Как традиционная школа перестала определять нашу жизнь: история семейного обучения Александры и Егора Круписчатовых

Семейная форма обучения всё чаще становится спасательным кругом для родителей, чьи дети не находят себя в традиционной системе образования. Александра Круписчатова поделилась историей перехода на домашнее обучение её сына Егора, нейроособенного ребёнка, и рассказала, как Фоксфорд помог им обрести комфорт в обучении.

иконка календаря
31 января 2025
иконка таймера
5 минут
Автор статьи:
Поделиться:

«Учительница настаивала, чтобы сын смотрел ей в глаза на уроке»

Я Александра Круписчатова, мама Егора. Сыну полных 10 лет. Нас в семье двое. Сейчас мы живём во Вьетнаме, в городе Дананг, но ещё три месяца назад жили в Таиланде.

Учёба в обычной школе давалась Егору и мне тяжело по нескольким причинам: из-за особенностей здоровья Егора, отсутствия учителей и дороговизны традиционного образования.

Невролог Егора ещё до постановки диагноза рекомендовала не заниматься с сыном математикой, когда ему было два года. Но ему комфортнее и понятнее с цифрами, а не со сложными людьми и их эмоциями. Когда Егору исполнилось четыре, психолог увидела все признаки высокофункционального аутизма. Мой сын — классный парень, болтает много, но по делу, любит порядок и предсказуемость, но эмоции проявляет плохо и не понимает их у других людей. Мы занимались с ним и по онлайн-программам, и по рабочим тетрадям, и вместе с психологом развивали эмоциональный интеллект, так что сейчас он ловчее справляется с различными проявлениями темпераментов. 

Когда сыну было три года, уже звучали первые предположения, что в традиционной школе ему будет непросто. Поэтому информацию о семейной форме образования я начала изучать давно.

В первый класс Егор ходил в обычную школу, чтобы учиться общаться с детьми и со взрослыми. Проблемы начались уже в октябре: учительница звонила и настаивала на том, что сын обязан смотреть ей в глаза на уроке — а он не может из-за своего нейроотличия. Также он не должен с ней препираться, а препирался он всё на той же математике. Буквально один пример: соседка по парте не выполнила задание и получила ноль баллов, а Егор написал ответ, который в уме посчитал, но не оформил его как следует и тоже получил ноль баллов. Ребёнок уже при следующем задании отказывался что-либо делать, потому что можно не напрягаться и получать тот же результат. У таких детей чувство логики и справедливости очень обострено. Специалисты рекомендовали не сдаваться, объясняли, что Егор должен понимать: есть требования к работам и поведению.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Перед 9 Мая учительница на классном часе рассказала детям о блокадном Ленинграде так, что у моего сына появился нервный тик, ещё у одной девочки из класса начались ночные недержания, а семья другого мальчика вынуждена была показать его психологу. Что там рассказывали — никто из родителей точно не знает, но для нас эта ситуация стала последней каплей. Я перевела Егора к очень молодой и душевной учительнице, но буквально через полгода она вынуждена была уволиться. Ей на смену пришёл другой учитель. И снова всё сложилось не совсем удачно, ведь к концу года и этот педагог уволился.

На перекличке перед третьим классом нам сообщили, что за лето учителя не нашли. На линейку 1 сентября детей вела учительница физкультуры, а учебный процесс организовали так: учителя параллельных начальных классов приходили в наш класс, пока их дети были на физкультуре или музыке. Егора на 1 сентября я уже не привела. 

Другого варианта, кроме как перейти на семейную форму образования, уже не оставалось. Почему я так долго тянула — не знаю, ведь переход на семейное обучение — это лучшее, что я сделала для сына в плане образования.

«Наша жизнь перестала крутиться вокруг школы и нужд конкретного учителя»

С переходом в Фоксфорд у меня высвободилось достаточно много времени. В традиционной школе сыну что-то объясняли, но он не всё понимал, поэтому вечером мне надо было объяснить его языком, что от него хотят, и потом помочь сделать домашнее задание. 

Теперь же на уроках ему всё понятно. А если даже он что-то не понял, то сам идёт искать ответы в учебник, где не путается в параграфах и темах, ведь к уроку чётко дана нужная информация. И домашку надо просто проверить. Конечно, он вырос, ведь всё-таки третий-четвёртый классы — это не то же, что первый. Но наша жизнь перестала крутиться вокруг школы и нужд конкретного учителя. 

Высвободились лишние деньги. Мы действительно сдавали довольно крупные суммы на всё подряд — чаще всего траты даже не относились к учёбе и ученикам. У нас появилась возможность совмещать обучение с поездками. Я смогла решиться на очень важный для меня и моего продвижения по карьере проект. Как будто наша жизнь стала снова нашей. 

Все уроки и контрольные буквально «в кармане»: можно пройти занятие или проверочную даже в аэропорту, если надо. А можно отложить на день и посмотреть в записи в спокойной обстановке. Мы редко пропускаем уроки, только если уехали изучать достопримечательности или, например, помогать приюту для слонов. И конечно, если моя работа требует пары дней максимального фокуса, теперь у меня есть возможность поговорить с Егором и выполнить с ним все домашки на выходных без страха, что мы всё и везде пропустили.

Я бы очень хотела, чтобы Егор смог учиться в англоязычной школе. Я сама работаю на двух языках и могу максимально помочь сыну в плане английского. В Таиланде я уже даже подыскала англоязычную школу. Но мальчишка у меня с изюминкой, и поэтому пока что учиться в англоязычной очной школе — никак. Сейчас мы совмещаем изучение английского с занятиями на платформе, где математические игры поданы на этом языке. В Фоксфорде это выглядит как тренажёры.
__wf_reserved_inherit
Фотография из личного архива Александры

«Мы просто наконец выдохнули и смогли сфокусироваться на главном»

Фоксфорд действительно по-доброму повлиял на нашу жизнь. Обучение в привычной школе никак не подходит моему сыну: его нейроотличие бьётся там о тотальную усталость учителя, а иногда и просто нехватку знаний о таких детях. 

Егор с садика чувствует и знает, что ему не рады, что он какой-то не такой и сложный. В Фоксфорде он вдруг стал видеть себя деталькой большого пазла — подходящим, уместным и нормальным. Я всегда ему подчёркиваю, что есть задачки от таких же учеников, как он, в домашках — они так и помечены. Подчёркиваю, что он может в любой момент, если захочет, предложить школе рассказать про динозавров, которых он так обожает, что возможностей проявляться много. 

Сейчас, когда мы отвечаем на вопросы интервью, мой ребёнок очень счастлив, что школе интересен наш опыт, а не оценки или то, насколько правильно он оформил задачу.
Александра Круписчатова
 

Я тоже чувствую, что мы на своём месте, нам рады, нас не стыдят за особенности сына. Мы просто наконец выдохнули и смогли сфокусироваться на главном. Больше мы не тратим титанические усилия на маскировку, на мишуру ненужную, на беготню, как и где подстраховаться. Мне не хватит слов, чтобы описать, как сильно меняется ребёнок, всё его поведение, когда он чувствует себя уместным и понятым, что он может просто быть собой и мир вокруг не будет кусаться. 

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

«Егор не увлекается математикой — он ей думает»

Если вы спросите Егора о его увлечениях, то он ответит, что любит лепить из пластилина и играть в телефоне. Он не назовёт математику, потому что она его не увлекает — она понятная штука для него, и всё. 

В свои семь лет на Ютубе Егор смотрел видео о трансфинитном ординале и просил помочь понять, потому что по ощущениям всё ясно про эти бесконечности, но он думает, что понял не всё. Сейчас с этими вопросами идём к ChatGPT. Иными словами, Егор не увлекается математикой — он ей думает. Когда дети смотрят «Бременских музыкантов», кто-то подпевает, кто-то пританцовывает, кто-то следит за сюжетом, а мой мальчик расстроенно бубнит, что все невнимательные, и его главный вопрос: «Как можно принять переодетых музыкантов за разбойников, если настоящих разбойников весь мультик было четверо, а музыкантов — пятеро?»

Есть огромное искушение обложить ребёнка справочниками и учителями, бездушными (и оттого такими понятными) ИИ-чатами — и получить Шелдона. Только в реальности все эти Шелдоны несчастливы и не живут долго. Поэтому Егор ищет себя в увлечении динозаврами, в лепке и играх. А Фоксфорд даёт возможность учиться по интенсивной программе, участвовать в олимпиадах и не терять любовь к математике, поддерживать включённость в предмет. Так как теперь сыну на уроках не скучно, я надеюсь, что мы сможем за пару лет мягко и без нажима прийти к математическим олимпиадам серьёзного уровня. 

__wf_reserved_inherit
Фотография из личного архива Александры

«Меня совершенно завораживает, как абсолютно разные семьи находят ответы на свои запросы в Фоксфорде»

Моим самым большим страхом было то, что на Домашнюю школу будет тратиться намного больше времени. Но в Фоксфорде разумное расписание, учителя умеют всё объяснить и, если надо, дополнить на отдельной консультации — поэтому страх развеялся. У нас не теряются учебники, тетради, и вся информация для домашней работы всегда под рукой. Появилось больше свободного времени для себя и на то, чтобы ребёнок учился слышать свои нужды и эмоции, занимался спортом, увлечениями и не падал замертво вечером.

Меня совершенно завораживает, как абсолютно разные семьи находят ответы на свои запросы в Фоксфорде. Сильная методологическая база — есть. При этом если ребёнку нужно заниматься чуть интенсивнее — это тоже есть. Если, наоборот, стало понятно, что не тянет, — пожалуйста, подкорректируем. Можно сочетать обучение со спортом или путешествиями, но при этом системность учёбы не исчезает и даже не уменьшается. Есть тренажёры для отработки знаний и тьюторы, которые помогут освоиться на платформе.

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.