Компьютерная зависимость у подростков

Компьютер стал неотъемлемой частью образования и досуга большинства детей, но иногда отношения с техникой становятся нездоровыми. Узнали у психолога, как определить границу, после которой увлечение играми и социальными сетями превращается у подростков в компьютерную зависимость, почему она возникает и что с этим делать.

Можно ли считать зависимостью постоянный сёрфинг в интернете

О компьютерной зависимости у подростков заговорили из-за массового распространения видеоигр и приставок в начале 1980-х годов. Тогда учителя и родители пугали игроманией и зависимостью от гаджетов тех детей, которые проводили за ними всего несколько часов каждый день. Однако в то время в медицине этот феномен не изучался.

Официально игровое расстройство признали серьёзным заболеванием только в 2018 году и включили в МКБ-11. Теперь игромания входит в группу аддиктивных расстройств поведения.

Подростки — уязвимая группа для зависимости

Современные дети часто учатся пользоваться смартфоном едва ли не раньше, чем начинают ходить. Мир соцсетей и игр для них — это такая же обычная часть жизни, как клуб по интересам или парк развлечений.

Из-за особенностей переходного возраста дети очень подвержены зависимостям. Подросткам свойственна бо́льшая эмоциональная лабильность, чем детям и взрослым: их ощущения быстро меняются, а настроение нестабильно. Рискуют приобрести зависимости подростки, у которых не сформированы здоровые способы саморегуляции: те, кто не умеет переживать стресс, неудачи и конфликты.

Свою роль в развитии компьютерной зависимости играет «стадное чувство»: интерес к тому, что делают их сверстники, и желание заниматься вещами, которые кажутся крутыми их друзьям. Кроме того, у подростков, как правило, больше свободного времени, которое они проводят по своему усмотрению, и родители не всегда могут вовремя заметить тревожные симптомы.

<<Форма демодоступа>>

Подростки — наиболее уязвимая группа для формирования аддиктивного поведения согласно исследованиям. Статистические данные показывают, что доля молодых людей в России, которые много времени проводят в интернете, растёт из года в год: в 2006 году не менее четырёх часов в день в Сети проводили 6% подростков, в 2010 — 22%, а к 2018-му — уже более половины.

Исследования за 2021 год показали, что интернет-зависимость распространена среди российских подростков на 7,1–10,4% — при опросе учитывались виды потребляемого контента. В 2022-м были собраны новые данные: общая интернет-зависимость распространена на 7,2%; зависимость от компьютерных игр — на 10,4%; зависимость от соцсетей — на 8%.

Согласно исследованиям ВОЗ, зависимость от соцсетей и связанные с ней психологические проблемы встречаются у каждого десятого подростка. Этот показатель также вырос в сравнении с прошлыми годами: с 7% в 2018-м до 11% в 2022-м. Ещё около 12% подростков столкнулись с психологическими проблемами из-за компьютерных игр.

Учёные немецкого Университета Charite исследовали интернет-зависимость в сравнении с другими патологическими пристрастиями, например алкоголизмом. В ходе эксперимента группа из 20 человек рассматривала скриншоты из любимых видеоигр. Оказалось, что их реакция похожа на реакцию людей, зависимых от алкоголя.

Действительно, одни и те же области мозга отвечают и за желание погрузиться в компьютерные игры, и за другие патологические пристрастия, подтвердили американские нейробиологи. И хотя игровое расстройство не разрушает здоровье в той же мере, важно не допустить его развития, вовремя диагностировать и принять меры.

Диагностика компьютерной зависимости

Страдает ли человек компьютерной зависимостью, сможет сказать только врач-психиатр после наблюдения в течение нескольких месяцев. Но если вы беспокоитесь об отношениях своего ребёнка с гаджетами, важно трезво оценить ситуацию и вместе с ним ответить на ряд вопросов.

1. Насколько разнообразен досуг подростка? Интересует ли его что-то, кроме компьютерных игр?
Не бойтесь компьютерной зависимости, если у ребёнка много вариантов развлечений, где можно развивать навыки или общаться со сверстниками. Также не переживайте, если гаджеты связаны с интересами школьника.

2. Есть ли у подростка проблемы с оценками? Если да, пытается ли он решить их?

3. Есть ли у вашего ребёнка друзья или он одинок и испытывает трудности с общением?
В этом вопросе не так важно, насколько компания подростка кажется вам подходящей. Важно, чтобы он в принципе умел находить общий язык со сверстниками.

4. Ваш ребёнок умеет справляться с трудностями или склонен пасовать перед ними и отвлекаться на приятные занятия?
Люди, склонные к зависимому поведению, предпочитают избегать проблем. Но ребёнка или подростка можно научить справляться с трудностями, делая что-то вместе с ним, помогая найти пути решения проблемы, а затем контролируя процесс издалека.

Признаки компьютерной зависимости у подростков

Как у любой болезни, у игрового расстройства есть ряд признаков:

  • нарушение контроля над режимом игры, одержимость, мешающая заниматься другими делами, вовремя выходить из дома или ложиться спать;
  • приоритет игр над иными жизненными интересами и повседневной деятельностью: подросток выбирает компьютер, а не любое другое занятие;
  • продолжение или эскалация игрового поведения, несмотря на негативные последствия и неприятности — проблемы в личной жизни, конфликты с родителями и друзьями, плохие оценки, отсутствие хобби.

В бытовом (не медицинском) плане можно начинать беспокоиться, если ребёнок погружён в игры и соцсети до такой степени, что игнорирует проблемы в реальной жизни.

Симптомы компьютерной зависимости у подростков

Причины возникновения компьютерной зависимости у подростков

Психологи и психиатры выделяют две тесно связанные друг с другом причины появления зависимости: сильное и постоянное внутреннее напряжение и неумение справиться с ним здоровыми методами. Из-за этого человек сталкивается с тем, что не умеет получать удовольствие продуктивным путём, а положительные эмоции связаны только с предметом зависимости.

Зависимость может вызывать следующие последствия:

  • невозможность адаптироваться в обществе и найти своё место, формирование сопутствующих этому непродуктивных и вредных привычек;
  • отсутствие интереса к здоровому образу жизни и саморазвитию, из-за того что вместо развития своих интересов ребёнок занят избеганием проблем;
  • ложное впечатление того, что успех — это быстро и просто, искажённое представление о труде: наблюдая за блогерами в соцсетях, подростки не понимают, сколько сил и ресурсов на самом деле нужно, чтобы преуспеть;
  • проблемы со здоровьем: испорченная осанка, бессонница, нервозность, сухие воспаленные глаза и снижение остроты зрения, головные боли, синдром запястного канала (боль в запястье из-за постоянной работы мышкой).

<<Форма семейного образования>>

В 2023 году ряд специалистов исследовали факторы развития компьютерной зависимости. Под компьютерной зависимостью они обобщили геймерство и интернет-зависимость. В исследовании участвовали 38 человек 17–26 лет. Их поделили на две группы: экспериментальную (20 человек, более склонных к зависимости) и контрольную (18 человек, менее склонных к зависимости). Результаты опроса показали, что экспериментальная группа наименее удовлетворена жизнью в целом, отношениями с родными и близкими, социальным статусом. Люди в этой группе были более нерешительными, импульсивными, отличались низкой активностью. Исследование показало, что такие особенности личности могут играть роль первичных факторов для увеличения продолжительности использования компьютера.

Причины компьютерной зависимости у подростков

Что делать, если у ребёнка зависимость

Первым делом нужно выяснить, что именно побуждает вашего ребёнка проводить столько времени в соцсетях или играх: стремление спрятаться от реального мира, переживание одиночества, некоторой инаковости, плохо развитые коммуникативные навыки, неумение или страх говорить о своих потребностях.

Одновременно с поиском причины важно заново выстроить режим дня и вместе наполнить его разнообразными и приятными активностями: это может быть футбол, теннис, танцы, кружок лепки, клуб «Что? Где? Когда?», театральная студия. Важно помнить, что борьба с любой зависимостью — постепенный процесс, для которого потребуется много времени. Он будет сопровождаться синдромом отмены и периодическими откатами назад.

Один из самых действенных способов — показать ребёнку на личном примере, что может быть интересного в реальном мире, и максимально избавиться от зависимых паттернов поведения. Для этого важно честно ответить на вопрос: «Умею ли я справляться с напряжением без помощи вредных привычек?», «Насколько интересна и разнообразна моя жизнь и как я могу её улучшить?»

Не лишней будет и работа с психологом: чем старше мы становимся, тем больше приобретаем слепых зон, из-за которых не можем помочь себе самостоятельно. Помощь специалиста полезна и во время синдрома отмены, когда ребёнку хочется вернуться в многочасовые игровые сессии или чаты в соцсетях.

Компьютерная зависимость у подростков: что делать

Профилактика зависимого поведения

Общение ребёнка с цифровыми устройствами до трёх лет должно быть минимальным. В этом возрасте он скорее приобретёт зависимость от движущихся картинок, чем извлечёт реальную пользу из интернет-контента. Важно помочь детям расставлять приоритеты, следить, чтобы в их жизни было достаточно живого общения и ярких эмоций от взаимодействия с реальным миром.

Здоровые отношения с играми и интернетом — это наличие в жизни баланса и вариативности. Если вы замечаете, что ребёнок прячется в телефоне от каких-то проблем, важно выяснить, что именно у него произошло, и помочь ему справиться с этим.

Учите ребёнка не избегать трудностей, а принимать вызовы и преодолевать их. Не забывайте хвалить его, когда он справляется с проблемой, особенно если вы видите, что ему это непросто далось. В конце концов, пристрастие к играм страшно не само по себе, а когда оно указывает на психологические проблемы.

Тест на определение интернет-зависимости

Доктор медицинских наук, врач-психотерапевт С. А. Кулаков разработал простой тест, позволяющий оценить вероятность интернет-зависимости у ребёнка. Он состоит из 20 вопросов, на которые следует отвечать по пятибалльной шкале: 1 — очень редко, 2 — иногда, 3 — часто, 4 — очень часто, 5 — всегда. В конце подсчитываются результаты. Если получилось 50–79 баллов, родителям необходимо обратить внимание на поведение ребёнка — влияние интернета на его жизнь достаточно велико. Если получилось больше 80 баллов, очень высока вероятность интернет-зависимости, необходима консультация специалиста.

  1. Как часто ребёнок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования Сетью?
  2. Как часто ребёнок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в Сети?
  3. Как часто ребёнок предпочитает проводить время в Сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
  4. Как часто ребёнок формирует новые отношения с друзьями в Сети?
  5. Как часто вы жалуетесь на количество времени, проводимое вашим ребёнком в Сети?
  6. Как часто учёба ребёнка страдает из-за количества времени, проведённого в Сети?
  7. Как часто ребёнок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
  8. Как часто ребёнок предпочитает общение в Сети общению с окружающими?
  9. Как часто ребёнок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в интернете?
  10. Как часто вы заставали ребёнка пробивающимся в Сеть против вашей воли?
  11. Как часто ребёнок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
  12. Как часто ребёнок получает странные звонки от его новых сетевых друзей?
  13. Как часто ребёнок огрызается, кричит или действует раздражённо, если его побеспокоили по поводу пребывания в Сети?
  14. Как часто ребёнок выглядит более уставшим и утомлённым, чем в то время, когда у вас не было интернета?
  15. Как часто ребёнок выглядит погружённым в мысли о возвращении в Сеть, когда он находится вне Сети?
  16. Как часто ребёнок ругается и гневается, когда вы сердитесь по поводу времени, проведённого им в Сети?
  17. Как часто ребёнок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в Сети?
  18. Как часто ребёнок злится и становится агрессивным, когда вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в Сети?
  19. Как часто ребёнок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в Сети?
  20. Как часто ребёнок чувствует подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне Сети, а по возвращении в Сеть всё это исчезает?

Иллюстрация: Felic Art / Dribbble

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован