Рукописные конспекты: почему они лучше и как быстро писать от руки
Конспектирование — важный навык, помогающий эффективно запоминать информацию. Разбираемся, почему рукописные конспекты зачастую лучше печатных и как быстро писать от руки.
- 1.10.2024
- Время чтения:5 минут
Конспект (от лат. conspectus) — обзор, очерк, краткое изложение текста, например урока, лекции или книги. В нём сокращённо, тезисно записывают важную информацию. Казалось бы, нет сомнений в полезности конспектов, но что про это говорят исследования?
Нужно ли писать конспекты
Метаанализ 33 исследований подтверждает, что студенты, которые сами делают конспекты, в среднем учатся лучше, чем те, кто просто пытается запомнить информацию или пользуется чужими записями.
Ведение учебных заметок улучшает успеваемость. Конспектирование — это не просто переписывание текста. Оно требует обдуманной обработки и структурирования материала. Это тренирует память и позволяет лучше запоминать информацию.
Конспекты упрощают повторение. Перед экзаменом или контрольной гораздо легче готовиться по систематизированным записям, чем перечитывать весь учебник.
<<Форма демодоступа>>
Писать от руки или печатать
В век цифровых технологий рукописные конспекты могут показаться пережитком прошлого. Зачем писать от руки, когда можно быстро напечатать текст на компьютере? Однако не всё так однозначно. Оба способа имеют свои преимущества и недостатки, и выбор зависит от ваших индивидуальных особенностей, целей и ситуации.
Например, в онлайн-школе не требуют вести записи определённым способом, а информация с урока дублируется в раздаточных материалах или пособиях.
Дети на домашнем обучении могут фиксировать материал на цифровых девайсах — в ноутбуке или планшете. Вести такой конспект очень удобно, ведь в нём легко что-то поправить (никаких мучений с помарками), и такие тексты реже теряются. Диджитал-заметки также нравятся детям, которым тяжело писать от руки. Другими словами, печатать проще и удобнее, чем писать. Но исследования показывают, что письменное конспектирование даёт намного больше преимуществ.
Почему писать от руки лучше
Учёные утверждают, что существует разница между рукописным и печатным набором текста. Основное различие заключается в активизации работы мозга, что помогает лучше запоминать информацию. Психологи Пэм Мюллер и Дэниел Оппенгеймер провели эксперимент, в котором студенты делились на две группы: одни вели конспекты от руки, а другие печатали на компьютере. После просмотра лекций TED обе группы хорошо запомнили простые факты, но те, кто делал рукописные конспекты, значительно лучше отвечали на сложные вопросы.
Другой эксперимент исследователей из Норвегии и Франции показал, что эффект от рукописных конспектов сохраняется во времени. Учёные попросили участников выучить незнакомый алфавит из 20 букв, либо записывая его от руки, либо печатая на компьютере. Через шесть недель тем, кто писал от руки, удалось запомнить больше букв, чем тем, кто печатал.
Исследователи пришли к выводу, что материал запоминается лучше при письменном конспектировании, потому что в мозге запускается регуляторная система активации, которая помогает сосредоточиться и отфильтровать информацию.
В 2017 и 2020 годах Одри ван дер Меер из Норвежского университета естественных и технических наук наблюдала за активностью мозга при конспектировании от руки и на компьютере. Результаты показали, что при ведении письменных заметок мозг работает активнее, что способствует лучшему усвоению информации как у взрослых, так и у детей.
Несмотря на подтверждённую пользу записи от руки, набирать текст на компьютере намного быстрее, а конспекты получаются более подробными. Выбирая способ ведения заметок, можно отталкиваться от задач и своего удобства. Например, если нужно систематизировать много информации по теме, то подойдёт электронный формат. А если цель — запомнить и осмыслить материал, то лучше писать конспекты от руки.
<<Форма семейного образования>>
Как быстро писать конспекты
Кажется, нет ничего проще, чем записывать текст под диктовку учителя или переписывать из учебника. Но есть один момент: копирование больших фрагментов текста в тетрадь слово в слово бессмысленно. Чтобы от конспекта реально была польза и при этом в нём было легко ориентироваться, важно вести его правильно. Рассказываем, как освоить этот навык.
1. Конспектировать только самое важное. Не стоит пытаться записывать каждое произнесённое преподавателем слово. Иначе можно быстро устать как физически, так и эмоционально, а внимание будет сосредоточено не на материале, а на том, чтобы не отставать в записи.
Лучше действовать по такой схеме:
- дослушать лектора до конца, а затем обдумать сказанное и выделить самое главное. Важно записывать слова и понятия, которые лучше всего отражают тему: имена, даты, примеры;
- постараться сформулировать основную идею своими словами;
- не записывать то, что уже известно, а сосредоточиться на новой информации.
2. Применять систему сокращений и аббревиатур. Важно создать собственные сокращения для часто используемых слов и выражений. Например: «прим.» вместо «примечание»; «т. е.» вместо «то есть»; буллиты — для выделения ключевых идей; восклицательные знаки — для важных моментов.
3. Систематизировать записи. Необходимо расставлять акценты, чтобы легче ориентироваться в материале:
- указывать даты, записывать имена лекторов и нумеровать страницы;
- выделять важные части конспекта: название курса, тему, заголовки, подзаголовки, определения, ключевые слова, выводы, перечни;
- оставлять отступы между строками для примечаний.
4. Использовать специальные методы конспектирования. Например, метод Корнелла, который подходит для обработки больших объёмов информации, или метод боксов для изучения иностранных слов, дат, биографий исторических личностей.
5. Визуализировать информацию с помощью графики. Таблицы, схемы, формулы, рамки и рисунки выделяются на фоне текста и помогают легче запомнить материал.
6. Выделять мысли цветными маркерами. Расстановка ярких акцентов на важной информации позволяет быстро ориентироваться в конспекте и улучшает запоминание. Можно использовать разные цвета для заголовков и главных идей.
7. Перечитывать конспект несколько раз. Сразу после лекции, пока информация ещё свежа в голове, можно исправить ошибки и закончить недописанные мысли. Далее в течение суток после лекции перечитывание поможет закрепить изученное. Так можно заметить новые детали, которые были пропущены или не поняты при первом прочтении. Стоит перечитать конспект и перед следующей лекцией: это не займёт много времени, но освежит в памяти важные моменты урока. Повторение — мать учения.
Резюме
Конспектирование значительно улучшает процесс обучения и усвоения информации. Исследования показывают, что у рукописных конспектов больше преимуществ, но важно опираться на свои потребности и выбирать удобный способ записи.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться