Что такое дисграфия
Дисграфия у детей — это частичное нарушение письма, которое проявляется в стойких, однотипных и повторяющихся ошибках. Признаки дисграфии наблюдаются примерно у половины младших школьников и трети учеников средних классов. Без помощи специалистов такие нарушения, как правило, не проходят.
Симптомы дисграфии
На ранних этапах дисграфию легко спутать с обычными трудностями в письме, особенно если ребёнок только начал учиться. Например, если он неправильно пишет слово, он может просто не знать все правила или буквы. При патологическом нарушении ошибки на письме не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила: они однотипные и повторяющиеся.
Родителей должно насторожить, если ребёнок:
- меняет буквы на похожие;
- пишет слитно или раздельно те слова, которые этого не требуют;
- пропускает и переставляет буквы в словах;
- неправильно изменяет слово и не может образовать новое: например, «солнцевый» вместо «солнечный»;
- отзеркаливает буквы;
- пишет неразборчиво.
Рассмотрим виды дисграфии и разберёмся, как именно они проявляются.
Как подготовить ребёнка к школе? Рассказываем в телеграм-канале Домашней школы Фоксфорда. Там мы публикуем полезные советы для родителей о воспитании и образовании. Подписывайтесь!

Виды дисграфии
Специалисты выделяют пять «чистых» видов дисграфии и смешанные формы, при которых сочетаются сразу несколько нарушений.
«Чистые» виды дисграфии
Акустическая
Связана с нарушением фонемного распознавания.
Ребёнок не может различить близкие по звучанию звуки:
- гласные (голУби-голОби);
- мягкие и твёрдые (шлЯпа-шлАпа);
- звонкие и глухие (диктанТ-диктанД);
- шипящие и свистящие (маШина-маСина);
- аффрикаты, то есть сложные звуки (Центнер-Сентнер).
При этом отдельные звуки произносятся чётко и правильно, нарушений слуха нет.
<<Форма демодоступа>>
Оптическая дисграфия
Связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений — ребёнок не способен воспринимать пространство: величину, размер, положение, форму.
Обычно ребёнок:
- добавляет лишние элементы к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимает их: например, вместо «м» получается «л»;
- путает буквы с похожим написанием, но различным расположением в пространстве: например, «ш» и «т»;
- пишет буквы в зеркальном отражении — характерно для левшей.
В основном оптическая дисграфия проявляется во втором классе, когда дети уже знакомы со всеми буквами — и печатными, и письменными.
Аграмматическая дисграфия
Связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.
Ребёнку будет трудно:
- употреблять слова правильно: например, заменит землянику на клубнику, потому что последняя ему хорошо знакома;
- подбирать синонимы и антонимы;
- описывать предметы;
- называть несколько действий одного предмета подряд;
- образовывать множественное число: например, «ухи» вместо «уши»;
- подбирать уменьшительные формы: например, «козлёнки» вместо «козлята»;
- составлять глаголы с приставками: например, «заглянул» вместо «выглянул»;
- создавать относительные прилагательные из существительных: например, «кожевый» вместо «кожаный»;
- согласовывать части речи: например, «смешной девочка»;
- подбирать предлоги: например, «автобус едет на дороге»;
- строить сложные по структуре предложения и соблюдать последовательность членов предложения: например, «Мальчик по дороге шёл, но велосипедист за ним ехать» вместо «Мальчик шёл по дороге, а за ним ехал велосипедист».
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Несмотря на двойное название, тоже относится к «чистой» форме. Связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия. Возникает, когда у ребёнка в устной речи проявляются нарушения звукопроизношения. Например, «Зелёный Зонт» он назовёт «Селёным Сонтом».
Дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза
Связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза.
Ребёнку сложно:
- определить звук в слоге;
- назвать место звука в слове или последовательность звуков всего слова;
- придумать слова на заданный звук;
- собрать слово из звуков, особенно если они даны в неправильной последовательности: например, «м, о, д» для слова «дом»;
- различить звук и букву, слог и слово, предложение и текст;
- удержать во внимании все буквы, слоги и слова на письме;
- верно написать слово: например, «весена» вместо «весна», «кулбок» вместо «клубок», «зииима» вместо «зима», «кур ица» вместо «курица», «облак» вместо «облако».
Часто в таком случае выпадают гласные. Например, «крц» вместо «курица».
Смешанные виды дисграфии
Сюда можно отнести дисграфию, в которой сочетается два и более вида.
<<Форма семейного образования>>
Причины появления дисграфии
Условно все причины можно разделить на две большие группы:
- органические — недоразвитие или поражение головного мозга: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингит, энцефалит, инфекции и соматические заболевания;
- социально-психологические — билингвизм в семье, нечёткая речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребёнка со стороны взрослых и раннее обучение грамоте.
Профилактика дисграфии
Всю профилактику дисграфии можно свести к развитию высших психических функций (ВПФ) до начала освоения письма. В этом помогают игры на развитие памяти, мышления, внимания, речи, воли, воображения, а также крупной и мелкой моторики. Можно отдать ребёнка в спорт или музыку, что улучшит координацию и общее и речевое развитие.
Диагностика дисграфии
Всеми письменными и устными речевыми нарушениями занимается логопед, к которому стоит обратиться в первую очередь. Чтобы выявить органические причины, стоит пройти обследование у отоларинголога, сурдолога, невролога и офтальмолога.
Обычно логопед проводит диагностику на выявление дисграфии у младших школьников:
- анализирует письменные работы на типичные ошибки;
- изучает общее и речевое развитие и определяет причины нарушения;
- исследует строение артикуляционного аппарата, речевую и ручную моторику, определяет ведущую руку, чтобы найти отклонения;
- оценивает состояние звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, слуховой дифференциации звуков, слоговой структуры слова, словарного запаса и грамматического строя речи (ГСР);
- проверяет задания на списывание рукописного и печатного текста, письма под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов и текстов.
Все наблюдения заносятся в протокол, в конце которого составляется логопедическое заключение.
<<Форма прописи>>
Коррекция дисграфии
Логопед учитывает формы и механизмы нарушения в работе. Общий подход — восполнить пробелы в звукопроизношении, фонематических процессах, обогащении словаря, формировании грамматической стороны речи и развития связной речи.
Если нарушения органические, врачи могут добавить медикаментозную терапию в сочетании с ЛФК, физио- и гидротерапией, массажем.
Упражнения для работы дома
Решить проблему дисграфии дома и без специалистов невозможно. Но если родители будут следовать советам логопеда и врачей, ребёнок сможет добиться хороших результатов. Один из ключевых факторов ускоренного устранения дисграфии — домашняя работа. Например, по упражнениям, которые предложены ниже.
Лабиринт
Для тренировки моторики используйте все формы лабиринта: нарисованные и объёмные, для пальца и всего тела, с одним выходом и несколькими.
Найди меня
Для развития внимания предложите ребёнку картинки, где спрятаны буквы, цифры и фигуры. Задача — найти все.
Графический диктант
Подходит для детей, которые хорошо ориентируются в клеточках. Задача ребёнка — делать задание по инструкции. Например, клетка вверх, две вправо, одна вниз. В результате должен получиться рисунок. Упражнение направлено на ориентацию в пространстве.
Хлопушка
Задание на слухоречевое восприятие. Вы называете звук, а затем разные слова. Задача ребёнка хлопнуть, когда в слове услышит загаданный вами звук. Например, «а»: рыба, уголь, свет, икра, загар.
Ищи
Загадайте звук, а ребёнок пускай ищет все предметы, которые начинаются на этот звук. Например, С: стол, стул, сервиз. Это задача подходит только внимательным ученикам.

Рекомендации родителям
Родительская поддержка важна в процессе преодолении дисграфии. Вот как можно помочь ребёнку:
- Следите за речевым развитием с раннего возраста. Разговаривайте с ребёнком, читайте книги, обращайте внимание на его словарный запас.
- Проявляйте терпение. Однотипные ошибки могут раздражать, но негативная реакция лишь усиливает стресс и мешает прогрессу.
- Контролируйте уровень нагрузки. Письмо — сложный навык, особенно если он ещё не сформирован. Чтобы избежать переутомления, делайте перерывы, чередуйте виды деятельности и не растягивайте занятия надолго.
- Используйте игровые методы. Ребусы, загадки, игры со словами — всё это превращает занятия в интересный процесс. Младшие школьники гораздо лучше воспринимают материал в такой форме.
- Артикулируйте сложные слова. Проговаривайте их вслух вместе с ребёнком, акцентируйте внимание на их произношении и значении.
- Поддерживайте и укрепляйте уверенность. При дисграфии ребёнку может быть особенно тяжело в учебной среде. Важно, чтобы дома он чувствовал принятие и опору, понимал: его ценят не за оценки, а просто за то, что он есть.


Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни