Основные комплексы детей на домашнем обучении и как с ними бороться
Большинство комплексов появляются в детском возрасте и влияют на человека всю жизнь. Люди переживают из-за того, что они недостаточно умны или интересны, не соответствуют стандартам красоты, не могут выстраивать границы или отстаивать свои права. Рассказываем в статье, как родители могут предотвратить появление комплексов у детей и помочь им вырасти уверенными в себе.
- 9.5.2022
- Время чтения:3 минуты
Что такое комплексы и откуда они берутся
В бытовой жизни под словом «комплекс» мы понимаем ощущение уязвимости, социальной незащищённости. В зависимости от возраста разные группы людей могут сильнее повлиять на появление комплексов у ребёнка.
Для малыша до семи лет центром вселенной являются родители. В это время ребёнок ещё не способен критически относиться к их словам и действиям. Поэтому любое эмоционально неграмотное повторяющееся действие со стороны мамы или папы может привести к появлению того или иного комплекса, который ребёнку будет трудно перерасти.
Когда ребёнок идёт в школу, в его жизни появляется ещё одна авторитетная фигура — учитель. Его слова и действия начинают играть такую же важную роль в формировании самооценки школьника, как и семья. Это связано с тем, что в первом классе ребёнок включается в новую деятельность — учебную. Он начинает сравнивать себя с одноклассниками и ассоциировать себя со своими успехами. В этом возрасте человек может начать чувствовать, что он в чём-то не дотягивает до уровня сверстников. А резкие слова об этом от учителя только усугубят сомнения в себе.
В средней школе становятся важными иерархические отношения и социальные статусы. Если в более раннем возрасте для ребёнка главными авторитетами были взрослые, для подростков значимым становится мнение сверстников — именно их слова могут ранить сильнее всего. Подростковый возраст также тесно связан с перестройкой организма. Тело начинает меняться, и именно в возрасте 12–16 лет появляется большинство комплексов, связанных с внешностью.
Почему негативный опыт не получается полностью компенсировать позитивным
Формирование личности можно изобразить метафорически — как столбик из монеток. Каждая ситуация и человек делают маленький вклад. В зависимости от того, негативным или положительным он будет, можно определить, насколько ровно он будет стоять.
Если влияние негативное, то края монетки неровные и следующая, даже самая ровная, монета ляжет криво. И эта кривизна в столбике останется, даже если в следующий момент придёт что-то очень значимое и позитивное. Он всё равно не станет идеальным.
Самые ранние «изогнутости» в психике ребёнка появляются под влиянием родителей. Дальше вес приобретают слова и действия сверстников и авторитетных взрослых: учителей, тренеров, друзей родителей.
Эти неровности сильно влияют на жизнь. Например, если в семье было принято заострять внимание на весе и внешних данных ребёнка — может быть, не негативно, а лишь с заботой о здоровье, — то в школьном возрасте подросток может воспринимать любые замечания по поводу внешности неспокойно и болезненно.
<<Форма демодоступа>>
Самый распространённый комплекс
Если ребёнку тесно в постоянных упрёках, требованиях, навязывании чувства вины или страха, то он всё больше закрывается и стесняется в общении с другими детьми. Это ведёт к тому, что школьник перестаёт говорить о своих потребностях и желаниях, ему хочется «стесниться» ещё и физически.
Так развивается комплекс неполноценности. У человека с ним есть ощущение, что таким, какой он есть, он не нужен и неинтересен другим. Родители подстёгивают это чувство тем, что хвалят школьника за действия — оценки в школе или спортивные награды — и редко просто говорят, что ребёнок им важен сам по себе. Комплекс развивается и начинает влиять на все сферы жизни.
Как определить, что ребёнок комплексует
Родителю стоит обратить внимание на самооценку ребёнка, если он замечает, что тот:
- боится принимать важные решения, потому что опирается на мнение других и желание кому-то угодить;
- чувствует себя скованно, старается отгородиться от окружающих с помощью одежды, жестов, позы, предметов;
- чрезмерно волнуется, тревожится, не может взять ответственность за свои решения.
Как помочь ребёнку бороться с комплексами
— Не запрещайте ребёнку выражать свои эмоции. Когда человек пытается скрыть гнев, обиду, зависть и другие «плохие» эмоции, он не избавляется от них, а только теряет энергию. Каждую эмоцию нужно осознать и пережить — научите ребёнка делать это адекватно ситуации.
— Оценивайте не личность ребёнка, а его поступки. Вместо «Ты такой рассеянный, вечно всё теряешь!» скажите «Меня расстраивает, что ты не следишь за своими вещами и потерял сегодня шапку».
— Учите ребёнка принимать неудачи. Покажите, что в ошибках и промахах нет ничего критически страшного, их совершают все. Научите ребёнка анализировать причины своих неудач и делать выводы.
— Не сравнивайте ребёнка с другими. Откажитесь от сравнения характеров, внешности, успехов в учёбе и спорте. Обращайте внимание на прогресс вашего ребёнка. Например, если вас беспокоит успеваемость, укажите в разговоре с ребёнком, что раньше он посвящал больше времени учёбе и результаты были лучше.
— Указывайте ребёнку на его достижения и напоминайте о его безусловной ценности. Большинство подростков склонны сильно сомневаться в себе, из-за любых неудач они теряют веру в себя, поэтому стоит обращать внимание ребёнка на его успехи. Также демонстрируйте свою любовь вне зависимости от его достижений и неудач.
Залогом адекватной самооценки и отсутствия серьёзных комплексов у подростка является атмосфера дома и мудрость родителей. Такая поддержка помогает перерасти неуверенность в общении со сверстниками, а нечуткость, наоборот, вызывает серьёзные комплексы, избавление от которых во взрослом возрасте может занять годы.
Психологи приводят анекдот на эту тему:
Мама спросила у сына: «Кто самый умный мальчик в детском саду?» «Конечно, я», — ответил мальчик. Мама хотела возразить сыну, что так говорить нескромно. Благодаря тому, что она сдержалась, во взрослом возрасте сын сэкономил 450 тысяч рублей на услугах психотерапевта.
Комплексы у хоумскулеров
Никаких особенных комплексов у детей на домашнем обучении нет. Но домашнее обучение может заострить или ослабить на время их влияние. Например, если ребёнок не очень хочет социализироваться и ему трудно общаться с людьми лично, то домашнее обучение поспособствует развитию этого стеснения. Или если ребёнок попадёт в какую-то ситуацию с большим количеством людей, то ему, давно не практиковавшемуся в офлайн-общении, будет нелегко.
Но в то же время домашнее обучение может снять тревогу по поводу необходимости каждодневного общения с одноклассниками, что поможет найти время и силы для работы над комплексом.
Иллюстрация: tubik.arts / Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться