Как пережить кризис первого года жизни ребёнка
Казалось бы, что может быть более естественным, чем рост и развитие ребёнка? Но с точки зрения взрослых, психика которых уже сформировалась, детские скачки психического роста не ощущаются привычными и часто встречаются тревогой и непониманием: «Где тот ребёнок, что был раньше? Его подменили?» Если малыш вдруг стал необычно капризным, обидчивым и даже агрессивным и напрочь перестал слушаться — это верные симптомы кризиса одного года у ребёнка. Что делать родителям, как помочь ребёнку пережить самый первый переломный этап взросления, — рассказывает психолог
- 4.9.2024
- Время чтения:5 минут
Что такое кризис
Под словом «кризис» мы привыкли понимать некий психоэмоциональный спад, обострение проблем. Но такое толкование не совсем точно. В переводе с греческого «кризис» — «решение, поворотный пункт». Это важная веха, точка перехода, которая может выявить скрытые конфликты и обострить состояние.
В любые возрастные кризисы у детей родителям важно входить с правильным пониманием процесса, с запасом сил и терпения, но самое главное — с готовностью к переменам. И выходить, празднуя эти перемены и радуясь переходу всей семьи на новый уровень отношений.
Особенности кризиса одного года
Ходьба и речь
Год — время условное: кризис может длиться до полугода и начаться как в 10 месяцев, так и в полтора года.
Ориентироваться лучше не на цифры, а на два важнейших приобретения в теле и психике: ходьбу и автономную речь — это и есть причины кризиса одного года.
Жизнь ребёнка переворачивается из горизонтали в вертикаль, открываются новые возможности для манипуляций с предметами, и в связи с этим появляется желание как-то обозначать эти предметы звуковым сочетанием, бесконечно тренируя свои опорно-двигательный и артикуляционный аппараты.
Ходьба и речь обслуживают очень важное внутреннее изменение: ребёнок больше не младенец, абсолютно зависимый от взрослого. Он действующее лицо. Малыш может что-то вспомнить и захотеть этого, искать способы попросить или самостоятельно достать нужную вещь. Его внимание уже не так легко переключить, и он уже не забывает предмет, пропавший из поля зрения.
Ребёнок узнаёт себя в зеркале, отличает знакомые игрушки от новых, очень строго относится к появлению новых людей и оценивает их положение относительно своих родителей. Обостряется система понятий «свой — чужой»: в природе она обеспечивает безопасность детёнышей. Ребёнка уже не носят на руках постоянно, и он должен сам различать, где его взрослые, за кем нужно следовать, а кого опасаться. И эти решения он принимает на основе своих эмоций и эмоций важных для него взрослых, написанных у них на лице. Поэтому годовалого ребёнка невозможно убедить полюбить или не любить кого-то.
Автономная речь — это тоже очень важно. Через звуки ребёнок может проявить свои чувства, желания и потребности, и он уже не только повторяет за взрослым или копирует звуки окружающей среды, но и соотносит их с действиями и объектами. Речь становится самостоятельной, используется как средство достижения целей, самовыражения. Хотя, конечно, пока она понятна только близким и ограничена уровнем развития речевого аппарата. Но это очень важный этап для перехода к настоящей речи.
<<Форма демодоступа>>
Безопасная среда или запреты?
Ребёнку в этом возрасте катастрофически сложно объяснить, что ему что-то нельзя.
Родители впервые сталкиваются с осмысленным и настойчивым сопротивлением ребёнка: с проявлениями характера, зачатков воли, решительности. Поэтому важно сформировать дома систему правил, которая позволит организовать быт без ущерба для здоровья, имущества и чувства собственной ценности каждого члена семьи.
Важнейшая особенность кризиса первого года — первое столкновение с запретами. В этом возрасте ребёнок ещё не способен оценить возможные последствия своих действий, но отчаянно нуждается во взаимодействии со «взрослыми» предметами, стремится играть с ними, учиться ими управлять.
Но психика взрослого постепенно истощается: ходить за ребёнком и постоянно что-то у него забирать, сталкиваясь с яркими проявлениями протеста, очень тяжело. Поэтому родители начинают искать для себя границы допустимого. Например, кто-то позволит ребёнку брать свою чашку и пробовать пить из неё, смирившись с тем, что малыш может её разбить, а для кого-то это категорически недопустимо. В то же время ребёнок начинает исследовать гибкость родителя: что он легко позволяет, что разрешает неохотно, а на что соглашается только после продолжительной истерики.
В результате этих взаимных исследований в семье складывается неповторимая система правил и свой уровень безопасности дома. Сейчас популярна идея сделать всю квартиру на уровне роста ребёнка максимально безопасной, но многим для этого приходится полностью менять привычный быт.
Мы предлагаем родителям подумать и о себе тоже, найти компромисс: например, не запирать все шкафы на засовы, а выделить ребёнку в квартире несколько зон с интересными предметами из «взрослого» арсенала и периодически менять их, а другие зоны закрывать и долго, терпеливо объяснять, что это мамино, папино и что вообще здорово, когда у каждого есть что-то своё.
Ищите ваш личный рецепт взаимодействия между безопасной средой и правилами. Главное — без перегибов в любую из сторон. Если перегнуть с безопасностью дома — ребёнок не будет знать, как вести себя вне этой искусственно созданной среды. Если перегнуть с запретами — малыш может начать протестовать, психологически откатываясь в развитии, вплоть до отказа ходить.
<<Форма семейного образования>>
Что делать родителям в кризис первого года
Представьте, что вы оказались на другой планете, где все говорят на незнакомом языке, а вместо ходьбы можно высоко прыгать, дотягиваясь до огромного количества предметов. Встроить такое в свою картину мира стоило бы огромного труда, не правда ли? Хорошо, если у вас будет заботливый проводник, который уточнит, какие здесь правила и что как обозначается.
Если раньше малыш воспринимал маму как продолжение собственного тела, которая делает всё нужное по первому требованию, теперь он впервые чувствует себя исполнителем, действующим лицом и горит желанием исследовать окружающее пространство, встроить его в свою картину мира, присвоить себе. А родителя он видит помощником, проводником и посредником.
Ответственность за здоровье и счастье малыша всё ещё полностью лежит на взрослом. Ответственность за результат его действий — тоже. Но взращивание самостоятельности и малой ответственности начинается именно в этом возрасте под мягким контролем взрослого.
- Сделайте дом безопасным для ребёнка, чтобы он мог самостоятельно исследовать жилище без риска травмировать себя и испортить ваши вещи.
- Выделите несколько зон в доме с безопасными «взрослыми» вещами, с которыми ребёнку можно играть.
- Создайте систему правил, которой будет придерживаться вся семья. Например: есть только на кухне. Терпеливо объясняйте их малышу на собственном примере: «Посмотри, разве мама так делает? А папа?»
- Не делайте за ребёнка то, что он пытается сделать сам, но будьте готовы помочь. Например, большинство детей в этом возрасте пытаются освоить столовые приборы. Мало кто из родителей может спокойно смотреть на это, ведь после каждой такой трапезы кухне требуется генеральная уборка. И всё же ребёнку важно позволить научиться, пока он сам этого хочет. Потом такого шанса может не быть.
- Постоянно проговаривайте всё, что происходит, и называйте окружающие ребёнка предметы. Слова, которые он слышит регулярно, освоит быстрее.
- Организуйте отдых для мамы. Чтобы иметь запас прочности и терпения, быть готовой справиться с раздражением и в очередной раз позаботиться о ребёнке, матери необходимо высыпаться, хорошо питаться и иметь помощников по дому.
- Практикуйте «гнездование» с ребёнком. В моменты стресса, взаимного напряжения и усталости отложите все дела и посвятите время любому лёгкому совместному времяпрепровождению. Творчество, валяние в постели, много объятий, щекоток и прочей, казалось бы, ерунды совершенно необходимы для разгрузки в сложное для психики время.
- Всегда помните, что взрослый здесь вы. Только вы принимаете решения и несёте за них ответственность, и последнее слово всегда за вами.
Оставаться взрослым, решать свои проблемы и иметь запас прочности, чтобы справиться с проблемами ребёнка — это очень непростой и важный труд. Но помните: кризис — это временное состояние. Правильно прожить его важно и малышу, и вам, ведь именно этот этап задаёт тон ваших отношений с ребёнком в следующем периоде его взросления.
Иллюстрация: Tanya Hordynchuk / Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться