Как пережить кризис первого года жизни ребёнка

Казалось бы, что может быть более естественным, чем рост и развитие ребёнка? Но с точки зрения взрослых, психика которых уже сформировалась, детские скачки психического роста не ощущаются привычными и часто встречаются тревогой и непониманием: «Где тот ребёнок, что был раньше? Его подменили?» Если малыш вдруг стал необычно капризным, обидчивым и даже агрессивным и напрочь перестал слушаться — это верные симптомы кризиса одного года у ребёнка. Что делать родителям, как помочь ребёнку пережить самый первый переломный этап взросления, — рассказывает психолог

Что такое кризис

Под словом «кризис» мы привыкли понимать некий психоэмоциональный спад, обострение проблем. Но такое толкование не совсем точно. В переводе с греческого «кризис» — «решение, поворотный пункт». Это важная веха, точка перехода, которая может выявить скрытые конфликты и обострить состояние. 

В любые возрастные кризисы у детей родителям важно входить с правильным пониманием процесса, с запасом сил и терпения, но самое главное — с готовностью к переменам. И выходить, празднуя эти перемены и радуясь переходу всей семьи на новый уровень отношений. 

Особенности кризиса одного года

Ходьба и речь

Год — время условное: кризис может длиться до полугода и начаться как в 10 месяцев, так и в полтора года. 

Ориентироваться лучше не на цифры, а на два важнейших приобретения в теле и психике: ходьбу и автономную речь — это и есть причины кризиса одного года. 

Жизнь ребёнка переворачивается из горизонтали в вертикаль, открываются новые возможности для манипуляций с предметами, и в связи с этим появляется желание как-то обозначать эти предметы звуковым сочетанием, бесконечно тренируя свои опорно-двигательный и артикуляционный аппараты. 

Ходьба и речь обслуживают очень важное внутреннее изменение: ребёнок больше не младенец, абсолютно зависимый от взрослого. Он действующее лицо. Малыш может что-то вспомнить и захотеть этого, искать способы попросить или самостоятельно достать нужную вещь. Его внимание уже не так легко переключить, и он уже не забывает предмет, пропавший из поля зрения.

Ребёнок узнаёт себя в зеркале, отличает знакомые игрушки от новых, очень строго относится к появлению новых людей и оценивает их положение относительно своих родителей. Обостряется система понятий «свой — чужой»: в природе она обеспечивает безопасность детёнышей. Ребёнка уже не носят на руках постоянно, и он должен сам различать, где его взрослые, за кем нужно следовать, а кого опасаться. И эти решения он принимает на основе своих эмоций и эмоций важных для него взрослых, написанных у них на лице. Поэтому годовалого ребёнка невозможно убедить полюбить или не любить кого-то.

Автономная речь — это тоже очень важно. Через звуки ребёнок может проявить свои чувства, желания и потребности, и он уже не только повторяет за взрослым или копирует звуки окружающей среды, но и соотносит их с действиями и объектами. Речь становится самостоятельной, используется как средство достижения целей, самовыражения. Хотя, конечно, пока она понятна только близким и ограничена уровнем развития речевого аппарата. Но это очень важный этап для перехода к настоящей речи. 

<<Форма демодоступа>>

Безопасная среда или запреты?

Ребёнку в этом возрасте катастрофически сложно объяснить, что ему что-то нельзя.

Родители впервые сталкиваются с осмысленным и настойчивым сопротивлением ребёнка: с проявлениями характера, зачатков воли, решительности. Поэтому важно сформировать дома систему правил, которая позволит организовать быт без ущерба для здоровья, имущества и чувства собственной ценности каждого члена семьи. 

Важнейшая особенность кризиса первого года — первое столкновение с запретами. В этом возрасте ребёнок ещё не способен оценить возможные последствия своих действий, но отчаянно нуждается во взаимодействии со «взрослыми» предметами, стремится играть с ними, учиться ими управлять. 

Но психика взрослого постепенно истощается: ходить за ребёнком и постоянно что-то у него забирать, сталкиваясь с яркими проявлениями протеста, очень тяжело. Поэтому родители начинают искать для себя границы допустимого. Например, кто-то позволит ребёнку брать свою чашку и пробовать пить из неё, смирившись с тем, что малыш может её разбить, а для кого-то это категорически недопустимо. В то же время ребёнок начинает исследовать гибкость родителя: что он легко позволяет, что разрешает неохотно, а на что соглашается только после продолжительной истерики.

В результате этих взаимных исследований в семье складывается неповторимая система правил и свой уровень безопасности дома. Сейчас популярна идея сделать всю квартиру на уровне роста ребёнка максимально безопасной, но многим для этого приходится полностью менять привычный быт. 

Мы предлагаем родителям подумать и о себе тоже, найти компромисс: например, не запирать все шкафы на засовы, а выделить ребёнку в квартире несколько зон с интересными предметами из «взрослого» арсенала и периодически менять их, а другие зоны закрывать и долго, терпеливо объяснять, что это мамино, папино и что вообще здорово, когда у каждого есть что-то своё. 

Ищите ваш личный рецепт взаимодействия между безопасной средой и правилами. Главное — без перегибов в любую из сторон. Если перегнуть с безопасностью дома — ребёнок не будет знать, как вести себя вне этой искусственно созданной среды. Если перегнуть с запретами — малыш может начать протестовать, психологически откатываясь в развитии, вплоть до отказа ходить.

<<Форма семейного образования>>

Что делать родителям в кризис первого года

Представьте, что вы оказались на другой планете, где все говорят на незнакомом языке, а вместо ходьбы можно высоко прыгать, дотягиваясь до огромного количества предметов. Встроить такое в свою картину мира стоило бы огромного труда, не правда ли? Хорошо, если у вас будет заботливый проводник, который уточнит, какие здесь правила и что как обозначается. 

Если раньше малыш воспринимал маму как продолжение собственного тела, которая делает всё нужное по первому требованию, теперь он впервые чувствует себя исполнителем, действующим лицом и горит желанием исследовать окружающее пространство, встроить его в свою картину мира, присвоить себе. А родителя он видит помощником, проводником и посредником. 

Ответственность за здоровье и счастье малыша всё ещё полностью лежит на взрослом. Ответственность за результат его действий — тоже. Но взращивание самостоятельности и малой ответственности начинается именно в этом возрасте под мягким контролем взрослого. 

  • Сделайте дом безопасным для ребёнка, чтобы он мог самостоятельно исследовать жилище без риска травмировать себя и испортить ваши вещи.
  • Выделите несколько зон в доме с безопасными «взрослыми» вещами, с которыми ребёнку можно играть.
  • Создайте систему правил, которой будет придерживаться вся семья. Например: есть только на кухне. Терпеливо объясняйте их малышу на собственном примере: «Посмотри, разве мама так делает? А папа?»
  • Не делайте за ребёнка то, что он пытается сделать сам, но будьте готовы помочь. Например, большинство детей в этом возрасте пытаются освоить столовые приборы. Мало кто из родителей может спокойно смотреть на это, ведь после каждой такой трапезы кухне требуется генеральная уборка. И всё же ребёнку важно позволить научиться, пока он сам этого хочет. Потом такого шанса может не быть.
  • Постоянно проговаривайте всё, что происходит, и называйте окружающие ребёнка предметы. Слова, которые он слышит регулярно, освоит быстрее.
  • Организуйте отдых для мамы. Чтобы иметь запас прочности и терпения, быть готовой справиться с раздражением и в очередной раз позаботиться о ребёнке, матери необходимо высыпаться, хорошо питаться и иметь помощников по дому.
  • Практикуйте «гнездование» с ребёнком. В моменты стресса, взаимного напряжения и усталости отложите все дела и посвятите время любому лёгкому совместному времяпрепровождению. Творчество, валяние в постели, много объятий, щекоток и прочей, казалось бы, ерунды совершенно необходимы для разгрузки в сложное для психики время.
  • Всегда помните, что взрослый здесь вы. Только вы принимаете решения и несёте за них ответственность, и последнее слово всегда за вами. 

Оставаться взрослым, решать свои проблемы и иметь запас прочности, чтобы справиться с проблемами ребёнка — это очень непростой и важный труд. Но помните: кризис — это временное состояние. Правильно прожить его важно и малышу, и вам, ведь именно этот этап задаёт тон ваших отношений с ребёнком в следующем периоде его взросления. 

Иллюстрация: Tanya Hordynchuk / Dribbble

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован