
Эта цитата — не просто красивая метафора, которую любят педагоги и логопеды. Зоны коры головного мозга, отвечающие за речь и моторику, связаны очень тесно, так что развитие одного умения стимулирует развитие другого. А вместе их называют высшими навыками, ведь они доступны только человеку.
Человеческая рука способна делать очень многое, недоступное животным: это вам не лапки. Руки управляют столовыми приборами, техникой, предметами для творчества — весь быт человека, всё, что мы называем признаками цивилизации, обслуживается с помощью тонких моторных действий.
Письмо от руки — один из самых эффективных способов развития мелкой моторики, а вместе с ней — речи, памяти, интеллекта. Поэтому очень важно учить ребёнка писать, хотя и может показаться, что в мире компьютеров и гаджетов в этом уже нет особой необходимости.
<<Форма демодоступа>>
Подготовка руки к письму
Мелкая моторика начинает формироваться с самого рождения. Уже в младенчестве ребёнок тянется к предметам, стремясь исследовать их, — так рука учится точным движениям и постепенно совершенствует свои умения.
Этот процесс не имеет возрастных границ: тренировать пальчики полезно и малышу, и взрослому. Лучшие упражнения — те, что естественно вплетаются в повседневную жизнь:
- Игры с мелкими предметами — перебирание пуговиц, круп, камешков, нанизывание бусин.
- Творчество — лепка (особенно если результат можно съесть!), рисование разными материалами, плетение, сборка пазлов.
- Бытовые действия — застёгивание пуговиц, открывание замков, помощь на кухне (перемешивание, лепка пельменей, перебирание ягод).
- Общение с природой — сбор веточек и шишек, ощупывание коры деревьев, пересыпание песка, игры с галькой.
Для подготовки руки можно использовать и специальные логопедические инструменты: массажные мячики и рельефные палочки, например су-джок, — обычно дети их любят.
Как подготовить ребёнка к школе? Рассказываем в телеграм-канале Домашней школы Фоксфорда. Там мы публикуем полезные советы для родителей о воспитании и образовании. Подписывайтесь!
Массируйте ребёнку ладошки и регулярно делайте с ним пальчиковую гимнастику, пойте, читайте специальные стишки под ритм — их легко найти в интернете и методичках для логопедов. «Склеивайте» в сознании ребёнка речь, ритм и изолированные движения пальцами — этот процесс в будущем превратится в беглое письмо.
Отрабатывайте фокусы, тренируйте «пальчиковые головоломки». Можно репетировать сложные фигуры из пальцев для театра теней — это очень увлекательно. Детей постарше могут заинтересовать жонглёрские упражнения на ловкость и точность движений рук. Существует целое направление — нейромоторика.
Уверены, что-то из этого точно понравится вашему ребёнку.
<<Форма семейного образования>>
Письмо — это форма речи
Ребёнку очень трудно будет объяснить, зачем ему уметь быстро писать, если он не любит читать или ещё не слишком разборчиво говорит. Помогайте ему развивать речь и поддерживайте любой интерес к миру букв. Ведь текст — это не только книги и журналы, но и вывески на улицах, информация в компьютерных играх и весь интернет.
Читайте вместе, рассматривайте разные шрифты и обсуждайте вопросы каллиграфии — подогрев мотивацию, вы многого добьётесь на пути к письму.
«Наскальная живопись»
Каждый малыш рано или поздно становится первобытным художником — берёт карандаш и выводит таинственные узоры, похожие то ли на древние руны, то ли на марсианские послания. Он с важным видом «читает» свои каракули, удивляясь: как же взрослые не понимают такой очевидный текст?
Почему это не просто баловство, а важный этап развития:
- мозг ребёнка повторяет путь человеческой цивилизации: от наскальных рисунков к иероглифам, от рун к буквам
- выдумывая свои символы, малыш постигает главный принцип: «знак = значение»
- такая игра готовит руку к письму, а сознание — к пониманию, что мысли можно «запечатывать» в знаки
Эта игра очень важна, родителям не нужно исправлять, пытаться сразу учить писать правильно.
Когда ребёнок захочет, чтобы его поняли, чтобы другие смогли прочитать его рассказ, записку или открытку для мамы, когда его рука окрепнет и кости полностью сформируются (это происходит обычно в 5−7 лет), можно переходить к изучению букв и цифр.
Буквы — это интересно
Часто ли малыш видит, как вы пишете? Ведите заметки и дневники при нём, оформляйте документы и рассказывайте, как важно взрослому человеку писать разборчиво.
Не слишком сосредотачивайтесь на орфографии ребенка: грамотность сформируется позже. Правда для этого нужно много читать и обращать внимание на написание слов в текстах. Пока лучше помогите ребёнку удобно сесть и научиться держать карандаш так, чтобы он не давил на пальцы.

Пишите на запотевшем стекле и мокром песке. Буквы можно лепить из пластилина, вырезать из бумаги, складывать из палочек.
Есть специальные тетради для подготовки к письму с заданиями по раскрашиванию и штриховке, рисованию волн, соединению линий, ориентации на листе. С их помощью ребёнок освоит элементы, из которых состоит буква. Затем можно переходить к прописям.
Пусть занятия будут нескучными и недолгими. Это должен быть приятный процесс, иначе мозг не будет распознавать этот навык как полезный и вместо закрепления будет включать сопротивление. Берегите интерес и мотивацию ребёнка. Пусть прописи лежат в доступном месте, чтобы он мог играть с ними в любое время. Пусть рисует звёздочки или короны у букв, которые получились лучше всего.
Игра в текст
Продолжайте играть в письмо: пишите буквы в воздухе и на спинке ребёнка и просите угадать, какая это буква. Пишите друг другу приятные письма или небольшие заметки. Придумывайте квесты с поиском записок по квартире.
Добавляйте текстовые задания в сюжетные игры. Например, будто король одного государства пишет послание другому королю, отправьте его гонцом и прочитайте от лица иноземного монарха: «Так, эту букву я узнаю… а эта, наверное, на другом языке… чего же хочет от меня этот король?» Делайте открытки для любимых людей и просите ребёнка записывать придуманные им сказки и истории для будущего издания. Играйте в «слова на букву» — это развивает словарный запас и учит анализировать состав слова.
<<Форма прописи>>
Резюме
Вот что нужно, чтобы ребёнок овладел умением быстро писать:
<<Выводы>>
- Рутинная работа с моторикой.
- Развитие речи и понимания текста.
- Интенсивное чтение, восприятие текста на слух.
- Владение инструментами — умение правильно сидеть, удобно держать ручку и карандаш.
- Ориентация на листе: понимание строки, понятий «выше» и «ниже», «право» и «лево».
- Умение различать буквы и находить их в словах, анализировать слово и предложение.
- Владение элементами написания букв, способами их соединения.
- Постепенное развитие грамотности и овладение художественными приёмами.
Но самое главное — чтобы ребёнок знал, зачем это нужно именно ему и именно сейчас, получал удовольствие от процесса и людей, с которыми учится.
Иллюстрация: Chiara Morra / Dribbble


Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни