«Русский язык» Т.А. Ладыженской (6 класс): обзор учебника
Как устроен самый популярный учебник русского языка.
- 4.10.2021
- Время чтения:2 минуты
Основные сведения
Русский язык по учебникам Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и Л.А. Тростнецовой изучали и продолжают изучать большинство российских школьников. Учебники появились ещё в 1968 году, пережили десятки переизданий и не теряют популярности. За проделанную работу авторы этой предметной линии неоднократно получали престижные государственные премии в области образования.
Секрет успеха учебников Ладыженской в том, что они дают системные знания о русском языке, последовательно раскрывая его уровни: фонетический, морфемный, лексический и так далее. Не менее важное место отводится воспитанию речевой культуры — умению строить высказывания, использовать литературный язык и выбирать речевое поведение по ситуации. Большинство разделов учебника содержат задания на развитие коммуникативных навыков.
УМК Ладыженской и соавторов переработан по последним требованиям ФГОС. В новой редакции учебный материал подаётся в форме диалога между учительницей и двумя детьми. На страницах появились цветные картинки и интуитивно понятные блок-схемы. Знакомые всем рамочки с правилами тоже никуда не делись.
Структура учебника
Учебник разделён на части, соответствующие разным уровням языка. В шестом классе авторы предлагают изучить следующие разделы:
- «Язык. Речь. Общение». Шестиклассники знакомятся с различиями устной и письменной речи и учатся определять компоненты речевой ситуации (что, кому, почему и зачем мы говорим или пишем).
- «Текст». Здесь рассматривается явление текста с его структурой и разновидностями. Ребята учатся писать сочинения о памятных событиях, придумывать рассказы и делать устные сообщения.
- «Лексика. Фразеология. Культура речи». Школьники учатся работать со словарями и верно употреблять в речи слова разных лексических групп (общеупотребительные, профессиональные, диалектные, устаревшие, новые, исконно русские и заимствованные слова).
- «Словообразование. Орфография. Культура речи». В этом разделе изучаются способы образования слов, этимология, правописание приставок и корней с чередующимися гласными. Также ученики осваивают словообразовательный и морфемный разбор слова и два жанра сочинений: описание и рассуждение.
- «Морфология. Орфография. Культура речи». Самый обширный раздел учебника. Школьники изучают, чем отличаются и как изменяются имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения и глаголы. После изучения каждой части речи ученикам предлагают написать сочинение.
- Приложение. В конце учебника есть полезные руководства: «как готовиться к диктанту», «как работать над сочинением», «как совершенствовать написанное», а также небольшие словарики: орфографический, орфоэпический и толковый.
Книгу дополняют две рабочие тетради: «Русский язык» В.А. Ефремовой и «Скорая помощь по русскому языку» В.Д. Янченко. В них есть задания по развитию письменной и устной речи (в том числе групповые и парные), дополняющие каждый раздел учебника.
<<Форма демодоступа>>
Плюсы и минусы учебника
«Русский язык» Ладыженской — проверенная временем школьная классика. Занятия по нему дают крепкую базу для дальнейшего обучения.
Методисты «Домашней школы Фоксфорда» отмечают следующие достоинства учебника:
- Хорошая теоретическая часть. Простые и понятные таблицы, запоминающиеся схемы и чётко сформулированные правила помогают шестиклассникам разобраться в устройстве языка и речи.
- Много заданий на орфографию. Упражнения хорошо развивают навыки правописания в сложных случаях: чередующихся гласных в корне, приставок, словарных слов.
- Разнообразные сочинения. Школьники учатся делать описания предметов и обстановки, писать рассуждения и рассказы по сюжетным картинкам и даже пробуют себя в юмористическом жанре.
При этом у учебника есть и недостатки:
- Нет раздела о пунктуации. Информация о знаках препинания подана отрывочно и только в рамках повторения материала пятого класса.
- Нет практики по стилистике. Тема стилей текста затронута поверхностно. В книге есть отдельный параграф об официально-деловом стиле, но в нём нет ни одного практического задания.
- Однообразные сочинения. Темы сочинений привязаны к изучению морфологии по принципу «изучаем прилагательное — пишем сочинения о природе». Ученики не знакомятся с разными типами и жанрами текстов.
В авторской программе «Домашней школы Фоксфорда» мы взяли лучшее из традиционных методик и постарались устранить их недостатки. Наши шестиклассники в равной степени изучают теорию языка, орфографию и пунктуацию, а также учатся создавать тексты разных жанров. Этому посвящён отдельный цикл уроков, на которых ребята учатся писать изложения, рассуждения, автобиографию, аннотации и даже сценарии.
Откройте бесплатный доступ к нашей платформе и узнайте больше о том, как преподают русский язык в «Фоксфорде».
Или напишем на почту, если не получится дозвониться