В онлайн-школе, в отличие от обычной, нет строгих требований к ведению тетрадей и записи содержания урока. Часто информация, рассказанная учителем на занятии, повторяется в раздаточных материалах или учебных пособиях. Конечно, самостоятельная запись рассказанного на уроке поможет школьнику лучше проработать темы и более осознанно подойти к своему обучению. Но в каком формате лучше вести конспект?
У онлайн-школьников есть возможность писать школьный материал на цифровых девайсах — в ноутбуке или планшете. Вести такой конспект очень удобно, ведь в нём легко что-то поправить (никаких мучений с помарками) и такие заметки реже теряются. Диджитал-заметки также нравятся детям, которым тяжело писать от руки. Другими словами, печатать проще и удобнее, чем писать. Но, согласно исследователям-нейробиологам, есть неоспоримые преимущества традиционных школьных тетрадок, в которых дети пишут от руки. В статье мы рассмотрим их подробнее.
Преимущества рукописного конспекта
Повышает внимание
Бумага — это среда без лишних раздражителей. Ноутбук или планшет рассеивают детское внимание из-за оповещений, развлекательных приложений, доступа к интернету и синего света, который утомляет глаза. Но когда перед ребёнком находится простая тетрадь, концентрация внимания повышается. Это помогает не только непосредственно во время работы, но и в долгосрочной перспективе. Навык письма на бумаге положительно влияет на способность фокусироваться на конкретной задаче, поэтому со временем учиться становится легче.
Особенно полезно писать в тетрадях и блокнотах сегодня, в эру так называемого «клипового сознания», когда человеческий мозг привык к быстрой смене деятельности и стремится отвлекаться от задач, которые требуют усидчивости.
Стимулирует работу мозга
Согласно исследованиям нейробиологов, есть связь между мелкой моторикой и работой нашего мозга. В процессе письма задействуются участки мозга, которые отвечают за мышление и речь, так как это требует усилий — физических и интеллектуальных. Они, в свою очередь, приводят к более высоким результатам обучения. Тактильные ощущения стимулируют развитие когнитивных способностей, поэтому рукописные записи позволяют лучше запоминать материал, а обучение прописным буквам дисциплинирует и развивает наш мозг больше, чем нажатие на клавиши компьютера.
Помогает активнее включаться в обучение
Хотя скорость написания текста от руки существенно ниже, чем скорость набора слов на клавиатуре, в этом можно обнаружить огромное преимущество для мозга. Чтобы конспектировать в тетради, нужно пересказывать и обобщать полученную информацию, быстро формулировать цельные предложения и фразы, так как потом нет возможности что-то легко дописать или стереть. Поэтому школьникам приходится сразу активно и осознанно работать с изучаемой темой.
<<Форма демодоступа>>
Повышает креативность
Рукописный конспект развивает абстрактное мышление и мотивирует школьников по-новому смотреть на изучаемый предмет. Во-первых, когда мы пишем от руки, мы вынуждены придумывать более эффективные способы пересказа. Если хочешь глубже усвоить информацию, всегда лучше пересказать её своими словами, чем дословно записывать лекцию учителя.
Во-вторых, на бумаге ребёнок может использовать бессчётное количество визуальных инструментов. С ранних лет стоит учить детей представлять информацию разными способами — рисовать графики, таблицы и простые иллюстрации. Визуализация поможет развивать воображение и рефлексию.
Улучшает краткосрочную память и учит приоритизации
Мы не можем писать с той же скоростью, с которой воспринимаем информацию на слух. В связи с этим часть услышанного нужно запоминать и держать в голове, пока пишешь. Другой важный навык, которому учится школьник, это планирование и организация при работе с данными. В тетрадке придётся записывать только самое важное из лекции или параграфа в учебнике.
Заключение
Главный недостаток письма от руки, который многие помнят со школьных времён, — сильный стресс для детей. Упрёки учителей из-за неразборчивого почерка, усталость при выполнении длительных упражнений в тетради, помарки: всё это нисколько не помогает в обучении, а только наоборот снижает мотивацию у школьников. Задача взрослых — поддержать и научить, не давить и не требовать вести тетрадь идеально. Навык письма очень важен для развития мозга, но нужно помнить, что школьный конспект должен быть в первую очередь полезен и интересен ребёнку. Родители и преподаватели могут помочь найти способ вести тетради так, чтобы они помогали ребёнку рефлексировать, запоминать, проводить собственные ассоциации к изученному материалу.
Возможно, в дальнейшем вашему ребёнку будет удобнее пользоваться цифровыми сервисами. Но важнейший для любого человека навык работы с информацией развивается именно в детстве, и ведение рукописных конспектов в этом очень помогает.