Промокод скопирован

Вместе с психологом разобрались, почему важно уметь работать не одному и что делать в разных ситуациях

Как научить ребёнка работать в команде

Вместе с психологом Валерией Медведковой разобрались, почему важно уметь работать в связке с другими и что делать в разных ситуациях.

23.6.2025
10 минут
Автор статьи:
Алена Хромова
Поделиться:
В этой статье
Эта статья написана совместно с экспертами
No items found.

Команда — это не просто группа людей, собравшихся вместе. Её объединяют:

  • совместная работа;
  • открытая коммуникация, когда есть доверие и все нацелены на результат и решение проблем, а не на конфликт;
  • понимание каждым членом команды своего места в ней.

Благодаря этим трём факторам работа в команде приведёт к позитивному итогу: результат превысит сумму результатов каждого человека, если бы все работали в одиночку.

Как поддержать ребенка и помочь ему с социализацией? Рассказываем в телеграм-канале Домашней школы Фоксфорда. Там мы публикуем полезные советы о воспитании и образовании, делимся лайфхаками для родителей и проводим розыгрыши. Подписывайтесь!

Почему важно уметь работать в команде

В современном мире командные навыки у детей становятся не просто желательным дополнением к образованию, а необходимым фундаментом для успешной жизни. Согласно исследованию Всемирного экономического форума в 2025 году, умение работать в команде и оказывать на других влияние входит в топ навыков будущего.

Любому человеку важно уметь работать в команде, если хочется быть в психологически безопасной атмосфере и добиваться высоких результатов. А детям это особенно необходимо, потому что личность формируется в коллективе, во взаимодействии с другими людьми — а это умение взять ответственность за себя и других.

Если ребёнок не научится работать в команде:

  • С ним будет трудно играть другим ребятам, потому что в совместной игре требуются навыки командной работы.
  • При подготовке групповых заданий на уроках ребёнок не сможет делегировать другим какие-то задачи. В итоге, если он ответственный, то будет делать всё за всех. Если не очень ответственный, то, не прояснив свою роль в группе, не сможет подготовить то, что требуется.
  • Навыки общения с другими будут слабо развиты, что впоследствии может помешать выстраивать взаимоотношения с важными людьми.

<<Форма демодоступа>>

Эмоциональный интеллект ребёнка напрямую связан с его способностью взаимодействовать в группе. Как отмечает Дэниел Гоулман в своей книге, дети с развитыми навыками командной работы показывают более высокие результаты в учёбе и имеют больше шансов на успех во взрослой жизни.

Как научить ребёнка работать в команде

Есть несколько простых и действенных способов.

Показывать пример на себе

Например, взять на себя ответственность и распределить домашние обязанности на выходные так, чтобы были учтены возможности каждого члена семьи. Важно самому участвовать в выполнении какого-либо дела, чтобы у ребёнка не было ощущения, что трудится только он, а родители — командуют.

Уважительно общаться с ребёнком во время совместных дел и игр

Не высказывать негатив, если вы с близкими участвуете в мероприятиях, а они не побеждают или занимают последние места. Лучше поддержать, найти слова, которые дадут понимание ребёнку, почему важен командный дух и участие, а не только победа.

Проговаривать свои чувства и с вниманием относиться к переживаниям близких

Например, в ситуации проигрыша семьи на мероприятиях не нужно напускать на себя безразличие. Если родитель чувствует негатив, то в форме Я-сообщений следует рассказать, что и когда ощущается, попросить поделиться близких. Такой разговор без обвинений поможет снять напряжение и укрепить командный дух.

Показывать, как те или иные эмоции влияют на процесс

Если негатив в процессе совместной деятельности всё-таки зашкаливал и влиял на группу, стоит сначала проговорить эти чувства в Я-сообщениях, потом поменять установки на более конструктивные и сделать выводы на будущее.

Дэниел Гоулман в книге утверждает, что сначала мы воспринимаем мир эмоционально, ориентируясь на впечатления, а потом уже начинаем их анализировать. Поэтому в командной работе нужно так много времени и сил уделять эмоциональному фону, пониманию себя, своих чувств, думать о других и их переживаниях. Осознание, какие эмоции появляются у нас от того или иного действия, помогает работать в команде и строить уважительные взаимоотношения. 

<<Форма гибкие навыки>>

Игры для развития командной работы

Эстафеты

Эстафеты остаются одним из самых действенных способов научить детей работать сообща. Разделите ребят на команды и предложите выполнить серию заданий: бег с препятствиями, прыжки, перенос различных предметов. Главная задача — поддерживать друг друга и действовать как единое целое.

Меняйте задания, чтобы они были интересными для всех участников. Добавьте элементы творчества — например, пусть дети сами придумают название команды и боевой клич.

Командные головоломки

Решение задач в группе учит детей слушать разные мнения и находить лучшие решения вместе. Предложите командам разгадать загадку или собрать сложный пазл.

Подбирайте головоломки разной сложности, чтобы каждый ребёнок мог внести свой вклад. Это особенно важно для смешанных возрастных групп.

Ролевые игры для развития взаимодействия

Ролевые игры прекрасно развивают способность к общению и творческое мышление. Предложите детям разыграть ситуации, где нужно работать сообща: спасательную операцию, строительство города или путешествие на необитаемый остров.

Создавайте захватывающие сюжеты, которые будут мотивировать детей к активному участию и сотрудничеству.

Строительство из конструктора

Работа с конструктором — это не просто развлечение, а мощный инструмент для развития командных навыков. Дети учатся планировать, распределять роли и обсуждать идеи. Исследования показало, что конструирование в группах развивает пространственное мышление и навыки решения проблем.

Поставьте конкретную задачу — построить мост, который выдержит определённый вес, или создать башню определённой высоты. Это добавит элемент вызова и сделает работу более целенаправленной.

Спортивные игры

Командные виды спорта, такие как футбол, баскетбол или волейбол, естественным образом учат детей сотрудничеству. Они понимают, что успех команды зависит от вклада каждого игрока.

Делайте акцент на командном духе, а не только на победе. Объясните детям, что важнее поддержать товарища, чем показать индивидуальные результаты.

Совместное творчество

Организуйте создание большого плаката или макета на интересную тему. Дети смогут поделиться идеями и вместе воплотить их в жизнь. Совместная творческая деятельность укрепляет социальные связи и развивает креативность.

Поощряйте детей обсуждать идеи и выбирать лучшие решения голосованием. Это развивает критическое мышление и демократические навыки.

Театральные постановки

Создание спектакля — это комплексная командная работа. Дети должны сотрудничать при написании сценария, распределении ролей, подготовке костюмов и декораций.

Позвольте детям самостоятельно выбирать темы и роли — это повышает их заинтересованность и ответственность за результат.

Кулинарные уроки

Приготовление еды в команде — это увлекательный способ научиться сотрудничеству. Дети учатся планировать, распределять обязанности и координировать свои действия.

Позвольте детям самим выбирать рецепты и распределять задачи. Это развивает навыки планирования и ответственности.

Что делать, если ребёнок совсем не командный игрок

Есть две основные причины, почему ребёнок не умеет работать в команде.

Ребёнок-интроверт 

Существует мнение, что никто не рождается интровертом: все дети активно проявляют себя в первый год жизни, когда им холодно, голодно или хочется на ручки к маме. Только реакция взрослых заставляет их сжиматься, переставать плакать или обращать на себя внимание.

Исследования психолога Сьюзан Кейн показывают, что интровертам нужно больше времени на адаптацию в группе, но они могут стать отличными аналитиками и генераторами глубоких идей.

Что делать: постепенное включайте в команду, обсуждайте предстоящую командную активность заранее, чтобы ребёнок мог морально подготовиться, предлагайте роли аналитика, эксперта или наблюдателя, не требующие постоянного говорения. Изменяйте отношение к ребёнку, проявляйте больше уважения к его заботам, переживаниям и старайтесь внимательно относиться к потребностям — это по силам родителям.

Ребёнок ярко переживает

Расстраивается или гневается, когда команда проигрывает, горько плачет и обвиняет всех вокруг, что ухудшает взаимоотношения с другими детьми. Однако способность контролировать себя и свои проявления растёт вместе с ребёнком: что-то в определённом возрасте ему ещё неподвластно, и требовать этого не нужно.

Что делать: учить пониманию своих чувств. Например, в процессе истерики быть рядом, а потом спросить: «Что чувствовал? Где это находилось в теле? Какие ощущения были?» Можно предложить нарисовать свои эмоции, подумать, что с этим сделать, чтобы в следующий раз ребёнку было легче.

<<Форма семейного образования>>

Как научить ребёнка распределять роли внутри команды

У доктора психологических наук, профессора СПбГУ Рады Михайловны Грановской, есть чудесная история по этой теме: «В советское время, когда никто ещё и не думал о ЕГЭ, мне тайно из-за границы прислали книгу с примерами тестов по типу личности. Я собрала своих учеников, и мы стали решать». 

<<Сноска | 16 типов личности: что такое тест MBTI и как он используется | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/tipy-lichnosti-po-mbti>>

Сангвиники работают в экстремальных ситуациях лучше, чем в спокойных. Они хорошо мобилизуются. И что? Кто сказал, что сангвиники самые лучшие?

Они хорошие организаторы, лидеры — всё это так. Но когда надо строить долгосрочную перспективу, нужен флегматик. А когда надо пробивать стенку прямо сейчас — нужен холерик. А чтобы увидеть, куда двигаться, — меланхолик. Он со своей чувствительностью первым ловит ветер в паруса — это оборотная сторона его страхов, тревог».

Поэтому важно объяснить ребёнку, что каждый занимает какую-то роль, и она в зависимости от ситуации и заданий может меняться. Но в любой команде должен быть управленец, который знает особенности каждого члена команды и хорошо понимает людей. 

Какие роли бывают:

  • лидер;
  • генератор идей;
  • трудяга;
  • критик;
  • душа компании;
  • аналитик.

В игре или подготовке домашки эти роли могут звучать не так, но суть всё равно остаётся. При распределении ролей первый раз подойдёт и жеребьёвка, и настойчивое предложение от лидера. Но в дальнейшем необходимо учесть два принципа: компетентность и пожелания. То есть нужно понимать, насколько член команды способен справиться с поставленной задачей и насколько он этого хочет. 

Если роль, выбранная кем-то за ребёнка, ему не нравится, но он хочет быть в этой команде, то стоит объяснить остальным, а особенно лидеру, где его знания, умения и навыки пригодятся лучше всего. В этой ситуации нужно выслушать и тех, кто выбрал для него такую роль. Находить общий язык в команде — это первая ступень взаимоотношений. 

Если так вопрос не удастся решить, то можно рассказать ребёнку о том, кто такие неформальные лидеры, как они способны влиять на команду, стоит ли подвергать группу таким столкновениям.

Что посоветовать ребёнку, если в команде возникают конфликты

Конфликты напрягают своей негативной окраской, но это лучше поверхностного сосуществования незаинтересованных в глубоком сотрудничестве членов команды. Делимся советами, как справляться с конфликтами в коллективе.

Разбираться с конфликтами по алгоритму

  • Конфликт как сигнал: не подавляйте конфликт, а воспринимайте его как индикатор проблем в команде.
  • Поиск причины: техника «5 почему»: задавайте вопрос «почему?» пять раз подряд, углубляясь в корень проблемы.
  • Методы решения: выслушать — каждая сторона получает 2 минуты на изложение своей позиции без перебивания, проговорить — совместно формулируем суть разногласий; принять решение — ищем компромисс или голосуем; отпустить — если решение невозможно, соглашаемся разойтись.

Выражать чувства спокойно

Техника ненасильственного общения от Маршалла Розенберга. Каждый участник конфликта отвечает на 4 вопроса:

  • Что я наблюдаю? (факты без оценок)
  • Что я чувствую?
  • В чём моя потребность?
  • О чём я хочу попросить?

Конфликт сам по себе — это только симптом, а не болезнь. Истинная причина и проблема состоит в противоречии интересов и целей членов команды. Необходимо понять, где есть расхождения, и сделать выводы. Может, кто-то не на своём месте — ему нужно найти подходящую роль в команде. Может, чьи-то идеи, мысли, чувства или переживания не были услышаны — необходимо услышать, дать реакцию. А бывает так, что кому-то именно эта команда не подходит — тогда стоит отпустить ситуацию.

Конфликт — это естественный спутник любого межличностного взаимодействия, с него может начаться рост команды. 

Иллюстрация: tubik.arts / Dribbble

Цитата
Автор цитаты
Бесплатно
Получите консультацию по обучению на экстернате
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатные прописи для обучения письму
Скачайте рабочую тетрадь для дошкольников и учеников начальной школы. С помощью неё ребёнок разовьёт мелкую моторику и научится грамотно писать
Отправили тетрадь вам на почту
Вы можете начать изучение в браузере и вернуться в любой момент — тетрадь всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ещё по теме

No items found.
Поделитесь статьей