Промокод скопирован

Как развить творческое мышление у ребёнка и приобщить ребенка к творчеству? Практические рекомендации и практики развития креативного мышления у детей и подростков.

Как развить креативное мышление

Чтобы творчески мыслить, необязательно рождаться гением. Креативное мышление — навык, который поддаётся тренировке. Рассказываем, как именно его развивать.

17.6.2025
5 минут
Автор статьи:
Поделиться:
В этой статье
Эта статья написана совместно с экспертами
No items found.

Для чего нужно творчество

Исследования подтверждают, что творческие хобби положительно влияют на людей вне зависимости от возраста, но особенно важны для детей в познании мира. Вот несколько причин включить творчество в повседневную жизнь и развить креативность у детей:

  • Творчество полезно для психики. Арт-терапия успокаивает, избавляет от стресса и тревоги, снижает негативные эмоции, поддерживает психологическое и эмоциональное развитие.
  • Творчество помогает в учёбе. Оно разгружает мозг, помогает найти решение трудной задачи, развивает эмпатию. Всё это пригождается в школьных делах.
  • Творчество — способ самовыражения. Через него можно познавать мир и себя, экспериментировать, создавать что-то новое.

Не мало важно и то, что креативность, оригинальность и инициативность — навыки будущего. В современном мире креативность становится одним из ключевых навыков на рынке труда и пригодится в любой профессии.

<<Форма демодоступа>>

Что такое креативное мышление

Креативное мышление — это создание необычных решений исходной проблемы. Оно помогает быстрее реагировать на задачи, умело выходить из сложных ситуаций, жить не по шаблону и генерировать классные идеи. Люди, обладающие креативным мышлением, умеют мыслить за рамками общепринятого и находить нестандартные решения для стандартных ситуаций.

<<Сноска | Клиповое мышление: противоядие | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/klipovoe-myshlenie-protivoyadie>>

Мифы о креативности

Прежде чем разбираться в способах развития творческого мышления, важно развенчать популярные заблуждения о креативности:

  • Креативность — врождённый талант. На самом деле креативность — это навык, который можно развивать в любом возрасте. Генетические исследования близнецов показывают, что наследуемость творческих способностей невысока — около 22–26 %, и основная роль остается за воспитанием и окружающей средой.
  • Креативными могут быть только художники и музыканты. Творческое мышление нужно в любой профессии — от инженерии до менеджмента. Креативность проявляется в умении находить нестандартные решения, а не только в создании произведений искусства.
  • Творческие люди всегда хаотичны и неорганизованы. Многие выдающиеся творцы отличались дисциплинированностью и системным подходом к работе.
  • Креативность нельзя измерить. Существуют научно обоснованные методы оценки творческих способностей, которые используются в психологии и педагогике.

Диагностика креативности

Способов много, но поскольку творческое мышление часто делят на два типа — дивергентное и конвергентное, — рассмотрим тесты для проверки именно их.

  • Дивергентное мышление — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи.
  • Конвергентное мышление — способность выбрать самый оптимальный способ решения из имеющихся.
Как развивать интеллектуальные способности ребенка? Рассказываем в телеграм-канале Домашней школы Фоксфорда. Рекомендации дают наши наставники, психологи и преподаватели Фоксфорда. Подписывайтесь, чтобы не пропустить полезную информацию.

Тест Медника

Что проверяет: конвергентное мышление.
Суть: берутся три слова, к которым нужно подобрать четвёртое, сочетающееся с каждым из них.

Например: «громкий», «правда», «шёпот». В качестве ответа подойдёт «говорить» — «громко говорить», «говорить правду», «говорить шёпотом».

Развитие креативного мышления у детей
Пример выполнения теста Медника

Для развития креативного мышления нужно стараться использовать яркие и оригинальные словосочетания, а также придумать как можно больше ответов на каждую тройку слов.

<<Сноска | 13 типов интеллекта хоумскулера | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/13-tipov-intellekta-houmskulera>>

Тест Гилфорда

Что проверяет: дивергентное мышление.
Суть: выбрать любой предмет и придумать как можно больше способов его использования.

Например, возможные способы использования стакана: в качестве подсвечника, музыкального инструмента, подставки для карандашей или зубных щёток, вместо скалки и так далее.

Пример выполнения теста Гилфорда

Психолог Джой Пол Гилфорд, который разработал тест, выделил четыре критерия для оценивания результатов:

  • Гибкость. Количество уникальных категорий использования, то есть целей применения.
  • Новизна. Оригинальность идеи. Можно определять субъективным методом — как кажется остальным участникам, если тест проводится в компании. А можно более объективным — посчитать, сколько раз это предложили остальные.
  • Полезность. Действительно ли идею можно использовать? Какова вероятность, что вы так сделаете?
  • Беглость. Общее количество вариантов, которые не повторяются. У каждого предложенного ответа должна быть цель, которая не похожа на остальные и никак с ними не перекликается.

<<Форма семейного образования>>

Тест Торренса

Что проверяет: дивергентное мышление.

Один из самых известных тестов для оценки креативности разработал американский психолог Эллис Пол Торренс. Методика включает несколько заданий, которые можно выполнять как индивидуально, так и в группе.

Задание «Нарисуйте картинку». Испытуемый должен нарисовать изображение по образцу картонной фигуры и придумать название для этой картинки.

Задание «Завершение фигуры». Даётся несколько незавершённых рисунков — например, простые геометрические фигуры или абстрактные линии. Нужно дорисовать их так, чтобы получились осмысленные изображения, и придумать им названия.

Задание «Завершение фигуры». Источник: blog.ikraikra.ru

Задание «Повторяющиеся линии». Предлагается лист с одинаковыми элементами — 30 параллельными вертикальными линиями. Задача — превратить в уникальный рисунок каждую пару линий.

Задание «Повторяющиеся линии». Источник: blog.ikraikra.ru

Торренс выделил основные показатели креативности, по которым оцениваются результаты:

  • Беглость — общее количество релевантных идей.
  • Оригинальность — редкость и уникальность идей по сравнению с ответами других людей.
  • Разработанность — количество деталей в ответах, степень проработки идей.
  • Сопротивление замыканию — показатель того, как участник теста может разрабатывать концепцию рисунка и делать его уникальным.
  • Абстрактность названий — способность перейти от конкретного к абстрактному в названиях рисунков.

Как приобщить ребёнка к творчеству

Совет 1. Найдите хобби по интересам. Творчество бывает разным: рисование, коллажи, лепка, керамика, рукоделие, бижутерия, кулинария, конструкторы Lego. Не бойтесь перепробовать ходить в разные кружки — главное, чтобы ребёнок в итоге нашёл что-то по душе.

Совет 2. Вдохновляйте. Внедряйте искусство в жизнь ребёнка — возможно, что-то его заинтересует, и ему захочется это повторить. Посещайте выставки, мастер-классы, лекции, курсы для соответствующего возраста в вашем городе.

Совет 3. Не критикуйте творческие работы ребёнка. Французский уличный художник Тьерри Гетта утверждал: «Искусство не может быть подвергнуто критике, поскольку каждая ошибка является новым творением». Если требовать от детского творчества результатов и достижений, можно отбить тягу к креативности вообще. Поэтому творчество должно вдохновлять и окрылять, а не давить и нервировать.

Ещё важно помнить, что нетворческих или неспособных к творчеству детей не бывает. В каждом ребёнке есть стремление к познанию, природная любознательность и желание пробовать. Но иногда это в корне убивают взрослые, школа и окружение.

Воздержитесь от лишней критики и предоставьте ребёнку творческую свободу: рисует розовых слонов — здорово, выходит за поля раскраски — ну и пусть, лепит что-то непонятное — на здоровье, делает не по канону — ещё лучше.

<<Сноска | Эмоциональный интеллект ребёнка | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvitie-emocionalnogo-intellekta-u-detej>>

Совет 4. Включите творчество в расписание. Подойдите к развитию креативности как к формированию привычки — выделите на это конкретное и регулярное время. Например, каждый день с 16:00 до 17:00 — творческий час. Здорово, если у ребёнка будет свой уголок для креатива: в отдельной комнате или в общей. Разложите там все нужные материалы, которые найдутся дома: пластилин, макулатуру для коллажей, краски, конструкторы, бусинки. Показывайте пример — предложите вместе сесть и смастерить что-то по туториалам из интернета.

Совет 5. Устраивайте семейный детокс от гаджетов. Планшеты, ноутбуки и смартфоны сильно затягивают — ребёнку хочется бесконечно смотреть видео, которые предлагает Ютуб, вместо того, чтобы заняться творчеством. Если у ребёнка нет возможности сидеть в гаджетах (например, в определённое время мама их забирает) — сразу просыпается желание полепить из пластилина, построить скворечник, повязать крючком.

Совет 6. Рассмотрите альтернативные варианты обучения. В традиционной школе творчеству уделяется совсем мало времени. Даже сочинения и эссе требуется писать по строгому шаблону. А если отойти от принятой линии — получаешь плохую оценку и выговор. Это мало способствует развитию творческого потенциала и креативности ребёнка.

В альтернативных школах, наоборот, творчество играет важную роль в формировании личности ребёнка. В вальдорфских начальных школах можно писать в тетради карандашом вместо ручки и рисовать в конспектах. В школах Монтессори дети всё время развивают мелкую моторику: лепят, строгают, мастерят и рисуют.

Развитие креативного мышления у детей
Способы, как приобщить ребёнка к творчеству

А в Домашней школе Фоксфорда созданы такие условия, чтобы у ребят было достаточно времени на личные творческие хобби: здесь можно учиться через интернет и в удобном темпе. Не надо тратить время на дорогу до школы и обратно — лучше порисовать, слепить что-то или сходить в любимый кружок. У нас регулярно проходят творческие онлайн-курсы, где дети могут развивать креативность и учиться самовыражению.

<<Сноска | Как совмещать профессиональное творчество с учёбой в школе | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-sovmeshchat>>

Совет 7. Выполняйте упражнения на развитие креативности. Вот примеры: нарисовать несуществующее животное и придумать ему название, составить связную историю с сюжетом на основе двух случайных слов, сочинить альтернативный конец для любимой сказки. Ниже собрали несколько полезных техник.

Как развить креативное мышление

Удовлетворение физиологических потребностей для генерации идей

Как бы заезженно это не звучало, но нужно не забывать про физическое состояние организма и собственные потребности, чтобы были силы для придумывания идей и их реализации:

  • Физическая активность стимулирует мозг. Регулярные прогулки, занятия спортом или даже простая зарядка улучшают кровообращение мозга и способствуют генерации новых идей.
  • Полноценный сон — основа креативности. Во время сна мозг обрабатывает информацию и формирует новые связи между идеями. Недосып существенно снижает творческие способности.
  • Правильное питание поддерживает мозговую активность. Омега-3 жирные кислоты и витамины группы B особенно важны для работы мозга.
  • Техники дыхания и медитации. Глубокое дыхание и простые медитативные практики помогают расслабиться и открыть сознание для новых идей.

Упражнения на развитие креативности

Переходим к техникам и упражнениям для развития креативного мышления.

Техника креативного письма

Благодаря этой технике развития креативного мышления ребёнок задействует воображение. Вот возможные задания на креативное мышление:

  • поменять место действия в известной сказке; 
  • переписать концовку рассказа; 
  • изменить характер главного персонажа в книге.

Ребёнок по-новому взглянет на устоявшиеся шаблоны и варианты развития событий.

Игры и занятия на творчество и логику

Развитию креативного мышления у детей способствует:

  • рисование и лепка; 
  • конструкторы и пазлы; 
  • головоломки и задачи на логику; 
  • шахматы и другое.

<<Форма гибкие навыки>>

Упражнение «Откуда, почему, что, как»

Предлагается предмет или картинка предмета, назначение которого не вполне очевидно. Ребёнок угадывает:

  • для чего предназначен предмет; 
  • из какой он сферы; 
  • как используется.

Если упражнение выполняют несколько детей сразу, ответы не должны повторяться. Задание активирует быстроту мышления и мотивирует на инновационные идеи.

<<Сноска | Как научить ребёнка выражать свои эмоции | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-nauchit-rebenka-vyrazhat-svoi-ehmocii>>

Упражнение «Ассоциации»

Цель игры — назвать любой предмет и подобрать к нему самые неожиданные метафоры, эпитеты, сравнения.

Умение подмечать необычное в обычном — это важный навык для развития творческого мышления у школьника, который легко почерпнуть из художественной литературы. Например, этим умением славился русско-американский писатель Владимир Набоков: он мог назвать волосы «ржавыми», петербургскую слякоть — «фиолетовой», а улицы — «бледными». Перенимайте манеру писателей смотреть на мир — это гарантирует развитие креативного мышления.

Упражнение «Два слова»

Нужно взять две любые книги. Толковый словарь, собрание сочинений Пушкина, учебник по алгебре — неважно. В каждой нужно наугад открыть любую страницу и, не глядя, поставить палец. Затем выписываются слова, которые окажутся под пальцами.

Для развития творческого мышления у ребёнка предлагается связать эти слова между собой. Например: «Зрение многих птиц лучше, чем у человека. Орлы замечают добычу на расстоянии около трёх километров, а соколы — одного километра».

Чем сложнее слова, тем более невероятная история получается. Упражнение на развитие креативности учит сопоставлять и анализировать понятия, искать взаимосвязи.

<<Сноска | Математическое мышление: в чём польза и как развить | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/matematicheskoe-myshlenie>>

Метод ТРИЗ

Один из мощных инструментов развития креативности у детей — это метод ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). Он был разработан советским инженером Генрихом Альтшуллером для технического творчества, но сегодня его успешно применяют и в обучении детей.

Метод учит анализировать задачу, находить в ней противоречия и решать её не привычным способом, а самым эффективным. То есть — мыслить нестандартно, но логично.

Пример: нужно придумать, как подвесить растение на стене, не прибивая гвоздей. Обычное решение — использовать клей. ТРИЗ же предлагает искать корень противоречия (нельзя портить стену, но нужно зафиксировать предмет) и рассматривать десятки других вариантов: от магнитов до систем с присосками.

Как это работает: метод ТРИЗ включает в себя специальные приёмы: мозговой штурм, метод фокальных объектов, морфологический анализ, устранение технических противоречий. Всё это тренирует:

  • гибкость мышления
  • умение видеть скрытые связи;
  • навык превращать проблему в интересную задачу.

Как применять дома: можно задавать ребёнку задачи по ТРИЗ как игру: «Придумай, как построить мост из макарон», «Как освежить комнату без кондиционера», «Как зажечь свечу, не используя огонь». Или вместе проходить курсы, где учат этому подходу через практику и весёлые задания.

Техника «6 шляп мышления»

Простой и увлекательный способ развить креативное мышление у ребёнка — использовать метод «шести шляп мышления», придуманный британским психологом Эдвардом де Боно. Это игра-размышление, в которой ребёнок «надевает» разные воображаемые шляпы — каждая из них помогает взглянуть на ситуацию под другим углом.

Каждая шляпа — это роль или стиль мышления:

  • Жёлтая — оптимист. Видит выгоды и положительные стороны.
  • Чёрная — критик. Замечает риски и возможные минусы.
  • Синяя — организатор. Управляет процессом и подводит итоги.
  • Красная — эмоции. Делится чувствами и интуитивной реакцией.
  • Белая — аналитик. Оперирует фактами и данными.
  • Зелёная — генератор идей. Предлагает необычные и смелые решения.

Так ребёнок учится рассматривать ситуацию под разными углами, тренирует гибкость мышления, развивает эмпатию и способность аргументировать свою точку зрения. Это отличный инструмент для командных обсуждений, домашних заданий, творческих проектов и даже сложных семейных решений.

Как использовать дома: предложите ребёнку обсудить любую тему, надев по очереди все «шляпы». Например: «Нужно ли завести домашнее животное?» — сначала рассуждаем как оптимист, потом как критик, потом включаем эмоции, затем анализируем факты и предлагаем неожиданные решения. Такая игра не только развивает воображение, но и учит вдумчиво подходить к любой задаче.

Резюме

Креативное мышление — это способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи, смотреть на мир иначе. Кроме того, это актуальный навык на рынке труда.

Чтобы развивать творческий потенциал, используйте специальные техники и не забывайте про расширение кругозора. Познания в разных областях помогают генерировать нетривиальные идеи и шире смотреть на происходящее, а значит, способствуют креативному мышлению.

В Домашней школе Фоксфорда развитие креативного мышления — часть программы персонального сопровождения. На занятиях с наставниками ребята учатся выходить за рамки привычного и генерировать нестандартные идеи. 

Помните: чем чаще вы говорите возможностям «да», тем больше этих возможностей становится.

Цитата
Автор цитаты
Бесплатно
Получите консультацию по обучению на экстернате
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Телеграм-бот
Почту
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатные прописи для обучения письму
Скачайте рабочую тетрадь для дошкольников и учеников начальной школы. С помощью неё ребёнок разовьёт мелкую моторику и научится грамотно писать
Отправили тетрадь вам на почту
Вы можете начать изучение в браузере и вернуться в любой момент — тетрадь всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ещё по теме

No items found.
Поделитесь статьей