу своё будущее?».
Переходный возраст и сепарация от родителей
Подростку очень хочется быть независимым от родителей, но при этом он пока не готов от них далеко уйти. Поиск независимости сочетается с парадоксальной необходимостью в поддержке значимых взрослых.
Родители, в свою очередь, тоже сталкиваются с трудностями, они могут не понимать, что происходит: «Почему мой прекрасный ребёнок становится таким эмоциональным и колючим?» Ксения Вотякова считает, что эта ситуация — большой вызов родителям, ведь именно им нужно выдержать амбивалентность чувств ребёнка и, вопреки собственной усталости, сохранить контакт с ним.
Социально-эмоциональное развитие
С точки зрения нейробиологии происходят два важных момента: очередной скачок в становлении регуляторных функций, который связан с лобными долями и восстановлением корково-подкорковых связей, и параллельно с этим идёт бурный рост лимбической системы в мозге, которая связана с эмоциями. При этом возросшая эмоциональность обгоняет способность к управлению эмоциями, поэтому в подростковом возрасте так сильно меняется настроение.
Ребёнок в переходном возрасте пытается понять не только то, какой он, но и то, как его видят другие люди. Налаживание отношений или интимно-личностное общение для него особенно важно в этот период, поэтому он пробует встроиться в разные группы и смотрит на свои ощущения в разных ролях.
Формирование идентичности
Ещё один из вопросов, на который подростку предстоит найти ответ: «Как совместить массу представлений о себе в я-концепции?» В переходном возрасте должны согласоваться многочисленные образы «я» и сформироваться целостное и стабильное представление о себе.
Как помочь подростку
Поддержка и свобода выбора
Не только ребёнок сепарируется от родителей, но и родители должны пройти через процесс отделения от детей. Чтобы у взрослых получилось это сделать, нужно дать детям право на самостоятельные ошибки и подвиги. Сепарация начнётся тогда, когда получится испробовать правила и границы обеих сторон на прочность.
Границы и забота
Ксения Вотякова особенно выделяет подход «тихой силы и эмпатической конфронтации»: родитель проговаривает правила, но при этом учитывает состояние ребёнка. Например: «Я понимаю, что тебе сложно, ты устал и не хочешь делать домашнее задание, но оно должно быть сделано. Давай подумаем, как облегчить эту задачу?» Здесь уважение сочетается с настойчивостью, и это то, что поможет не разжигать конфликты, а разрешать их.
Помощь в планировании будущего
Старшим подросткам необходимо больше рассказывать про мир профессий и показывать его, например приводить знакомых и друзей семьи, которые поделятся тем, чем они занимаются. Так будет проще сделать выбор.
<<Форма семейного образования>>
Важные навыки родителя
Ксения Вотякова считает самым главным родительским навыком валидацию. Это умение признать чувства другого человека и дать им право на существование, даже если мы с чем-то не согласны. При этом мы не включаем режим советов, нотаций, не пытаемся ничего обесценить.
Например, дочь поделилась, что с ней перестала разговаривать её подруга. У родителя может появиться желание сказать, что это случится ещё много раз, но сейчас это не поможет ребёнку справиться с эмоциями.
Лучше попытаться вернуть человеку его чувства и включиться в эту ситуацию: «Я вижу, ты расстроилась. Это очень неприятно, я тоже с таким сталкивалась». А ещё можно спросить: «Хочешь, я расскажу, как я с этим справлялась?» Так удастся показать уважение, принятие, сохранить контакт с ребёнком.
Чтобы научиться давать качественную обратную связь подростку без осуждения, Ксения Вотякова советует родителям прочитать эти книги:
- Ю. Б. Гиппенрейтер. «Общаться с ребёнком. Как?».
- Л. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка».
- А. Фабер и Э. Мазлиш. «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили».
- А. Фабер и Э. Мазлиш. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили».
- Патрисия И. Зурита Она. «Трудный подросток. Конфликты и сильные эмоции. Терапия принятия и ответственности».
- К. Вордерман. «Как научить ребёнка учиться. Иллюстрированный справочник для родителей».
- Г. Эйестад. «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».
Красные флаги в поведении подростка
Ксения отмечает, что именно в подростковом возрасте первый раз манифестируют расстройства. Поэтому родителям следует отслеживать:
- изменения в настроении, интересах и поведении (раздражительность, подавленность, потеря интересов);
- чрезмерное времяпровождение за компьютером в ущерб офлайн-жизни;
- тревожность, страх перед экзаменами и публичными выступлениями;
- необычные пищевые привычки, чрезмерную концентрацию на внешности;
- самоповреждение, разговоры о смерти.
Если вы подозреваете, что что-то идёт не так, то лучше обратиться к специалисту: психологу, психотерапевту, психиатру или неврологу.
Вывод
Понимание ключевых изменений в психологическом развитии детей младшего школьного и подросткового возраста помогает родителям создавать благоприятную атмосферу для их взросления, а также даёт возможность вовремя заметить тревожные звоночки, когда что-то идёт не так. Поэтому родителям важно быть внимательными к меняющемуся поведению детей, поддерживать их и активно участвовать в их жизни. Так дети будут чувствовать себя значимыми и обретут уверенность в себе.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться