Начало русской педагогики: идеи Константина Ушинского
«До сих пор педагогика больше думает о том, как учить, чем о том, для чего учиться... Мы валим в детскую голову всякий ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать. Давно пора серьёзно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить всё, что учится для того только, чтобы быть впоследствии позабытым».
- 9.9.2024
- Время чтения:5 минут
Эти слова принадлежат Константину Дмитриевичу Ушинскому, родившемуся ровно 200 лет назад. Может показаться, что за два века в отечественной педагогике ничего не изменилось, но это не так. Изменилось многое — именно благодаря Ушинскому. «Фоксфорд» совместно с Национальной электронной библиотекой запускает проект, посвящённый юбилею легендарного педагога. Вместе мы рассказываем о жизни и достижениях Константина Дмитриевича и его идеях, не теряющих актуальности.
За свободу мыслей
Константин Дмитриевич родился в Туле, детство и юность провёл в родовом имении на Украине, в Черниговской области. Как было принято у дворян, начальное образование он получил дома, в 12 лет был зачислен в 3-й класс гимназии в Новгороде-Северском, а после поступил на юридический факультет Московского университета, закончил его с отличием и в 22 года получил кандидатскую степень по юриспруденции. Слушая лекции выдающихся профессоров — историка Тимофея Грановского и философа в области государства и права Петера Редкина, — Ушинский сам захотел стать преподавателем.
Молодого учёного пригласили заведовать кафедрой законоведения в Ярославский Демидовский лицей, но через четыре года ему пришлось уволиться. Руководство заведения признавало в нём талантливого педагога, но его либеральные взгляды и популярность среди учеников вызывали опасения. Ушинского сочли неблагонадёжным и отстранили от должности «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея».
Сокровища в шкафу
После увольнения Константин Дмитриевич некоторое время зарабатывал публикациями — переводил статьи из иностранных журналов, писал обзоры и рецензии. Пока в 1854 году бывший коллега по лицею не выхлопотал для него должность преподавателя словесности и юриспруденции в Гатчинском сиротском институте. О тамошних порядках Ушинский позже напишет: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Будучи простым учителем, он не мог повлиять на руководство, зато много внимания уделял отношениям между воспитанниками: взаимные доносы и воровство ушли в прошлое, сменившись атмосферой товарищества. К тому же именно эта работа помогла учёному войти в историю.
В библиотеке лицея он обнаружил отличную коллекцию книг по педагогике, собранную прежним инспектором (заведующим учебной частью) института Егором Гугелем. Они были заперты в шкафу, и более двадцати лет к ним никто не притрагивался. Эти книги потрясли учёного и вдохновили на собственные педагогические исследования. Статья Ушинского «О пользе педагогической литературы», вышедшая в «Журнале для воспитания», имела огромный успех. Ушинский стал постоянным автором издания: регулярно публиковал там свои идеи об образовании в России. Его статьи печатались в самых читаемых журналах своего времени — «Современнике» и «Библиотеке для чтения».
Подрыватель устоев
В 1859 году Ушинскому предложили должность инспектора Смольного института благородных девиц. В те времена девушки проводили в нём девять лет практически в полной изоляции, а обучение сводилось к танцам, музицированию и поверхностному изучению пары иностранных языков. Считалось, что серьёзное образование вредит женскому естеству. Ушинский был с этим категорически не согласен.
Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества.
Ушинскому удалось изменить старые порядки и создать новый стандарт женского образования в России. В частности, он:
- отменил разделение учениц на «благородных» и «неблагородных», то есть фактически уравнял в правах девушек из разных сословий;
- добился того, чтобы занятия велись не на французском, а на русском языке;
- полностью сменил преподавательский состав и создал новый учебный план с углублённым изучением естественных наук и литературы;
- открыл двухлетний педагогический курс, по окончании которого девушки могли преподавать;
- ввёл практику педагогических совещаний и учредил преподавательские конференции для обмена опытом;
- сократил обучение с девяти до семи лет и добился для девушек права уезжать домой на каникулы и праздники.
Салонные шутки про «кисейных барышень» постепенно сошли на нет: вместо оторванных от реальности светских кукол Смольный начал выпускать развитых, рационально мыслящих девушек, способных поддержать учёную беседу.
Параллельно Константин Дмитриевич продолжал публиковаться. С 1860 года он стал редактором официального журнала Министерства народного просвещения, который превратил из казённого бюллетеня в прогрессивное издание, где всерьёз писали о перспективах всеобщего образования.
Все эти «вольнодумства» не могли остаться незамеченными. В 1861 году, после назначения министром просвещения консервативного графа Е. В. Путятина, Ушинского сначала уволили из журнала, а ещё через год — из Смольного. Поводом послужил анонимный донос: его обвиняли в атеизме, подрыве традиционных устоев и разрушении духовных скреп общества. Правда, Ушинский был уже слишком заметной фигурой, поэтому скандала решили избежать: Константин Дмитриевич был отстранён от преподавания под предлогом пятилетней командировки в Европу. В этом путешествии он посетил женские гимназии, народные школы и детские сады Швейцарии, Германии, Франции, Италии и Бельгии, познакомился с опытом иностранных коллег и пришёл к довольно неожиданным выводам.
Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я понял, что воспитание и учение детей, по крайней мере до восьмилетнего и даже до десятилетнего возраста, более на месте в семье, чем в общественной школе. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребёнка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости.
<<Форма демодоступа>>
Родное слово
В 1861 году за границей вышли книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» — первые массовые учебники русского языка для начальной школы. К «Родному слову» прилагалось руководство для учителей и родителей — первое полноценное методическое пособие. Оно содержало рекомендации не только по преподаванию, но и по организации учебного процесса в целом.
В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретённые, быть может, прежде, понемногу изгладятся.
«Детский мир» и «Родное слово» оказали на преподавание русского языка такое же влияние, какое оказал пушкинский «Евгений Онегин» на сам русский язык: Ушинский фактически создал русскую педагогику, какой мы знаем её теперь.
Успех был громадным. «Детский мир» вышел тиражом в 3 600 экземпляров (что по тем временам немало) и в первый же год был переиздан дважды. «Родное слово» пережило 147 переизданий только в царской России, и даже современные школьники учатся читать и писать по текстам из этой книги.
Педагогика как искусство
В середине 1860-х Ушинский вернулся на родину. С 1867 года он начал публиковать главный научный труд своей жизни — «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». В нём учёный размышляет о предмете педагогики, её принципах и закономерностях. В 1870 году после тяжёлой болезни Ушинский скончался. Но идеи, изложенные в его книгах, обеспечили ему бессмертие.
Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: идеалу совершенного человека.
Воспитание личности происходит через всестороннее развитие — физическое, умственное, нравственное и эстетическое. Ушинский неоднократно подчёркивал связь интеллектуального и морального, этики и науки, утверждая, что именно чувство прекрасного запускает процесс познания.
Учёбу ради учёбы Ушинский критиковал, утверждая, что образование должно иметь конкретную цель: сформировать правильное понимание жизни, которое сделает человека полезным себе и обществу.
У нас всё внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят всё своё время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самостоятельной деятельности.
<<Форма семейного образования>>
Естественный патриотизм
В своих работах по педагогике Ушинский не раз говорил о том, что систему воспитания невозможно создать искусственно или позаимствовать за границей. Каждый народ обладает собственными установками и ценностями, которые передаются из поколения в поколение, — это и есть самая лучшая воспитательная система, ведь она естественна. На ней и должна основываться педагогика.
Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.
Первое, чем должен овладеть ребёнок, — знание национальной культуры. Одновременно с обучением письму и счёту его нужно знакомить с произведениями народного творчества, историей, географией, природой и религией своей страны. И конечно, все занятия должны проводиться на национальном языке, поскольку язык — это не только звуки и знаки. Язык содержит понятия, воззрения, чувства и образы, отражающие народное сознание и самоощущение.
Родной язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.
Ушинский утверждал: если растить ребёнка на лучших образцах родной культуры, не придётся искусственно прививать патриотизм. Кстати, на вопрос, что стоит позаимствовать русским у Запада, учёный отвечал: «уважение к своему отечеству».
Обучение в диалоге
Поскольку лучшую систему обучения Ушинский предлагал искать в народе, оптимальным способом подачи материала он считал диалог.
Обучение в формате текстов и лекций он ценил невысоко, считая живое общение более эффективным. Именно в беседах с учителем ученик развивает память, мышление и воображение. Только в диалоге учитель может заразить ученика жаждой знаний и духовного роста, а потом показать ему пути для самообразования. Наконец, только благодаря диалогу человек может научиться отстаивать свою точку зрения. Да и вообще иметь её.
Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — ещё гораздо больший.
Умение думать
По мнению Ушинского, у педагога есть более важная задача, чем передать знания, — научить мыслить. Поэтому огромное внимание он уделял развитию логического мышления.
Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
В своём учебнике «Первые уроки логики» Ушинский популярно объясняет логические законы и важнейшие приёмы: сравнение, поиск сходств и различий, построение суждения, принципы причинно-следственных связей.
Учёный считал, что для развития мышления тоже не нужно ничего придумывать специально, достаточно использовать принцип наглядности. Дети от природы наблюдательны, и если поощрять их тягу к исследованию и учить на понятных примерах, двигаясь постепенно от простого к сложному, можно добиться прекрасных результатов.
Труд как отдых
Ушинский не раз отмечал, что труд поддерживает в человеке нравственность и чувство собственного достоинства. Образование — это уже труд, но очень важно, чтобы трудолюбие человека не ограничивалось усердием в учёбе. Важно воспитать ребёнка так, чтобы он понимал, зачем получил знания, и был готов применять их на благо себе и обществу. Поэтому учить ребёнка следует тому, что он в будущем сможет использовать. Об этом и сейчас многие забывают.
Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока.
В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский пишет о необходимости совмещать физический и интеллектуальный труд — не только для гармоничного развития, но и для удовольствия.
Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного.
Развитие личности
Ушинский верил, что нравственное и духовное развитие важнее знаний и один хороший воспитатель полезнее, чем десяток учителей. Он считал необходимым воспитывать в детях способность самостоятельно развиваться, критически оценивать, стоять на своём и действовать осознанно. За это Ушинского особенно не любили чиновники от образования. А Константин Дмитриевич утверждал: «Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель». Система может дать знания, но не знания делают человека личностью. Этому может научить только другая личность — живой человек, наставник.
Поскольку педагогика по Ушинскому — скорее искусство, чем наука, учитель должен иметь талант и подходить к работе творчески. Не вещать с кафедры сухие факты, а показать, что знания можно добывать отовсюду — наблюдая за окружающей природой, за языком, за поведением других людей. Продемонстрировать, что мировые законы не существуют отдельно от жизни, а работают прямо здесь и сейчас и нет ничего интереснее, чем открывать их. Учить человеколюбию на своём примере, относясь к ученикам справедливо и уважительно. Быть объективным и не навязывать своих убеждений. И сохранять беспощадную честность, прежде всего к себе самому.
Быть справедливым в мыслях — не значит ещё быть справедливым на деле.
В заключение
Большинство проблем, впервые поднятых Ушинским, по-прежнему актуальны. Российские школы всё ещё далеки от демократических идеалов, учебные программы перегружены информацией, знания часто подаются в отрыве от реальности, а воспитательная функция временами есть только на бумаге у методистов.
И всё же идеи Ушинского оказали огромное влияние на потомков. Без его трудов не было бы педагогического чуда Макаренко, гениальных открытий Выготского, проникнутой безусловной любовью гуманной педагогики Амонашвили, искусства преподавания Ильина, эффективных развивающих систем Занкова, Эльконина и Давыдова и других хороших программ. В честь 200-летия великого педагога Национальная электронная библиотека создала проект, благодаря которому каждый может узнать подробно о жизни и творчестве Константина Дмитриевича и почитать оригинальные издания его произведений. Приглашаем ознакомиться по ссылке.
Именно благодаря Ушинскому ситуация хоть медленно, но меняется. Появляются новые школы с принципиально новым подходом, такие как наш «Фоксфорд», где детей учат взаимоуважению, уважая их самих, где нет зубрёжки и утомительных домашних заданий, где учеников не сравнивают между собой и учат получать не оценки, а знания. В этом вы можете убедиться сами, открыв бесплатный недельный доступ к нашей учебной платформе.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться