Мультисенсорное обучение: что скрывается за термином
Вместе с учителями начальных классов выяснили, что такое мультисенсорное обучение, и узнали, кому подходит такой формат.
- 14.3.2022
- Время чтения:3 минуты
Мультисенсорное обучение — это подход, который помогает воспринимать и передавать информацию несколькими органами чувств одновременно через разные каналы восприятия. «Мульти» означает множественность.
С чего всё началось
В 1935 году психологи Сэмюэль Ортон и Анна Джинген определили понятие мультисенсорного обучения. Они первыми разработали программу, чтобы помочь испытывающим затруднения читателям. Они включали мультисенсорные упражнения для обучения связям между буквами и звуками, правилам фонетики. Этот структурированный подход помог учащимся разбить чтение и правописание на небольшие уроки, а затем шаг за шагом улучшать знания. Так они овладевали одним навыком, прежде чем переходить к следующему.
Мультисенсорная деятельность задействует несколько областей мозга. Чтобы осознать, как работает мультисенсорное обучение, важно разобраться, как работает разум. Человеческий мозг эволюционировал, чтобы учиться и расти в мультисенсорной среде. По этой причине все функции мозга взаимосвязаны. Человек знает, как поступить лучше всего, когда указания задействуют несколько органов чувств. Многие учащиеся полагаются на одни чувства больше, чем на другие, поэтому разнообразная мультисенсорная деятельность помогает детям воспринимать материал.
Стратегии мультисенсорного обучения связаны с более устоявшимися образовательными методами — например, с теорией множественного интеллекта Гарднера, которая рассматривает интеллект в различных условиях, а не как доминирование одной общей способности. То есть каждый человек обладает несколькими типами интеллекта, но доминируют обычно три-четыре.
Мультисенсорное обучение — это ответвление личностно-ориентированного обучения, то есть процесса гармоничного развития личности, где ребёнок чувствует себя частью процесса. Чаще всего применяют в младшем возрасте — раннем, дошкольном и в началке. Хотя формат доступен для любого возраста.
Исследования мультисенсорного обучения
Когнитивный психолог Ричард Майер исследовал комплексное воздействие сенсорных стимулов на обучение. Он поделил участников на три группы: первая получала информацию зрительно, вторая на слух, а третья использовала оба способа. Последние запоминали и воспроизводили информацию детальнее, чем остальные.
Руководитель Школы перспективных исследований Института философии Лондонского университета Барри Смит утверждает, что органы чувств работают сообща, и в этом проявляется мультисенсорность. То есть, например, запахи мы чувствуем двумя способами — внешним, когда вдыхаем аромат булочки, и внутренним, когда на выдохе понимаем, стоит ли её есть. Другой пример: когда мы слышим звук, мы задействуем не только уши, но и глаза, которые ищут источник этого звука.
Исследования 2018 года в области когнитивистики показали, что у детей с самыми сильными навыками грамотности было больше взаимодействия между различными областями мозга. Оно проходило с использованием технологии фМРТ, которая измеряет активность мозга путём обнаружения изменений в кровотоке.
<<Форма демодоступа>>
Как работает мультисенсорное обучение
В зависимости от ведущего канала восприятия детей можно разделить на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дискретов. При подборе учебных материалов важно учитывать особенности восприятия, а регулярная смена заданий на разные каналы поможет настроить внимание каждого ребёнка. Мультисенсорное обучение влияет на сенсорику и таким образом помогает концентрировать и удерживать внимание, активизировать воображение и мышление.
<<Перелинковка>>
Мультисенсорный подход основан на мультисенсорном восприятии. Это значит, что одновременно могут быть задействованы все или какие-то комбинации зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений. По-другому эту систему называют «слышу — вижу — чувствую». Таких комбинаций может быть сколько угодно и в каком угодно порядке. В целом их можно использовать на любом уроке.
Примеры
В младшей школе
Вариант «вижу — слышу — говорю». Это значит, что ребёнок видит птицу, слышит, какой звук она издаёт, и называет её. Или более масштабный пример: «вижу — чувствую носом — слышу ухом — трогаю». Ученик видит апельсин, вдыхает его запах, прислушивается, есть ли какие-то в нём звуки, и изучает руками.
Такой подход можно использовать не только во время какой-то деятельности, но и на занятиях. Например, когда на английском изучают домашних животных. У детей есть пластилин, из которого каждый лепит своего зверя, проговаривая отдельные части тела. А потом ребята обмениваются животными, проговаривая их названия. Здесь действует схема «делаю — говорю — вижу — вижу — говорю».
В старшей школе
Пример схемы: «вижу — слышу — делаю», когда подросток видит химическое явление — горение спиртов, слышит, какой звук исходит от горелки и самого пламени, делает по образцу.
На уроке геометрии можно разобрать тему «Призма» по схеме «вижу — делаю». Сначала старшеклассники видят образец на интерактивной доске, затем с помощью проволоки создают объёмную призму.
А на литературе можно всем классом читать вслух «Войну и мир», чтобы задействовать слуховые и визуальные чувства, то есть использовать схему «слышу — вижу».
Даже небольшие действия, которые задействуют несколько органов чувств, могут научить учащихся использовать весь свой мозг.
Для детей с ОВЗ
Мультисенсорику часто используют для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Например, если у ребёнка дислексия, то есть трудности в понимании букв и звуков, ему можно предложить изучать алфавит с помощью пластилина — лепить каждую букву. Это схема «вижу — делаю — говорю». Грамотность — это мультисенсорный навык, так как чтение включает в себя как распознавание написанных слов, так и их перевод в соответствующие буквы.
Для хоумскулеров
Если ребёнок находится на расстоянии тысячи километров от педагога, то часть схем он сможет использовать, если подготовится самостоятельно. Например, если нужны запахи или тактильные ощущения. А если это звук, картинка или видео, то преподаватель сможет взять это на себя.
Например, чтобы разобраться в творчестве Сергея Довлатова, учитель найдёт его изображение, письма, записи голоса, если они сохранились. Ребёнок сможет воспользоваться схемой «вижу — слышу — говорю» для обсуждения произведений и биографии.
Советы родителям
Родители могут помочь детям обустроить пространство для лучшего восприятия:
- материалы для алфавита и чисел;
- лего для дробей;
- карточки для иностранных слов;
- вещества для химических опытов;
- предметы для физики;
- колонки для звуковых эффектов;
- мультимедийные презентации со звуками, эффектами, картинками и видео, которые подойдут практически каждому занятию.
Иллюстрация: Khrystyna / Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться