ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Простыми словами — это обязательные требования к образованию.
ФГОС устанавливают качественные и количественные критерии в образовании, как нормативы в спорте или ГОСТы для продуктов.
Имеют силу закона и должны соблюдаться государственными и частными учреждениями дошкольного, основного общего, среднего профессионального и высшего образования. На организации с лицензией на дополнительное образование ФГОС не распространяются.
.png)
Виды ФГОС
Для каждого уровня образования и отельных категорий детей разработан свой федеральный государственный образовательный стандарт:
- ФГОС дошкольного образования,
- ФГОС начального общего образования (1–4 классы),
- ФГОС основного общего образования (5–9 классы),
- ФГОС среднего общего образования (10–11 классы),
- ФГОС обучающихся с умственной отсталостью,
- ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
- ФГОС среднего профессионального образования,
- ФГОС бакалавриата,
- ФГОС специалитета,
- ФГОС магистратуры,
- ФГОС аспирантуры,
- ФГОС ординатуры,
- ФГОС ассистентуры-стажировки.
Всего 13 видов. Познакомиться с актуальными версиями первых четырёх можно на официальном сайте, с остальными — здесь.
<<Перелинковка>>
Структура ФГОС
Каждый стандарт включает в себя три вида требований:
- К структуре
Какие предметы изучать? Каким должен быть учебный план? Как развивать умение учиться? Как оценивать результаты?
- К условиям реализации
Сколько нужно учителей и других специалистов? Какие потребуются учебники и оборудование? Где будут проходить занятия?
- К результатам освоения
Как ребёнок общается? Самостоятельно ли выполняет задания? Есть ли у него собственная позиция? Какими знаниями и умениями должен обладать ребёнок после освоения каждого школьного предмета?
.png)
Зачем нужны ФГОС
ФГОС в России применяются с 2004 года для улучшения образовательной системы. Также они помогают ученикам эффективнее осваивать программы.
ФГОС обеспечивают:
- Единство образовательного пространства Российской Федерации
Это значит, где бы ни жил ребёнок — в Москве, Калининграде или Владивостоке — он везде будет получать примерно одинаковые знания.
- Преемственность основных образовательных программ
Детский сад готовит к начальной школе, начальная школа — к средней и так далее. На каждой ступени ребёнок должен получать всё необходимое, чтобы без проблем продвигаться вверх по образовательной лестнице.
- Вариативность содержания образовательных программ
Учат одному и тому же, но по-разному. Главное, чтобы в итоге ребёнок обладал набором установленных государством компетенций.
ФГОС — это основа всех основных образовательных программ.
По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, это фундамент образовательного процесса.
<<Форма демодоступа>>
Кто придумывает ФГОС
Правила утверждения и изменения ФГОС установлены Постановлением Правительства РФ от 12.04.2019 №434. Министерство просвещения занимается разработкой ФГОС основного общего и среднего образований, а Министерство науки — высшего образования.
Для создания и изменения ФГОС Минпросвещения создает совет Министерства просвещения Российской Федерации по ФГОС. Туда входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных и научных организаций, объединений работодателей и общественных организаций.
Минпросвещения за месяц до даты заседания советов, на которых планируется рассмотреть соответствующие проекты стандартов, размещает их на сайте для информирования общественности. А ещё организует проведение независимой экспертизы. По результатам рассмотрения совет утверждает, отклоняет или дорабатывает проект стандарта.
ФГОС школьного образования
ФГОС для школы принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.
Первые были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения.
Второе поколение ФГОС действовало с 2009 до 2020 года. Акцент в нём был сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделялось проектной и внеурочной деятельности. Предполагалось, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Стандарты третьего поколения вступили в силу в сентябре 2021 года. Главная задача была — конкретизация требований по каждой дисциплине. А ещё увеличилась значимость soft skills, подробно указаны перечни предметных и метапредметных результатов, расписаны форматы работ и точки контроля, обозначено максимальное и минимальное количество часов на программу.
<<Перелинковка2>>
Изменения 2022 года
В августе 2022 года в ФГОС третьего поколения внесли правки.

«Фоксфорд» учитывает все изменения ФГОС, чтобы ученики могли проходить аттестацию в общеобразовательных школах.