Тренды дистанционного образования в 2022 году
За два последних года пандемии дистанционное образование превратилось в полноценный формат обучения. У учеников в онлайне есть классная работа, учителя, контрольные, домашки и оценки. Это помогает сохранять эффективность обучения и не привязываться к строгому графику, который подходит не всем. Но какой эффект будет от онлайн-образования и что ждёт его в будущем? Рассказываем в статье.
- 27.3.2024
- Время чтения:2 минуты
1. Персонализация
Причины, по которым ученики приходят в онлайн-школы, разнообразны. В совместном исследовании НИУ ВШЭ и МГППУ выяснили, что некоторые отправляют детей на домашнее обучение по состоянию здоровья (5%), чьи-то дети теряют мотивацию, испытывают сложности при школьном обучении либо же хотят проводить больше времени с семьёй (38%), а больше половины родителей (52%) уверены, что школа не предоставляет необходимый уровень образования. В исследовании «Фоксфорда» мы также обнаружили, что самые популярные причины перехода на дистанционное обучение — это отсутствие индивидуального подхода к ученикам в обычной школе и частые переезды и путешествия.
Все эти обстоятельства требуют более персонального подхода к образовательной траектории и графику учёбы. Например, гибкие часы активности, индивидуальный образовательный маршрут, персональное сопровождение (в котором важны работа наставника, классного руководителя, тьютора, психолога), внеурочные мероприятия, онлайн-клубы и встречи в офлайне.
2. Интеграция знаний в жизнь
Получение знаний ради знаний уже неактуально: ученики нуждаются в прикладных навыках и последовательной практике — отработке этих знаний. Такой тренд связан с общим образовательным трендом на life-long learning (обучение в течение всей жизни). В нынешних условиях, когда не существует одной неизменяющейся профессии на всю жизнь, можно учиться чему угодно и постоянно пробовать новое, не теряя времени на теорию.
В проектировании программ в онлайн-школе «Фоксфорд» мы обращаемся к инструментам, помогающим усилить вовлечённость в учебный процесс, — интерактивным занятиям, обучению в группе, игро- и геймификации — и при этом даём концентрированную информацию, необходимую для достижения поставленных целей.
3. Доказательное образование (Evidence-based learning)
Смысл этого подхода в том, что любые изменения и обновления происходят на основе данных, полученных от работы этих же продуктов или похожих. Например, «Нетология» совместно с компанией «Лаборатория знаний» провела исследование, результаты которого показали, что оптимальная длительность учебного видео составляет от 10 до 15 минут. Это может показаться не такой важной деталью в рамках всего обучения, но это не так.
Правильное распределение нагрузки и вовлечённости во время занятий повышает успеваемость учеников и их удовлетворение от учёбы. Сбор данных о том, как ученики выполняют задания — их предпочтения в заданиях, скорость выполнения, ошибки, — позволяет управлять качеством обучения и подстраивать курсы под запросы пользователей.
<<Форма демодоступа>>
4. Разнообразие форматов
В отличие от традиционного обучения с учителем, меловой доской и презентациями на проекторе, в онлайне разнообразие форматов намного больше. Форматы можно разделить на синхронные (в режиме реального времени) и асинхронные (без привязки ко времени). В первом случае ученики могут работать в командах, давать друг другу обратную связь, участвовать в дискуссиях.
Асинхронные форматы лучше подходят для самостоятельной работы. Ученик может выбрать время и условия, в которых ему будет комфортнее знакомиться с материалом. Наиболее эффективно использовать эти форматы вместе, а также добавить к ним клубы по интересам, офлайн-встречи и неформальное общение в чатах.
5. Навыки будущего
В стремительно меняющемся мире сложно однозначно утверждать, какой будет наша жизнь через 5–20 лет. Академических навыков, необходимых для эффективной учебной деятельности, уже недостаточно. Большинство экспертов сходятся в мысли, что человеку, который мечтает достигнуть успеха в профессии, стоит непрерывно развивать и прокачивать как жёсткие навыки (hard skills — умения, необходимые для конкретной работы, поэтому такие навыки часто называют профессиональными), так и гибкие (soft skills — дополнительные знания, умения и личные качества: работа в команде, критическое мышление, тайм-менеджмент, лидерство, креативность).
Иллюстрация: Yasin Ghorust/ Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться