Все помнят, как обидно было в детстве, когда родители не отпускали на вечеринку к однокласснику. Уже взрослые папы и мамы иногда сталкиваются с дилеммой: разрешить или запретить? Есть и обратная ситуация: вседозволенность ребёнка. Как бороться с капризами, почему ограничения полезны для ребёнка и как практиковать их в воспитании без лишней строгости, узнали у психолога Анастасии Митрофановой.

Вседозволенность детей в воспитании — это тип поведения, при котором человек во всех ситуациях ставит свои интересы на первое место. Чаще всего за вседозволенностью стоят гедонизм, зависимость от развлечений, отсутствие навыка концентрации. Например, ребёнок понимает, что мама расстроится, если он получит двойку, но всё равно собирается весь вечер играть в компьютер без угрызений совести — вместо того, чтобы делать домашнее задание.
Вседозволенность появляется, когда родители практикуют попустительский тип воспитания: запреты кажутся травмирующим опытом для ребёнка, поэтому ему разрешают практически всё. То же самое касается случаев, когда родители по природе довольно мягкие люди и им сложно отказывать детям или настаивать на соблюдении правил.
При этом иногда подобное поведение ребёнка — всего лишь проявление его истинных желаний и потребностей. Возможно, он просто не мотивирован учиться, разочарован опытом неудачной учёбы и пытается избежать новых проблем.


Грань между вседозволенностью и стремлением к автономии бывает довольно тонкой. Капризы, как правило, принято связывать с излишествами: если родитель соглашается исполнить их, это позиционируется как награда — например, покупка особенно дорогой игрушки. Вместе с тем, если ребёнок устал, голоден или испытывает стресс, капризы могут быть его способом выражения неудовлетворённых базовых потребностей.
Капризы часто выражаются через сильные, но кратковременные эмоциональные всплески. Если же чувства ребёнка сохраняются на протяжении длительного времени, скорее всего, речь идёт о настоящей потребности.
Капризы обычно связаны с внезапными и не всегда обоснованными желаниями. Скажем, покупка более дорогого телефона — это каприз, который может быть мотивирован внешними факторами, например модой. Но в случае с потребностями за поведением ребёнка стоит обоснованное желание: например, общение, комфорт или внимание. Возможно, закрыть эту потребность можно без покупки телефона: записаться в новый кружок или съездить в выходные на природу.
Причины капризов — скука и неумение понять свои желания, и это абсолютно нормально в детском возрасте. Задача родителя здесь — с помощью наводящих вопросов или подсказок помочь ребёнку выяснить, что же на самом деле ему нужно. Часто ответ находится за пределами первоначальных вариантов: например, ребёнку может требоваться банальный сон и отдых, а также общение со сверстниками или родителями.
К чему приводит вседозволенность ребёнка
Важный момент в воспитании — это присвоение (интериоризация) процессов, то есть сначала родители напоминают ребёнку о правилах, а затем он привыкает соблюдать их самостоятельно. Поэтому, если в семье нормой было потакание капризам и прихотям ребёнка, во взрослом возрасте человеку будет крайне тяжело контролировать собственное поведение.
С точки зрения психологии отсутствие «тормозов» между возникшим желанием и его выполнением, неспособность остановить себя — это патология, обусловленная физиологическими причинами или особенностями воспитания в зависимости от степени выраженности. Не стоит бояться вводить здоровую дисциплину в воспитание. Родителю важно быть справедливым и последовательным, когда он устанавливает и поддерживает запреты.
Функция родительского контроля заключается в обеспечении безопасности ребёнка, формировании у него чувства защищённости и развитии понимания ограничений, необходимых, чтобы жить в обществе. В идеале родительский контроль означает не ограничение свободы, а создание структуры, которая поможет ребёнку ориентироваться в мире.
Вот несколько причин, почему важно дисциплинировать ребёнка:
1. Безопасность. Дисциплина помогает ребёнку понимать границы, которые существуют для его защиты. Например, правила дорожной безопасности предотвращают несчастные случаи.
2. Развитие самоконтроля. Через дисциплину ребёнок учится планировать, ставить цели и контролировать свои импульсы, что важно для успешной социализации и жизни в обществе.
3. Понимание последствий. Установленные правила и последствия их нарушения учат ребёнка тому, что каждое наше действие вызывает реакцию у других. Это помогает в принятии обоснованных и ответственных решений.
4. Социальные нормы. Дисциплина помогает ребёнку принимать социальные нормы и правила, что важно для полноценной жизни в социуме и формирования здоровых отношений с окружающими.
5. Уважение к другим. Понимание, что свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого, учит ребёнка уважать чужие права и границы.
Ребёнок, которому разрешали делать всё, что он хочет, во взрослом возрасте испытывает проблемы с самодисциплиной, не знает, как вести себя в обществе, и с трудом строит отношения. Такой человек не осознаёт, что чужие интересы тоже нужно учитывать, а правила существуют, чтобы сделать сосуществование гармоничнее и проще.
Последствия слишком строгой дисциплины и отсутствия какой-либо свободы у детей следующие:
- ребёнок не понимает, чего он хочет, а чего нет, так как привык получать указания извне практически в каждой сфере своей жизни;
- в будущем таким детям будет сложнее принимать собственные осознанные решения;
- ребёнку тяжело противостоять деструктивному влиянию чужих взрослых, так как он привыкает беспрекословно слушаться;
- у ребёнка размыто восприятие границ своего тела, и он больше рискует стать жертвой насилия;
- чрезмерная опека лишает человека возможности совершать ошибки, а это важнейший опыт, необходимый для понимания того, как устроен окружающий мир;
- в более взрослом возрасте ребёнок склонен к незаинтересованности в учёбе, работе, личностном и социальном росте.
Баланс между контролем и свободой необходим для гармоничного развития ребёнка. Родители должны стремиться к тому, чтобы их контроль был поддерживающим и обоснованным, и помогать ребёнку развивать ответственность и самостоятельность.
Как найти баланс между свободой и вседозволенностью: советы родителям
Чтобы определить, как стоит поступить в той или иной ситуации — мягче или жёстче, родители могут создать особый фреймворк.
Выделите красную, жёлтую и зелёную зону свободы. Определите список сфер, в которых вы будете чётко придерживаться правил (красная зона); сферы, в которых можно поступить по правилам или по желанию ребёнка (жёлтая зона); и сферы, где ребёнок может и должен быть автономен, чтобы учиться принимать самостоятельные решения (зелёная зона).
Красная зона
Следует понимать, что, вероятнее всего, в красной зоне будет меньше пунктов, чем в жёлтой или зелёной. Она в большей степени будет связана с безопасностью ребёнка.
1. Пересечение дороги. Ребёнок всегда должен держаться за руку взрослого при переходе через дорогу. Это правило необходимо, несмотря на любое желание ребёнка обойтись без него.
2. Использование острых предметов. Правило запрещает ребёнку пользоваться ножами или ножницами без наблюдения взрослого, чтобы избежать травм.
3. Приём лекарств и безопасность в медицинских вопросах. Ребёнок не имеет права самостоятельно принимать лекарства или витамины без разрешения и контроля взрослых. Важно предотвратить передозировки или неблагоприятные реакции.
4. Игры на улице в тёмное время суток. Дети не могут играть во дворе или в парке без надзора вечером во избежание несчастных случаев.
5. Использование электроприборов. Строгий запрет на использование бытовых приборов, таких как утюг или плита, без взрослого. Это предохраняет от рисков возгорания или поражения электричеством.
Эти примеры из красной зоны помогают оберегать физическое и психическое здоровье ребёнка, создают основы для развития дисциплины и понимания безопасности.
Жёлтая зона
В жёлтой зоне находятся сферы взаимодействия родителя с ребёнком, где важно учесть интересы обеих сторон.
1. Выбор одежды. Когда ребёнку предоставляется выбор в одежде, которую он может надеть на прогулку или в школу, важно учитывать и его желания (комфорт, стиль), и ваши требования (практичность, учёт погоды).
2. Просмотр телевизора и использование гаджетов. Определите совместно временные рамки и время суток, когда ребёнок может смотреть телевизор или пользоваться гаджетами. Например, можно разрешить смотреть мультфильмы после обеда и до начала домашней работы.
3. Ежедневные обязанности по дому. Ребёнку можно позволить выбрать время, когда ему удобнее выполнить свои обязанности: например, убрать в своей комнате в любой час дня, если это будет сделано до ужина.
Зелёная зона
Зелёная зона — вопросы, которые ребёнок точно может решать сам по умолчанию или при соблюдении определённых условий. Зелёная зона даёт возможность принимать решения и нести за них ответственность. Это помогает развивать самостоятельность и уверенность в себе.
1. Выбор хобби или занятий. Позвольте ребёнку самому решать, какое внеурочное занятие ему посещать, будь то рисование, спорт или музыка. Это помогает ему осознать свои интересы и выразить индивидуальность.
2. Порядок в комнате. Дайте ребёнку возможность самому решать, как именно поддерживать порядок в его личном пространстве. Пусть он определит, как расставить вещи на полках или какие игрушки оставить на виду.
3. Друзья. Позвольте ребёнку выбирать, с кем из друзей ему играть или общаться в свободное время, в рамках разумных безопасных границ.
Степень свободы ребёнка будет увеличиваться по мере его взросления. Например, в 16 лет уже можно позволить себе съесть целую шоколадку при подготовке к экзаменам или стрессе, купить практически любую книгу или приложение, распоряжаясь при этом своими карманными деньгами. Так дети постепенно учатся контролировать себя, руководствуясь здравым смыслом, эмпатией, ценностями и пониманием правил безопасности.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни