Жизнь без школы — история хоумскулинга Лейлы Сазонтовой
Рассказ журналистки и потрясающей мамы. Три года назад Лейла Сазонтова перевела сына Лео на семейное обучение, и началась их жизнь без школы. В 2019 году Лейла при поддержке издательства «Альпина дети» и «Фоксфорда» опубликовала одноимённую книгу. А эта статья о том, как началась их история хоумскулинга.
- 1.10.2021
- Время чтения:5 минут
Когда спрашивают о причинах, по которым мы выбрали жизнь без школы, я впадаю в ступор. В самом начале я говорила об этом много и самозабвенно. Со временем все негативные причины, по которым я решилась на такой шаг, стали утрачивать своё значение. Сейчас осталось только одно, самое важное, обоснование.
Мы выбрали семейное образование, потому что так удобно для нашей семьи.
Расскажу вкратце нашу историю расшколивания и свои соображения насчёт того, почему хоумскулинг лучше очного обучения в школе.
Причины перехода на семейное обучение
Причина 1
В первом классе мой сын был обычным учеником и честно отсиживал по 5-6 уроков с понедельника по пятницу. Но в школе, где он учился, произошёл чудовищно несправедливый конфликт, в который были втянуты и мы, и другие родители, и администрация. Разрешить ситуацию помогал суд. Правды мы добились, но нервы были потрёпаны изрядно. Я поняла, что не хочу иметь ничего общего с системой, которая всех гребёт под одну гребёнку и слепа к справедливости и гуманности.
Причина 2
Меня не устраивает уровень образования в современных школах. Звёзд педагогики очень мало. Зато много тех, кто снижает ребёнку оценку за то, что он пишет «Земля имеет форму эллипсоида» («Земля круглая — нужно знать!»), называет Есенина Сергеем Александровичем («Я всегда на уроках просто говорю детям, что он Сергей Есенин») или спорит, что лисята рождаются слепыми («Я хочу, чтобы он назвал котят, в учебнике только они были упомянуты, а не другие животные»).
<<Форма демодоступа>>
Причина 3
Школа отнимает неоправданно много времени. Перед тем, как попрощаться со школой, я заметила, что сын стал сильно уставать. Вторая смена подливала масла в огонь: ни утром, ни вечером не получалось подстроиться под расписание секций. А учить уроки в восемь утра или после 19 часов вечера — на мой взгляд, не особо разумное занятие. Тем не менее, на это тратится не один час ежедневно. Прибавьте к этому время на дорогу до школы и обратно, время, проведённое непосредственно в школе, и вы поймёте, о чем я говорю.
Причина 4
Самая главная.
Я не знаю, зачем нужна школа. Она не готовит детей к жизни. Она не даёт нужный уровень знаний.
Я знаю школу, в которой есть обсерватория, но дети там не занимаются — не с кем! А ещё школа кощунственно несовременная. Знаете, это как в 2019 году прийти с голубыми тенями и розовой помадой или в малиновом пиджаке и доказывать, что ты в тренде.
Собрав воедино все эти моменты, я пришла к выводу, что школа — лишнее звено в цепочке нашей жизни. Посоветовавшись с сыном, мы решились на эксперимент с хоумскулингом.
Жизнь без школы
С уходом из школы в жизни сына появилось много свободы. Большое количество свободного времени позволило записаться в разные секции и кружки.
Мы оказались совершенно не привязанными ни к чему: можем уехать в отпуск в разгар третьей четверти или перестать на время проходить программу по математике, если она пока не поддаётся.
С того момента, как я забрала сына из школы прошло больше трёх лет. За это время он окончил 5 классов. Лео проходил аттестации и в муниципальной школе, и в частной в дистанционном формате. Кроме альтернативных школ, мы, пожалуй, попробовали все возможности семейного образования.
Были ли сложности? Безусловно. Не всегда просто общаться со школой и объяснять ей, что ты хочешь и на что имеешь право. Было ли желание вернуться в школу? Нет. Мы с сыном сходимся во мнении, что преимущества жизни без школы стократ перекрывают возникающие сложности.
⌘⌘⌘
Подробно про опыт Лейлы и Лео можно прочесть в книге «Жизнь без школы».
Эта книга бесспорно будет полезна не только начинающим хоумскулерам, но и тем родителям, которые в принципе интересуются темой альтернативного образования. С одной стороны, это очень личная история о том, как найти и выстроить по-настоящему индивидуальную образовательную траекторию для своего ребенка за рамками обычной школы, преодолев все страхи и сомнения. С другой — отличное и понятное руководство к действию, отвечающее на самые важные вопросы, которые возникают при выборе семейного образования.
Шароватова Юлия, руководитель «Экстерната и домашней школы Фоксфорда»
Или напишем на почту, если не получится дозвониться