Начальная школа за три года: ускоренная программа обучения
В чём преимущества программы ускоренного обучения в начальной школе, насколько эффективна «Эффективная начальная школа» и какие ещё есть возможности окончить началку на год раньше остальных.
- 16.8.2024
- Время чтения:10 минут
Нужен ли четвёртый класс
С 2001 года в нашей стране действует четырёхлетняя начальная школа. Но для большинства людей, учившихся в 1990-х годах, последним начальным классом был 3-й. Их старшие товарищи в 1980-е ходили в началку четыре года, а у поколения школьников 1970-х было три начальных класса.
В российской и советской истории 10- и 11-летняя системы школьного обучения не раз сменяли друг друга и даже некоторое время существовали параллельно. А всё потому, что у методистов, психологов и чиновников нет однозначного ответа, какой срок обучения в начальной школе оптимален — три или четыре года.
Оба варианта имеют достоинства и недостатки: одни дети откровенно скучают в «размазанной» на четыре года началке, а другим слишком трудно даётся трёхлетний интенсив.
К счастью, у современных детей есть выбор — учиться в начальной школе четыре года или пройти программу за три. В этой статье мы рассмотрим два способа ускорить обучение в начальной школе, но вначале объясним, зачем это нужно.
<<Форма демодоступа>>
Преимущества ускоренной начальной школы
Если ребёнок хорошо схватывает, ему не придётся скучать, пока учитель снова и снова даёт задания на закрепление материала и объясняет очевидные вещи. Ведь если одарённый ребёнок заскучает уже в первом классе, это погубит его мотивацию учиться дальше.
Мы спросили у Елены Фролкиной, мамы наших учеников, которая выступает за ускоренную начальную школу, почему она поддерживает этот вариант для своих детей:
Если посмотреть программу [начальной школы], то понятно, что в большей степени это адаптация к школе. Сложного материала очень мало. Так почему нельзя пройти программу первого и второго классов за год? Родитель благодаря этому решению поможет ребёнку сэкономить несколько лет к взрослой жизни.
Елена Фролкина, мама
Кроме того, если ученик окончит школу на год раньше остальных, он раньше поступит в колледж или вуз, получит образование и начнёт работать. А у юношей будет дополнительная попытка поступить до достижения призывного возраста.
Впрочем, следует помнить, что ускоренное обучение не должно становиться самоцелью. Отдавать ребёнка в ускоренную начальную школу стоит только в том случае, если вы уверены, что обычная началка будет для него слишком медленной и неинтересной.
Конечно, это подойдёт не всем детям, и важно оценивать, насколько психологически ребёнок готов. Некоторым детям и родителям легче идти по проторённому пути и отзаниматься положенные четыре года — в этом нет ничего плохого.
Елена Фролкина, мама
Кому подойдёт ускоренная начальная школа
Объём учебного материала в трёхлетней и четырёхлетней программах начальной школы одинаковый, различается темп прохождения тем и, следовательно, уровень нагрузки. Причём только в первый год, потому что за него в ускоренной началке дети осваивают программу 1-го и 2-го классов. Следующие два года проходят в обычном режиме.
Пройти программу двух классов за один год удаётся за счёт того, что:
- детей не учат чтению, счёту и простейшим математическим действиям в пределах десятки (в ускоренную программу берут ребят, которые уже обучены этому);
- время на адаптацию и закрепление пройденного сведено к минимуму (заниматься этим школьникам придётся самостоятельно).
Поэтому ускоренное обучение по программе «1–3» подойдёт способным детям, которые хорошо подготовлены к школе, любят учиться и смогут быстро встроиться в учебный процесс. Кроме того, старшие родственники должны быть готовы помогать ребёнку с учёбой — по крайней мере в первом классе ему точно понадобится помощь.
Вариант 1. «Эффективная начальная школа»
В школах Москвы и Московской области с 2018 года действует проект «Эффективная начальная школа», позволяющий детям окончить началку на год раньше.
До Нового года ребята проходят материал первого класса, а после рождественских каникул переводятся во второй. Преподавание в третьем и четвёртом классах идёт в том же темпе, что и в обычной начальной школе.
Требования к ученикам
В «Эффективную начальную школу» берут детей по следующим критериям:
- Возраст от семи лет. Это условие не прописано в нормативных документах, но многие родители сообщают, что школы строго его придерживаются.
- Навыки чтения и счёта. Ребёнок должен уметь читать слова целиком и считать в пределах десяти. В ускоренной программе начальной школы этому не учат. Умение писать не обязательно, но приветствуется.
- Моральная готовность. Ребёнок должен быть в состоянии усидеть за партой 45 минут, внимательно слушать учителя и выполнять задания.
Отбор в классы «Э» происходит в апреле — мае. Точные даты обычно публикуют на сайтах школ. Для участия в программе родителям нужно написать заявление на проведение независимой диагностики. Она проводится в два этапа:
- Тестирование. Ребёнку предлагают выполнить ряд заданий на логику, счёт и чтение. Работы направляются в департамент образования, который проверяет их в течение двух-трёх недель.
- Собеседование с психологом. Школьный психолог выяснит, готов ли ребёнок к учебным нагрузкам, задаст несколько вопросов на логику, проверит способности ребёнка обобщать и понимать смысл заданий. Возможно, предложит что-нибудь нарисовать или раскрасить.
Если всё прошло хорошо, родители принимают окончательное решение и пишут заявление на зачисление ребёнка в программу.
Особенности программы
Обучение ведётся по программе «Школа России», применяющейся в большинстве государственных общеобразовательных школ. При этом недельная нагрузка в первом классе по сравнению с обычной началкой немного увеличена — с 19 до 23 часов. Поэтому два-три дня в неделю у детей бывает по пять уроков.
Печатные буквы и счёт в «Эффективной начальной школе» не изучают, переходя сразу к обучению письму и правилам математических действий.
По нормам СанПиН домашние задания в первом классе запрещены, однако на ускоренном обучении домашку первоклассникам всё же задают, конспиративно называя её «рекомендациями к повторению». Судя по родительским отзывам, объёмы заданий внушительные.
В первом классе (то есть до второй половины первого года) оценки детям не ставят. Вместо них учитель клеит детям в тетрадки наклейки или ставит штампики, отмечая хорошо выполненные задания.
После уроков для детей организуют необязательные внеурочные мероприятия, например кружок шахмат, занятия логикой, углублённое изучение предметов. Перечень занятий в каждой школе свой. Кроме того, школьники регулярно ездят на экскурсии, посещают театр, могут участвовать в конкурсах и олимпиадах.
По окончании каждого класса ребята пишут диагностические работы по русскому, математике и литературе. Если ученик покажет неудовлетворительный результат, его переводят в класс с обычной четырёхлетней программой. Обычно после первого полугодия несколько человек уходит. Если результаты хорошие, после Нового года ребёнка переводят во второй класс.
Недостатки системы
При всех очевидных достоинствах у программы «Эффективная начальная школа» есть ряд минусов.
- Нет адаптационного периода: привыкать к новому статусу школьника ребёнку придётся в условиях интенсивной учёбы.
- Большие домашние задания, с которыми детям семи лет трудно справиться без посторонней помощи.
- Ускоренное обучение ведётся по материалам обычной четырёхлетней программы, из-за чего дети порой вынуждены читать учебники с конца и перескакивать с темы на тему. При неаккуратной работе учителя это может запутать школьников.
- Интенсивную учёбу трудно совмещать с серьёзным спортом, художественной или музыкальной школой.
Но самый большой недостаток «Эффективной начальной школы» — в том, что учиться по этой программе могут только жители Москвы и Подмосковья. Впрочем, у ребят из других регионов тоже есть возможность закончить начальную школу за три года.
Вариант 2. Ускоренное обучение в Фоксфорде
Учиться по ускоренной программе начальных классов в Домашней школе Фоксфорда можно не только в любом регионе страны, но и в любой точке мира — нужен только доступ к интернету. Уроки проходят в формате вебинаров и видеоконференций, а для закрепления материала школьники выполняют интерактивные и творческие задания на нашей платформе.
Программа «1–3» в Домашней школе Фоксфорда подойдёт читающим и любознательным ребятам, которые хотят учиться и не боятся ответственности, а также амбициозным родителям, вовлечённым в образование детей и готовым помогать им.
Ускоренное дистанционное обучение
Ускоренное обучение в нашей началке проходит по авторской программе «Первые шаги на пути к успеху», разработанной методистами «Фоксфорда» с учётом всех требований ФГОС. В её основе — УМК «Школа России», адаптированная под трёхлетнюю программу и дополненная предметными линиями учебников из других программ. Например, математику преподают по курсу Л. Г. Петерсон, который многие эксперты считают лучшим в России, литературное чтение в 3-м и 4-м классах проходят по курсу Л. А. Ефросининой из УМК «Начальная школа XXI века».
Обучение ведётся по всем предметам общеобразовательной программы начальной школы, включая физкультуру (видеокурс), музыку, технологию, изо и основы светской этики (аудиокурс). Все учебные материалы выкладываются вместе с занятиями — покупать учебники не нужно.
Мы часто выходим за рамки программ и работаем в зоне ближайшего развития ребёнка: учим не только читать, но и думать, самостоятельно ставить цели и идти к ним.
Наши преподаватели проходят строгий отбор — мы принимаем лишь одного из 20 кандидатов. Каждый из них умеет просто говорить с детьми о сложных вещах, искренне влюблён в свой предмет и готов передать эту любовь ученикам.
<<Форма семейного образования>>
Учебная нагрузка
У детей, учащихся по нашей ускоренной программе, не больше четырёх уроков в день, что позволяет совмещать занятия с кружками, секциями и просто больше отдыхать.
Мы проходим программу быстрее, поскольку учителя не тратят время на поддержание дисциплины в классе, рутинную проверку заданий, повторение и прочие организационные моменты. Вместо этого они преподают материал в концентрированной и динамичной форме. А некоторые темы, которые ребёнок способен освоить без помощи педагога, отданы на самостоятельное изучение.
Ребёнок не сидит целый день за компьютером: согласно нормам СанПиН между занятиями делаются перемены по 10–15 минут и даже часовой перерыв на обед. Во время каждого занятия проводятся физкультминутки с гимнастикой, упражнениями для рук и глаз. Письменные задания выполняются на бумаге.
После каждого урока ребятам даются задания на закрепление материала, но они намного интереснее обычной школьной домашки и не похожи на неё. К тому же ошибки в них не караются плохими оценками: мы считаем, что это не лучший метод учебной мотивации.
Контроль результатов
По окончании каждого триместра и в конце учебного года дети пишут проверочные и контрольные работы по каждому предмету. Тесты построены на материале базовых курсов и заданиях на общий кругозор. Если ускоренная форма обучения окажется для ребёнка слишком трудной, он сможет перевестись на обычную программу «1–4».
Или напишем на почту, если не получится дозвониться