Зачем нужны логопедические упражнения
Бывает, что дети плохо произносят звуки или целые слова. Родители могут помочь ребёнку научиться говорить чётко двумя способами: на своём примере и с помощью артикуляционной гимнастики. Это система упражнений для укрепления мышц языка, губ и щёк, которые отвечают за чёткость речи.
Артикуляционная гимнастика может стать частью игры. Достаточно заниматься всего 3–5 минут в день, чтобы увидеть результаты. Рекомендуется выполнять упражнения перед зеркалом, чтобы ребёнок мог самостоятельно контролировать правильность выполнения.
Важно также тренировать речевое дыхание, которое способствует правильному звукообразованию. Благодаря ему речь ребёнка становится отчётливой, выразительной и мелодичной.
Правильное дыхание во время речи делает её плавной, выразительной и помогает в звукообразовании. Упражнения на дыхание (например, задувание свечи, пускание мыльных пузырей) улучшают дикцию и интонацию.
Логопедическое упражнение «Блинчик»
Упражнение подготовит артикуляционный аппарат ребёнка к произношению свистящих и шипящих звуков.
Как выполнять: приоткрыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу, края языка должны касаться уголков рта. Подержать язык в таком положении 5–10 секунд.
Обратить внимание: язык должен быть неподвижным и полностью расслабленным. Напряжённый язычок свидетельствует о повышенном тонусе.

Логопедическое упражнение «Иголочка»
Упражнение предназначено для укрепления языка.
Как выполнять: улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять язык и сделать его узким и острым. Повторить движения 6–7 раз.
Обратить внимание: кончик языка не должен загибаться кверху или лежать на нижней губе. Язык губами не зажимать.

Логопедическое упражнение «Вкусное варенье»
Упражнение направлено на подготовку артикуляционного аппарата к произношению звука [ш].
Как выполнять: приоткрыть рот и расслабить язык. Широким языком облизать верхнюю губу. Повторять это движение сверху вниз 8–10 раз.
Обратить внимание: работать должен только язык, без помощи губ и челюсти. Язык должен быть расслабленным и широким, чтобы его боковые края касались уголков губ.

Логопедическое упражнение «Часики»
Упражнение направлено на развитие боковых мышц языка и координацию движения (право — лево).
Как выполнять: широко открыть рот. Язык передвигать из стороны в сторону, потянув к уголкам рта, изображая часы-ходики. Повторить движение 5–6 раз.
Обратить внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Логопедическое упражнение «Качели»
Упражнение направлено на укрепление мышц языка для верхнего подъёма, подготовка к произношению звуков [р], [р’], [л] и [л’].
Как выполнять: открыть рот и улыбнуться. Кончиком языка последовательно дотрагиваться до верхней и нижней губы, будто движение идёт от носа до подбородка и обратно. Выполнять упражнение 5–6 раз.
Обратить внимание: работает только язык, нижняя челюсть неподвижна.
Если у малыша не получается выполнять это упражнение, можно предложить ему тянуться языком к верхним и нижним зубам, но рот всё так же должен быть широко открыт.

Логопедическое упражнение «Дятел»
Упражнение поможет малышу научиться правильно произносить звук [р]. Звук [д] — основополагающий при постановке звука [р], так как помогает длительно удерживать язык наверху.
Как выполнять: улыбнуться и открыть широко рот, постучать твёрдым кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко и многократно произнести звук [д]. Сначала медленно, затем увеличить темп. Упражнение выполнять 10–15 секунд.
Обратить внимание: нижняя челюсть неподвижна, рот всё время открыт, губы в улыбке. Кончик языка напряжён, он не должен подворачиваться, а звук должен быть в виде чёткого удара.

Логопедическое упражнение «Грибок»
Упражнение направлено на подготовку артикуляционного аппарата для произношения звуков [р] и [р’].
Как выполнять: широко открыть рот и улыбнуться. Прижать язык к нёбу всей поверхностью и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, чтобы растягивалась подъязычная связка (уздечка). Язык будет похож на грибок. Удерживать язык в таком положении 10 секунд.
Обратить внимание: язык должен быть плоским и плотно прижиматься к нёбу всей поверхностью. Подъязычная связка натянута, как тонкая ножка гриба.

Логопедическое упражнение «Лошадка»
Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку и укрепляет верхний подъём, подготавливает артикуляционный аппарат малыша для произношения звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’], [р] и [р’].
Как выполнять: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижать язык к нёбу, как в упражнении «Грибок», а затем пощёлкать кончиком языка. Рот должен быть открыт широко, чтобы тянулась подъязычная связка.
Обратить внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Логопедическое упражнение «Гармошка»
Упражнение подготавливает артикуляционный аппарат к произношению звуков [р] и [р’].
Как выполнять: широко открыть рот и улыбнуться. Прижать язык к нёбу, как в упражнении «Грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.
Обратить внимание: язык должен быть плоским и плотно прижатым к нёбу всей поверхностью. При повторении упражнения малыш должен стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

В Домашней школе Фоксфорда придумали цикл логопедических мультфильмов, во время просмотра которых ребёнок научится выполнять упражнения, соблюдая необходимый тайминг. Заодно узнает много интересного о приключениях мистера Фокса и его друзей.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни