Что такое читательский дневник и зачем его вести
Читательский дневник — это тетрадь или электронный документ, где описывают мысли и впечатления о произведениях.
Если после того, как вы закрыли книгу, выделить несколько минут и заполнить страницу в читательском дневнике, это поможет:
- Лучше запомнить прочитанное. Когда мы записываем свои мысли о книге, то лучше запоминаем сюжет, героев и важные моменты.
- Развить навыки чтения. Ведение читательского дневника помогает научиться анализировать тексты, выделять главную мысль, определять тему и идею произведения. Эти знания пригодятся на уроках русского языка и литературы, а ещё на экзаменах.
- Научиться выражать свои мысли. Регулярные записи развивают навык складно и грамотно излагать свою точку зрения.
- Организовать чтение. В читательском дневнике удобно систематизировать прочитанные книги, отслеживать свой прогресс и планировать, что читать дальше.
- Быстро вспомнить главное. Если будет нужно вернуться к какой-либо книге или сюжету через некоторое время, записи в читательском дневнике помогут вспомнить основные моменты и впечатления. Будет полезно пробежаться по записям перед сочинением по произведению, а ещё — если вы отложили чтение на время.
- Развить интерес к чтению. Ведение читательского дневника может сделать процесс чтения более увлекательным и интересным. Подойдите к процессу творчески: рисуйте, прикрепляйте картинки и подчёркивайте важное цветными маркерами.
Как самостоятельно сделать читательский дневник
Как мы уже говорили, читательский дневник может быть в бумажном и электронном формате. У каждого есть свои плюсы и минусы:
|
Формат |
Плюсы |
Минусы |
|
Бумажный |
Письмо от руки помогает лучше запомнить основные моменты книги |
Можно потерять или испортить |
|
Можно рисовать, выделять важную информацию цветными маркерами, вклеивать картинки — это творческий процесс, который развивает мелкую моторику |
Сложно аккуратно исправить помарки |
|
|
Подходит для школьных домашних заданий |
Можно забыть дома |
|
|
Электронный |
Если вести дневник в облачном файле, он всегда будет под рукой |
Недоступен, если гаджет разрядился |
|
Можно быстро найти нужное по ключевым словам |
Не все учителя разрешают вести дневник в электронном формате |
|
|
Ошибки легко исправить |
Младшим школьникам может быть трудно вести такой дневник, так как нужно будет много печатать и редактировать документ |
|
|
Можно прикреплять картинки и выделять важные моменты |
Сложно так же свободно красиво оформлять, как бумажный |
|
|
Можно добавить ссылки на видеообзоры, другие записи в дневнике и др. |
Дополнительная нагрузка на глаза и нервную систему |
Структура читательского дневника будет одинаковой в любом формате, поэтому сначала определите, какой подходит именно вам. Затем заведите тетрадь или документ под названием «Читательский дневник».
На первой странице дневника разместите содержание и пронумеруйте все страницы — так будет легко найти записи о нужном произведении. Прочитав новую книгу, добавьте её название в содержание.
Каждый разворот тетради посвятите одному произведению. Здесь запишите основную информацию (автор, время создания, герои и т. д.), проанализируйте прочитанное и поделитесь своими мыслями. Украшайте страницы наклейками, рисунками, выделяйте главные мысли цветными ручками или маркерами — это поможет лучше запомнить то, что вы записали.
Лайфхак для родителей младшеклассников: в конце дневника добавьте картинку с книжными полками, где корешки книг пустые. Когда ребёнок прочитает книгу, то подпишет её название на одном из пустых корешков. Со временем подписанных книг станет больше, и ему захочется заполнить все пустые корешки. Это поможет втянуться в процесс ведения дневника.
Как вести читательский дневник
Шаг 1. Новую запись в читательском дневнике начните с основных характеристик: название, имя автора, жанр и даты начала и окончания чтения. Можно здесь же поставить оценку книге исходя из собственных впечатлений.
Шаг 2. Затем переходите к содержанию: опишите, о чём это произведение, кто главные и второстепенные герои, каков сюжет и в чём идея. Важно сделать это так, чтобы в будущем можно было быстро прочитать запись и всё вспомнить. Пройдитесь по основным моментам и дайте персонажам краткие характеристики.
Шаг 3. После этого опишите свои впечатления о книге: почему понравилась или, наоборот, оставила равнодушным, как вы оцениваете поступки героев, согласны ли с авторской идеей или нет. Должен получиться мини-отзыв, который покажет, что вы вынесли из произведения.
Шаг 4. В конце можно добавить любимые цитаты, нарисовать рисунок, добавить информацию об экранизациях книги или записать вопросы, которые вы бы хотели задать автору. Эта часть полностью креативная — самовыражайтесь!
В итоге запись в дневнике может получиться вот такой:

Или вот такой:

Как превратить ведение дневника из обязанности в удовольствие
Вести читательский дневник будет увлекательно, если подойти к делу творчески. Вместо обычной тетради возьмите блокнот с яркой обложкой — будет приятнее к нему возвращаться, чтобы написать о книге. Отходите от шаблона — пишите обо всём, что покажется важным и интересным. Любите слушать музыку? Подпишите, какой саундтрек подошёл бы книге. Играете в видеоигры? Придумайте, в каком жанре можно было бы сделать игру по прочитанной книге.
Советы для младших школьников (1–4 классы)
Ученик начальной школы быстро вольётся в процесс ведения читательского дневника, если превратить его в игру. Вот как можно это сделать:
- После прочтения книги предложите нарисовать героев. Это поможет ребёнку лучше запомнить их и выразить свои эмоции через рисунки.
- Вместе с ребёнком подумайте, кого из героев других книг он бы подружил с персонажами прочитанного произведения и почему. Так он научится анализировать характеры.
- Предложите поставить книге оценку в виде смайликов, звёздочек или огоньков. Будет здорово, если для этого будут специальные наклейки.
- Вырежьте из журналов или распечатайте картинки. Это может быть еда, которая могла бы понравиться герою, место, где он хотел бы жить или транспорт, на котором он бы ездил. Так ребёнок лучше поймёт мир героя и его предпочтения.
- Предложите написать о своих мыслях по простому шаблону:
- На месте героя я бы…
- Самое красивое слово в книге…
- Хочу узнать больше о…
Школьнику будет интересно выразить свои мысли и впечатления в доступной для него форме.
Советы для школьников средних классов (5–8 классы)
В этом возрасте дети начинают анализировать прочитанное и выражать свои мысли более развёрнуто. Вот несколько идей, как сделать ведение читательского дневника интересным и увлекательным:
- Составьте рейтинг или список по книге. Например, топ-5 самых крутых поступков в книге или рейтинг самых неудачных решений героев. Это поможет систематизировать свои впечатления и лучше запомнить сюжет.
- Напишите вопросы для интервью с героем. Что хочется узнать у главного героя или злодея после прочтения? Уже составляя вопросы, школьник будет развивать навыки критического мышления и анализа.
- Сравните книгу с экранизацией. Посмотрите фильм или сериал по книге и опишите свои эмоции. Что лучше: экранизация или произведение? Чем они отличаются? Какие эпизоды не вошли в фильм и почему, по вашему мнению? Это поможет лучше запомнить сюжет и научиться сравнивать.
- Буктрейлер. Если книга очень понравилась, можно сделать о ней короткое видео в формате тиктока: подобрать картинки и звук, снять кадры самостоятельно. Это будет не только увлекательно, но и полезно для ребёнка.
Советы для старшеклассников (9–11 классы)
Читательский дневник в старших классах будет просто необходим, так как на экзаменах по русскому языку и литературе проверяют знание сюжетов произведений и в итоговых сочинениях просят привести примеры из них. Здесь уже нужно подойти к ведению дневника серьёзнее:
- Выписывайте цитаты, в которых выражаются идеи произведений. Рядом с каждой напишите, почему вы её выбрали, в чём её смысл и к какой ситуации из жизни она применима. Цитирование — трудная часть сочинений по литературе, и читательский дневник поможет к ней подготовиться.
- На отдельном развороте выпишите большие темы и составьте для каждой список произведений, в которых она раскрывается. Так вы быстрее запомните названия и авторов и без труда подберёте примеры для сочинений на экзаменах.
- Сравнивайте книги на схожую тему. Здесь будет важно описать, что в них общего и в чём разница во взглядах авторов. Так вы научитесь сравнивать сюжеты и героев, подбирать сильные аргументы.
- Заведите читательский дневник в соцсетях. Вам будет интересно готовить контент, обсуждать книги с другими и получать обратную связь. Это более энергозатратно, чем записи в тетради или в электронном документе, но и намного интереснее.
Читательский дневник можно вести красиво и интересно, но если из-за этого будет трудно найти на него время, лучше отказаться от эстетики. Пусть у вас будет обычная синяя ручка, тетрадка в клетку и короткие записи — уже это стоит намного больше, чем пустой красивый блокнот и разноцветные маркеры, которыми не пользуются. Пишите постоянно и не гонитесь за красотой. Главное — научить ребёнка получать удовольствие от книг.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни