«Ошибка не делает тебя плохим человеком» — интервью с преподавателем литературы Юлией Дэль
Если вам встречались только скучные учителя литературы, то познакомьтесь с Юлией Дэль. Она не только рассказывает о книгах, но и сама их пишет, а ещё слушает кей-поп, рисует авангардные картины и играет на укулеле. Мы побеседовали с Юлией Алексеевной и узнали, помогают ли в учёбе краткие содержания и что делать, если не любишь читать.
- 4.10.2021
- Время чтения:4 минуты
Как вы пришли в преподавание?
На самом деле, довольно случайно. Я поступила на историко-филологический факультет и получила сразу две специальности — учителя русского языка и литературы и учителя истории.
До «Фоксфорда» я работала в физтех-лицее им. Капицы и частном детском центре. За время учёбы и практики я пришла к важному выводу: в 21 веке главное — не просто учить, а научить учиться.
В чём сложность преподавания литературы?
Трудная задача для педагога — показать связь между классическими произведениями и современностью. Дети часто говорят: «Я не люблю классику, потому что она уже не актуальна».
Поэтому важно найти точку пересечения и показать её ребёнку. Например, провести параллель между идеями Достоевского в «Преступлении и наказании» и любимым сериалом подростка.
Нынешние школьники часто не любят читать. Как с этим бороться?
Нужно показывать на своём примере. Если ученики видят, что педагог горит своим предметом, невольно увлекаются сами. Вот читающий человек, а вот не читающий — с кем тебе интереснее? На кого хочешь походить? А твой любимый кумир — певец, актёр — сказал, что ему нравится такая-то книга. Ты читал её?
<<Форма демодоступа>>
Ещё показываю, как литература пригодится во взрослой жизни. Это круто — уметь в разговоре использовать отсылки к известным литературным произведениям или замечать такие отсылки в кинематографе.
Если человек утверждает, что не любит читать, то, возможно, он ещё не нашёл книгу по душе.
Мама одной ученицы жаловалась мне: «Не читает ни в какую! Я в её возрасте обожала романы про любовь. Подсовываю, а она не читает, и всё». Это заблуждение — считать, что ребёнку понравится то же, что и вам. Я посоветовала маме поговорить с дочерью — оказалось, школьница любит фантастику. И дело пошло в гору.
Есть ли литература, которую не стоит читать ни в коем случае?
Литература — не вселенское зло. Конечно, она бывает некачественной. Но нет ничего страшного в том, чтобы почитать комиксы, фанфики или Дарью Донцову.
Нужно чаще отходить от собственных штампов и представлений о том, как должно быть. Попробуйте сами прочитать фанфик и обсудить его — то есть не осуждайте и не запрещайте, а демонстрируйте, что вам интересны увлечения ребёнка.
Почему дети ненавидят писать сочинения?
Нынешняя программа завязана на шаблонах — никому не интересно настоящее мнение учеников. Бывает, учителя так и комментируют мысли ребёнка: «ты не прав», «автор имел в виду другое». А важно слушать ученика — если он считает, что Обломов не лентяй, пусть расскажет, почему так думает, и приведёт аргументы.
В школах редко пишут литературные сочинения на свободные темы. Стандартные задания звучат уныло и занудно: «Почему Катерина — луч света в тёмном царстве?». Кому вообще захочется писать об этом?
У меня есть лайфхак, как показать ребёнку, что сочинение бывает интересным. Если школьник не сделал домашку или опоздал на занятие, я прошу написать объяснительную в формате фантастической истории. Например, «не подключился к вебинару, потому что меня украли инопланетяне, и я вёл войну с марсианами». Дети сразу загораются и просят: «А можно я ещё одну объяснительную напишу, и ещё, и ещё?».
Как можно улучшить школьную программу по литературе?
Добавить свободы. Сейчас в школах вообще не проходят зарубежных и современных авторов. А ведь большинству детей было бы интересно обсудить «Гарри Поттера» или «Хроники Нарнии».
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» свободы гораздо больше — мы читаем и современных, и иностранных авторов. Например, Исигуро или Данте. И дети в восторге — хотя тот же Данте обычно разбирается только в университете на филфаке.
Но какие-то вещи я бы оставила в стандартной программе — скажем, «Войну и мир». Очень мало людей самостоятельно прочтут её после выпуска. Поэтому хорошо бы познакомиться с этим произведением в школе.
Почему литературу нечасто выбирают для сдачи на ОГЭ и ЕГЭ? Как готовиться к государственным экзаменам?
Мало специальностей, которые требуют ЕГЭ по литературе. Это, как правило, творческие профессии. А сейчас тенденция на IT, математику, физику.
Если подросток решил сдавать литературу, вот полезные лайфхаки:
- Читайте краткие содержания. Поможет, если нужно освежить произведение в памяти или запомнить последовательность сюжетных линий.
- Ведите трекер привычек. Это лёгкий момент игры. Помечайте в трекере, сколько страниц прочитали сегодня. Для старших подростков полезно записывать не только количество страниц, но и то, что вывели для себя. Так информация легче укладывается в голове.
- Не пренебрегайте готовыми сочинениями. Списывать — плохо, но иногда ребёнку нужен визуальный образец. Прочтите несколько качественных сочинений по теме, а затем напишите своё.
Одна из учениц, с которой мы прозанимались так полтора месяца, сдала ЕГЭ на 75 баллов. Хотя изначальный уровень был нулевой — никакой литературной базы.
Сложно ли преподавать в онлайне? Какие приёмы вы используете, чтобы удержать внимание?
Сложно только первый раз, а потом понимаешь, как выстроить структуру занятия и зацепить ребёнка.
Обычно ученики на дистанционном обучении — мотивированные и целеустремлённые ребята. Не нужно танцевать с бубном, чтобы поддерживать интерес к уроку.
Но есть и лайфхаки — например, игровые элементы. Иногда я говорю: «Если флуд в чате прекратится, я расскажу вам кое-что интересное». И пятиклассники в чате сразу: «Стоп, не пишите ничего, срочно замолкаем!».
Главное — регулярно менять вид деятельности. Если всё время монотонно бубнить, станет скучно и детям, и взрослым.
Какие плюсы и минусы у онлайн-обучения?
Мы с ребятами недавно разбирали понятие мифа, и я спросила: «Существуют ли мифы в современном мире?» Ученица ответила: «Миф о том, что онлайн-образование — зло».
Действительно, на самом деле в онлайн-образовании масса плюсов. Например, дети чувствуют себя комфортнее, спокойнее и свободнее. Не нервничают, как на очном уроке.
А ещё дистанционное занятие требует качественной подготовки со стороны педагога. Если в офлайн-варианте вечером засядешь с тетрадями и не успеешь сделать презентацию, то ничего страшного, а тут от презентации зависит успех урока. Я чувствую ответственность за подготовку дополнительных материалов — важно, чтобы онлайн-урок был тщательно спланирован и технически выверен.
Из минусов — дети могут отвлекаться и начать болтать в чате не по теме. Когда урок проходит в формате вебинара, камера включена только у учителя. У некоторых учеников такая анонимность создаёт ощущение безнаказанности — я за пределами видимости и могу делать что угодно.
Но в «Фоксфорде» работают прекрасные модераторы, которые следят за беседой. А интерактив во время занятия и смена форматов поддерживают интерес ребёнка.
Что посоветуете ученикам «Фоксфорда» для успешного освоения ваших курсов?
Нужно не лениться и заниматься. Если сложно осилить произведение целиком — читайте краткое содержание, смотрите хорошую экранизацию. Изучите портреты главных героев, основные события, сюжетные повороты.
Краткое содержание — это не так плохо, как принято считать. Ещё в эпоху античности прибегали к кратким выжимкам, чтобы, например, подготовиться к походу в древнегреческий театр — знать основные действующие лица и события.
Но, конечно, краткого содержания и просмотра экранизации недостаточно для ответа на глубокие вопросы по произведению.
Чем вы увлекаетесь?
Я творческий человек. Иногда играю на укулеле, рисую картины — мне нравится схематичность авангарда. Окончила музыкальную школу и школу искусств по живописи.
Люблю кей-поп и слежу за нашумевшей группой BTS с их дебюта. Мне нравится такая музыка — она помогает подросткам принять себя. Слушаю и другие жанры — хип-хоп, рок. Обожаю американскую группу Muse. Смотрю сериалы, которые заставляют думать — например, в «Чёрном зеркале» поднимаются проблемы социально-этического характера.
Сложно выбрать книги для рекомендации, потому что список любимых произведений — огромный. Пожалуй, и детям, и взрослым посоветую эти:
- «Дорога уходит в даль…», автобиографическая трилогия Александры Бруштейн.
- «Великолепная Гилли Хопкинс», Кэтрин Патерсон.
- «Мой дедушка был вишней», Анджела Нанетти.
- «Вафельное сердце», Мария Парр.
- «Чучело», Владимир Железников.
- «Дающий», Лоис Лоури (кстати, её проходят в «Фоксфорде»!).
Вы не только преподаёте, но и пишете собственные книги. Расскажите об этом.
Стихи я начала писать ещё в дошкольном возрасте, как только впервые взяла ручку, а прозу — в седьмом классе. Меня было не оторвать — я писала книги даже на уроках в школе.
Когда впервые опубликовалась, хотела посмотреть реакцию — насколько это плохо. Именно плохо, а не хорошо. Мне казалось, я как Донцова, но в жанре фантастики. Приятно удивилась, когда появились читатели и сформировался круг поклонников.
Что пожелаете ученикам домашней онлайн-школы «Фоксфорда»?
Ничего не бойтесь, мечтайте и не предавайте мечту.
Помните, что ошибка не делает вас плохим человеком.
Если ошиблись в постановке запятой, неправильно поставили ударение и даже что-то более серьёзное — сделайте вывод и идите дальше!
Или напишем на почту, если не получится дозвониться