Как научить ребёнка быстро писать
Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Валерий Сухомлинский, советский педагог-новатор
- 21.11.2024
- Время чтения:3 минуты
Эта цитата — не просто красивая метафора, которую любят педагоги и логопеды. Зоны коры головного мозга, отвечающие за речь и моторику, связаны очень тесно, так что развитие одного умения стимулирует развитие другого. А вместе их называют высшими навыками, ведь они доступны только человеку.
Человеческая рука способна делать очень многое, недоступное животным: это вам не лапки. Руки управляют столовыми приборами, техникой, предметами для творчества — весь быт человека, всё, что мы называем признаками цивилизации, обслуживается с помощью тонких моторных действий.
Письмо от руки — один из самых эффективных способов развития мелкой моторики, а вместе с ней — речи, памяти, интеллекта. Поэтому очень важно учить ребёнка писать, хотя и может показаться, что в мире компьютеров и гаджетов в этом уже нет особой необходимости.
Подготовка руки к письму
Мелкая моторика развивается с младенчества. Ребёнок хватает всё, до чего может дотянуться, чтобы поскорее овладеть этим предметом. Рука подстраивается и обучается с невероятной скоростью.
Верхней границы развития мелкой моторики нет: пальчикам с раннего возраста и до самой старости полезно запутываться и распутываться в нитках, что-то лепить (идеально, если под маминым руководством из этого получается еда), рисовать разными материалами, перебирать пуговицы, крупы и песок, по тысяче раз открывать и закрывать замки и защёлки, возиться в земле, трогать траву, мох и кору в лесу или парке. Пусть моторное развитие станет частью ежедневной рутины для вас и ребёнка. И если у подрастающего малыша появились сложности с письмом, всегда можно уделить больше времени этим бытовым и творческим процессам.
Позвольте ребёнку снять варежки на прогулке и пособирать камешки и веточки. Создавайте из них поделки. Заведите коробочку с материалами, у которых необычная текстура, и давайте ребёнку повозиться с ними. Пусть он в своё удовольствие набивает карманы желудями, их приятно и полезно перебирать пальцами. Собирайте пазлы, плетите косички куклам, готовьте вместе, наслаждаясь процессом и улучшая результат.
Для подготовки руки можно использовать и специальные логопедические инструменты: массажные мячики и рельефные палочки, например су-джок, — обычно дети их любят.
Массируйте малышу ладошки каждое утро и регулярно делайте с ним пальчиковую гимнастику, пойте, читайте специальные стишки под ритм — их легко найти в интернете и методичках для логопедов. «Склеивайте» в сознании ребёнка речь, ритм и изолированные движения пальцами — этот процесс в будущем превратится в беглое письмо.
Отрабатывайте фокусы, тренируйте «пальчиковые головоломки». Можно репетировать сложные фигуры из пальцев для театра теней — это очень увлекательно. Детей постарше могут заинтересовать жонглёрские упражнения на ловкость и точность движений рук. Существует целое направление — нейромоторика: в Сети можно найти руководства и видео с упражнениями.
Уверены, что-то из этого точно понравится вашему ребёнку.
<<Форма демодоступа>>
Письмо — это форма речи
Ребёнку очень трудно будет объяснить, зачем ему уметь быстро писать, если он не любит читать или ещё не слишком разборчиво говорит. Помогайте ему развивать речь и поддерживайте любой интерес к миру букв. Ведь текст — это не только книги и журналы, но и вывески на улицах, информация в компьютерных играх и весь интернет.
Читайте вместе, рассматривайте разные шрифты и обсуждайте вопросы каллиграфии — подогрев мотивацию, вы многого добьётесь на пути к письму.
«Наскальная живопись»
Однажды каждый ребёнок начинает имитировать письмо. Он пишет смешные закорючки или «кардиограммы» на одному ему понятном языке. И читает их с очень серьёзным видом: неужели не ясно, что здесь написано?
Эта игра очень важна, настоятельно просим родителей в неё не вмешиваться — не исправлять, не пытаться сразу учить писать правильно. Мозг ребёнка развивается эволюционно, и он, вслед за всей человеческой цивилизацией, должен пройти этапы наскальных рисунков, иероглифов и рун, сочинять собственные языки и таким образом отработать принцип связи «символ-значение», наиграться в письмо от души.
Только когда ребёнок захочет, чтобы его поняли, чтобы другие смогли прочитать его рассказ, записку или открытку для мамы, когда его рука окрепнет и кости полностью сформируются (это происходит обычно в 5−7 лет), можно переходить к изучению букв и цифр.
Буквы — это интересно
Часто ли малыш видит, как вы пишете? Ведите заметки и дневники при нём, оформляйте документы и рассказывайте, как важно взрослому человеку писать разборчиво.
Не слишком сосредотачивайтесь на орфографии ребенка: грамотность сформируется позже. Правда для этого нужно много читать и обращать внимание на написание слов в текстах. Пока лучше помогите ребёнку удобно сесть и научиться держать карандаш так, чтобы он не давил на пальцы.
Пишите на запотевшем стекле и мокром песке. Буквы можно лепить из пластилина, вырезать из бумаги, складывать из палочек.
Есть специальные тетради для подготовки к письму с заданиями по раскрашиванию и штриховке, рисованию волн, соединению линий, ориентации на листе. С их помощью ребёнок освоит элементы, из которых состоит буква. Затем можно переходить к прописям.
Пусть занятия будут нескучными и недолгими. Это должен быть приятный процесс, иначе мозг не будет распознавать этот навык как полезный и вместо закрепления будет включать сопротивление. Берегите интерес и мотивацию ребёнка. Пусть прописи лежат в доступном месте, чтобы он мог играть с ними в любое время. Пусть рисует звёздочки или короны у букв, которые получились лучше всего.
Игра в текст
Продолжайте играть в письмо: пишите буквы в воздухе и на спинке ребёнка и просите угадать, какая это буква. Пишите друг другу приятные письма или небольшие заметки. Придумывайте квесты с поиском записок по квартире.
Добавляйте текстовые задания в сюжетные игры. Например, будто король одного государства пишет послание другому королю, отправьте его гонцом и прочитайте от лица иноземного монарха: «Так, эту букву я узнаю… а эта, наверное, на другом языке… чего же хочет от меня этот король?» Делайте открытки для любимых людей и просите ребёнка записывать придуманные им сказки и истории для будущего издания. Играйте в «слова на букву» — это развивает словарный запас и учит анализировать состав слова.
<<Форма семейного образования>>
Резюме
Вот что нужно, чтобы ребёнок овладел умением быстро писать:
- Рутинная работа с моторикой.
- Развитие речи и понимания текста.
- Интенсивное чтение, восприятие текста на слух.
- Владение инструментами — умение правильно сидеть, удобно держать ручку и карандаш.
- Ориентация на листе: понимание строки, понятий «выше» и «ниже», «право» и «лево».
- Умение различать буквы и находить их в словах, анализировать слово и предложение.
- Владение элементами написания букв, способами их соединения.
- Постепенное развитие грамотности и овладение художественными приёмами.
Но самое главное — чтобы ребёнок знал, зачем это нужно именно ему и именно сейчас, получал удовольствие от процесса и людей, с которыми учится.
Иллюстрация: Chiara Morra / Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться