День грамотности в «Фоксфорде»
Расскажем, зачем его учредили и когда празднуют, а также поделимся историей удивительного хоумскулера.
- 14.10.2021
- Время чтения:2 минуты
История праздника
8 сентября весь мир отмечает День грамотности. Его учредило ЮНЕСКО по рекомендации Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности. Открытие прошло в Тегеране (Иран) 8 сентября 1965 года.
Главная идея праздника — распространять грамотность, чтобы расширить права и возможности человека. По данным ЮНЕСКО, более 260 миллионов детей в мире не получают школьного образования и около 617 миллионов не умеют читать и считать. Есть также и 750 миллионов взрослых, которых так этому и не научили.
Немного статистики по России:
- По данным ООН, Россия занимает 15 место по уровню грамотности населения.
- В русском языке около 500 тысяч слов.
- В лексиконе среднестатистического россиянина около 10 тысяч слов.
- В повседневной жизни мы используем только 2–3 тысячи слов.
- Запуск «Тотального диктанта» повысил интерес общественности к грамотности.
Но во всём мире есть люди, которым грамотность не даётся на физическом уровне. Это дислексики.
Что такое дислексия
Дислексия — это трудность в понимании отдельных букв и слов, которые человек не может сопоставить со звуками. Так происходит из-за несформированности или распада психических функций.
Проявляется в стойкости, типичности и повторяемости ошибок при чтении и письме:
- смешение и замены звуков, например, С — З;
- побуквенное чтение, например, м-а-м-а;
- искажение слоговой структуры, например, «обко» или «локооб» вместо «облако»;
- аграмматизмы, то есть трудности в восприятии предложений, например, «мальчик шёл, и вот он упал, и вот он встал, и вот это улица, вот так было»;
- невозможность поиска слов и букв, ответа на вопрос «О чём текст?»;
- бедность словарного запаса;
- неточность понимания и употребления слов.
Небольшая статистика:
- среди детей с нормой интеллекта дислексиков около 5%, а среди детей с задержкой психического развития и тяжёлыми речевыми нарушениями — около 50%;
- на пять мальчиков-дислексиков приходится всего одна девочка с таким же диагнозом.
Современная логопедия различает дислексию — частичное нарушение и алексию — полную невозможность овладеть навыком чтения. И то и другое может быть изолированно, то есть только такое нарушение, но чаще в сочетании с дисграфией — нарушением письма, когда ребёнок путает или пропускает буквы.
В «Домашней школе Фоксфорда» тоже учатся такие дети. Сегодня мы расскажем об одном из них.
История Маргарет Бернштейн
Ведущая, репортёр, тиктокер. Снимается в шоу и хочет в этом развиваться. Путешествует с родителями и учится в онлайне.
Как ты узнала, что у тебя дислексия?
Я узнала о дислексии в школе. Я была, наверное, в 1–2 классе, когда всех детей отвели к школьному психологу. После его тестирования мне сказали, что у меня дисграфия, как и у многих детей в этом возрасте. Более серьёзно я отнеслась к ней в 6–7 классе, чтобы нормально сдать ОГЭ: начала дополнительно заниматься в мини-группе, которую отобрал классный руководитель. Там все боролись с дисграфией. Тогда оказалось, что у меня есть ещё и дислексия. Мне тяжело даётся чтение: я путаю буквы, особенно похожие. Например, Ш и Щ.
Какие были или есть трудности с обучением?
В обычной школе мне всегда снижали оценки за ошибки. Моя главная сложность — это чтение и математика. Во время первого путаются буквы, и мне сложно проговаривать текст вслух. Несмотря на это, я всегда участвовала в спектаклях и заучивала реплики уже в тот момент, когда у всех была только читка по ролям. Я никому об этом не рассказывала. Если математика, то я могу перепутать и написать, например, вместо 12 — 21 или переписывать пример в тетрадь, а решить совершенно другое.
Сейчас я учусь в «Фоксфорде», и особых трудностей не возникает. Мне не дают отдельных заданий, а в тех, что есть, не нужно писать от руки. Иногда я боюсь открывать задания по предметам, которых вообще не знаю, но потом, когда начинаю решать, понимаю, что не всё так страшно, и я в этом нормально разбираюсь. Плюс, во многих заданиях есть варианты ответов: когда у меня не сходится, я начинаю проверять то, что написала, и нахожу ошибки.
Что ты можешь посоветовалась детям с дислексией?
Я бы посоветовала не скрывать. Тогда люди, и в том числе учителя, будут с пониманием к этому относиться.
<<Блок автора>>
Марго стала для меня открытием. Всегда приятно встречать юных собеседников, не покарябанных тревожными ожиданиями от действительности. Она так удивительно открыта для познания, при этом внимательна к деталям и не оторвана от реальности.
Должна отметить большую заслугу родителей в том, что девушка так хорошо адаптирована. Я даже не сразу поняла, что Марго — дислексик. Спокойствие мамы и папы, принимающих особенность своего ребёнка, и трансляция уверенности за его будущее — одна из гарантий того, что вырастет хороший человек.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться