Методика воспитания Антона Макаренко

В 1988 году международная организация ЮНЕСКО включила Антона Макаренко в список величайших педагогов XX века. Его «Педагогическая поэма» переведена на 36 языков и издаётся за рубежом большими тиражами. Рассказываем о методике воспитания Макаренко.‍

иконка календаря
8 ноября 2025
иконка таймера
10 минут
Автор статьи:
Поделиться:

В Германии для изучения наследия педагога создана лаборатория «Макаренко-реферат», но особую популярность идеи Антона Семёновича получили в Японии — там их применяют не только для воспитания детей, но и в управлении корпорациями. 

В то же время на постсоветском пространстве система Макаренко практически забыта. В России его фамилия превратилась в нарицательное наименование строгого и требовательного педагога. В этой статье мы разберёмся, в чём суть системы трудового воспитания Макаренко, и поразмышляем о причинах её популярности и забвения. 

Как появилась система Макаренко

Антон Семёнович Макаренко родился в интеллигентной семье в небольшом украинском городе Крюкове (ныне Кременчуг) под Полтавой. С детства он очень любил читать, интересовался социологией, астрономией, естествознанием и художественной литературой. Любимым писателем Макаренко стал Максим Горький. По признанию родных, чтение — единственное, что интересовало юного Антона. Вскоре он изучил все книги в местной библиотеке и стал самым образованным человеком в городе. 

В 17 лет Макаренко окончил Крюковское железнодорожное училище и устроился туда преподавателем. В те времена учителя обычно вели по несколько предметов, поэтому энциклопедические знания Антона Семёновича оказались очень кстати. В училище он преподавал все дисциплины, кроме Закона Божьего.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

В 1920 году Полтавское управление образованием поручило молодому педагогу возглавить «колонию для дефективных». После войны и двух революций в стране были большие проблемы с преступностью малолетних. По разным оценкам, на территории РСФСР насчитывалось от 4,5 до 7 миллионов детей-беспризорников. Они занимались попрошайничеством и воровством, а те, что постарше, сбивались в банды грабителей. По всей стране чекисты отлавливали их и отправляли в наскоро созданные колонии для перевоспитания. Руководителем одной из них и стал тридцатидвухлетний Макаренко.

Штат колонии в селе Ковалёвка состоял из трёх учителей (двое из которых — женщины) и завхоза. Никакой охраны не было. В распоряжении руководителя находилось полуразрушенное здание, несколько мешков муки и револьвер с шестью патронами.

В декабре 1920 года прислали первых подопечных — это были крепкие, достаточно взрослые ребята (многие беспризорники занижали свой возраст, чтобы избежать тюрьмы). Они вели себя так, будто приехали на отдых: перезимовать «на казённых щах» представлялось им отличной перспективой. Они ели, когда была еда, а когда не было, воровали по соседним деревням, проводили дни за игрой в карты и ножички, а все попытки привлечь их к учёбе и работе встречали по-воровски вежливым отказом, в котором без труда читалась угроза. Макаренко с отчаянием пришлось признать, что стандартные методы воздействия здесь не работают. 

Я с отвращением думал о педагогической науке: «Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время… с одним хулиганом нельзя управиться!»
А. С. Макаренко

Оставался один способ призвать колонистов к порядку — силовыми методами. Но Макаренко понимал: держать в страхе целую ораву малолетних преступников ему не под силу. Он решился на отчаянный шаг: вызвал к себе местного «авторитета» Семёна Калабалина и попросил его съездить в город за деньгами на содержание колонии. Объяснил, что, если он не вернётся, остальным придётся сидеть впроголодь целый месяц. Выдал доверенность на получение денег, лошадь и, поскольку на дорогах было небезопасно, — свой пистолет. 

Макаренко рисковал не только остаться без денег на содержание колонии. Если бы Семён не вернулся — руководителя ждал расстрел. Но парень был глубоко тронут оказанным ему доверием и привёз назад необходимую сумму. Впоследствии Калабалин станет главным сподвижником Макаренко, а колония превратится в преуспевающее предприятие с собственной школой, фермой и цехами на несколько сотен рабочих мест.

Позже Макаренко переведут в другое исправительное заведение неподалёку — Коммуну для беспризорников имени Ф. Э. Дзержинского. Там его таланты развернутся на полную: в коммуне будут не только школа, сельскохозяйственные угодья и высокотехнологичный завод, но и оранжерея, театральная труппа и собственный оркестр.

По официальным данным, из более чем трёх тысяч беспризорников, воспитанных под руководством Макаренко, ни один не вернулся в тюрьму. Многие выросли в квалифицированных рабочих, другие получили высшее образование и стали экономистами, управленцами и учителями. 

Принципы воспитания Макаренко 

Чувство дома

Первым делом Макаренко сменил название учреждения. Он отказывался называть своих подопечных дефективными.    

Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним.
А. С. Макаренко

С 1921 года в официальных документах учреждение именуется «Колонией имени Горького». Философия писателя, основанная на бескомпромиссной вере в человека, легла в основу педагогической системы Макаренко. В стенах колонии было не принято вспоминать о прошлом детей. Макаренко не пытался никого «исправить», вместо этого он давал ребятам понять, что честная жизнь безопаснее, комфортнее и приятнее.

Антон Семёнович объяснял воспитанникам, что они здесь не заключённые, а хозяева. А значит, у них есть как свобода, так и ответственность. Можно сломать мебель, но её за тебя никто не починит. Можно порвать одежду, но, кроме тебя, её никто не зашьёт. Можно не рубить дрова и не кормить скот, но тогда все будут мёрзнуть и голодать.

Авторитет воспитателя

Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
А. С. Макаренко

Макаренко был убеждён, что воспитывать можно только своим примером. Учитель может быть суровым и даже придирчивым, но если он горит своим делом и действует уверенно — ученики пойдут за ним. И наоборот: будь он сколь угодно приветлив и мил, но дела своего не знает — от учеников заслужит только презрение. Воспитатель должен видеть лучшее в ребёнке и не опускаться до мелочной опеки — иначе тот не сможет вырасти сознательной и свободной личностью.

Справедливость

Наказание — очень трудная вещь. Она требует от взрослых большого таланта и осторожности.
А. С. Макаренко

Макаренко не верил в эффективность всепрощения. Он утверждал: хорошие поступки должны поощряться, а за дурные следует наказывать. Но наказание ни в коем случае не должно унижать человеческое достоинство. Единственная его функция — защитить других.

Труд

В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще.
А. С. Макаренко

По системе Макаренко труд — основной инструмент воспитания. Но только вместе с образованием, нравственным и политическим развитием. Работа учит взаимодействовать с коллективом, дисциплинирует, развивает физически и даёт средства для жизни. Но очень важно, чтобы труд приносил реальную выгоду, а участники понимали, что и зачем они делают. 

Первым делом Антон Семёнович организовал натуральное хозяйство, чтобы колония могла прокормить себя. А уже через год были открыты первые заводские цеха. В Коммуне имени Дзержинского, которую Макаренко возглавил после работы в колонии, появилось предприятие по производству электродрелей. Позже завод начал выпускать фотоаппараты «ФЭД» — реплику знаменитой немецкой «Лейки». Юные воспитанники Макаренко самостоятельно изготавливали все детали, включая линзы, при производстве которых нужно было соблюдать точность до микрона. 

Предприятие было не просто рентабельным: оно приносило государству хороший доход. Ребята получали зарплату на сберкнижку, так что к моменту совершеннолетия становились состоятельными людьми. Кроме того, они приобретали рабочие и организаторские навыки, которые помогали им уже в 16–18 лет становиться бригадирами и начальниками производственных линий.

Труд был обязателен для всех, но вид деятельности каждый воспитанник выбирал сам. Каждый был занят на производстве чего-либо, посещал секцию или кружок (например, участвовал в театральной студии или оркестре) и занимался общественно полезной деятельностью (вплоть до участия в отряде по борьбе с самогоноварением в соседней деревне). Ни от кого не требовали больше, чем было ему по силам, но и безделье не допускалось.

Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте

Коллективизм

Если есть забота о жизни и счастье другого — такие отношения будут всегда прекрасны.
А. С. Макаренко

Макаренко был убеждён, что личность формируют не воспитатели, а круг общения. Воспитатель может влиять на коллектив, а коллектив, в свою очередь, будет влиять на каждого своего участника. 

Вначале Антон Семёнович поделил колонистов на группы, соблюдая в каждой баланс, чтобы число лояльных детей было больше. Когда группа становилась сплочённой, к ней добавляли новичков. Ребята объясняли им местные порядки и ценности на своём языке, а воспитателям оставалось следить, чтобы их объяснения не выходили за рамки цивилизованного общения.

Самоуправление

Вы воспитываете ребёнка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
А. С. Макаренко

Макаренко считал, что коллектив должен напоминать семью, в которой младшие учатся у старших, подчиняясь им. При этом он старался создать демократическое общество, в котором дети научатся и руководить, и слушаться. 

Система самоуправления состояла из общего собрания, где выбирали совет командиров, каждый из которых собирал комиссию, отвечающую за разные вопросы (санкомиссия, хозкомиссия и так далее). Макаренко регулярно собирал командиров, советовался с ними, выслушивал их пожелания и через них узнавал о нуждах коллектива.

Целеполагание

Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации.
А. С. Макаренко

Макаренко понимал, что коллективу необходимы как глобальные, так и сиюминутные цели. По его теории перспективных линий, все цели делятся на три вида: 

  1. Близкие перспективы — достижение которых принесёт радость уже сейчас. Например, залить каток, чтобы повеселиться, катаясь. В процессе исполнения этой цели появятся новые: наладить освещение, поставить скамейки, чтобы кататься стало ещё удобнее.
  2. Средние перспективы — радостные события, к которым надо готовиться на протяжении некоторого времени. Например, коллективная поездка на отдых после успешного завершения учебного года.
  3. Дальние перспективы затрагивают будущее всего учреждения. В современном менеджменте это та самая «миссия компании», которую принимает каждый участник рабочего коллектива, если он искренне любит свою работу.
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Дисциплина

Дисциплина — это не метод и не средство воспитания, дисциплина — это результат воспитания.
А. С. Макаренко

Макаренко утверждал, что дисциплина должна быть осознанной: каждый должен понимать, почему нужно выполнять то или иное действие и как оно помогает всему коллективу. И конечно, она должна быть обязательной для всех — и для воспитанников, и для воспитателей. Бессмысленно требовать от других того, что не делаешь сам.

В коммуне действовали строгие правила: воспитанники должны были вставать в определённое время, умываться, носить установленную форму одежды, содержать в чистоте жилые и рабочие помещения. Многое было взято из армейской службы — ребята учились маршировать строем под оркестр, чтобы каждый участник коллектива ориентировался на товарищей.

Эстетика

Детский коллектив должен жить красиво.
А. С. Макаренко

Макаренко был убеждён, что грязный и неряшливый человек не может отвечать за свои поступки. Поэтому он и другие воспитатели всегда ходили на работу в лучших костюмах, а одной из первых построек в колонии стала оранжерея, где воспитанники выращивали розы и хризантемы. Позже появились фонтаны, театральная студия и оркестр, ухоженные газоны и ровные асфальтированные дорожки. 

Создавая и поддерживая красоту вокруг себя, ребята учились ценить её, и старые привычки, вроде плевков на пол и сквернословия, отмирали сами собой.

Игра

Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
А. С. Макаренко

При всей вере в эффективность трудового воспитания Макаренко призывал не спешить отрывать детей от игр. Ведь, играя, ребёнок познаёт мир, учится взаимодействовать с предметами, материалами, другими детьми, следовать правилам и проявлять творческую индивидуальность. 

Смущавшие многих «военные» порядки в заведении Макаренко на самом деле были игрой — все марши, салюты и «есть, товарищ командир» не навязывались насильно. Дети охотно принимали эти правила, чтобы чувствовать себя взрослее, серьёзнее и значительнее.

Судьба системы Макаренко

Бесконечное разглагольствование о разных хороших вещах без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство.
А. С. Макаренко

Система Макаренко полностью соответствовала принципам марксизма-ленинизма: в ней был и коллективизм, и воспитание трудом, и «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям».

Тем не менее в середине 1930-х годов её признали «несоветской» и фактически запретили. Макаренко предоставили выбор: отказаться от своей методики или покинуть пост управления коммуной. Он выбрал второе и остаток жизни посвятил писательскому труду. 

Почему методы Макаренко не устраивали руководство страны

Возможно, потому, что Антон Семёнович верил только в практику, отказывался следовать доктринам, созданным в отрыве от реальной работы с детьми, и открыто презирал пустую риторику и демагогию, без которых в те времена не обходилось ничего.

Кроме того, Макаренко воспитывал сильных и волевых людей, которые умели думать, — не самые удобные качества для тоталитарной власти. Наконец, система Макаренко строилась на разумных правилах ведения хозяйства и экономики и просто была лучше, чем курс, принятый партией. А такие успехи не прощаются.

Волна перестройки

В 1980-е годы имя Макаренко вновь зазвучало в информационном пространстве. Несколько раз предпринимались попытки повторить его опыт, но безуспешно. Тогда правительство укрепилось во мнении, что без харизмы Антона Семёновича его система функционировать не может.

Зарубежный опыт доказывает обратное: например, в Японии приёмы из «Педагогической поэмы» активно используют в детских садах, приучая детей к труду и взаимодействию в обществе.

Современная Россия

В современной России, где советское наследие до сих пор воспринимается болезненно, система воспитания Макаренко едва ли может найти применение. Сама мысль о детском труде кажется шокирующей.

Родители многих современных школьников стремятся оградить их даже от уборки классов и школьной территории. Однако стоит задуматься: действительно ли плохо с юных лет приучать людей трудиться на благо себе и своему окружению?

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.