Промокод скопирован

В статье расскажем, что сделал Константин Ушинский для современной педагогики. Краткая биография, произведения и цитаты педагога. Вклад Константина Ушинского в педагогику.

Начало русской педагогики: идеи Константина Ушинского

«До сих пор педагогика больше думает о том, как учить, чем о том, для чего учиться... Мы валим в детскую голову всякий ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать. Давно пора серьёзно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить всё, что учится для того только, чтобы быть впоследствии позабытым».

25.4.2025
10 минут
Автор статьи:
Никита Погодин
Поделиться:
Text Link
как учиться
#как учиться
В этой статье
Эта статья написана совместно с экспертами
No items found.

Эти слова принадлежат Константину Дмитриевичу Ушинскому, родившемуся ровно 200 лет назад. Может показаться, что за два века в отечественной педагогике ничего не изменилось, но это не так. Вклад Константина Ушинского в педагогику невозможно переоценить: он разработал методику преподавания и образовательную систему, основанную на психологии и национальных традициях, написал первые русские учебники для начального образования «Родное слово» и «Детский мир», ввёл звуковой метод обучения грамоте.

Фоксфорд совместно с Национальной электронной библиотекой запускает проект, посвящённый юбилею легендарного педагога. Вместе мы рассказываем о жизни и достижениях Константина Дмитриевича и его идеях, не теряющих актуальности.

Биография Константина Ушинского

За свободу мыслей

Константин Дмитриевич родился в Туле, детство и юность провёл в родовом имении на Украине, в Черниговской губернии. Как было принято у дворян, начальное образование он получил дома, в 12 лет был зачислен в 3-й класс гимназии в Новгороде-Северском, а после поступил на юридический факультет Московского университета, окончил его с отличием и в 22 года получил кандидатскую степень по юриспруденции. Слушая лекции выдающихся профессоров — историка Тимофея Грановского и философа в области государства и права Петра Редкина, Ушинский сам захотел стать преподавателем.

<<Сноска | Что такое система Занкова и как по ней учиться | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvivayushchaya-didakticheskaya-sistema-zankova>>

Молодого учёного пригласили заведовать кафедрой законоведения в Ярославский Демидовский лицей, но через четыре года ему пришлось уволиться. Руководство заведения признавало в нём талантливого педагога, но его либеральные взгляды и популярность среди учеников вызывали опасения. Ушинского сочли неблагонадёжным и отстранили от должности «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея».

<<Баннер | Летний клуб Фоксфорда. Онлайн-занятия и розыгрыш обучения в Домашней школе | https://holidays.foxford.ru/>>

Сокровища в шкафу

После увольнения Константин Дмитриевич некоторое время зарабатывал публикациями — переводил статьи из иностранных журналов, писал обзоры и рецензии, пока в 1854 году бывший коллега по лицею не выхлопотал для него должность преподавателя словесности и юриспруденции в Гатчинском сиротском институте. О тамошних порядках Ушинский позже напишет: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Будучи простым учителем, он не мог повлиять на руководство, зато много внимания уделял отношениям между воспитанниками: взаимные доносы и воровство ушли в прошлое, сменившись атмосферой товарищества. К тому же именно эта работа помогла учёному войти в историю.

<<Сноска | Система развивающего обучения Эльконина — Давыдова | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvivayushchaya-sistema-ehlkonina-davydova>>

В библиотеке лицея он обнаружил отличную коллекцию книг по педагогике, собранную прежним инспектором (заведующим учебной частью) института Егором Гугелем. Книги были заперты в шкафу, и более двадцати лет к ним никто не притрагивался. Эти книги потрясли учёного и вдохновили на собственные педагогические исследования. Статья Ушинского «О пользе педагогической литературы», вышедшая в «Журнале для воспитания», имела огромный успех. Ушинский стал постоянным автором издания: регулярно публиковал там свои идеи об образовании в России. Его статьи печатались в самых читаемых журналах своего времени — «Современнике» и «Библиотеке для чтения».

Подрыватель устоев

В 1859 году Ушинскому предложили должность инспектора Смольного института благородных девиц. В те времена девушки проводили в нём девять лет практически в полной изоляции, а обучение сводилось к танцам, музицированию и поверхностному изучению нескольких иностранных языков. Считалось, что серьёзное образование вредит женскому естеству. Ушинский был с этим категорически не согласен.

Ушинскому удалось изменить старые порядки и создать новый стандарт женского образования в России. В частности, он:

  • отменил разделение учениц на «благородных» и «неблагородных», то есть фактически уравнял в правах девушек из разных сословий;
  • добился того, чтобы занятия велись не на французском, а на русском языке;
  • полностью сменил преподавательский состав и создал новый учебный план с углублённым изучением естественных наук и литературы;
  • открыл двухлетний педагогический курс, по окончании которого девушки могли преподавать;
  • ввёл практику педагогических совещаний и учредил преподавательские конференции для обмена опытом;
  • сократил обучение с девяти до семи лет и добился для девушек права уезжать домой на каникулы и праздники.

Салонные шутки про «кисейных барышень» постепенно сошли на нет: вместо оторванных от реальности светских кукол Смольный начал выпускать развитых, рационально мыслящих девушек, способных поддержать учёную беседу.

<<Сноска | Методика воспитания Антона Макаренко | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/dobrym-slovom-i-pistoletom-metodika-vospitaniya-antona-makarenko>>    

Параллельно Константин Дмитриевич продолжал публиковаться. С 1860 года он стал редактором официального журнала Министерства народного просвещения, который превратил из казённого бюллетеня в прогрессивное издание, где всерьёз писали о перспективах всеобщего образования.

Все эти «вольнодумства» не могли остаться незамеченными. В 1861 году, после назначения министром просвещения консервативного графа Е. В. Путятина, Ушинского сначала уволили из журнала, а ещё через год — из Смольного. Поводом послужил анонимный донос: его обвиняли в атеизме, подрыве традиционных устоев и разрушении духовных скреп общества. Правда, Ушинский был уже слишком заметной фигурой, поэтому скандала решили избежать: Константин Дмитриевич был отстранён от преподавания под предлогом пятилетней командировки в Европу. В этом путешествии он посетил женские гимназии, народные школы и детские сады Швейцарии, Германии, Франции, Италии и Бельгии, познакомился с опытом иностранных коллег и пришёл к довольно неожиданным выводам.

<<Форма демодоступа>>

«Родное слово»

В 1861 году за границей вышли книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» — первые массовые учебники русского языка для начальной школы. К «Родному слову» прилагалось руководство для учителей и родителей — первое полноценное методическое пособие. Оно содержало рекомендации не только по преподаванию, но и по организации учебного процесса в целом.

«Детский мир» и «Родное слово» оказали на преподавание русского языка такое же влияние, какое оказал пушкинский «Евгений Онегин» на сам русский язык: Ушинский фактически создал русскую педагогику, какой мы знаем её теперь.

Успех был громадным. «Детский мир» вышел тиражом в 3 600 экземпляров (что по тем временам немало) и в первый же год был переиздан дважды. «Родное слово» пережило 147 переизданий только в царской России, и даже современные школьники учатся читать и писать по текстам из этой книги.

Педагогика как искусство

В середине 1860-х Ушинский вернулся на родину. С 1867 года он начал публиковать главный научный труд своей жизни — «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». В нём учёный размышляет о предмете педагогики, её принципах и закономерностях. В 1870 году после тяжёлой болезни Ушинский скончался. Но идеи, изложенные в его книгах, обеспечили ему бессмертие.

Воспитание личности происходит через всестороннее развитие — физическое, умственное, нравственное и эстетическое. Ушинский неоднократно подчёркивал связь интеллектуального и морального, этики и науки, утверждая, что именно чувство прекрасного запускает процесс познания.

Учёбу ради учёбы Ушинский критиковал, утверждая, что образование должно иметь конкретную цель — сформировать правильное понимание жизни, которое сделает человека полезным себе и обществу.    

<<Форма семейного образования>>

Естественный патриотизм

В своих работах по педагогике Ушинский не раз говорил о том, что систему воспитания невозможно создать искусственно или позаимствовать за границей. Каждый народ обладает собственными установками и ценностями, которые передаются из поколения в поколение, — это и есть самая лучшая воспитательная система, ведь она естественна. На ней и должна основываться педагогика.

<<Сноска | Гуманная педагогика Амонашвили: любовь как метод преподавания | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/gumannaya-pedagogika-shalva-amonashvili>>

Первое, чем должен овладеть ребёнок, — знание национальной культуры. Одновременно с обучением письму и счёту его нужно знакомить с произведениями народного творчества, историей, географией, природой и религией своей страны. И конечно, все занятия должны проводиться на национальном языке, поскольку язык — это не только звуки и знаки. Язык содержит понятия, воззрения, чувства и образы, отражающие народное сознание и самоощущение.  

Ушинский утверждал: если растить ребёнка на лучших образцах родной культуры, не придётся искусственно прививать патриотизм. Кстати, на вопрос, что стоит позаимствовать русским у Запада, учёный отвечал: «Уважение к своему отечеству».  

Обучение в диалоге

Поскольку лучшую систему обучения Ушинский предлагал искать в народе, оптимальным способом подачи материала он считал диалог.

Обучение в формате текстов и лекций он ценил невысоко, считая живое общение более эффективным. Именно в беседах с учителем ученик развивает память, мышление и воображение. Только в диалоге учитель может заразить ученика жаждой знаний и духовного роста, а потом показать ему пути для самообразования. Наконец, только благодаря диалогу человек может научиться отстаивать свою точку зрения. Да и вообще иметь её.  

Умение думать

По мнению Ушинского, у педагога есть более важная задача, чем передать знания, — научить мыслить. Поэтому огромное внимание он уделял развитию логического мышления.

В своём учебнике «Первые уроки логики» Ушинский популярно объясняет логические законы и важнейшие приёмы: сравнение, поиск сходств и различий, построение суждения, принципы причинно-следственных связей.

Учёный считал, что для развития мышления тоже не нужно ничего придумывать специально, достаточно использовать принцип наглядности. Дети от природы наблюдательны, и, если поощрять их тягу к исследованию и учить на понятных примерах, двигаясь постепенно от простого к сложному, можно добиться прекрасных результатов.

<<Форма методики>>

Труд как отдых

Ушинский не раз отмечал, что труд поддерживает в человеке нравственность и чувство собственного достоинства. Образование — это уже труд, но очень важно, чтобы трудолюбие человека не ограничивалось усердием в учёбе. Важно воспитать ребёнка так, чтобы он понимал, зачем получил знания, и был готов применять их на благо себе и обществу. Поэтому учить ребёнка следует тому, что он в будущем сможет использовать. Об этом и сейчас многие забывают.

В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский пишет о необходимости совмещать физический и интеллектуальный труд — не только для гармоничного развития, но и для удовольствия.

Развитие личности

Ушинский верил, что нравственное и духовное развитие важнее знаний и один хороший воспитатель полезнее, чем десяток учителей. Он считал необходимым воспитывать в детях способность самостоятельно развиваться, критически оценивать, стоять на своём и действовать осознанно. За это Ушинского особенно не любили чиновники от образования. А Константин Дмитриевич утверждал: «Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель». Система может дать знания, но не знания делают человека личностью. Этому может научить только другая личность — живой человек, наставник.  

Поскольку педагогика по Ушинскому скорее искусство, чем наука, учитель должен иметь талант и подходить к работе творчески. Не вещать с кафедры, излагая сухие факты, а показать, что знания можно добывать отовсюду — наблюдая за окружающей природой, за языком, за поведением других людей. Продемонстрировать, что мировые законы не существуют отдельно от жизни, а работают прямо здесь и сейчас и нет ничего интереснее, чем открывать их. Учить человеколюбию на своём примере, относясь к ученикам справедливо и уважительно. Быть объективным и не навязывать своих убеждений. И сохранять беспощадную честность, прежде всего к себе самому.

Цитаты Константина Ушинского

  • Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: идеалу совершенного человека.
  • Быть справедливым в мыслях — не значит ещё быть справедливым на деле.
  • Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного.
  • Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока.
  • Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
  • Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — ещё гораздо больший.
  • Родной язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.
  • Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.
  • У нас всё внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят всё своё время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самостоятельной деятельности.
  • Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я понял, что воспитание и учение детей, по крайней мере до восьмилетнего и даже до десятилетнего возраста, более на месте в семье, чем в общественной школе. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребёнка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости.
  • Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества.

Произведения Константина Ушинского

Собрали самые главные книги Константина Дмитриевича.

Сказки и рассказы  

  • «Четыре желания» — рассказ о мальчике Мите, который восхищается каждым временем года и хочет, чтобы все они длились вечно. 
  • «Слепая лошадь» — поучительная история о верном коне Догони-Ветре, которого хозяин выгнал за ненадобностью, и о справедливости, восторжествовавшей благодаря людям. 
  • «Ветер и солнце» — притча о споре между ветром и солнцем, кто сильнее, с моралью о доброте и мягкости. 
  • «Как рубашка в поле выросла» — рассказ в трёх частях о том, как из льняного семени получается ткань. 
  • «Бишка» — короткий рассказ о собаке, которая не умеет читать, но верно служит хозяину. 
  • «Два плуга» — аллегория о двух плугах, один из которых заржавел без дела, а другой стал полезным инструментом. 
  • «Проказы старухи-зимы» — сказка о зимних превращениях и проказах мороза. 
  • «Лиса и козёл» — басня о хитрой лисе и доверчивом козле. 
  • «Плутишка кот» — история о проделках кота, который обманывает других животных. 
  • «Дети в роще» — поучительный рассказ о мальчике и девочке, которые прогуляли школу и встретили разных лесных обитателей. 

Сборники  

  • «Рассказы и сказки» — включает известные произведения, такие как «Спор животных», «Спор деревьев», «Козёл», «Петушок с семьёй». 
  • «Детский мир» — учебная книга с рассказами о природе и окружающем мире. 
  • «Родное слово» — первый в России массовый учебник для начального обучения. 

Педагогические труды  

  • «Человек как предмет воспитания» — фундаментальный труд по педагогике. 
  • «Руководство к преподаванию по „Родному слову“» — методическое пособие для учителей и родителей. 

В заключение

Большинство проблем, впервые поднятых Ушинским, по-прежнему актуальны. Российские школы всё ещё далеки от демократических идеалов, учебные программы перегружены информацией, знания часто подаются в отрыве от реальности, а воспитательная функция временами есть только на бумаге у методистов.

И всё же идеи Ушинского оказали огромное влияние на потомков. Без его трудов не было бы педагогического чуда Макаренко, гениальных открытий Выготского, проникнутой безусловной любовью гуманной педагогики Амонашвили, искусства преподавания Ильина, эффективных развивающих систем Занкова, Эльконина и Давыдова и других хороших программ. В честь 200-летия великого педагога Национальная электронная библиотека создала проект, благодаря которому каждый может узнать подробно о жизни и творчестве Константина Дмитриевича и почитать оригинальные издания его произведений. Приглашаем ознакомиться по ссылке.

Именно благодаря Ушинскому ситуация хоть медленно, но меняется. Появляются новые школы с принципиально новым подходом, такие как наш Фоксфорд, где детей учат взаимоуважению, уважая их самих, где нет зубрёжки и утомительных домашних заданий, где учеников не сравнивают между собой и учат получать не оценки, а знания.

Цитата
Автор цитаты
Бесплатно
Получите консультацию по обучению на экстернате
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатные прописи для обучения письму
Скачайте рабочую тетрадь для дошкольников и учеников начальной школы. С помощью неё ребёнок разовьёт мелкую моторику и научится грамотно писать
Отправили тетрадь вам на почту
Вы можете начать изучение в браузере и вернуться в любой момент — тетрадь всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ещё по теме

No items found.
Поделитесь статьей