«Моя дочка живёт жизнью совершенно обычной девочки», — интервью с Натальей Голубевой, мамой пятиклассницы Арины Голубевой
Рассказываем про маму, которая спросила мнение президента про онлайн-образование; дочку, которая придумывает свой мультик; семью, которая активно занимается айкидо в семейном клубе.
- 1.12.2022
- Время чтения:3 минуты
Чем вы занимаетесь?
Мы живём в городе Иваново, в 300 километрах от Москвы. Я работаю в вузе старшим преподавателем и заместителем декана факультета. В свободное время занимаюсь айкидо — тренирую детей от трёх лет.
Почему вы отдали дочь в онлайн-школу с первого класса?
Дочка — наш второй ребёнок. Сыну сейчас 22, и он учился в обычной школе до девятого класса, затем перешёл в лицей. Получалось неплохо, но это был ад для нас, родителей. Постоянное напряжение по поводу оценок, невыполненных или недостаточно хорошо сделанных домашек, ожидание звонка от классного руководителя, бесконечные баталии в родительском чате. Никаких нервов не хватит, чтобы это выдержать.
Поэтому, когда родилась дочь, первая мысль была: «Боже, опять в школу!» Поделилась ей с мужем, и оказалось, что у него те же самые ощущения. Тогда мы и приняли совместное решение — искать альтернативу традиционной школе. Рассмотрели много вариантов, определили все за и против и в итоге пришли к семейной форме обучения.
Когда мы впервые рассказали об этой идее родственникам, мало кто адекватно её воспринял. В основном все говорили, что мы лишаем ребёнка возможности проявить лидерские качества и ограничиваем её социализацию. Вопрос семейной формы обучения в то время я обсуждала со всеми. Так как я много занимаюсь общественной работой, то на одной из встреч даже удалось услышать мнение нашего президента. Он сказал, что результаты на домашнем обучении выше, чем в массовой школе, но надо не забывать о том, что школа учит работать в команде. Мы этот момент, конечно, тоже учли — наша дочь активно посещает кружки и секции, где есть и командная работа, и выстраивание коммуникаций с детьми разного возраста и взрослыми.
Понимая, что времени заниматься с дочерью самой у меня будет немного, я искала варианты. Изучала возможности онлайн-школ. В «Фоксфорде» на тот момент не было набора в первый класс, зато я нашла другую онлайн-школу, где за год можно было пройти материал первого и второго классов.
Арише было шесть лет, и она была в подготовительной группе детского сада. Мы решили попробовать с расчётом на то, что если не понравится, то на следующий год мы спокойно идём в первый класс обычной школы. Но нам не просто понравилось, мы наслаждались процессом. Однако одного урока в день было явно мало. Поэтому я вновь начала просматривать онлайн-школы. Тогда я увидела, что «Фоксфорд» открыл началку. Я записалась на собрание, пообщалась с менеджерами, и мы поступили в третий класс. С тех пор учимся здесь и пока ничего не планируем менять.
<<Перелинковка>>
Приходится ли вам помогать ребёнку учиться?
На начальном этапе онлайн-обучения мне приходилось присутствовать на уроках, помогать в решении технических проблем, пояснять и направлять. Но с четвёртого класса дочь полностью самостоятельно смотрит вебинары, делает домашки, сдаёт аттестации. Мне регулярно приходит отчёт о её работе на почту. Поэтому с прошлого года я смогла выйти вновь на работу в свой вуз. В этом году воспользовались услугами наставника — оказалось, очень удобно. Арине нравится общаться с увлечённым и неравнодушным человеком.
Что нравится Арине в школе?
Когда я спросила у дочери, что ей нравится в «Фоксфорде», то последовал мгновенный ответ: «Всё!» В такой реакции я даже не сомневалась, но попросила детализировать. Арина сказала, что нравятся учителя, некоторые из них уже стали друзьями и общение идёт не только на уроке, но и в мессенджерах. Это действительно очень увлечённые своим предметом люди с огромным опытом и багажом знаний, которыми они готовы делиться с детьми.
Также дочь отметила интересные, насыщенные информацией уроки и презентации, которые надолго задерживаются в памяти. Не забыла и про онлайн-клубы, которые активно посещала в прошлом году. И интересные домашки, позволяющие заработать XP и повысить рейтинг. Нравится возможность участвовать в съёмках рекламных роликов и курсов для «Фоксфорда»: например, она снималась для видеокурса по физкультуре. Когда мы приезжаем в офис школы, там дочь уже все знают, активно общаются с нами.
<<Форма демодоступа>>
Чем Арина занимается в свободное время?
Помимо учёбы, у Арины много увлечений. Конечно, наш семейный клуб айкидо, который мы с мужем построили с нуля. Это наше общее хобби, которое разделяет и дочка. В клубе мы проводим много времени, приезжая туда после основной работы. Здесь Ариша имеет возможность неограниченного общения с довольно большой и разновозрастной аудиторией посетителей клуба. Удивительно, что она постоянно находится в центре внимания, умеет организовать людей, придумывает интересные занятия. Вот вам и пресловутое «отсутствие социализации». Кроме того, дочь занимается вокалом, рисованием и рукоделием. Три раза в неделю к ней приходит репетитор английского языка. Это ещё одна возможность для общения. Все эти занятия проходят офлайн. Пока дополнительных онлайн-занятий мы не берём, так как нагрузка в «Фоксфорде» существенная, а Арина младше большинства своих одноклассников примерно на два года.
Расскажите подробнее про социализацию.
Онлайн-обучение совершенно не мешает дочери выстраивать коммуникации с одноклассниками. Есть и лучшие подруги — Даша и Алиса, с которыми они общаются в мессенджерах и по аудиосвязи. Девочки создали свой проект, в котором захотели поучаствовать и другие одноклассники. Они снимают мультфильм. Есть идея, общая концепция, практически готов сценарий, распределены роли: кто-то режиссёр, есть сценаристы, операторы, художники, актёры озвучки. Самое интересное, что всё это они придумывают сами, договариваются, не просят помощи. Дочь обнаружила у себя способность сглаживать назревающие конфликты и теперь активно это использует, предотвращая, казалось бы, неизбежные ссоры.
Конечно, у Арины друзья не только из школы. Есть подруги в клубе, из детского сада, во дворе. Она живёт жизнью совершенно обычной девочки с той лишь разницей, что ей не надо вставать ни свет ни заря, не надо выходить на холодную улицу и идти в школу. Она всегда высыпается, спокойно завтракает и садится заниматься. День расписан по часам, а под стеклом на столе всегда лежит расписание.
Какие вы выделяете преимущества и недостатки онлайн-обучения?
Преимущества онлайн-обучения, на мой взгляд, неоспоримы. Кроме того, что уже перечислила выше, нет необходимости посещать школу в любую погоду, в любом состоянии. Не нужно общаться с детьми и учителями, которые вносят в твою жизнь дискомфорт или неприятны по каким-то причинам.
Можно выстроить индивидуальную образовательную траекторию, о которой в массовой школе много говорят, но пока никто так и не понял, что же это такое. Учиться в комфортном для себя темпе: материал, который легко даётся, можно пройти быстрее, а там, где загвоздка, можно чуть задержаться, чтобы лучше понять. Ну и спокойствие ребёнка, умиротворённое состояние родителей, покой в семье — это бесценно!
Как вы собираетесь дальше выстраивать обучение ребёнка?
Мы держим про запас и такой вариант, что в какой-то момент придётся дополнительный год провести в каком-нибудь классе, чтобы до конца вникнуть в материал. Но это нас не пугает. Наоборот, мы заранее предусматриваем такую возможность, особенно при подготовке к выпускным экзаменам. Нам можно!
Конечно, возможно, не всем такой формат подойдёт, но нам повезло. Тут надо только пробовать. Да, страшно начинать, много опасений, но все они лишь в нашей голове. Дети гораздо более пластичны, поэтому легко встраиваются в любой формат. Да, первое время придётся родителям активно участвовать в процессе, самим осваиваться и помогать это делать ребёнку. Но в итоге дети схватывают всё на лету и сами стремятся к самостоятельности. И мы пока точно не будем ничего менять.
<<Перелинковка2>>
Или напишем на почту, если не получится дозвониться