Как научить ребёнка работать в команде

Вместе с психологом Валерией Медведковой разобрались, почему важно уметь работать в связке с другими и что делать в разных ситуациях.

Команда — это не просто группа людей, собравшихся вместе. Её объединяют:

  • совместная работа;
  • открытая коммуникация, когда есть доверие и все нацелены на результат и решение проблем, а не на конфликт;
  • понимание каждым членом команды своего места в ней.

Благодаря этим трём факторам работа в команде приведёт к позитивному итогу: результат превысит сумму результатов каждого человека, если бы все работали в одиночку.Почему важна команда.

Любому человеку важно уметь работать в команде, если хочется быть в психологически безопасной атмосфере и добиваться высоких результатов. А детям это особенно необходимо, потому что личность формируется в коллективе, во взаимодействии с другими людьми — а это умение взять ответственность за себя и других.

Если ребёнок не научится работать в команде:

  • С ним будет трудно играть другим ребятам, потому что в совместной игре требуются навыки командной работы.
  • При подготовке групповых заданий на уроках ребёнок не сможет делегировать другим какие-то задачи. В итоге, если он ответственный, то будет делать всё за всех. Если не очень ответственный, то, не прояснив свою роль в группе, не сможет подготовить то, что требуется.
  • Навыки общения с другими будут слабо развиты, что впоследствии может помешать выстраивать взаимоотношения с важными людьми.

<<Форма демодоступа>>

Как научить ребёнка работать в команде

Есть несколько простых и действенных способов:

  • Показывать пример на себе

Например, взять на себя ответственность и распределить домашние обязанности на выходные так, чтобы были учтены возможности каждого члена семьи. Важно самому участвовать в выполнении какого-либо дела, чтобы у ребёнка не было ощущения, что трудится только он, а родители — командуют.

  • Уважительно общаться с ребёнком во время совместных дел и игр

Не высказывать негатив, если вы с близкими участвуете в мероприятиях, а они не побеждают или занимают последние места. Лучше поддержать, найти слова, которые дадут понимание ребёнку, почему важен командный дух и участие, а не только победа.

  • Проговаривать свои чувства и с вниманием относиться к переживаниям близких

Например, в ситуации проигрыша семьи на мероприятиях не нужно напускать на себя безразличие. Если родитель чувствует негатив, то в форме Я-сообщений следует рассказать, что и когда ощущается, попросить поделиться близких. Такой разговор без обвинений поможет снять напряжение и укрепить командный дух.

  • Показывать, как те или иные эмоции влияют на процесс

Если негатив в процессе совместной деятельности всё-таки зашкаливал и влиял на группу, стоит сначала проговорить эти чувства в Я-сообщениях, потом поменять установки на более конструктивные и сделать выводы на будущее.

Многие психологи утверждают, что сначала мы воспринимаем мир эмоционально, ориентируясь на впечатления, а потом уже начинаем их анализировать. Поэтому в командной работе нужно так много времени и сил уделять эмоциональному фону, пониманию себя, своих чувств, думать о других и их переживаниях. Осознание, какие эмоции появляются у нас от того или иного действия, помогает работать в команде и строить уважительные взаимоотношения. 

Что делать, если ребёнок совсем не командный игрок

Есть две основные причины, почему ребёнок не умеет работать в команде:

  • Ребёнок-интроверт 

Существует мнение, что никто не рождается интровертом: все дети активно проявляют себя в первый год жизни, когда им холодно, голодно или хочется на ручки к маме. Только реакция взрослых заставляет их сжиматься, переставать плакать или обращать на себя внимание.

Что делать: изменять отношение к ребёнку, проявлять больше уважения к его заботам, переживаниям, стараться внимательно относиться к потребностям — это по силам родителям.

  • Ребёнок ярко переживает

Например, расстраивается или гневается, когда команда проигрывает, горько плачет и обвиняет всех вокруг, что ухудшает взаимоотношения с другими детьми. Однако способность контролировать себя и свои проявления растёт вместе с ребёнком: что-то в определённом возрасте ему ещё неподвластно, и требовать этого не нужно.

Что делать: учить пониманию своих чувств. Например, в процессе истерики быть рядом, а потом спросить: «Что чувствовал? Где это находилось в теле? Какие ощущения были?» Можно предложить нарисовать свои эмоции, подумать, что с этим сделать, чтобы в следующий раз ребёнку было легче.

<<Форма семейного образования>>

Как научить ребёнка распределять роли внутри команды

У доктора психологических наук, профессора СПбГУ Рады Михайловны Грановской, есть чудесная история по этой теме: «В советское время, когда никто ещё и не думал о ЕГЭ, мне тайно из-за границы прислали книгу с примерами тестов по типу личности. Я собрала своих учеников, и мы стали решать. 

Сангвиники работают в экстремальных ситуациях лучше, чем в спокойных. Они хорошо мобилизуются. И что? Кто сказал, что сангвиники самые лучшие?

Они хорошие организаторы, лидеры — всё это так. Но когда надо строить долгосрочную перспективу, нужен флегматик. А когда надо пробивать стенку прямо сейчас — нужен холерик. А чтобы увидеть, куда двигаться, — меланхолик. Он со своей чувствительностью первым ловит ветер в паруса — это оборотная сторона его страхов, тревог».

Поэтому важно объяснить ребёнку, что каждый занимает какую-то роль, и она в зависимости от ситуации и заданий может меняться. Но в любой команде должен быть управленец, который знает особенности каждого члена команды и хорошо понимает людей. 

Какие роли бывают:

  • лидер,
  • генератор идей,
  • трудяга,
  • критик,
  • душа компании,
  • аналитик.

В игре или подготовке домашки эти роли могут звучать не так, но суть всё равно остаётся. При распределении ролей первый раз подойдёт и жеребьёвка, и настойчивое предложение от лидера. Но в дальнейшем необходимо учесть два принципа: компетентность и пожелания. То есть нужно понимать, насколько член команды способен справиться с поставленной задачей и насколько он этого хочет. 

Если роль, выбранная кем-то за ребёнка, ему не нравится, но он хочет быть в этой команде, то стоит объяснить остальным, а особенно лидеру, где его знания, умения и навыки пригодятся лучше всего. В этой ситуации нужно выслушать и тех, кто выбрал для него такую роль. Находить общий язык в команде — это первая ступень взаимоотношений. 

Если так вопрос не удастся решить, то можно рассказать ребёнку о том, кто такие неформальные лидеры, как они способны влиять на команду, стоит ли подвергать группу таким столкновениям. 

Что посоветовать ребёнку, если в команде возникают конфликты

Конфликты напрягают своей негативной окраской, но это лучше поверхностного сосуществования незаинтересованных в глубоком сотрудничестве членов команды.  

Конфликт сам по себе — это только симптом, а не болезнь. Истинная причина и проблема состоит в противоречии интересов и целей членов команды. Необходимо понять, где есть расхождения, и сделать выводы. Может, кто-то не на своём месте — ему нужно найти подходящую роль в команде. Может, чьи-то идеи, мысли, чувства или переживания не были услышаны — необходимо услышать, дать реакцию. А бывает так, что кому-то именно эта команда не подходит — тогда стоит отпустить ситуацию.

Конфликт — это естественный спутник любого межличностного взаимодействия, с него может начаться рост команды. 

Иллюстрация: tubik.arts / Dribbble

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован