Как правильно делать уроки: 9 правил для быстрого выполнения
Рассказываем, как помочь ребёнку справляться с домашними заданиями быстро, эффективно и без слёз.
- 4.9.2024
- Время чтения:5 минут
Сколько времени должно уходить на выполнение домашнего задания
Существуют нормы, определяющие, сколько времени школьникам разных возрастов рекомендовано тратить на домашку в день. В нашей стране они таковы:
- 4–5-е классы — 2 часа;
- 6–8-е классы — 2,5 часа;
- 9–11-е классы — 3–4 часа.
Но на практике эти нормы далеко не всегда соблюдаются — родителям приходится регулярно помогать детям с уроками. Согласно исследованию Научного центра здоровья детей, ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9-х классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю (в зависимости от количества учебных дней). Для сравнения: рабочая неделя взрослого составляет 40 часов. Поэтому уже не первый год обсуждается вопрос отмены домашних заданий.
Опрос, проведённый компанией Office Depot, показывает, что 25% американских семей считают, что школьникам задают на дом больше, чем они способны выполнить. Почти 50% мам и пап хотели бы отменить домашние задания хотя бы по одному предмету, 40% опрошенных признались, что как минимум раз в неделю ругаются со своими детьми из-за уроков.
Правила выполнения домашних заданий
В Домашней школе Фоксфорда каждое занятие сопровождается заданиями, иногда для них даже устанавливается дедлайн. Но это не классические домашки на оценку. Фоксфордские задания — это возможность отработать полученные знания на практике. Их выполнение добровольно: чем лучше решил, тем больше очков опыта получишь. Чтобы не снизить мотивацию, оценки не выставляются. Возможность безопасно ошибиться при выполнении задания развивает в детях самостоятельность, они всё реже призывают маму с папой на помощь.
Эксперты Домашней школы Фоксфорда составили правила выполнения заданий. Они помогут вашему ребёнку делать домашку быстро, эффективно и без стресса.
<<Форма демодоступа>>
1. Выполнение домашних заданий должно войти в привычку
Делать уроки должно быть так же естественно, как чистить зубы или заправлять постель. Формировать этот паттерн необходимо с первого класса. Желательно, чтобы ребёнок начинал заниматься в одно и то же время и этому предшествовал какой-нибудь ритуал, например включение настольной лампы или раскладывание тетрадей. Мозг привыкнет к такой рутине и будет настраиваться на работу сразу после ритуала. Когда домашнее задание становится не выбором, а привычкой ребёнка, вероятность того, что он отложит его на потом, становится меньше.
2. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего
Окружающее пространство влияет на продуктивность. Важно обеспечить в комнате ребёнка нормальную температуру, освещение и тишину.
Письменный стол школьника всегда должен быть прибран. Нужно достаточно места для ноутбука, учебников, тетрадей и других принадлежностей. Не стоит захламлять рабочее место мягкими игрушками, рамками с фотографиями и прочими вещами, которые могут отвлечь ребёнка от выполнения домашней работы.
3. Ученику нужно не только расписание уроков, но и график выполнения домашки
Планирование избавляет от беспокойства. Школьнику важно наглядно представлять, какие уроки нужно сделать. Сядьте и вместе с ним составьте график домашних работ. Задайте периодичность решения регулярных задач, расставьте приоритеты для заданий, имеющих срок сдачи. Контроль над ситуацией придаёт ребёнку уверенность в том, что он в состоянии со всем этим справиться.
Позвольте ученику самому написать план, и лучше на бумаге, а не в гаджете. По мнению многих психологов, запись целей и задач от руки повышает вероятность того, что человек будет им следовать.
4. Большие задания необходимо разбивать на части
Эссе, презентация, научный эксперимент — всё это требует серьёзной, вдумчивой и поэтапной работы. Помогите ребёнку разбить объёмную задачу на части и включите каждую из них в расписание домашки. Распределение нагрузки избавит от ощущения, будто большие задания — это долго, трудно и нудно.
5. Начинать делать уроки лучше с самого сложного предмета
Желание откладывать дела, которые нам не нравятся, лежит в основе человеческой натуры. Но ресурсы времени, внимания и энергии ограничены. Поэтому выполнение домашки стоит начинать с предмета, который хуже всех даётся или меньше всего нравится ребёнку.
Чем больше сил школьник израсходует на простые задачи, тем труднее ему будет перейти к сложным. А выполнив трудное задание сразу, ребёнок получит заряд положительных эмоций и легко доделает оставшиеся задачи.
<<Форма семейного образования>>
6. Каждые 30–50 минут важно делать короткий перерыв
Интенсивную мыслительную деятельность лучше чередовать с физической активностью или просто коротким ничегонеделанием. Установите правило: каждые 30–50 минут домашки устраивать десятиминутные перерывы. Работа отрезками — это метод «помидора», мы рассказывали о нём в статье с приёмами тайм-менеджмента.
Ребёнок будет рад отвлечься, только заранее договоритесь, что «переменка» в подготовке уроков пройдёт без социальных сетей и сериалов. Объясните, что новый поток информации не даст мозгу расслабиться. Лучше погулять с собакой или съесть что-нибудь питательное. Например, орехи активизируют мозговую деятельность.
7. Важно, чтобы родители направляли к правильному ответу, а не делали домашку за детей
Любая мать и каждый отец стремятся помочь своему ребёнку. Но будем откровенны: если школьник приходит с вопросами по урокам, а взрослые просто решают за него задачи, — они ему не помогают. Так родители стремятся поскорее отделаться, сэкономить своё время и нервы.
Не отмахивайтесь от ребёнка, когда он просит помочь с домашкой, но и не делайте её сами. Направьте его к решению, почитайте вместе учебник, посмотрите видео, покажите, как решаются подобные задачи. Если вы не можете включиться в работу сразу, договоритесь об удобном для вас времени.
Важно установить чёткие границы: домашние задания — это обязанности ребёнка, а не взрослого. Именно поэтому наставники Домашней школы Фоксфорда никогда не делают уроки за учеников, даже если об этом просят сами родители. Следующий шаг — постепенное, от класса к классу, ослабление контроля за правильностью и своевременностью выполнения домашек. Подросток должен научиться распоряжаться своим временем и нести ответственность за свои действия.
8. Если не получается выполнить задачу, подключайте дополнительные ресурсы
Задания, которые раз от раза вызывают сложности и приносят плохой результат, — это не повод ругаться. Это сигнал задуматься. Быть может, у ученика нарушены способности к чтению и письму, и поэтому каждое сочинение для него — когнитивный ад. А может, ему просто не хватает знаний и нужен дополнительный ресурс, чтобы устранить пробелы.
Вот несколько вопросов, которые помогут выявить проблемы с подготовкой домашнего задания:
- Расскажи, что вы делали на занятии по этой теме? Как решали подобные задачи?
- Тебе нравится такой тип заданий? А какие задания ты любишь?
- Когда я сталкиваюсь с чем-то новым, то боюсь, что не справлюсь. Ты сейчас чувствуешь что-то подобное?
- Как надо делать это задание? Как проверить, что ты правильно его понял?
- Могу я как-то помочь тебе с этим заданием?
- Сделай так, как понял, а потом давай составим вопросы по домашнему заданию, чтобы ты смог завтра спросить преподавателя. Какие вопросы у тебя есть?
9. Всегда поддерживайте ребёнка
Определить плотность вещества, построить график функции, запомнить годы правления Ивана Грозного — всё это действительно непросто. Особенно для подростка, переживающего гормональный взрыв.
Вспомните себя в школьные годы. Разве вам всё давалось сразу? Возможно, кто-то скажет — да. Здорово! Но ваш ребёнок — не вы, у него может быть по-другому.
Не корите себя, если не успеваете или не хотите делать уроки с ребёнком. Это его обязанности, а не ваши. Но главное — не спешите ругать детей, которые не делают домашку вовремя и идеально. Лучше попробуйте разобраться, в чём причина, поддержите и помогите организовать процесс, помня о наших советах.
Подведём итог. Чтобы выполнить домашнее задание на пятёрку и при этом не слишком устать, следуйте простым правилам: введите выполнение домашки в привычку, держите рабочий стол в порядке, составьте вместе с ребёнком график и следуйте ему, а также разбивайте объёмные задания на части и начинайте с самых сложных. Не забывайте делать перерывы каждые 30–50 минут. Поддерживайте ребёнка, а не ругайте его за промахи. Ищите дополнительные ресурсы, когда это необходимо.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться