Промокод скопирован

Что такое дисграфия и как она проявляется у младших школьников. Виды дисграфии, способы её диагностики и методики по коррекции аграмматической дисграфии.

Дисграфия у младших школьников: профилактика, диагностика и коррекция

Вместе с учителями начальных классов разбираемся с симптомами, видами, причинами появления дисграфии и что с этим делать.

27.6.2025
10 минут
Автор статьи:
Алена Хромова
Поделиться:
В этой статье
Эта статья написана совместно с экспертами
No items found.

Что такое дисграфия

Дисграфия у детей — это частичное нарушение письма, которое проявляется в стойких, однотипных и повторяющихся ошибках. Признаки дисграфии наблюдаются примерно у половины младших школьников и трети учеников средних классов. Без помощи специалистов такие нарушения, как правило, не проходят.

Симптомы дисграфии

На ранних этапах дисграфию легко спутать с обычными трудностями в письме, особенно если ребёнок только начал учиться. Например, если он неправильно пишет слово, он может просто не знать все правила или буквы. При патологическом нарушении ошибки на письме не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила: они однотипные и повторяющиеся.

Родителей должно насторожить, если ребёнок:

  • меняет буквы на похожие;
  • пишет слитно или раздельно те слова, которые этого не требуют;
  • пропускает и переставляет буквы в словах;
  • неправильно изменяет слово и не может образовать новое: например, «солнцевый» вместо «солнечный»;
  • отзеркаливает буквы;
  • пишет неразборчиво.

Рассмотрим виды дисграфии и разберёмся, как именно они проявляются.

Как подготовить ребёнка к школе? Рассказываем в телеграм-канале Домашней школы Фоксфорда. Там мы публикуем полезные советы для родителей о воспитании и образовании. Подписывайтесь!
Пример дисграфии. Источник: 4brain.ru

Виды дисграфии

Специалисты выделяют пять «чистых» видов дисграфии и смешанные формы, при которых сочетаются сразу несколько нарушений.

«Чистые» виды дисграфии

Акустическая

Связана с нарушением фонемного распознавания. 

Ребёнок не может различить близкие по звучанию звуки:

  • гласные (голУби-голОби); 
  • мягкие и твёрдые (шлЯпа-шлАпа); 
  • звонкие и глухие (диктанТ-диктанД); 
  • шипящие и свистящие (маШина-маСина); 
  • аффрикаты, то есть сложные звуки (Центнер-Сентнер). 

При этом отдельные звуки произносятся чётко и правильно, нарушений слуха нет.

<<Форма демодоступа>>

Оптическая дисграфия

Связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений — ребёнок не способен воспринимать пространство: величину, размер, положение, форму.

Обычно ребёнок:

  • добавляет лишние элементы к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимает их: например, вместо «м» получается «л»;
  • путает буквы с похожим написанием, но различным расположением в пространстве: например, «ш» и «т»;
  • пишет буквы в зеркальном отражении — характерно для левшей.

В основном оптическая дисграфия проявляется во втором классе, когда дети уже знакомы со всеми буквами — и печатными, и письменными.

Аграмматическая дисграфия

Связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

Ребёнку будет трудно: 

  • употреблять слова правильно: например, заменит землянику на клубнику, потому что последняя ему хорошо знакома;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • описывать предметы;
  • называть несколько действий одного предмета подряд;
  • образовывать множественное число: например, «ухи» вместо «уши»;
  • подбирать уменьшительные формы: например, «козлёнки» вместо «козлята»;
  • составлять глаголы с приставками: например, «заглянул» вместо «выглянул»;
  • создавать относительные прилагательные из существительных: например, «кожевый» вместо «кожаный»;
  • согласовывать части речи: например, «смешной девочка»;
  • подбирать предлоги: например, «автобус едет на дороге»;
  • строить сложные по структуре предложения и соблюдать последовательность членов предложения: например, «Мальчик по дороге шёл, но велосипедист за ним ехать» вместо «Мальчик шёл по дороге, а за ним ехал велосипедист». 

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Несмотря на двойное название, тоже относится к «чистой» форме. Связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия. Возникает, когда у ребёнка в устной речи проявляются нарушения звукопроизношения. Например, «Зелёный Зонт» он назовёт «Селёным Сонтом». 

Дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза

Связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза.

Ребёнку сложно: 

  • определить звук в слоге; 
  • назвать место звука в слове или последовательность звуков всего слова;
  • придумать слова на заданный звук;
  • собрать слово из звуков, особенно если они даны в неправильной последовательности: например, «м, о, д» для слова «дом»;
  • различить звук и букву, слог и слово, предложение и текст;
  • удержать во внимании все буквы, слоги и слова на письме;
  • верно написать слово: например, «весена» вместо «весна», «кулбок» вместо «клубок», «зииима» вместо «зима», «кур ица» вместо «курица», «облак» вместо «облако». 

 Часто в таком случае выпадают гласные. Например, «крц» вместо «курица». 

Смешанные виды дисграфии

Сюда можно отнести дисграфию, в которой сочетается два и более вида.

<<Форма семейного образования>>

Причины появления дисграфии

Условно все причины можно разделить на две большие группы:

  • органические — недоразвитие или поражение головного мозга: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингит, энцефалит, инфекции и соматические заболевания;
  • социально-психологические — билингвизм в семье, нечёткая речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребёнка со стороны взрослых и раннее обучение грамоте.

Профилактика дисграфии

Всю профилактику дисграфии можно свести к развитию высших психических функций (ВПФ) до начала освоения письма. В этом помогают игры на развитие памяти, мышления, внимания, речи, воли, воображения, а также крупной и мелкой моторики. Можно отдать ребёнка в спорт или музыку, что улучшит координацию и общее и речевое развитие. 

Диагностика дисграфии

Всеми письменными и устными речевыми нарушениями занимается логопед, к которому стоит обратиться в первую очередь. Чтобы выявить органические причины, стоит пройти обследование у отоларинголога, сурдолога, невролога и офтальмолога.

Обычно логопед проводит диагностику на выявление дисграфии у младших школьников:

  • анализирует письменные работы на типичные ошибки;
  • изучает общее и речевое развитие и определяет причины нарушения;
  • исследует строение артикуляционного аппарата, речевую и ручную моторику, определяет ведущую руку, чтобы найти отклонения;
  • оценивает состояние звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, слуховой дифференциации звуков, слоговой структуры слова, словарного запаса и грамматического строя речи (ГСР);
  • проверяет задания на списывание рукописного и печатного текста, письма под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов и текстов.

Все наблюдения заносятся в протокол, в конце которого составляется логопедическое заключение.

<<Форма прописи>>

Коррекция дисграфии

Логопед учитывает формы и механизмы нарушения в работе. Общий подход — восполнить пробелы в звукопроизношении, фонематических процессах, обогащении словаря, формировании грамматической стороны речи и развития связной речи.

Если нарушения органические, врачи могут добавить медикаментозную терапию в сочетании с ЛФК, физио- и гидротерапией, массажем.

Упражнения для работы дома

Решить проблему дисграфии дома и без специалистов невозможно. Но если родители будут следовать советам логопеда и врачей, ребёнок сможет добиться хороших результатов. Один из ключевых факторов ускоренного устранения дисграфии — домашняя работа. Например, по упражнениям, которые предложены ниже.

Лабиринт

Для тренировки моторики используйте все формы лабиринта: нарисованные и объёмные, для пальца и всего тела, с одним выходом и несколькими.

Найди меня

Для развития внимания предложите ребёнку картинки, где спрятаны буквы, цифры и фигуры. Задача — найти все.

Графический диктант

Подходит для детей, которые хорошо ориентируются в клеточках. Задача ребёнка — делать задание по инструкции. Например, клетка вверх, две вправо, одна вниз. В результате должен получиться рисунок. Упражнение направлено на ориентацию в пространстве.

Хлопушка

Задание на слухоречевое восприятие. Вы называете звук, а затем разные слова. Задача ребёнка хлопнуть, когда в слове услышит загаданный вами звук. Например, «а»: рыба, уголь, свет, икра, загар.

Ищи

Загадайте звук, а ребёнок пускай ищет все предметы, которые начинаются на этот звук. Например, С: стол, стул, сервиз. Это задача подходит только внимательным ученикам.

Занятие с логопедом. Источник: изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky

Рекомендации родителям

Родительская поддержка важна в процессе преодолении дисграфии. Вот как можно помочь ребёнку:

  • Следите за речевым развитием с раннего возраста. Разговаривайте с ребёнком, читайте книги, обращайте внимание на его словарный запас.
  • Проявляйте терпение. Однотипные ошибки могут раздражать, но негативная реакция лишь усиливает стресс и мешает прогрессу.
  • Контролируйте уровень нагрузки. Письмо — сложный навык, особенно если он ещё не сформирован. Чтобы избежать переутомления, делайте перерывы, чередуйте виды деятельности и не растягивайте занятия надолго.
  • Используйте игровые методы. Ребусы, загадки, игры со словами — всё это превращает занятия в интересный процесс. Младшие школьники гораздо лучше воспринимают материал в такой форме.
  • Артикулируйте сложные слова. Проговаривайте их вслух вместе с ребёнком, акцентируйте внимание на их произношении и значении.
  • Поддерживайте и укрепляйте уверенность. При дисграфии ребёнку может быть особенно тяжело в учебной среде. Важно, чтобы дома он чувствовал принятие и опору, понимал: его ценят не за оценки, а просто за то, что он есть.
Цитата
Автор цитаты
Бесплатно
Получите консультацию по обучению на экстернате
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатные прописи для обучения письму
Скачайте рабочую тетрадь для дошкольников и учеников начальной школы. С помощью неё ребёнок разовьёт мелкую моторику и научится грамотно писать
Отправили тетрадь вам на почту
Вы можете начать изучение в браузере и вернуться в любой момент — тетрадь всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ещё по теме

No items found.
Поделитесь статьей