Что такое сенсорное воспитание
Сенсорное воспитание — это развитие представлений ребёнка о свойствах предмета.
Такое воспитание происходит через поощрение изучения окружающего мира: чем больше он видит и трогает разные предметы, слышит интересные звуки, тем активнее он учится разными органами чувств ощущать и воспринимать мир.
В результате сенсорного воспитания у ребёнка должны появиться представления о форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, материале, вкусе, количестве и прочих свойствах вещей в окружающем мире.
С помощью них формируются сенсорные эталоны — общепринятые образцы свойств предметов, которыми взрослые пользуются ежедневно, даже не замечая этого.
Этапы сенсорного развития детей
Исследователи выделяют следующие этапы освоения сенсорных эталонов:
- Этап сенсорных предэталонов (6 месяцев — 2,5 года).
В это время ребёнок знакомится с базовыми формами, цветами, пространственными понятиями и другими простейшими свойствами предметов.
- Этап знакомства с предэталонами через сравнение (3–7 лет)
На этом этапе ребёнок начинает сравнивать характеристики вещей и учится выделять общее и отличия. Например, малыш понимает, что предмет зелёный, через сравнение с травой: мяч зелёный как трава.
- Этап сравнения качеств предметов с общепринятыми эталонами (с 6–7 лет)
В качестве сенсорных эталонов цвета начинают выступать семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. В качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер, в слуховом восприятии — звуковые отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты, во вкусовом — четыре основных вкуса и их сочетания, в обонятельном восприятии — узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, тяжёлые. Всё это помогает лучше ориентироваться в мире.
Задачи сенсорного воспитания дошкольников
Сенсорное воспитание:
- помогает считывать информацию, чтобы в дальнейшем её правильно обрабатывать;
- развивает наблюдательность и внимание;
- упорядочивает представления ребёнка о внешнем мире через понимание сенсорных эталонов;
- помогает лучше учиться;
- является основой развития воображения и даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- закладывает основу для перехода от чувственного к рациональному познанию, от восприятия — к мышлению.
Более того, множество профессий имеет выраженную сенсорную основу. Например, архитектор или художник должны обладать высокой точностью восприятия окружающего мира и различать формы, а музыкант и врач — обладать высоко развитым слуховым восприятием.
Сенсорное развитие дошкольника
Своевременное сенсорное восприятие на этапе дошкольного возраста — главное условие познавательного развития растущего человека, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, формирования эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира.
Пробелы в сенсорном развитии малыша трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем периоде. В школьном возрасте эти пробелы могут проявиться в виде отставания в развитии, затрудняющего овладение знаниями основ наук, а также появлению феномена Пиаже в дошкольном возрасте.
Поэтому в течение дошкольного возраста ребёнок должен приобрести представления:
- о цвете (цвета радуги);
- величине (большой, маленький, средний и т. п.);
- форме (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник);
- вкусе (сладкий, горький, солёный, кислый);
- запахе;
- массе (тяжёлый, лёгкий);
- положении в пространстве (право, лево, внизу, вверху, близко, далеко и т. п.);
- ориентировании во времени (утро, день, вечер, ночь и час);
- звучании предметов (громко, тихо, высоко, низко);
- речевом слухе (гласные, согласные, твёрдые, мягкие);
- материале (мягкий, твёрдый, пушистый, гладкий и т. п.).
Для тех, кто спешит получить знания, в Домашней школе Фоксфорда есть программа ускоренного обучения в начальной школе. За один учебный год ребёнок пройдёт 1 и 2 классы.
Методы сенсорного воспитания дошкольников
Методы сенсорного воспитания выстраиваются на активной деятельности ребенка, а также сочетании практических действий с осмыслением результатов.
| Метод | Содержание | Цель | Пример |
| Наблюдение | Рассматривание объектов и выделение их признаков | Формирование представления о цвете, форме и фактуры предметов и вещей | Рассмотреть осенние листья, сравнить их по цвету и размеру |
| Сенсорные игры и упражнения | Сортировка, подбор, классификация | Развитие умения различать и группировать предметы по признакам | Поиск всех красных кубиков |
| Практические действия с предметами | Лепка, аппликация, рисование | Освоение свойств материалов, развитие тактильных ощущений | Лепка из пластилина, строительство башни из кубиков |
| Словесные методы | Беседы, загадки, объяснения | Осмысление сенсорного опыта, развитие речи | Загадки о цветах, обсуждение формы предметов |
| Демонстрация и показ образца | Показ эталона, сравнение с предметами | Формирование эталонов восприятия | Поиск похожих предметов на тот, который показал воспитатель |
| Сравнение и противопоставление | Сопоставление контрастных признаков | Осознание различий и сходств | Сравнить несколько мячей по размеру |
| Игровые ситуации с проблемностью | Задачи на поиск решения | Развитие познавательной активности | Подобрать ключ к замку, крышку к банке |
| Художественная литература и музыка | Слушание сказки, музыки | Развитие слуховых и образных представлений | Обсудить настроение музыки Чайковского |
| Экспериментирование | Опыты, исследования | Активное познание свойств предметов и явлений | Пересыпать песок, растворить сахар в воде |
Какие игры развивают сенсорное восприятие мира
Все игры, предполагающие взаимодействие ребёнка с предметами, являются частью сенсорного воспитания. Важно сделать так, чтобы ежедневные занятия малыша развивали разные органы чувств и задействовали работу со всеми категориями мышления: массой, цветом, формой и другими.
Приведём несколько примеров полезных игр и развивающих занятий, которые можно проводить для детей.
Развитие зрительных ощущений
Для этого поиграйте в «Солнечного зайчика». Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малыша на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, полу и потолку. Затем предложите дотронуться до него — и поймать.
Знакомство с геометрическими фигурами
Предложите ребёнку обвести контуры фигур на бумаге, ощупать фигуру, проводя ладонью по поверхности. Попросите найти предметы, похожие на какую-нибудь фигуру.
Сравнение предметов по величине
Для ознакомления с величиной можно использовать приём приложения предметов друг к другу. По мере накопления опыта сравнение предметов по размеру осуществляется на глаз.
Знакомство с цветом
Цвет распознаётся приложением предметов друг к другу, наличие границы показывает разность цвета.
Знакомство с материалами
Здесь поможет игра «Кот в мешке». В непрозрачный пакет или мешочек кладутся различные предметы, которые можно определить на ощупь, например грецкий орех, разные крупы, вата, шишка т. п.
Есть и другие современные игрушки, направленные именно на сенсорное развитие. Можно приобрести или сделать самим набор цветных палочек, с помощью игр изучать через них цвет и познакомить малыша с категориями размера, количества, величины.
Для изучения категорий вкуса, высоты и громкости звука, запахов стоит придумать игры, которые легко встраиваются в ежедневную рутину конкретно вашей семьи.
Сенсорное воспитание — это каждодневная работа со всем, что окружает нас. С возрастом у ребёнка начинает накапливаться представление о форме, цвете, величине и других свойствах предметов.
Знакомя детей с различными категориями, не стоит добиваться запоминания названий и их дальнейшего употребления. Главное, чтобы ребёнок учился учитывать свойства предметов во время действий с ними.
В раннем возрасте предметный мир вызывает у малыша наибольший интерес, а взрослым важно помочь ему обеспечить полноценную сенсорную среду.
Диагностика и коррекция нарушений сенсорного развития
Сенсорное развитие ребёнка играет ключевую роль в формировании его когнитивных, эмоциональных и моторных навыков, поэтому ранняя диагностика и своевременная коррекция являются важной задачей для специалистов в области образования, психологии и медицины.
Причины сенсорных нарушений
Сенсорные нарушения могут быть врождёнными или приобретёнными. Основные причины включают:
- перинатальные поражения центральной нервной системы;
- генетические аномалии;
- травмы головы;
- последствия инфекционных заболеваний;
- неблагоприятные условия развития в раннем детстве.
Диагностика сенсорных нарушений
Диагностика сенсорных нарушений основывается на комплексном подходе и включает:
- Наблюдение за поведением ребёнка в различных условиях (игра, обучение, взаимодействие со сверстниками).
- Психолого-педагогическое тестирование, направленное на выявление особенностей сенсорного восприятия.
- Методы функциональной диагностики, включающие нейропсихологическое обследование, логопедическую диагностику, консультации невролога или офтальмолога.
- Анкетирование родителей, позволяющее выявить жалобы и наблюдения в повседневной жизни ребёнка.
Коррекция нарушений сенсорного развития
Эффективная коррекционная работа основывается на индивидуальном подходе и междисциплинарном взаимодействии специалистов. Основные методы включают:
- Сенсорная интеграция (SI-терапия) — система упражнений и игр, направленных на формирование правильных связей между сенсорными системами.
- Игровая терапия с использованием различного по текстуре и структуре материала.
- Логопедические и нейропсихологические упражнения, направленные на улучшение моторики, внимания и восприятия.
- Физическая активность, включая упражнения на баланс, координацию и ориентацию в пространстве.
- Работа с родителями, обучение их приёмам поддержки сенсорного развития в домашних условиях.
Иллюстрация: Olivia Malone / Dribbble
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни