Как научить ребёнка работать в команде
Вместе с психологом Валерией Медведковой разобрались, почему важно уметь работать в связке с другими и что делать в разных ситуациях.
- 9.9.2024
- Время чтения:5 минут
Команда — это не просто группа людей, собравшихся вместе. Её объединяют:
- совместная работа;
- открытая коммуникация, когда есть доверие и все нацелены на результат и решение проблем, а не на конфликт;
- понимание каждым членом команды своего места в ней.
Благодаря этим трём факторам работа в команде приведёт к позитивному итогу: результат превысит сумму результатов каждого человека, если бы все работали в одиночку.Почему важна команда.
Любому человеку важно уметь работать в команде, если хочется быть в психологически безопасной атмосфере и добиваться высоких результатов. А детям это особенно необходимо, потому что личность формируется в коллективе, во взаимодействии с другими людьми — а это умение взять ответственность за себя и других.
Если ребёнок не научится работать в команде:
- С ним будет трудно играть другим ребятам, потому что в совместной игре требуются навыки командной работы.
- При подготовке групповых заданий на уроках ребёнок не сможет делегировать другим какие-то задачи. В итоге, если он ответственный, то будет делать всё за всех. Если не очень ответственный, то, не прояснив свою роль в группе, не сможет подготовить то, что требуется.
- Навыки общения с другими будут слабо развиты, что впоследствии может помешать выстраивать взаимоотношения с важными людьми.
<<Форма демодоступа>>
Как научить ребёнка работать в команде
Есть несколько простых и действенных способов:
- Показывать пример на себе
Например, взять на себя ответственность и распределить домашние обязанности на выходные так, чтобы были учтены возможности каждого члена семьи. Важно самому участвовать в выполнении какого-либо дела, чтобы у ребёнка не было ощущения, что трудится только он, а родители — командуют.
- Уважительно общаться с ребёнком во время совместных дел и игр
Не высказывать негатив, если вы с близкими участвуете в мероприятиях, а они не побеждают или занимают последние места. Лучше поддержать, найти слова, которые дадут понимание ребёнку, почему важен командный дух и участие, а не только победа.
- Проговаривать свои чувства и с вниманием относиться к переживаниям близких
Например, в ситуации проигрыша семьи на мероприятиях не нужно напускать на себя безразличие. Если родитель чувствует негатив, то в форме Я-сообщений следует рассказать, что и когда ощущается, попросить поделиться близких. Такой разговор без обвинений поможет снять напряжение и укрепить командный дух.
- Показывать, как те или иные эмоции влияют на процесс
Если негатив в процессе совместной деятельности всё-таки зашкаливал и влиял на группу, стоит сначала проговорить эти чувства в Я-сообщениях, потом поменять установки на более конструктивные и сделать выводы на будущее.
Многие психологи утверждают, что сначала мы воспринимаем мир эмоционально, ориентируясь на впечатления, а потом уже начинаем их анализировать. Поэтому в командной работе нужно так много времени и сил уделять эмоциональному фону, пониманию себя, своих чувств, думать о других и их переживаниях. Осознание, какие эмоции появляются у нас от того или иного действия, помогает работать в команде и строить уважительные взаимоотношения.
Что делать, если ребёнок совсем не командный игрок
Есть две основные причины, почему ребёнок не умеет работать в команде:
- Ребёнок-интроверт
Существует мнение, что никто не рождается интровертом: все дети активно проявляют себя в первый год жизни, когда им холодно, голодно или хочется на ручки к маме. Только реакция взрослых заставляет их сжиматься, переставать плакать или обращать на себя внимание.
Что делать: изменять отношение к ребёнку, проявлять больше уважения к его заботам, переживаниям, стараться внимательно относиться к потребностям — это по силам родителям.
- Ребёнок ярко переживает
Например, расстраивается или гневается, когда команда проигрывает, горько плачет и обвиняет всех вокруг, что ухудшает взаимоотношения с другими детьми. Однако способность контролировать себя и свои проявления растёт вместе с ребёнком: что-то в определённом возрасте ему ещё неподвластно, и требовать этого не нужно.
Что делать: учить пониманию своих чувств. Например, в процессе истерики быть рядом, а потом спросить: «Что чувствовал? Где это находилось в теле? Какие ощущения были?» Можно предложить нарисовать свои эмоции, подумать, что с этим сделать, чтобы в следующий раз ребёнку было легче.
<<Форма семейного образования>>
Как научить ребёнка распределять роли внутри команды
У доктора психологических наук, профессора СПбГУ Рады Михайловны Грановской, есть чудесная история по этой теме: «В советское время, когда никто ещё и не думал о ЕГЭ, мне тайно из-за границы прислали книгу с примерами тестов по типу личности. Я собрала своих учеников, и мы стали решать.
Сангвиники работают в экстремальных ситуациях лучше, чем в спокойных. Они хорошо мобилизуются. И что? Кто сказал, что сангвиники самые лучшие?
Они хорошие организаторы, лидеры — всё это так. Но когда надо строить долгосрочную перспективу, нужен флегматик. А когда надо пробивать стенку прямо сейчас — нужен холерик. А чтобы увидеть, куда двигаться, — меланхолик. Он со своей чувствительностью первым ловит ветер в паруса — это оборотная сторона его страхов, тревог».
Поэтому важно объяснить ребёнку, что каждый занимает какую-то роль, и она в зависимости от ситуации и заданий может меняться. Но в любой команде должен быть управленец, который знает особенности каждого члена команды и хорошо понимает людей.
Какие роли бывают:
- лидер,
- генератор идей,
- трудяга,
- критик,
- душа компании,
- аналитик.
В игре или подготовке домашки эти роли могут звучать не так, но суть всё равно остаётся. При распределении ролей первый раз подойдёт и жеребьёвка, и настойчивое предложение от лидера. Но в дальнейшем необходимо учесть два принципа: компетентность и пожелания. То есть нужно понимать, насколько член команды способен справиться с поставленной задачей и насколько он этого хочет.
Если роль, выбранная кем-то за ребёнка, ему не нравится, но он хочет быть в этой команде, то стоит объяснить остальным, а особенно лидеру, где его знания, умения и навыки пригодятся лучше всего. В этой ситуации нужно выслушать и тех, кто выбрал для него такую роль. Находить общий язык в команде — это первая ступень взаимоотношений.
Если так вопрос не удастся решить, то можно рассказать ребёнку о том, кто такие неформальные лидеры, как они способны влиять на команду, стоит ли подвергать группу таким столкновениям.
Что посоветовать ребёнку, если в команде возникают конфликты
Конфликты напрягают своей негативной окраской, но это лучше поверхностного сосуществования незаинтересованных в глубоком сотрудничестве членов команды.
Конфликт сам по себе — это только симптом, а не болезнь. Истинная причина и проблема состоит в противоречии интересов и целей членов команды. Необходимо понять, где есть расхождения, и сделать выводы. Может, кто-то не на своём месте — ему нужно найти подходящую роль в команде. Может, чьи-то идеи, мысли, чувства или переживания не были услышаны — необходимо услышать, дать реакцию. А бывает так, что кому-то именно эта команда не подходит — тогда стоит отпустить ситуацию.
Конфликт — это естественный спутник любого межличностного взаимодействия, с него может начаться рост команды.
Иллюстрация: tubik.arts / Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться