Промокод скопирован

Вместе с психологом разобрались, почему важно уметь работать не одному и что делать в разных ситуациях

Как научить ребёнка работать в команде

23.9.2022
5 минут
Автор статьи:
Алена Хромова
Поделиться:
В этой статье

Вместе с психологом Валерией Медведковой разобрались, почему важно уметь работать в связке с другими и что делать в разных ситуациях.

Эта статья написана совместно с экспертами
No items found.

Команда — это не просто группа людей, собравшихся вместе. Её объединяют:

  • совместная работа;
  • открытая коммуникация, когда есть доверие и все нацелены на результат и решение проблем, а не на конфликт;
  • понимание каждым членом команды своего места в ней.

Благодаря этим трём факторам работа в команде приведёт к позитивному итогу: результат превысит сумму результатов каждого человека, если бы все работали в одиночку.Почему важна команда.

Любому человеку важно уметь работать в команде, если хочется быть в психологически безопасной атмосфере и добиваться высоких результатов. А детям это особенно необходимо, потому что личность формируется в коллективе, во взаимодействии с другими людьми — а это умение взять ответственность за себя и других.

Если ребёнок не научится работать в команде:

  • С ним будет трудно играть другим ребятам, потому что в совместной игре требуются навыки командной работы.
  • При подготовке групповых заданий на уроках ребёнок не сможет делегировать другим какие-то задачи. В итоге, если он ответственный, то будет делать всё за всех. Если не очень ответственный, то, не прояснив свою роль в группе, не сможет подготовить то, что требуется.
  • Навыки общения с другими будут слабо развиты, что впоследствии может помешать выстраивать взаимоотношения с важными людьми.

<<Форма демодоступа>>

Как научить ребёнка работать в команде

Есть несколько простых и действенных способов:

  • Показывать пример на себе

Например, взять на себя ответственность и распределить домашние обязанности на выходные так, чтобы были учтены возможности каждого члена семьи. Важно самому участвовать в выполнении какого-либо дела, чтобы у ребёнка не было ощущения, что трудится только он, а родители — командуют.

  • Уважительно общаться с ребёнком во время совместных дел и игр

Не высказывать негатив, если вы с близкими участвуете в мероприятиях, а они не побеждают или занимают последние места. Лучше поддержать, найти слова, которые дадут понимание ребёнку, почему важен командный дух и участие, а не только победа.

  • Проговаривать свои чувства и с вниманием относиться к переживаниям близких

Например, в ситуации проигрыша семьи на мероприятиях не нужно напускать на себя безразличие. Если родитель чувствует негатив, то в форме Я-сообщений следует рассказать, что и когда ощущается, попросить поделиться близких. Такой разговор без обвинений поможет снять напряжение и укрепить командный дух.

  • Показывать, как те или иные эмоции влияют на процесс

Если негатив в процессе совместной деятельности всё-таки зашкаливал и влиял на группу, стоит сначала проговорить эти чувства в Я-сообщениях, потом поменять установки на более конструктивные и сделать выводы на будущее.

Многие психологи утверждают, что сначала мы воспринимаем мир эмоционально, ориентируясь на впечатления, а потом уже начинаем их анализировать. Поэтому в командной работе нужно так много времени и сил уделять эмоциональному фону, пониманию себя, своих чувств, думать о других и их переживаниях. Осознание, какие эмоции появляются у нас от того или иного действия, помогает работать в команде и строить уважительные взаимоотношения. 

<<Форма гибкие навыки>>

Что делать, если ребёнок совсем не командный игрок

Есть две основные причины, почему ребёнок не умеет работать в команде:

  • Ребёнок-интроверт 

Существует мнение, что никто не рождается интровертом: все дети активно проявляют себя в первый год жизни, когда им холодно, голодно или хочется на ручки к маме. Только реакция взрослых заставляет их сжиматься, переставать плакать или обращать на себя внимание.

Что делать: изменять отношение к ребёнку, проявлять больше уважения к его заботам, переживаниям, стараться внимательно относиться к потребностям — это по силам родителям.

  • Ребёнок ярко переживает

Например, расстраивается или гневается, когда команда проигрывает, горько плачет и обвиняет всех вокруг, что ухудшает взаимоотношения с другими детьми. Однако способность контролировать себя и свои проявления растёт вместе с ребёнком: что-то в определённом возрасте ему ещё неподвластно, и требовать этого не нужно.

Что делать: учить пониманию своих чувств. Например, в процессе истерики быть рядом, а потом спросить: «Что чувствовал? Где это находилось в теле? Какие ощущения были?» Можно предложить нарисовать свои эмоции, подумать, что с этим сделать, чтобы в следующий раз ребёнку было легче.

<<Форма семейного образования>>

Как научить ребёнка распределять роли внутри команды

У доктора психологических наук, профессора СПбГУ Рады Михайловны Грановской, есть чудесная история по этой теме: «В советское время, когда никто ещё и не думал о ЕГЭ, мне тайно из-за границы прислали книгу с примерами тестов по типу личности. Я собрала своих учеников, и мы стали решать. 

Сангвиники работают в экстремальных ситуациях лучше, чем в спокойных. Они хорошо мобилизуются. И что? Кто сказал, что сангвиники самые лучшие?

Они хорошие организаторы, лидеры — всё это так. Но когда надо строить долгосрочную перспективу, нужен флегматик. А когда надо пробивать стенку прямо сейчас — нужен холерик. А чтобы увидеть, куда двигаться, — меланхолик. Он со своей чувствительностью первым ловит ветер в паруса — это оборотная сторона его страхов, тревог».

Поэтому важно объяснить ребёнку, что каждый занимает какую-то роль, и она в зависимости от ситуации и заданий может меняться. Но в любой команде должен быть управленец, который знает особенности каждого члена команды и хорошо понимает людей. 

Какие роли бывают:

  • лидер,
  • генератор идей,
  • трудяга,
  • критик,
  • душа компании,
  • аналитик.

В игре или подготовке домашки эти роли могут звучать не так, но суть всё равно остаётся. При распределении ролей первый раз подойдёт и жеребьёвка, и настойчивое предложение от лидера. Но в дальнейшем необходимо учесть два принципа: компетентность и пожелания. То есть нужно понимать, насколько член команды способен справиться с поставленной задачей и насколько он этого хочет. 

Если роль, выбранная кем-то за ребёнка, ему не нравится, но он хочет быть в этой команде, то стоит объяснить остальным, а особенно лидеру, где его знания, умения и навыки пригодятся лучше всего. В этой ситуации нужно выслушать и тех, кто выбрал для него такую роль. Находить общий язык в команде — это первая ступень взаимоотношений. 

Если так вопрос не удастся решить, то можно рассказать ребёнку о том, кто такие неформальные лидеры, как они способны влиять на команду, стоит ли подвергать группу таким столкновениям. 

Что посоветовать ребёнку, если в команде возникают конфликты

Конфликты напрягают своей негативной окраской, но это лучше поверхностного сосуществования незаинтересованных в глубоком сотрудничестве членов команды.  

Конфликт сам по себе — это только симптом, а не болезнь. Истинная причина и проблема состоит в противоречии интересов и целей членов команды. Необходимо понять, где есть расхождения, и сделать выводы. Может, кто-то не на своём месте — ему нужно найти подходящую роль в команде. Может, чьи-то идеи, мысли, чувства или переживания не были услышаны — необходимо услышать, дать реакцию. А бывает так, что кому-то именно эта команда не подходит — тогда стоит отпустить ситуацию.

Конфликт — это естественный спутник любого межличностного взаимодействия, с него может начаться рост команды. 

Иллюстрация: tubik.arts / Dribbble

Цитата
Автор цитаты
Бесплатно
Получите консультацию по обучению на экстернате
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатные прописи для обучения письму
Скачайте рабочую тетрадь для дошкольников и учеников начальной школы. С помощью неё ребёнок разовьёт мелкую моторику и научится грамотно писать
Отправили тетрадь вам на почту
Вы можете начать изучение в браузере и вернуться в любой момент — тетрадь всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ещё по теме

No items found.
Поделитесь статьей