• Главная
  • Блог
  • «Ошибка не делает тебя плохим человеком» — интервью с преподавателем литературы Юлией Дэль

«Ошибка не делает тебя плохим человеком» — интервью с преподавателем литературы Юлией Дэль

Если вам встречались только скучные учителя литературы, то познакомьтесь с Юлией Дэль. Она не только рассказывает о книгах, но и сама их пишет, а ещё слушает кей-поп, рисует авангардные картины и играет на укулеле.  Мы побеседовали с Юлией Алексеевной и узнали, помогают ли в учёбе краткие содержания и что делать, если не любишь читать.

Как вы пришли в преподавание?

На самом деле, довольно случайно. Я поступила на историко-филологический факультет и получила сразу две специальности — учителя русского языка и литературы и учителя истории.

До «Фоксфорда» я работала в физтех-лицее им. Капицы и частном детском центре. За время учёбы и практики я пришла к важному выводу: в 21 веке главное — не просто учить, а научить учиться. 

В чём сложность преподавания литературы?

Трудная задача для педагога — показать связь между классическими произведениями и современностью. Дети часто говорят: «Я не люблю классику, потому что она уже не актуальна». 

Поэтому важно найти точку пересечения и показать её ребёнку. Например, провести параллель между идеями Достоевского в «Преступлении и наказании» и любимым сериалом подростка. 

Нынешние школьники часто не любят читать. Как с этим бороться?

Нужно показывать на своём примере. Если ученики видят, что педагог горит своим предметом, невольно увлекаются сами. Вот читающий человек, а вот не читающий — с кем тебе интереснее? На кого хочешь походить? А твой любимый кумир — певец, актёр — сказал, что ему нравится такая-то книга. Ты читал её?

<<Форма демодоступа>>

Ещё показываю, как литература пригодится во взрослой жизни. Это круто — уметь в разговоре использовать отсылки к известным литературным произведениям или замечать такие отсылки в кинематографе.

Если человек утверждает, что не любит читать, то, возможно, он ещё не нашёл книгу по душе.

Мама одной ученицы жаловалась мне: «Не читает ни в какую! Я в её возрасте обожала романы про любовь. Подсовываю, а она не читает, и всё». Это заблуждение — считать, что ребёнку понравится то же, что и вам. Я посоветовала маме поговорить с дочерью — оказалось, школьница любит фантастику. И дело пошло в гору.

Есть ли литература, которую не стоит читать ни в коем случае?

Литература — не вселенское зло. Конечно, она бывает некачественной. Но нет ничего страшного в том, чтобы почитать комиксы, фанфики или Дарью Донцову.

Нужно чаще отходить от собственных штампов и представлений о том, как должно быть. Попробуйте сами прочитать фанфик и обсудить его — то есть не осуждайте и не запрещайте, а демонстрируйте, что вам интересны увлечения ребёнка. 

Почему дети ненавидят писать сочинения? 

Нынешняя программа завязана на шаблонах — никому не интересно настоящее мнение учеников. Бывает, учителя так и комментируют мысли ребёнка: «ты не прав», «автор имел в виду другое». А важно слушать ученика — если он считает, что Обломов не лентяй, пусть расскажет, почему так думает, и приведёт аргументы.

В школах редко пишут литературные сочинения на свободные темы. Стандартные задания звучат уныло и занудно: «Почему Катерина — луч света в тёмном царстве?». Кому вообще захочется писать об этом?

У меня есть лайфхак, как показать ребёнку, что сочинение бывает интересным. Если школьник не сделал домашку или опоздал на занятие, я прошу написать объяснительную в формате фантастической истории. Например, «не подключился к вебинару, потому что меня украли инопланетяне, и я вёл войну с марсианами». Дети сразу загораются и просят: «А можно я ещё одну объяснительную напишу, и ещё, и ещё?». 

Как можно улучшить школьную программу по литературе?

Добавить свободы. Сейчас в школах вообще не проходят зарубежных и современных авторов. А ведь большинству детей было бы интересно обсудить «Гарри Поттера» или «Хроники Нарнии».

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» свободы гораздо больше — мы читаем и современных, и иностранных авторов. Например, Исигуро или Данте. И дети в восторге — хотя тот же Данте обычно разбирается только в университете на филфаке.

Но какие-то вещи я бы оставила в стандартной программе — скажем, «Войну и мир». Очень мало людей самостоятельно прочтут её после выпуска. Поэтому хорошо бы познакомиться с этим произведением в школе. 

Почему литературу нечасто выбирают для сдачи на ОГЭ и ЕГЭ? Как готовиться к государственным экзаменам?

Мало специальностей, которые требуют ЕГЭ по литературе. Это, как правило, творческие профессии. А сейчас тенденция на IT, математику, физику.

Если подросток решил сдавать литературу, вот полезные лайфхаки:

  • Читайте краткие содержания. Поможет, если нужно освежить произведение в памяти или запомнить последовательность сюжетных линий. 
  • Ведите трекер привычек. Это лёгкий момент игры. Помечайте в трекере, сколько страниц прочитали сегодня. Для старших подростков полезно записывать не только количество страниц, но и то, что вывели для себя. Так информация легче укладывается в голове. 
  • Не пренебрегайте готовыми сочинениями. Списывать — плохо, но иногда ребёнку нужен визуальный образец. Прочтите несколько качественных сочинений по теме, а затем напишите своё. 

Одна из учениц, с которой мы прозанимались так полтора месяца, сдала ЕГЭ на 75 баллов. Хотя изначальный уровень был нулевой — никакой литературной базы. 

Сложно ли преподавать в онлайне? Какие приёмы вы используете, чтобы удержать внимание?

Сложно только первый раз, а потом понимаешь, как выстроить структуру занятия и зацепить ребёнка. 

Обычно ученики на дистанционном обучении — мотивированные и целеустремлённые ребята. Не нужно танцевать с бубном, чтобы поддерживать интерес к уроку.

Но есть и лайфхаки — например, игровые элементы. Иногда я говорю: «Если флуд в чате прекратится, я расскажу вам кое-что интересное». И пятиклассники в чате сразу: «Стоп, не пишите ничего, срочно замолкаем!».

Главное — регулярно менять вид деятельности. Если всё время монотонно бубнить, станет скучно и детям, и взрослым. 

Какие плюсы и минусы у онлайн-обучения? 

Мы с ребятами недавно разбирали понятие мифа, и я спросила: «Существуют ли мифы в современном мире?» Ученица ответила: «Миф о том, что онлайн-образование — зло».

Действительно, на самом деле в онлайн-образовании масса плюсов. Например, дети чувствуют себя комфортнее, спокойнее и свободнее. Не нервничают, как на очном уроке.

А ещё дистанционное занятие требует качественной подготовки со стороны педагога. Если в офлайн-варианте вечером засядешь с тетрадями и не успеешь сделать презентацию, то ничего страшного, а тут от презентации зависит успех урока. Я чувствую ответственность за подготовку дополнительных материалов — важно, чтобы онлайн-урок был тщательно спланирован и технически выверен.

Из минусов — дети могут отвлекаться и начать болтать в чате не по теме. Когда урок проходит в формате вебинара, камера включена только у учителя. У некоторых учеников такая анонимность создаёт ощущение безнаказанности — я за пределами видимости и могу делать что угодно. 

Но в «Фоксфорде» работают прекрасные модераторы, которые следят за беседой. А интерактив во время занятия и смена форматов поддерживают интерес ребёнка. 

Что посоветуете ученикам «Фоксфорда» для успешного освоения ваших курсов?

Нужно не лениться и заниматься. Если сложно осилить произведение целиком — читайте краткое содержание, смотрите хорошую экранизацию. Изучите портреты главных героев, основные события, сюжетные повороты.

Краткое содержание — это не так плохо, как принято считать. Ещё в эпоху античности прибегали к кратким выжимкам, чтобы, например, подготовиться к походу в древнегреческий театр — знать основные действующие лица и события.

Но, конечно, краткого содержания и просмотра экранизации недостаточно для ответа на глубокие вопросы по произведению. 

Чем вы увлекаетесь?

Я творческий человек. Иногда играю на укулеле, рисую картины — мне нравится схематичность авангарда. Окончила музыкальную школу и школу искусств по живописи.

Люблю кей-поп и слежу за нашумевшей группой BTS с их дебюта. Мне нравится такая музыка — она помогает подросткам принять себя. Слушаю и другие жанры — хип-хоп, рок. Обожаю американскую группу Muse. Смотрю сериалы, которые заставляют думать — например, в «Чёрном зеркале» поднимаются проблемы социально-этического характера.

Сложно выбрать книги для рекомендации, потому что список любимых произведений — огромный. Пожалуй, и детям, и взрослым посоветую эти: 

  • «Дорога уходит в даль…», автобиографическая трилогия Александры Бруштейн. 
  • «Великолепная Гилли Хопкинс», Кэтрин Патерсон. 
  • «Мой дедушка был вишней», Анджела Нанетти.
  • «Вафельное сердце», Мария Парр.
  • «Чучело», Владимир Железников.
  • «Дающий», Лоис Лоури (кстати, её проходят в «Фоксфорде»!). 

Вы не только преподаёте, но и пишете собственные книги. Расскажите об этом. 

Стихи я начала писать ещё в дошкольном возрасте, как только впервые взяла ручку, а прозу — в седьмом классе. Меня было не оторвать — я писала книги даже на уроках в школе.

Когда впервые опубликовалась, хотела посмотреть реакцию — насколько это плохо. Именно плохо, а не хорошо. Мне казалось, я как Донцова, но в жанре фантастики. Приятно удивилась, когда появились читатели и сформировался круг поклонников. 

Что пожелаете ученикам домашней онлайн-школы «Фоксфорда»?

Ничего не бойтесь, мечтайте и не предавайте мечту. 

Помните, что ошибка не делает вас плохим человеком. 

Если ошиблись в постановке запятой, неправильно поставили ударение и даже что-то более серьёзное — сделайте вывод и идите дальше!

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован