Как эффективно запоминать информацию и ничего не забывать
Дети часто сталкиваются с тем, что плохо учат материал и быстро теряют концентрацию. Или заучивают параграфы к занятию и отвечают на пятёрки, а через неделю на контрольной не могут ничего вспомнить. Рассказываем, как не зазубривать материал, а научить ребёнка запоминать и применять это в онлайн-обучении.
- 17.9.2024
- Время чтения:5 минут
Что влияет на запоминание
На эффективность обучения влияет много факторов. Самые важные из них:
— график занятий
Если заниматься умственной деятельностью в одно и то же время дня, организм привыкнет, что улучшит концентрацию и активность мозга. А это, в свою очередь, повысит качество занятий.
— режим дня
Стоит обратить внимание на внутренние биоритмы человека. Учёные выяснили, что в период 8:00–12:00 тело человека больше готово к нагрузкам, в том числе интеллектуальным. Вечером, примерно в 21:00–22:00, люди лучше всего запоминают тексты.
— перерывы
Между занятиями и после них важно оставлять время на полноценный отдых. Например, на прогулку, спортивную активность, хобби. Так организм сможет переключиться, а материал усвоится лучше.
— отдых от гаджетов
Важно ввести ребёнку в привычку выключать телефон во время занятий или откладывать его в сторону, чтобы не отвлекаться.
— повторение материала
Закреплять пройденный материал просмотром конспектов и презентаций, выполнением домашних заданий и тестов.
Чтобы понять, когда именно нужно это делать, можно обратиться к кривой забывания Эббингауза. Немецкий психолог проводил опыты на студентах и выяснил: чтобы хорошо запомнить материал, нужно повторить его несколько раз — сразу после урока, через 20 минут, через 8 часов и на следующий день.
<<Форма демодоступа>>
Аудиальный, визуальный и кинестетический подходы
Некоторые психологи и педагоги предлагают условно делить учеников на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Определить, к какому из типов относится ваш ребёнок, поможет тест.
Для каждого из этих типов мышления есть свои рекомендации по запоминанию информации.
Что делать аудиалу:
- максимально использовать слух и говорение вслух для запоминания информации: повторять вслух, слушать аудиолекции;
- использовать методику teach to learn: сначала выучить самим, а потом объяснить другому;
- заниматься с людьми, лучше всего — с другими аудиалами: можно пересказывать друг другу информацию и запоминать её быстрее;
- находить объяснение непонятных тем в аудио- или видеоформате, например на ютьюбе. Возможно, это будет эффективнее чтения конспекта.
Что делать визуалу:
- обязательно вести конспект: это полезно для всех учащихся, но для визуалов — втройне;
- делать карточки с терминами или датами, которые нужно запомнить, и развешивать по комнате;
- прописывать информацию, как будто это развёрнутый ответ на вопрос учителя на письменном экзамене;
- смотреть на лектора, когда вам что-то объясняют, — так улучшается концентрация.
Что делать кинестетику:
- заучивая материал, не сковывать себя в движениях. Например, дополнительно ходить по комнате. В школе это делать затруднительно, но вы можете использовать этот совет при подготовке домашнего задания или во время онлайн-занятия в «Фоксфорде»;
- если хочется подвигаться во время урока, делать разминку для рук, двигать ногами, разминать шею;
- пробовать включать спокойную музыку при подготовке домашнего задания — многим кинестетикам это помогает сосредоточиться;
- окружать себя красивой и приятной на ощупь канцелярией.
<<Форма семейного образования>>
Общие техники запоминания
Независимо от того, к какому типу ребёнка отнес тест, ему могут подойти техники, рекомендованные для учеников с другими типами мышления, так как каждый индивидуален.
Также есть общие рекомендации, которые могут быть полезны всем ученикам.
- Ведите конспекты
Лучше всего писать от руки, а не печатать на компьютере: выводя буквы на бумаге, человек одновременно задействует разные отделы мозга и может больше запомнить.
Также конспекты хороши тем, что к ним можно обратиться и воссоздать в памяти урок или его часть. Это гораздо быстрее и эффективнее, чем пересматривать запись всего занятия или перечитывать учебник.
Даже если вы не перечитаете конспект, при его ведении гораздо больше сконцентрируетесь на анализе материала и больше запомните.
- Задействуйте фантазию
Попробуйте максимально ярко представить рассказ об изучаемом историческом событии, как будто снимаете кино в своей голове.
- Мыслите ассоциациями
Придумывайте и запоминайте ассоциации — они могут быть максимально странными и нелогичными, но главное, чтобы они были понятны вам. Например, чтобы запомнить, что написания слов «крыса» (rat) и «красный» (red) на английском схожи, можно представлять себе красную крысу. Несколько раз обратившись к ассоциации, вы закрепите эту нейронную связь в мозге и запомните написание слов.
Этот метод отлично помогает в запоминании иностранных слов, названий, исторических дат.
Специфика онлайн-обучения
Современные дети привыкли к гаджетам и зачастую чувствуют себя комфортнее и вовлечённее на онлайн-занятиях, чем в школьном классе. В «Фоксфорде» после каждого занятия остаётся запись — можно пересмотреть урок, ускорить или замедлить важные части, изучить прикреплённые учителем дополнительные материалы. Это также помогает лучше запоминать новую информацию.
Иллюстрация: Barbara Fondrieschi Bocchi / Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться