• Главная
  • Блог
  • Как‌ ‌правильно‌ ‌делать‌ ‌уроки:‌ ‌9‌ ‌правил для быстрого выполнения

Как‌ ‌правильно‌ ‌делать‌ ‌уроки:‌ ‌9‌ ‌правил для быстрого выполнения

Рассказываем, как помочь ребёнку справляться с домашними заданиями быстро, эффективно и без слёз.

Сколько времени должно уходить на выполнение домашнего задания

Существуют нормы, определяющие, сколько времени школьникам разных возрастов рекомендовано тратить на домашку в день. В нашей стране они таковы:

  • 4–5-е классы — 2 часа;
  • 6–8-е классы — 2,5 часа;
  • 9–11-е классы — 3–4 часа. 

Но на практике эти нормы далеко не всегда соблюдаются — родителям приходится регулярно помогать детям с уроками. Согласно исследованию Научного центра здоровья детей, ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9-х классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю (в зависимости от количества учебных дней). Для сравнения: рабочая неделя взрослого составляет 40 часов. Поэтому уже не первый год обсуждается вопрос отмены домашних заданий.

Опрос, проведённый компанией Office Depot, показывает, что 25% американских семей считают, что школьникам задают на дом больше, чем они способны выполнить. Почти 50% мам и пап хотели бы отменить домашние задания хотя бы по одному предмету, 40% опрошенных признались, что как минимум раз в неделю ругаются со своими детьми из-за уроков.

Правила выполнения домашних заданий

В Домашней школе Фоксфорда каждое занятие сопровождается заданиями, иногда для них даже устанавливается дедлайн. Но это не классические домашки на оценку. Фоксфордские задания — это возможность отработать полученные знания на практике. Их выполнение добровольно: чем лучше решил, тем больше очков опыта получишь. Чтобы не снизить мотивацию, оценки не выставляются. Возможность безопасно ошибиться при выполнении задания развивает в детях самостоятельность, они всё реже призывают маму с папой на помощь. 

Эксперты Домашней школы Фоксфорда составили правила выполнения заданий. Они помогут вашему ребёнку делать домашку быстро, эффективно и без стресса. 

<<Форма демодоступа>>

1. Выполнение домашних заданий должно войти в привычку 

Делать уроки должно быть так же естественно, как чистить зубы или заправлять постель. Формировать этот паттерн необходимо с первого класса. Желательно, чтобы ребёнок начинал заниматься в одно и то же время и этому предшествовал какой-нибудь ритуал, например включение настольной лампы или раскладывание тетрадей. Мозг привыкнет к такой рутине и будет настраиваться на работу сразу после ритуала. Когда домашнее задание становится не выбором, а привычкой ребёнка, вероятность того, что он отложит его на потом, становится меньше.

2. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего

Окружающее пространство влияет на продуктивность. Важно обеспечить в комнате ребёнка нормальную температуру, освещение и тишину. 

Письменный стол школьника всегда должен быть прибран. Нужно достаточно места для ноутбука, учебников, тетрадей и других принадлежностей. Не стоит захламлять рабочее место мягкими игрушками, рамками с фотографиями и прочими вещами, которые могут отвлечь ребёнка от выполнения домашней работы. 

3. Ученику нужно не только расписание уроков, но и график выполнения домашки

Планирование избавляет от беспокойства. Школьнику важно наглядно представлять, какие уроки нужно сделать. Сядьте и вместе с ним составьте график домашних работ. Задайте периодичность решения регулярных задач, расставьте приоритеты для заданий, имеющих срок сдачи. Контроль над ситуацией придаёт ребёнку уверенность в том, что он в состоянии со всем этим справиться.

Позвольте ученику самому написать план, и лучше на бумаге, а не в гаджете. По мнению многих психологов, запись целей и задач от руки повышает вероятность того, что человек будет им следовать.

4. Большие задания необходимо разбивать на части

Эссе, презентация, научный эксперимент — всё это требует серьёзной, вдумчивой и поэтапной работы. Помогите ребёнку разбить объёмную задачу на части и включите каждую из них в расписание домашки. Распределение нагрузки избавит от ощущения, будто большие задания — это долго, трудно и нудно. 

5. Начинать делать уроки лучше с самого сложного предмета

Желание откладывать дела, которые нам не нравятся, лежит в основе человеческой натуры. Но ресурсы времени, внимания и энергии ограничены. Поэтому выполнение домашки стоит начинать с предмета, который хуже всех даётся или меньше всего нравится ребёнку. 

Чем больше сил школьник израсходует на простые задачи, тем труднее ему будет перейти к сложным. А выполнив трудное задание сразу, ребёнок получит заряд положительных эмоций и легко доделает оставшиеся задачи.

<<Форма семейного образования>>

6. Каждые 30–50 минут важно делать короткий перерыв

Интенсивную мыслительную деятельность лучше чередовать с физической активностью или просто коротким ничегонеделанием. Установите правило: каждые 30–50 минут домашки устраивать десятиминутные перерывы. Работа отрезками — это метод «помидора», мы рассказывали о нём в статье с приёмами тайм-менеджмента.

Ребёнок будет рад отвлечься, только заранее договоритесь, что «переменка» в подготовке уроков пройдёт без социальных сетей и сериалов. Объясните, что новый поток информации не даст мозгу расслабиться. Лучше погулять с собакой или съесть что-нибудь питательное. Например, орехи активизируют мозговую деятельность.

7. Важно, чтобы родители направляли к правильному ответу, а не делали домашку за детей 

Любая мать и каждый отец стремятся помочь своему ребёнку. Но будем откровенны: если школьник приходит с вопросами по урокам, а взрослые просто решают за него задачи, — они ему не помогают. Так родители стремятся поскорее отделаться, сэкономить своё время и нервы.

Не отмахивайтесь от ребёнка, когда он просит помочь с домашкой, но и не делайте её сами. Направьте его к решению, почитайте вместе учебник, посмотрите видео, покажите, как решаются подобные задачи. Если вы не можете включиться в работу сразу, договоритесь об удобном для вас времени. 

Важно установить чёткие границы: домашние задания — это обязанности ребёнка, а не взрослого. Именно поэтому наставники Домашней школы Фоксфорда никогда не делают уроки за учеников, даже если об этом просят сами родители. Следующий шаг — постепенное, от класса к классу, ослабление контроля за правильностью и своевременностью выполнения домашек. Подросток должен научиться распоряжаться своим временем и нести ответственность за свои действия.

8. Если не получается выполнить задачу, подключайте дополнительные ресурсы 

Задания, которые раз от раза вызывают сложности и приносят плохой результат, — это не повод ругаться. Это сигнал задуматься. Быть может, у ученика нарушены способности к чтению и письму, и поэтому каждое сочинение для него — когнитивный ад. А может, ему просто не хватает знаний и нужен дополнительный ресурс, чтобы устранить пробелы.

Вот несколько вопросов, которые помогут выявить проблемы с подготовкой домашнего задания:

  • Расскажи, что вы делали на занятии по этой теме? Как решали подобные задачи?
  • Тебе нравится такой тип заданий? А какие задания ты любишь?
  • Когда я сталкиваюсь с чем-то новым, то боюсь, что не справлюсь. Ты сейчас чувствуешь что-то подобное?
  • Как надо делать это задание? Как проверить, что ты правильно его понял?
  • Могу я как-то помочь тебе с этим заданием? 
  • Сделай так, как понял, а потом давай составим вопросы по домашнему заданию, чтобы ты смог завтра спросить преподавателя. Какие вопросы у тебя есть?

9. Всегда поддерживайте ребёнка 

Определить плотность вещества, построить график функции, запомнить годы правления Ивана Грозного — всё это действительно непросто. Особенно для подростка, переживающего гормональный взрыв. 

Вспомните себя в школьные годы. Разве вам всё давалось сразу? Возможно, кто-то скажет — да. Здорово! Но ваш ребёнок — не вы, у него может быть по-другому. 

Не корите себя, если не успеваете или не хотите делать уроки с ребёнком. Это его обязанности, а не ваши. Но главное — не спешите ругать детей, которые не делают домашку вовремя и идеально. Лучше попробуйте разобраться, в чём причина, поддержите и помогите организовать процесс, помня о наших советах.

Подведём итог. Чтобы выполнить домашнее задание на пятёрку и при этом не слишком устать, следуйте простым правилам: введите выполнение домашки в привычку, держите рабочий стол в порядке, составьте вместе с ребёнком график и следуйте ему, а также разбивайте объёмные задания на части и начинайте с самых сложных. Не забывайте делать перерывы каждые 30–50 минут. Поддерживайте ребёнка, а не ругайте его за промахи. Ищите дополнительные ресурсы, когда это необходимо.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован