Анализ стихотворения: инструкция, подробный план

Искать смысл в стихотворении для ребёнка — всё равно что взрослому разбираться в постмодернистском романе. Это сложно и требует внимания и усидчивости, но при этом увлекательно, как сборка пазла. Чтобы ребёнок не страдал при разборе лирических произведений, а получал удовольствие от поисков скрытых смыслов и мотивов, нужен чёткий план разбора, понятная инструкция, которая проведёт через этот извилистый путь.

В этой статье мы делимся планом анализа стихотворения, который поможет правильно написать сочинение по литературе и русскому языку и не заскучать в процессе.

иконка календаря
10 сентября 2025
иконка таймера
10 минут
Автор статьи:
Поделиться:

План анализа стихотворения

Как и любое сочинение, начинаем наш анализ со вступительной части.

В ней нужно указать название стихотворения, которое мы разбираем, и его автора. Введение не должно быть слишком сложным и развёрнутым и может выглядеть так: «Проанализируем стихотворение М. Ю. Лермонтова „Парус“».

После переходим к основной части сочинения — к анализу.

Чтобы сделать разбор полным и не упустить важные моменты, следуйте плану:

  1. Определите тему стихотворения.
  2. Опишите настроение, эмоции и переживания лирического героя.
  3. Найдите и раскройте идею произведения.
  4. Выделите и проанализируйте средства художественной выразительности.
  5. Укажите на особенности композиции.
  6. Обратитесь к историческому контексту.

Важно, чтобы пункты анализа были связаны друг с другом: идея вытекает из темы, раскрыть её помогают средства выразительности и особенности композиции, а общее настроение стихотворения передаётся через переживания и эмоции лирического героя. Исторический контекст подскажет, какие события влияли на автора, когда он писал стихотворение, и поможет глубже раскрыть тему и идею.

Эти пункты можно менять местами, например начать с исторического контекста и уже потом перейти к разбору темы, идеи и других особенностей стихотворения. Если вам кажется, что так анализ будет выглядеть логичнее, смело переставляйте их.

Чтобы наше сочинение выглядело целостным и законченным, в заключении подведём итоги. Здесь можно в общих словах повторить основные моменты анализа, например какова идея стихотворения и как автор её раскрывает.

Пошаговая инструкция анализа стихотворения

А теперь остановимся на каждом пункте плана подробнее и разберём, как именно их раскрывать.

Тема стихотворения

Начать разбор следует с определения темы — это фундамент будущего анализа. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос, о чём оно. Обычно тема сразу бросается в глаза и умещается в одно-два слова, например «любовь», «дружба», «родина».

Когда мы читаем стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…», понимаем, что раскрывается тема осени. Напрямую об этом не сказано, но на это указывают ключевые фразы:

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Если вам трудно отличить тему от идеи, прочитайте нашу статью «Тема и главная мысль текста: что это и как их определить». Там мы подробно рассказываем, как сделать это легко и быстро.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Настроение, эмоции и переживания лирического героя

После того как мы определили тему, нужно описать, как она раскрывается в стихотворении. Для этого проанализируем настроение, эмоции и переживания лирического героя. Он может грустить из-за ушедшей любви, восхищаться природой, мечтать о будущем и т. д.

Чтобы передать эмоциональное состояние лирического персонажа, поэт использует слова-описания и слова-ощущения, например «грустно», «весело», «безучастно» (посмотрел). При чтении стихотворения обращайте на них внимание, чтобы быстрее считать настроение произведения и потом использовать эти слова в качестве аргументации.

Стихотворение А. А. Ахматовой «Приходи на меня посмотреть…» — яркий пример лирического произведения, где сразу можно понять чувства лирической героини.

Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: «Довольно!»

Она страдает от одиночества, больше не верит в светлое будущее и обращается к тому, кто причинил ей боль, — призывает обратить на неё внимание. О своих чувствах лирическая героиня говорит прямо: «Я живая. Мне больно», «Этих рук никому не согреть».

Идея стихотворения

Лирическое произведение — это эмоциональный отклик поэта на то, что его окружает, поэтому в нём обязательно будет идея, главная мысль, ради которой он написал стихотворение. Чтобы её найти, нужно ответить на вопрос: что хотел сказать автор?

Идея всегда связана с темой и в стихотворении раскрывается через переживания лирического героя. Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» раскрывается тема любви. Лирический персонаж говорит о расставании, но без злости и обвинений, а с тёплой ностальгией по ушедшему и с уважением к любимой. Их пути разошлись, но он желает ей добра:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Идея произведения в том, что истинная любовь не требует ничего взамен, она великодушна и жертвенна.

Средства художественной выразительности

После того как мы разобрали смысловую составляющую стихотворения, переходим к анализу языка — средствам художественной выразительности.

Изобразительные средства — это кисти и краски писателей. Они помогают чётко передать эмоциональный посыл, придают стихотворению художественности и атмосферности. Автор выбирает такие средства, которые помогают раскрыть тему и идею лирического произведения. Это могут быть эпитеты, метафоры, сравнения и многие другие тропы.

Например, в стихотворении А. А. Блока «В ресторане» с помощью средств выразительности автор рисует картину мимолётной встречи.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

В одной этой строфе встречается сразу несколько тропов: эпитет «переполненный» (зал), метафора «пели смычки» и сравнение «золотого, как небо». Они создают романтическую атмосферу, описывают пространство и даже указывают на время дня: золотое небо бывает на закате.

Особенности композиции

Помимо средств художественной выразительности, раскрыть идею произведения помогают особенности композиции. Например, чтобы акцентировать внимание на чём-то, поэт может использовать повтор, а чтобы создать яркий противоречивый образ — антитезу, противопоставление. Кроме того, разные строфы могут служить разным целям: в первой автор может ставить вопрос или поднимать проблему, а в последней — приходить к решению. Или же, наоборот, закольцевать композицию и закончить тем, с чего начал, чтобы после прочтения целого стихотворения читатель увидел в уже знакомых строках новый смысл.

В стихотворении «Имя твоё — птица в руке» М. И. Цветаева использует анафору, единоначалие смежных строк. Эта стилистическая фигура побуждает постоянно удерживать в уме ключевой образ стихотворения — имя того, кому оно посвящено, А. А. Блока:

Имя твоё — птица в руке,
Имя твоё — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё — пять букв.

При анализе стихотворения посмотрите, как автор работает с композицией, и подумайте, какие чувства это вызывает у вас как у читателя, для чего он использует тот или иной приём.

Исторический контекст

Некоторые стихотворения нельзя глубоко проанализировать без обращения к историческому контексту. Так, рассматривая гражданскую лирику, мы должны представлять, о каких событиях идёт речь. Это поможет понять, почему поэт отреагировал на них именно так, что побудило его написать стихотворение и что он хотел в нём донести. Исторический контекст также важен и для произведений, в которых устами лирического героя автор говорит о своих чувствах и переживаниях. 

Например, у М. Ю. Лермонтова есть цикл стихотворений, посвящённых его первой любви, Екатерине Сушковой. Произведения пронизаны сильными чувствами, причём не только светлыми, но и негативными: жестокостью, равнодушием, лицемерием. В них поэт исследует тему неразделённой любви. Исторический контекст подсказывает нам, почему лирический герой его стихотворений переживает такие чувства и как проживает первую юношескую любовь. Например, в стихотворении «Нищий»:

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Пример анализа

А теперь посмотрим, как будет выглядеть полный анализ лирического произведения, и разберём стихотворение Н. А. Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди».

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,
Всё, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,
Так возьмём и с неё долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди»

Проанализируем стихотворение Н. А. Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди».

В центре внимания поэта — тема любви во всех её проявлениях.

Эмоциональный фон стихотворения противоречив: от раздражения и обиды лирического героя до нежности и примирения. Автор передаёт всю гамму чувств, которые переживают влюблённые в моменты размолвок и примирений. 

Главная мысль произведения заключается в том, что открытость в выражении чувств, даже негативных, помогает сохранить искренность в отношениях. Это такая же их часть, как и признания в любви или времяпрепровождение друг с другом. Лирический герой призывает ценить даже эти моменты:

Если проза в любви неизбежна,
Так возьмём и с неё долю счастья…

В стихотворении Н. А. Некрасов использует художественные средства, которые помогают создать яркий образ сложных отношений. Эпитеты «бестолковые» (люди), «взволнованная» (грудь), «неразумное» (слово) передают напряжённое эмоциональное состояние лирических героев во время ссоры. Метафоры «вспышка готова», «облегченье груди» показывают, как герои ведут себя в конфликтах: резко высказываются, не подумав о чувствах партнёра.

Композиционно стихотворение делится на три строфы, каждая из которых выполняет свою функцию. Первая строфа описывает конфликты между влюблёнными, вторая призывает к открытому выражению чувств, а третья подводит итог: показывает ценность примирения.

Произведение отражает романтические взгляды Некрасова на любовь и во многом основано на его личных переживаниях. У поэта были сложные, но глубокие чувства к Авдотье Панаевой, которой посвящены эти строки, и именно они повлияли на создание этого стихотворения.

Стихотворение Некрасова — это глубокое размышление о природе человеческих отношений. Автор показывает, что в любви не обойтись без ссор, но это не плохо — они могут укрепить чувства.

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.