Что такое комплексы
В бытовой жизни под словом «комплекс» мы понимаем ощущение уязвимости, социальной незащищённости. В зависимости от возраста разные группы людей могут сильнее повлиять на появление комплексов у ребёнка.
Швейцарский психиатр Карл Юнг считал, что психологический комплекс — это совокупность чувств, воспоминаний и мыслей, сосредоточенных вокруг определённой эмоциональной темы. По мнению психиатра, комплексы могут возникать из-за травматического или стрессового опыта.
Откуда берутся комплексы
Для малыша до семи лет центром вселенной являются родители. В это время ребёнок ещё не способен критически относиться к их словам и действиям. Поэтому любое эмоционально неграмотное повторяющееся действие со стороны мамы или папы может привести к появлению того или иного комплекса, который ребёнку будет трудно перерасти.
Когда ребёнок идёт в школу, в его жизни появляется ещё одна авторитетная фигура — учитель. Его слова и действия начинают играть такую же важную роль в формировании самооценки школьника, как и семья. Это связано с тем, что в первом классе ребёнок включается в новую деятельность — учебную. Он начинает сравнивать себя с одноклассниками и ассоциировать себя со своими успехами. В этом возрасте человек может начать чувствовать, что он в чём-то не дотягивает до уровня сверстников. А резкие слова об этом от учителя только усугубят сомнения в себе.
В средней школе становятся важными иерархические отношения и социальные статусы. Если в более раннем возрасте для ребёнка главными авторитетами были взрослые, для подростков значимым становится мнение сверстников — именно их слова могут ранить сильнее всего. Подростковый возраст также тесно связан с перестройкой организма. Тело начинает меняться, и именно в возрасте 12–16 лет появляется большинство комплексов, связанных с внешностью.
<<Форма демодоступа>>
Причины детских комплексов
Многие считают, что комплексы у подростков появляются из-за роста, первых влюблённостей и перемен во внешности. Но эти события сами по себе не формируют комплекс. Он возникает тогда, когда самооценка не выдерживает изменений. Если у ребёнка нет внутреннего ощущения ценности, он начинает болезненно сравнивать себя с другими, стыдиться, отгораживаться или, наоборот, доказывать, что он «и так хорош».
Комплекс мешает развиваться. Он застревает в голове и тормозит движение вперёд. Подросток теряет гибкость, начинает избегать трудностей или слишком фокусируется на внешности.
Базовая самоценность — это ощущение: «Я в порядке, даже если ошибаюсь». Оно формируется в раннем детстве. Если родители с младенчества поддерживают ребёнка, дают понять, что он важен сам по себе, вырастает устойчивость. Тогда подросток не разрушается из-за насмешки или прыща на носу. Ему неприятно, но он справляется.
То, как взрослые общаются с детьми, оставляет след на самоощущении и формирует устойчивые реакции.
Фразы с негативной окраской
Высказывания вроде: «У всех дети как дети, а ты...» или «Ты — плохой ребёнок» могут глубоко врезаться в память. В раннем возрасте ребёнок не отличает слова от фактов. Он верит каждому сообщению, особенно если оно исходит от родителей. Повторяющиеся негативные оценки укрепляют чувство вины и неуверенности. Со временем они превращаются в стойкий внутренний барьер, который мешает развиваться.
Ребёнок — как будто виноват в том, что живёт
Если взрослые часто рассказывают, что им было трудно, страшно, тяжело из-за ребёнка, он воспринимает это как сигнал: его появление принесло страдание. У ребёнка возникает ощущение вины за сам факт своего существования. Такой фон мешает чувствовать себя нужным и любимым.
Комплекс слабости
Некоторые дети не умеют постоять за себя и отступают перед более активными сверстниками. Если взрослые не помогают обрести внутреннюю опору, ребёнок привыкает к роли слабого. Позже он избегает перемен, боится ответственности и сомневается в своих силах.
Постоянная критика
Даже нейтральные по тону фразы вроде «Ты опять ничего не умеешь» подрывают веру в себя. Если ребёнок часто слышит, что он «не справляется», «не может», «вечно всё делает не так», это формирует комплекс неполноценности. Такой ребёнок вырастает с убеждением, что успех не для него. Он боится начинать что-то новое, заранее ожидая провал.
Эмоции под запретом
Когда ребёнку говорят, что плакать — стыдно, обижаться — нельзя, а страх — это слабость, он начинает прятать чувства. Эмоции уходят вглубь, но не исчезают. Вместо искренности формируется эмоциональная броня. Внешне ребёнок может казаться спокойным, но внутри — чувствовать пустоту, одиночество и оторванность от себя.
Родителям важно помнить: слова имеют вес. Особенно те, которые повторяются. В домашнем обучении это приобретает особую значимость, потому что у ребёнка нет другого авторитета, кроме семьи. Поддержка, принятие и бережное отношение к чувствам — главные инструменты, которые помогут вырастить уверенного в себе человека.
Почему негативный опыт не получается полностью компенсировать позитивным
Формирование личности можно изобразить метафорически — как столбик из монеток. Каждая ситуация и человек делают маленький вклад. В зависимости от того, негативным или положительным он будет, можно определить, насколько ровно он будет стоять.
Если влияние негативное, то края монетки неровные и следующая, даже самая ровная, монета ляжет криво. И эта кривизна в столбике останется, даже если в следующий момент придёт что-то очень значимое и позитивное. Он всё равно не станет идеальным.
Самые ранние «изогнутости» в психике ребёнка появляются под влиянием родителей. Дальше вес приобретают слова и действия сверстников и авторитетных взрослых: учителей, тренеров, друзей родителей.
Эти неровности сильно влияют на жизнь. Например, если в семье было принято заострять внимание на весе и внешних данных ребёнка — может быть, не негативно, а лишь с заботой о здоровье, — то в школьном возрасте подросток может воспринимать любые замечания по поводу внешности неспокойно и болезненно.
Как поддержать ребенка и помочь ему справиться с переживаниями? Рассказываем в телеграм-канале Домашней школы Фоксфорда. Там мы публикуем полезные советы о воспитании и образовании, делимся лайфхаками для родителей и проводим розыгрыши. Подписывайтесь!
Самый распространённый комплекс
Если ребёнку тесно в постоянных упрёках, требованиях, навязывании чувства вины или страха, то он всё больше закрывается и стесняется в общении с другими детьми. Это ведёт к тому, что школьник перестаёт говорить о своих потребностях и желаниях, ему хочется «стесниться» ещё и физически.
Так развивается комплекс неполноценности. У человека с ним есть ощущение, что таким, какой он есть, он не нужен и неинтересен другим. Родители подстёгивают это чувство тем, что хвалят школьника за действия — оценки в школе или спортивные награды — и редко просто говорят, что ребёнок им важен сам по себе. Комплекс развивается и начинает влиять на все сферы жизни.
<<Форма семейного образования>>
Как определить, что ребёнок комплексует
Родителю стоит обратить внимание на самооценку ребёнка, если он замечает, что тот:
- боится принимать важные решения, потому что опирается на мнение других и желание кому-то угодить;
- чувствует себя скованно, старается отгородиться от окружающих с помощью одежды, жестов, позы, предметов;
- чрезмерно волнуется, тревожится, не может взять ответственность за свои решения.
Как помочь ребёнку бороться с комплексами
Почему простая похвала не помогает
Иногда родители хотят поддержать, но говорят: «Ты у меня самая красивая», не вслушиваясь в то, что говорит ребёнок. Такое обесценивание звучит как: «Не мешай». Подросток замыкается и начинает верить, что его недостатки никто не хочет замечать. Это усиливает тревогу.
Важно не перебивать, не отвлекаться, а оставаться рядом. Выслушать. Побыть в грусти вместе. Тогда ребёнок почувствует, что он важен.
Делитесь историями, а не поучайте
Подростки не принимают инструкции. Но с интересом слушают истории. Расскажите, как вы переживали похожую ситуацию. Пример из жизни звезды или знакомого работает лучше нравоучений. Это снижает напряжение и даёт надежду.
Если подросток страдает из-за несоответствия идеалу, не говорите: «Ну и что». Лучше сказать: «Ты вправе мечтать. А давай вместе подумаем, что тебе действительно важно».
Как относиться к экспериментам с внешностью
Розовые волосы, длинная чёлка, яркий макияж — всё это попытки найти себя. Родителям важно различать поиск и вызов. Даже если внешний вид не нравится, стоит терпеливо сопровождать ребёнка. Придёт момент — он сам решит, что хочет выглядеть по-другому.
Подростковый период — это проверка и для родителей. Границы важны, но главное — сохранить контакт и уважение к самостоятельности ребёнка.
Как действовать, если ребёнок не вписывается в окружение
Если семья не может купить дорогой телефон или одежду, важно опираться не на внешнее, а на внутреннее. Один подросток переживает бедность как трагедию. Другой — как мотивацию: «Вырасту — заработаю сам». Всё зависит от запаса любви и поддержки в раннем возрасте.
Не запрещайте ребёнку выражать свои эмоции
Когда человек пытается скрыть гнев, обиду, зависть и другие «плохие» эмоции, он не избавляется от них, а только теряет энергию. Каждую эмоцию нужно осознать и пережить — научите ребёнка делать это адекватно ситуации.
Оценивайте не личность ребёнка, а его поступки
Вместо «Ты такой рассеянный, вечно всё теряешь!» скажите «Меня расстраивает, что ты не следишь за своими вещами и потерял сегодня шапку».
Учите ребёнка принимать неудачи
Покажите, что в ошибках и промахах нет ничего критически страшного, их совершают все. Научите ребёнка анализировать причины своих неудач и делать выводы.
Не сравнивайте ребёнка с другими
Откажитесь от сравнения характеров, внешности, успехов в учёбе и спорте. Обращайте внимание на прогресс вашего ребёнка. Например, если вас беспокоит успеваемость, укажите в разговоре с ребёнком, что раньше он посвящал больше времени учёбе и результаты были лучше.
Указывайте ребёнку на его достижения и напоминайте о его безусловной ценности
Большинство подростков склонны сильно сомневаться в себе, из-за любых неудач они теряют веру в себя, поэтому стоит обращать внимание ребёнка на его успехи. Также демонстрируйте свою любовь вне зависимости от его достижений и неудач.
<<Форма гибкие навыки>>
Залогом адекватной самооценки и отсутствия серьёзных комплексов у подростка является атмосфера дома и мудрость родителей. Такая поддержка помогает перерасти неуверенность в общении со сверстниками, а нечуткость, наоборот, вызывает серьёзные комплексы, избавление от которых во взрослом возрасте может занять годы.
Комплексы у хоумскулеров
Никаких особенных комплексов у детей на домашнем обучении нет. Но домашнее обучение может заострить или ослабить на время их влияние. Например, если ребёнок не очень хочет социализироваться и ему трудно общаться с людьми лично, то домашнее обучение поспособствует развитию этого стеснения. Или если ребёнок попадёт в какую-то ситуацию с большим количеством людей, то ему, давно не практиковавшемуся в офлайн-общении, будет нелегко.
Но в то же время домашнее обучение может снять тревогу по поводу необходимости каждодневного общения с одноклассниками, что поможет найти время и силы для работы над комплексом.
Иллюстрация: tubik.arts / Dribbble


Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни