Надомное обучение: что это и кому подойдёт
Как школы организуют обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, стоит ли учиться дома и можно ли не делать этого, если не хочется.
- 27.3.2024
- Время чтения:3 минуты
Надомное обучение — это учёба дома или в медицинском учреждении. Предназначено для детей, состояние здоровья которых не позволяет регулярно посещать школу. Например, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или инвалидностью.
Юридически дети на надомном обучении находятся в контингенте школы и обладают теми же правами, что и ученики, которые посещают её очно. Образовательная организация выдаёт таким ребятам учебники, направляет учителей для проведения занятий, проводит для них аттестации. Получающие надомное обучение школьники могут посещать уроки и другие школьные мероприятия по согласованию с директором.
Многие путают «надомное» и «семейное» обучение. Общее для этих форм — это получение образования вне стен школы. При этом семейное образование — это самостоятельная форма обучения, которая доступна всем желающим. Ребёнок прикрепляется к школе только на время прохождения аттестаций, и за качество его знаний отвечают родители. Семья может выбирать программу, методики обучения, составлять распорядок дня и задействовать любые образовательные ресурсы: репетиторов, онлайн-курсы и школы.
А надомное обучение — это не самостоятельная форма, а способ наладить учебный процесс для ребёнка, который не может посещать школу. Ученик числится в контингенте школы, а за его образование отвечают назначенные учителя. Программа и расписание определяются учебным планом школы.
Без медицинских показаний перейти на надомное обучение невозможно.
<<Перелинковка>>
Кто может перейти на надомное обучение
В каждом регионе действуют свои законы, касающиеся обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью. Решение о переводе на надомное обучение принимает врачебная комиссия. Основанием для этого может служить наличие у ребёнка:
- онкологии;
- заболеваний системы кровообращения, например, сердечной недостаточности I и II степени, нарушения свёртываемости крови;
- заболеваний эндокринной системы, например, сахарный диабет I типа;
- психических расстройств и расстройств поведения, например, шизофрении и синдрома де ла Туретта;
- заболеваний нервной системы, (например, эпилепсии и мигрени;
- заболеваний глаз, например, глаукома, отслойка и разрывы сетчатки;
- умственной отсталости;
- других серьёзных диагнозов.
Полный перечень заболеваний, служащих основанием для перехода на надомное обучение, зафиксирован в Приказе Министерства здравоохранения.
Как осуществляется надомное обучение
Организация надомного обучения лежит на школе, к которой прикреплён ребёнок. Родители обязаны предоставить учителям доступ в квартиру или медучреждение и подготовить всё необходимое для учёбы, например, стол, учебники, специальные приспособления для письма или чтения, которые могут потребоваться ребёнку. Помимо педагогов-предметников, семья имеет право пользоваться услугами дефектолога, логопеда, психолога и других специалистов.
Для каждого ученика-надомника составляется индивидуальный учебный план. Он разрабатывается с учётом медицинских рекомендаций и включает обязательный минимум практических и контрольных работ по каждому предмету.
В зависимости от состояния здоровья ребёнка возможны два варианта организации надомного обучения:
- По общей программе
Дети получают знания по всем основным школьным предметам и проходят аттестации, как ученики, посещающие занятия в классах. По окончании обучения ребёнку выдаётся аттестат общего образца.
- По вспомогательной программе
Если здоровье ребёнка не позволяют ему обучаться по общей программе, процесс обучения корректируется в индивидуальном порядке. Продолжительность занятий и количество тем может быть сокращено, процесс аттестации упрощён. По окончании школы ученик получает аттестат особого образца с отметкой об особенностях программы.
Программы надомного обучения обычно включают меньше учебных часов, чем в школе. Как правило, учебная нагрузка школьника-надомника составляет 8-12 часов в неделю.
Приказ №2 Минобрнауки России от 9 января 2014 года разрешает использование дистанционных технологий для надомного обучения. Но на практике они применяются редко, как правило, из-за нехватки финансирования и оборудования во многих школах.
<<Перелинковка2>>
Как перейти на надомное обучение
Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, родителям необходимо:
- В медучреждении, где наблюдается ребёнок, получить заключение врачебной комиссии и выписку из истории развития ребёнка формы 112.
- Предоставить эти документы в школу вместе с заявлением об организации для ребёнка надомного обучения.
Директор школы должен издать приказ, утверждающий:
- программу — общую или вспомогательную,
- перечень предметов,
- количество часов обучения в неделю,
- ответственный педагогический персонал,
- место проведения обучения,
- периодичность аттестации в течение года.
Ребёнок может быть переведён на надомное обучение в любом классе в течение всего учебного года. В случае выздоровления либо при отсутствии противопоказаний врачей, он может вернуться в школу и продолжить учиться в своём классе.
Плюсы и минусы надомного обучения
У надомного обучения есть ряд преимуществ:
- Это бесплатно.
- Не придётся прерывать учебный процесс даже при длительном лечении или реабилитации.
- Можно остаться в своём классе и продолжить учиться с уже знакомыми учителями.
- Есть возможность посещать мероприятия с одноклассниками по согласованию с директором.
- Не нужно мучиться в стенах школы, а спокойно в домашней или медицинской обстановке осваивать программу.
- На изучение предметов уходит меньше часов в день и неделю.
Но есть также и ряд серьёзных недостатков:
- Материальная мотивация преподавателей за надомное обучение невысока. Иногда это приводит к тому, что некоторые педагоги относятся к своим обязанностям недобросовестно. Например, пропускают занятия или задают слишком много материала на самостоятельное изучение).
- Иногда в учебный план не включаются ИЗО, музыка или технология. Считается, что подготовиться к аттестации по ним можно самостоятельно.
- В условиях надомного обучения контакты ребёнка со сверстниками ограничены.
- Трудно составить график уроков, одинаково удобный семье и преподавателям. Возможно, придётся следовать неудобному расписанию.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться