Математическое мышление: в чём польза и как развить

Математики смотрят на мир критически, стремятся копнуть глубже и постичь суть явлений. Узнайте, как развить математическое мышление.

иконка календаря
18 июня 2025
иконка таймера
5 минут
Поделиться:

Что такое математическое мышление

Математическим называется теоретическое мышление, объекты которого лишены вещественности и объединены отношениями. Основная особенность математического мышления в том, что оно не только помогает нам решать уравнения, но и даёт преимущества в учёбе в целом.

Зачем нужно математическое мышление

Человек с развитым математическим мышлением удерживает в голове большое количество информации, понимает, что у любой проблемы есть решение, умеет разбивать сложные задачи на более мелкие и выявлять взаимосвязи.

Если вы хотите развиваться в таких профессиях, как инженер, программист, аналитик, исследователь, то они требуют умения разбивать сложные задачи на логические этапы и оценивать сценарии развития событий. Точное оперирование числами и адекватная оценка рисков ценятся работодателями — навыки математиков напрямую увеличивают шансы на успех и высокую оплату.

Математическое мышление помогает и в повседневной жизни, поэтому важно создавать условия для формирования математического мышления школьников. Когда проблема раскладывается на части и учитываются все варианты развития событий, обычно принимается наилучшее решение. А благодаря уверенности в решаемости любых задач дела реже откладываются на потом.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

В исследовании узнали, что математические задачи на память стимулируют дорсолатеральную префронтальную кору мозга, которая связана с симптомами депрессии и тревоги. Высокая активность в этой области связана с меньшим количеством симптомов депрессивных и тревожных состояний.

Когнитивная нейронаука изучает взаимосвязи функций головного мозга с поведением и когнитивными процессами, включая математическое мышление. Современные исследования помогают понять, как именно работает наш мозг при решении математических задач.

Важно понимать, что мозг обладает нейропластичностью — способностью изменяться под влиянием опыта. Это значит, что математическое мышление можно развивать в любом возрасте, создавая новые нейронные связи через регулярные тренировки.

Виды математического мышления

По мнению психолога Ильи Каплуновича, в человеке обычно в разных пропорциях развиты пять типов математического мышления:

  1. Топологическое. Отвечает за связанность и целостность логических операций. Сначала нужно изучить суть, а потом последовательно решить задачу. Людям-топологам присуща аккуратность, размеренность и консерватизм.
  2. Порядковое. Функция данного типа математического мышления в том, что оно отвечает за выработку конкретных алгоритмов и чёткое следование плану. Главное качество людей с порядковым мышлением — педантичность.
  3. Метрическое. Оперирует цифрами и конкретными параметрами. Людям с таким мышлением свойственна предусмотрительность и осторожность.
  4. Алгебраическое. Предполагает структурированное восприятие и выстраивание комбинаций. Люди с таким мышлением могут начинать работу с любого места и легко переключаются между задачами. Но им свойственна некоторая рассеянность.
  5. Проективное. Заключается в умении смотреть на вещи с разных сторон. Люди с таким мышлением способны быстро оценить ситуацию.

Диагностика математического мышления

По мнению некоторых учёных, математическое мышление состоит из разных компонентов: аналитический компонент, планирование и рефлексия. Для диагностики аналитического компонента можно использовать методику «Полоска» (автор — Л. И. Аршавина); для диагностики действия планирования подойдёт методика «Найди фигуру» (автор — Л. И. Аршавина); для диагностики действия рефлексии — методика «Анаграммы» (автор — А. З. Зак).

Методика «Полоски»

Ребёнку дают по три пары полосок разной длины. Нужно отрезать часть большей полоски и добавить её к меньшей, чтобы они сравнялись. Особенность задачи в том, что деления на полосках сбивают с толку, и для правильного решения нужно отказаться от подсчёта и мысленно разделить лишнюю часть пополам. Это упражнение показывает, способен ли ребёнок перейти от предметного действия к умозрительному анализу.

Методика «Найди фигуру»

Перед школьником — 12 геометрических фигур, отличающихся по цвету, форме и размеру. Ученик должен угадать задуманную фигуру, задавая как можно меньше вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Методика помогает оценить навыки планирования и стратегического мышления.

Методика «Анаграммы»

Из набора букв нужно составить слово, а затем найти общее между разными анаграммами.

  • е, р, о, м;
  • ш, а, к, а;
  • а, к, у, р;
  • б, о, н, е;
  • а, с, о, к;
  • д, а, в, о.

После выполнения задания важно не только решить слова, но и понять принцип, по которому они группируются. Это показывает, насколько ребёнок владеет рефлексией и способностью к обобщению.

Общий уровень математического мышления оценивается по сумме баллов за все задания:

  • 8–9 баллов — высокий уровень
  • 5–7 баллов — средний
  • 1–4 балла — низкий

Такая диагностика помогает не только выявить уровень, но и понять, какие именно компоненты мышления нуждаются в развитии: анализ, планирование или рефлексия.

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Как развить математическое мышление

Математическое мышление тесно связано с пространственным, поэтому его прокачку следует начать с упражнений для пространственного мышления. Их можно использовать для развития математического мышления младших школьников.

  • Представьте две сближающиеся линии и определите место их пересечения. Затем представьте треугольник, наложенный на две линии. Что вы видите?
  • Закройте глаза и попросите друга дать вам в руки какой-нибудь предмет. Изучите объект на ощупь в течение минуты и скажите, что это.
  • Посмотрите на какой-нибудь небольшой предмет и попробуйте перенести его в реальном размере на бумагу. Затем снова скопируйте тот же объект, только увеличив или уменьшив в два раза.
  • Начертите план своей комнаты со всеми предметами и деталями.
  • Попробуйте сложить оригами — в интернете вы найдёте для этого множество самоучителей. Сначала представьте желаемую фигуру и постарайтесь проговорить необходимый порядок действий.

Для развития математического мышления также полезно как можно больше работать с цифрами. При необходимости любых вычислений в повседневной жизни старайтесь производить их в уме, без калькулятора.

Выполняйте специальные задачи и упражнения на логику, играйте в математические игры, решайте головоломки и ребусы, играйте в шахматы.

Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Что такое математическая тревожность

Одним из главных барьеров для развития математического мышления является математическая тревожность. Это личностная особенность, которая проявляется в ответ на всё, что связано с оперированием числами или другой математической информацией.

Важно различать математическую тревожность и обычную тревогу. Математическая тревожность заметна как в учебном контексте, так и в повседневной жизни — например, когда нужно запомнить числовую информацию или что-то посчитать.

Причины математической тревожности

Математическая тревожность может возникать из-за нескольких факторов:

  • Негативный первый опыт изучения математики;
  • Гендерные стереотипы о математических способностях;
  • Неправильный стиль преподавания;
  • Наследственная предрасположенность.

Как преодолеть математическую тревожность

Не стоит убегать от этого страха — избегая математики, тревогу не преодолеешь. Понемногу, по чуть-чуть стоит встречаться с этим предметом, стараться сделать этот опыт более позитивным.

Рекомендации для родителей и учителей:

  • Поддерживать ребёнка и замечать его успехи;
  • Избегать жёстких временных ограничений на уроках;
  • Использовать игровые форматы при подготовке к контрольным;
  • Создавать позитивную атмосферу при изучении математики.

В Домашней школе Фоксфорда ученики могут выстраивать индивидуальный образовательный маршрут — выбирать дополнительно к базовой программе обучения углублённые и продвинутые курсы по математике, курсы подготовки к олимпиадам (например, к Всероссийской олимпиаде школьников), а также учиться программированию на C, C++ и других языках. С нами ребята ставят достижимые цели, добиваются высоких учебных результатов и успешно преодолевают математическую тревожность.

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.