• /
  • /
  • Как‌ ‌правильно‌ ‌делать‌ ‌уроки:‌ ‌9‌ ‌правил,‌ ‌которые‌ ‌ сберегут‌ ‌нервы‌ ‌детей‌ ‌и‌ ‌родителей‌

Как‌ ‌правильно‌ ‌делать‌ ‌уроки:‌ ‌9‌ ‌правил,‌ ‌которые‌ ‌ сберегут‌ ‌нервы‌ ‌детей‌ ‌и‌ ‌родителей‌

Благодаря рекомендациям экспертов «Экстерната и домашней школы Фоксфорда», вы узнаете, как помочь ребёнку справляться с домашними заданиями быстро, эффективно и без слёз.

  • 16.2.2020
  • Время чтения:

    4 минуты

Согласно исследованию компании Office Deport, 25% американских семей считают, что школьникам задают на дом больше, чем они способны выполнить. Почти 50% мам и пап хотели бы отменить домашние задания, хотя бы по одному предмету.

Четверо из пятерых родителей заявили, что с трудом понимают школьные задания, а каждый третий признался, что доделывает домашку за своего ребёнка. Мамы и папы помогают детям с уроками, чтобы понизить их физическую нагрузку и снять эмоциональное напряжение в семье. 40% опрошенных признались, что как минимум раз в неделю ругаются со своими детьми из-за уроков.

В России ситуация с домашними заданиями тоже напряжённая. Уже не первый год обсуждается их отмена. Ведь согласно исследованию «Научного центра здоровья детей», ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения рабочая неделя взрослого человека составляет 40 часов.

Существуют правила, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания в день: 4-5 классы — 2 часа, 6-8 классы — 2,5 часа, 9-11 — не более 3,5 часов. Однако на практике эти нормы не соблюдаются, россиянам тоже приходится ежедневно помогать детям с домашками.

Прошлой осенью стендап-комик Алексей Щербаков пошутил про школьные домашние задания, и это выступление взорвало Рунет. «Мне 30 лет, и я каждый день делаю уроки» — комик настолько точно попал в боль родителей, что об отмене домашек заговорили даже губернаторы. 

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» каждое занятие сопровождается заданиями.  Иногда даже устанавливается дедлайн на их выполнение. Но это не классические домашки на оценку. 

Фоксфордские задания — это возможность отработать получаемые знания на практике. Их выполнение добровольно: чем лучше что-то решил, тем больше «очков опыта» получил. Чтобы не испортить мотивацию, оценки не выставляются. Возможность безопасно ошибиться при выполнении задания развивает в детях самостоятельность, они всё реже призывают маму с папой на помощь. Родителям успешность ребёнок освоения тех или иных тем помогают отслеживать отчёты кураторов. 

Эксперты «Домашней школы Фоксфорда» составили правила выполнения домашних заданий. Надеемся, наши рекомендации помогут вашему ребёнку делать домашку быстро, эффективно и без стресса. 

Правило 1. Выполнение домашних заданий должно войти в привычку 

Делать уроки дома должно быть так же естественно, как чистить зубы или заправлять постель. Формировать этот паттерн необходимо с первого класса. Желательно, чтобы ребёнок занимался в одно и то же время и этому предшествовал какой-нибудь ритуал. Например, включение настольной лампы или раскладывание тетрадей на столе. Мозг привыкнет к этой рутине и будет настраиваться на учёбу, как только начался ритуал. 

Когда домашнее задание становится не выбором, а привычкой ребёнка, вероятность того, что он отложит его на потом становится меньше.

Правило 2. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего

Окружающее пространство влияет на продуктивность человека. Важно обеспечить в комнате ребёнка нормальную температуру, освещение и тишину. 

Письменный стол школьника всегда должен быть убран. Там должно быть достаточно места для ноутбука, учебников, тетрадей и других учебных принадлежностей. Не стоит захламлять рабочее место мягкими игрушками, рамками для фотографий и прочими вещами, которые могут отвлечь ребёнка. 

Мы написали подробную статью об организации рабочего места школьника. Обязательно прочтите.

Правило 3. У ребёнка должно быть не только расписание занятий, но и график выполнения домашних заданий

Планирование избавляет от чувства беспокойства. Школьнику важно наглядно увидеть, что ему необходимо сделать. Сядьте и вместе с ним составьте график домашних работ. Задайте периодичность решения регулярных задач, расставьте приоритеты для заданий, имеющих срок сдачи. Контроль над ситуацией предаст ребёнку уверенность в том, что он в состоянии со всем этим справиться.

Позвольте ученику самому написать план, и лучше на бумаге, а не в гаджете. По мнению многих психологов, записанные целей и задач от руки повышает вероятность того, что человек будет им следовать.

Правило 4. Большие задания необходимо разбивать на части

Эссе, презентация, научный эксперимент — всё это требует серьёзной, вдумчивой и поэтапной работы. 

Помогите ребёнку разбить объёмную задачу на части и включите каждую из них в расписание. Распределение нагрузки избавит от ощущения, будто большие задания — это долго, трудно и нудно.     

Правило 5. Начинать лучше с самого сложного предмета

Желание откладывать дела, которые нам не нравятся, лежит в основе человеческой натуры. Но ресурсы времени, внимания и энергии ограничены. Поэтому выполнение домашней работы стоит начинать с предмета, который хуже всех даётся  или меньше всего нравится ребёнку. 

Чем больше сил школьник израсходует на простых задачах, тем сложнее будет перейти к сложным. А выполнив трудное задание сразу, ребёнок получит заряд положительных эмоций и легко доделает остальную домашку.    

Правило 6. Каждые 30-50 минут необходимо делать короткий перерыв

Интенсивную мыслительную деятельность необходимо чередовать с физической активностью или простым коротким ничегонеделанием. Установите правило: каждые 30-50 минут решения домашки устраивать десятиминутные перерывы. Работа отрезками называется методом «Помидора», мы рассказывали о нём в статье с приёмами тайм-менеджмента.

Ребёнок будет рад отвлечься, только заранее договоритесь, что «переменка» пройдет без социальных сетей и сериалов. Объясните школьнику, что новый поток информации не даст мозгу расслабиться. Лучше погулять с собакой или съесть что-нибудь питательное. Например, орехи активизируют мозговую деятельность.  

Правило 7. Родители должны подталкивать к правильному ответу, а не решать задания за детей 

Любая мать и каждый отец стремится помочь своему ребёнку. Но будем откровенны, если школьник приходит с вопросами по урокам, а взрослый просто решает за него задачи, он ему не помогает. Он стремится поскорее покончить с этим, сэкономить своё время и нервы.

Не отмахивайтесь от ребёнка, когда он просит помочь ему с домашкой, но и не делайте её сами. Направляйте его к решению, почитайте вместе учебник, посмотрите видео, покажите, как решаются подобные задачи. Если вы не можете включиться в работу сразу, договоритесь об удобном для вас времени. 

Важно установить чёткие границы: домашние задания — это обязанности ребёнка, а не взрослого. Именно поэтому кураторы «Домашней школы Фоксфорда» никогда не решают домашку за учеников, даже если об этом просят сами родители. Следующий шаг — постепенное, от класса к классу, ослабление контроля за правильностью и своевременностью выполнение домашек. Подросток должен учиться распоряжаться своим временем и нести ответственность за свои действия.

<<Форма с консультацией>>

Правило 8. Если что-то не получается, необходимо подключать дополнительные ресурсы 

Задания, которые раз от раза вызывают сложности и приносят плохой результат, не повод ругаться. Это сигнал, чтобы задуматься. Быть может, у ученика нарушены способности к чтению и письму, и поэтому каждое сочинение для него — когнитивный ад. А может, ему просто не хватает знаний, и нужен дополнительный ресурс, чтобы устранить пробелы. В библиотеке «Фоксфорда» можно найти курсы по базовым школьным предметам с 5 по 11 класс и повторить нужный материал. Например, если у восьмиклассника проблемы с физикой, можно приобрести курс за 7 класс и освежить в памяти азы этой науки.

Вот несколько вопросов, которые помогут выявить проблемы с домашними заданиями.

  • Расскажи, что вы делали на занятии по этой теме? Как решали подобные задачи?
  • Тебе нравится такой тип заданий? Если нет, то какое задание тебе по душе?
  • Иногда, когда мне приходится сталкиваться с чем-то новым, я опасаюсь, что не справлюсь. Это то, что ты чувствуешь сейчас?
  • Как следует выполнить это задание? Что ты можешь сделать, чтобы убедиться, что правильно его понял?
  • Могу я как-то помочь тебе в выполнении этого задания? 
  • Сделай столько, насколько понял тему. Затем давай составим вопросы, которые возникли у тебя по ходу выполнения задания, чтобы ты смог их завтра задать преподавателю. Какие вопросы у тебя есть?

Правило 9. Родители должны всегда поддерживать своего ребёнка 

Определить плотность вещества, построить график функции, запомнить годы правления Ивана Грозного — всё это действительно сложно. Особенно для подростка, переживающего гормональный взрыв. 

Вспомните себя в школьные годы. Разве вам всё давалось сразу? Наверняка кто-то скажет да. Здорово, но ваш ребёнок самостоятельная личность, у него может быть по-другому. 

Не корите себя, если не успеваете или не хотите делать уроки с ребёнком. Это его обязанности, а не ваши. А главное — не упрекайте детей, которые не делают домашние задания вовремя или хорошо. Лучше попробуйте разобраться, в чём причина, поддержите и помогите организовать процесс, следуя советам выше.

Поможем подготовиться к промежуточной и итоговой аттестации!

Ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорда» успешно сдают экзамены и получают аттестаты государственного образца от школ-партнёров. Оставьте заявку и получите подробную консультацию по прикреплению в школы партнёры.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.

С нами можно связаться

  • 8 800 300-64-24

    звонок по России бесплатный

  • externat@foxford.ru

  • 117105, Москва, Варшавское шоссе, д.1, стр.6

    Посмотреть на карте
  • с 10.00 до 19.00

    ПН-ПТ

Мы вам перезвоним

Готово!
Закрыть
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.
Возраст

Бесплатный курс

Спешите получить бесплатный базовый курс от Фоксфорд!

Хочу

Бесплатный курс