Учёба и увлечения: как соблюдать баланс
Найти баланс между учёбой и хобби — важная задача для любого ученика, хотя это непросто, когда есть много обязательств и уроков. Рассказываем, как школьникам совмещать учёбу и хобби, посещать кружки без снижения успеваемости и чем может помочь онлайн-обучение.
- 4.9.2024
- Время чтения:5 минут
Кому-то трудно сконцентрироваться на учёбе, когда хочется пойти заниматься любимым делом, а кто-то, наоборот, настолько сильно погружается в учебные задачи, что забывает про отдых и увлечения.
Соблюдать баланс между учёбой и хобби важно потому, что это напрямую влияет на общее состояние здоровья и благополучия ученика. Психологи убеждены, что именно хобби помогают нашему мозгу взбодриться после рутинной работы. Мозг любит упрощать и автоматизировать привычные действия, поэтому новое занятие помогает ему «встряхнуться».
Когда человек занимается любимым делом, у него снижается стресс, улучшается настроение и нет проблем с засыпанием — это выявили в исследовании.
Отсутствие увлечений приводит к выгоранию и снижению мотивации. Учёба без отвлечения на любимые дела превращается в рутину, которая негативно сказывается на оценках. Ученики, которые не отдыхают и ничем не интересуются, становятся менее продуктивными и сильнее устают.
Соблюдать баланс между учёбой и хобби может быть непросто. Учебные нагрузки, большое количество домашних заданий и стремление соответствовать высоким требованиям школы и родителей создают давление. Многие традиционные школы имеют фиксированное и загруженное расписание занятий, из-за чего практически невозможно найти время на любимые дела.
Чтобы дети продолжали посещать кружки и секции, родители переводят их на семейное обучение. Закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет это сделать. Организацию учебного процесса при этом можно поручить онлайн-школе. В Домашней школе Фоксфорда учащиеся имеют возможность свободно распределять своё время и создавать собственное учебное расписание. Так ученики не только в срок выполняют задания, но и выделяют время на заботу о своём психологическом и физическом состоянии, на хобби и увлечения.
<<Форма демодоступа>>
Свобода онлайн-обучения
На онлайн-обучении у детей остаётся больше свободного времени по сравнению с занятиями в обычной школе. В частности, в Домашней школе Фоксфорда пятиклассники учатся около 14 часов в неделю, что на 6–8 часов меньше, чем в обычной школе. Так детям проще планировать время и уделять внимание отдыху.
Например, Степан Павловских, ученик Домашней школы Фоксфорда, успешно совмещает художку, самбо и бассейн. А в его планах ещё заняться каллиграфией и скорочтением. Степану нравится расписание: в четверг и воскресенье у него полностью свободные дни, а в субботу всего один урок.
Чтобы успешно совмещать учёбу и хобби, нужно грамотно составить расписание дня. Например, Степан следит за режимом: старается просыпаться и ложиться спать в одно и то же время, соблюдает порядок в комнате и на рабочем месте, чтобы не отвлекаться на пустяки и экономить время. Он предпочитает быть самостоятельным в обучении, хотя всегда может получить помощь наставника. Степан не оставляет невыполненные задания, так как это создаёт стресс и мешает освоению материала. Участвовать в олимпиадах и конкурсах, по его мнению, нужно для укрепления знаний и самооценки.
Чтобы лучше запоминать важную информацию, Степан использует несколько методов: он делает записи во время уроков, скачивает и распечатывает необходимые материалы, а ещё пользуется текстовыделителями, чтобы было проще ориентироваться внутри конспекта.
Несмотря на трудные дни, которые бывают у всех, Степан продолжает посещать кружки. Он считает, что важно получать удовольствие от любимых занятий, так как это помогает расти и развиваться.
Выпускница Домашней школы Фоксфорда Софья Васильева ценит свободу в семейном образовании: «Я могу сама составлять своё расписание, уделять больше внимания профильным и меньше непрофильным предметам. Никто не стоит надо мной, указывая, что делать». Софья сдала ЕГЭ по химии на сто баллов. Она считает, что для успешной подготовки к экзаменам нельзя учиться без остановки — нужно разработать недельный график с учётом всех важнейших задач, в том числе и увлечений. Чтобы всё успеть по учёбе, Софья нашла для себя оптимальный вариант и выделила один день в неделе для своего увлечения — музыки. Она занималась вокалом, гитарой, писала и записывала авторские песни и организовала свою музыкальную группу.
Катя Шеховцова, ученица Домашней школы Фоксфорда, выбрала домашнее обучение из-за нехватки времени на все внеурочные занятия. Тогда ей хотелось попробовать всё, на что хватало времени, а сейчас Катя интересуется английским и корейским языками. В Фоксфорде она занимается английским с носителем языка, а корейским — два раза в неделю с репетитором. Она советует проводить повседневную рутину без устройств и искать хобби, которые не будут задействовать экран, чтобы контролировать своё пребывание в интернете. А ещё Катя считает, что у всех должно быть три увлечения: интеллектуальное, творческое и спортивное. Именно так получится идеальный баланс, чтобы не распыляться на все сферы.
<<Форма семейного образования>>
Преимущества индивидуального образовательного маршрута
В Домашней школе Фоксфорда дети могут развивать свои сильные стороны без отрыва от основной учёбы в рамках индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут состоит из трёх-пяти дополнительных курсов, которые помогают ребёнку найти свой путь и узнать больше о темах, которые ему интересны. Прежде чем составить этот маршрут, мы проводим консультацию с тьютором — специалистом, который подбирает занятия, основываясь на сильных сторонах ученика. Например, для младших школьников это могут быть курсы по каллиграфии, мнемотехникам и развитию эмоционального интеллекта. Для старших учащихся доступны более сложные темы, например олимпиадные курсы, программирование на Python, страноведение, финансовая грамотность и астрономия. Ещё есть курсы по мобильной фотографии, SMM-менеджменту и углублённому изучению иностранных языков.
Если у ребёнка пока нет определённых увлечений, это не проблема. Консультация со специалистом по профориентации поможет выбрать направление и на его основе создать ИОМ.
Выбирая индивидуальный маршрут, ваш ребёнок сможет:
- узнать больше, чем предусмотрено обычной школьной программой;
- заниматься тем, что действительно интересно;
- попробовать себя в различных областях знаний;
- поучаствовать в престижных олимпиадах, например во Всеросе или ПВГ;
- подготовиться к ЕГЭ по профильным предметам и поступить в хороший вуз.
Индивидуальный образовательный маршрут позволяет детям выбирать курсы, которые им нравятся. Ребёнок может сосредоточиться на темах, связанных с его увлечениями. Например, если ему интересна фотосъёмка, он может пройти курс по мобильной фотографии. Кроме того, система ИОМ учитывает сильные стороны каждого ученика — так у ребёнка развиваются навыки в тех областях, которые его вдохновляют.
Занятия в рамках ИОМ — это записанные видео, а не онлайн-трансляции. Это удобно для тех, кто хочет иметь свободный график обучения, например для детей, которые живут за границей, или для тех, кто профессионально занимается спортом и старается совмещать учёбу с тренировками.
Тематические курсы в рамках индивидуального образовательного маршрута настолько разнообразны, что найдутся занятия для каждого.
Резюме
Юность — это время проб и ошибок, поэтому очень важно дать ребёнку возможность проявлять себя в разных сферах, бросать, искать новое и находить то, что ему по душе.
На онлайн-обучении это делать особенно удобно благодаря гибкому расписанию, большему количеству свободного времени и возможности выбирать, как им распорядиться, а также интересным учебным курсам.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться