Как меняется психика ребёнка

В статье по материалам лекции нейропсихолога Ксении Вотяковой, выступившей на конференции Домашней школы Фоксфорда «Между нами, родителями», раскрываем ключевые изменения, происходящие с детьми в процессе взросления.

Ксения Вотякова, клинический психолог, нейропсихолог, выступила на конференции Домашней школы Фоксфорда «Между нами, родителями» с темой «Как меняется ребёнок». На лекции Ксения разбирает выделенные современными учёными этапы взросления, рассказывает, что происходит с детьми на каждом из них, что считается нормой, а из-за чего стоит бить тревогу. Мы собрали основные тезисы спикера в статье. 

Психологический портрет ребёнка 8–10 лет

Младшему школьнику, вышедшему из узкого круга семьи в большой мир, хочется скорее его увидеть и узнать, как он устроен. При этом ему важно понять, каков он сам, насколько развиты его навыки и насколько получается то, чего от него ожидают. 

У детей в возрасте от 8 до 10 лет появляются значительные изменения в когнитивном и социально-эмоциональном развитии, о которых важно знать родителям и учителям. 

Когнитивное развитие

В младшем школьном возрасте формируются произвольное восприятие и память, сложные двигательные навыки, происходит скачок регуляторной функции. Ребёнок понимает: от него ожидают, что он не будет делать только то, что хочет. 

В мышлении детей до 12 лет может проявляться феномен Пиаже. (Это означает, что ребёнок ещё допускает ошибки в сопоставлении количественных характеристик: например, при вопросе «Чего больше» оценивает не количество объектов, а сколько места в пространстве они занимают. — Прим. ред.

В 12 лет ребёнок начинает мыслить абстрактными понятиями. Например, ему на окружающем мире рассказывают, что Земля круглая. Пусть это противоречит его повседневному опыту, он старается объяснить какие-то явления, исходя из того, что Земля не плоская.

<<Форма демодоступа>>

Социально-эмоциональное развитие

Уже с 5–7 лет дети начинают понимать мотивы и эмоции других людей. Они предполагают, почему кто-то поступает определённым образом и что он чувствует. 

В этом возрасте пробуждается интерес к собственным мыслям и чувствам, появляются намёки на развитие рефлексии. Но детям ещё трудно проводить глубокий анализ своего внутреннего состояния.

Младшим школьникам свойственно переоценивать свои возможности. Ребёнок верит в себя до конца, если он не попадал в неприятную социальную ситуацию в школе. Это даёт ему иммунитет от комплекса неполноценности. 

Значимость отношений со взрослыми не снижается, ведь они помогают формировать навыки общения, кооперации, а ещё через отношения с ребёнком, интерпретацию его успехов и неудач влияют на его представление о себе. 

Как помочь ребёнку 8–10 лет

Повышение самооценки

Чтобы помочь ребёнку успешно пройти этот возрастной период, важно влиять на самооценку: давать обратную связь об умениях, качествах характера, сложности задачи и слабых сторонах.

Ксения Вотякова обращает особое внимание на сложность задачи, ведь для каждого она будет субъективна: например, для одного определённая деятельность может быть трудной, а для другого — простой. По мнению спикера, необходимо показать ребёнку, что вполне нормально, если у него что-то пока не получается, но чтобы получилось, можно попробовать сделать это вместе. 

Также важно подчёркивать связь между усилиями и результатом, фокусировать внимание на действиях, старании и ответственности. Например, ребёнок получил за диктант четвёрку. Можно сказать ему, что несмотря на то, что он сделал несколько ошибок и получил четвёрку, он при этом готовился и очень старался. Именно это будет поддерживать внутреннюю учебную мотивацию и напоминать, что иногда сами усилия для движения к цели уже хороши и значимы. 

Развитие навыков планирования и управления временем

Нужно помогать ребёнку планировать сложные задачи, разбивать их на этапы. Произвольность ещё формируется у ребёнка, поэтому, если у него есть трудная задача, мы учим его делить её на несколько посильных шагов. 

Если ребёнку нужна помощь с планированием времени (например, он до последнего тянет с уроками), Ксения Вотякова советует родителям немного ему помочь. Если дети гиперактивны и невнимательны, то взрослые также должны выступить в роли организующего фактора.

Стимуляция обучения

В этом возрасте особенно важно подкреплять знания, а не оценки. Необходимо любым способом сохранить в ребёнке внутреннюю учебную мотивацию, его природное любопытство. Например: «Ого, ты знаешь все планеты Солнечной системы? Отлично! Давай проверим, знаю ли их я?»

Необходимо также учить детей учиться, поощрять самостоятельность. Эти навыки не всегда получается развить в школе, но заинтересованным, вовлечённым родителям это по силам. 

Социализация

Важно включать ребёнка в разные коллективы. Это полезно потому, что ребёнок пробует себя в различных видах деятельности и пытается найти себя с разными людьми. Эти задачи обычно решаются на следующем возрастном этапе, но тогда взрослые уже не смогут помочь, а здесь такая возможность у них ещё есть. 

Ксения Вотякова считает, что при разного рода трудностях в классе будет полезнее поместить ребёнка в более камерную атмосферу, где не 30 человек, а четыре-пять. Тогда у него начнут понемногу прокачиваться навыки эмпатии и коммуникации. То же самое происходит в кружках, секциях и на мастер-классах.

<<Перелинковка>>

Возможные причины, по которым ребёнку сложно учиться в младшей школе

Сложности, с которыми чаще всего сталкиваются младшеклассники в школе:

  • несоответствие требований возможностям ребёнка;
  • СДВГ;
  • переутомление;
  • специфические трудности обучения: дислексия, дисграфия, дискалькулия;
  • конфликтность, дефицит эмпатии, неумение устанавливать границы.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, дислексия, дискалькулия и дисграфия становятся заметны во втором классе. Ксения Вотякова советует не затягивать и при первых признаках трудностей обращаться к специалистам для проведения диагностики, чтобы не обвинять ребёнка в лени и глупости, а понять специфику сложностей. Обращаться нужно к логопеду и нейропсихологу.

Психологический портрет подростка

Как и младшие школьники, подростки также пытаются найти ответ на вопрос «Какой я?», но перед ними мир становится ещё больше: открываются новые человеческие знания, наука и огромный внутренний мир — включается рефлексия. Параллельно с этим подросток находится в большой группе людей и старается понять, как быть собой, но при этом приспособиться к окружающим. 

Подростки постарше уже пытаются описать словами большой мир вокруг. Они понимают свою многомерность, хотят сконструировать образ «я», а также занимаются профессиональным самоопределением, отвечают на вопрос «Как я вижу своё будущее?».

Переходный возраст и сепарация от родителей

Подростку очень хочется быть независимым от родителей, но при этом он пока не готов от них далеко уйти. Поиск независимости сочетается с парадоксальной необходимостью в поддержке значимых взрослых. 

Родители, в свою очередь, тоже сталкиваются с трудностями, они могут не понимать, что происходит: «Почему мой прекрасный ребёнок становится таким эмоциональным и колючим?» Ксения Вотякова считает, что эта ситуация — большой вызов родителям, ведь именно им нужно выдержать амбивалентность чувств ребёнка и, вопреки собственной усталости, сохранить контакт с ним.

Социально-эмоциональное развитие

С точки зрения нейробиологии происходят два важных момента: очередной скачок в становлении регуляторных функций, который связан с лобными долями и восстановлением корково-подкорковых связей, и параллельно с этим идёт бурный рост лимбической системы в мозге, которая связана с эмоциями. При этом возросшая эмоциональность обгоняет способность к управлению эмоциями, поэтому в подростковом возрасте так сильно меняется настроение.

Ребёнок в переходном возрасте пытается понять не только то, какой он, но и то, как его видят другие люди. Налаживание отношений или интимно-личностное общение для него особенно важно в этот период, поэтому он пробует встроиться в разные группы и смотрит на свои ощущения в разных ролях. 

Формирование идентичности

Ещё один из вопросов, на который подростку предстоит найти ответ: «Как совместить массу представлений о себе в я-концепции?» В переходном возрасте должны согласоваться многочисленные образы «я» и сформироваться целостное и стабильное представление о себе.

Как помочь подростку

Поддержка и свобода выбора

Не только ребёнок сепарируется от родителей, но и родители должны пройти через процесс отделения от детей. Чтобы у взрослых получилось это сделать, нужно дать детям право на самостоятельные ошибки и подвиги. Сепарация начнётся тогда, когда получится испробовать правила и границы обеих сторон на прочность. 

Границы и забота

Ксения Вотякова особенно выделяет подход «тихой силы и эмпатической конфронтации»: родитель проговаривает правила, но при этом учитывает состояние ребёнка. Например: «Я понимаю, что тебе сложно, ты устал и не хочешь делать домашнее задание, но оно должно быть сделано. Давай подумаем, как облегчить эту задачу?» Здесь уважение сочетается с настойчивостью, и это то, что поможет не разжигать конфликты, а разрешать их.

Помощь в планировании будущего

Старшим подросткам необходимо больше рассказывать про мир профессий и показывать его, например приводить знакомых и друзей семьи, которые поделятся тем, чем они занимаются. Так будет проще сделать выбор.

<<Форма семейного образования>>

Важные навыки родителя

Ксения Вотякова считает самым главным родительским навыком валидацию. Это умение признать чувства другого человека и дать им право на существование, даже если мы с чем-то не согласны. При этом мы не включаем режим советов, нотаций, не пытаемся ничего обесценить. 

Например, дочь поделилась, что с ней перестала разговаривать её подруга. У родителя может появиться желание сказать, что это случится ещё много раз, но сейчас это не поможет ребёнку справиться с эмоциями. 

Лучше попытаться вернуть человеку его чувства и включиться в эту ситуацию: «Я вижу, ты расстроилась. Это очень неприятно, я тоже с таким сталкивалась». А ещё можно спросить: «Хочешь, я расскажу, как я с этим справлялась?» Так удастся показать уважение, принятие, сохранить контакт с ребёнком. 

Чтобы научиться давать качественную обратную связь подростку без осуждения, Ксения Вотякова советует родителям прочитать эти книги:

  • Ю. Б. Гиппенрейтер. «Общаться с ребёнком. Как?».
  • Л. Петрановская. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка».
  • А. Фабер и Э. Мазлиш. «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили».
  • А. Фабер и Э. Мазлиш. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили».
  • Патрисия И. Зурита Она. «Трудный подросток. Конфликты и сильные эмоции. Терапия принятия и ответственности».
  • К. Вордерман. «Как научить ребёнка учиться. Иллюстрированный справочник для родителей».
  • Г. Эйестад. «Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей».

Красные флаги в поведении подростка

Ксения отмечает, что именно в подростковом возрасте первый раз манифестируют расстройства. Поэтому родителям следует отслеживать: 

  • изменения в настроении, интересах и поведении (раздражительность, подавленность, потеря интересов);
  • чрезмерное времяпровождение за компьютером в ущерб офлайн-жизни;
  • тревожность, страх перед экзаменами и публичными выступлениями;
  • необычные пищевые привычки, чрезмерную концентрацию на внешности;
  • самоповреждение, разговоры о смерти.

Если вы подозреваете, что что-то идёт не так, то лучше обратиться к специалисту: психологу, психотерапевту, психиатру или неврологу. 

Вывод

Понимание ключевых изменений в психологическом развитии детей младшего школьного и подросткового возраста помогает родителям создавать благоприятную атмосферу для их взросления, а также даёт возможность вовремя заметить тревожные звоночки, когда что-то идёт не так. Поэтому родителям важно быть внимательными к меняющемуся поведению детей, поддерживать их и активно участвовать в их жизни. Так дети будут чувствовать себя значимыми и обретут уверенность в себе.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован