Почему в школах не хватает учителей и что делать родителям

Дефицит учителей в России стал системным кризисом. Расскажем о причинах проблемы и предложим варианты действий, чтобы ваши дети не остались без качественного образования.

иконка календаря
5 августа 2025
иконка таймера
5 минут
Автор статьи:
Поделиться:

Каких учителей не хватает в школах России

С 2020 года количество педагогов начального и среднего образования постоянно сокращается. Острее всего ощущается нехватка учителей русского языка и литературы, иностранных языков (особенно английского), математики, физики. В результате у школьников возникают большие пробелы по дисциплинам, которые влияют на выбор вуза и успешность поступления. 

Родителей часто беспокоит дефицит учителей начальных классов. Эти тревоги объяснимы, поскольку первые школьные годы — фундамент всего дальнейшего образования. Из-за нехватки педагогов в классы набирают по 35+ учеников — при такой нагрузке даже опытный учитель не может уделить внимание каждому ребёнку.

Проблема усугубляется в сельской местности, малых городах и областях: Еврейской автономной области, Республике Алтай, Амурской области, Чукотском автономном округе и Севастополе. Несмотря на более высокие зарплаты учителей в Москве и Санкт-Петербурге, дефицит есть и в некоторых школах столичных регионов.

Сколько учителей не хватает в школах

Судя по данным Минпросвещения России, разрыв между штатными ставками и реально работающими учителями внушителен:

  • начальные классы: 101 тыс. (414 тыс. ставок / 313 тыс. учителей);
  • русский язык и литература: 78 тыс. (202 тыс. ставок / 124 тыс. учителей);
  • иностранные языки (в основном английский): 59 тыс. (172 тыс. ставок / 113 тыс. учителей);
  • математика: 73 тыс. (170 тыс. ставок / 97 тыс. учителей);
  • история: 37 тыс. (102 тыс. ставок / 65 тыс. учителей);
  • физика: 17 тыс. (47 тыс. ставок / 30 тыс. учителей);
  • информатика: 14 тыс. (40 тыс. ставок / 26 тыс. учителей).

Реальная нехватка часто больше официальных цифр. В действительности уже работающие педагоги берут нагрузку на себя: ведут непрофильные предметы после короткой переподготовки и работают на полторы или две ставки. Это сказывается на качестве преподавания и вызывает выгорание даже у тех учителей, которые искренне любят своё дело. 

Также школы часто открывают вакансии неофициально, чтобы не портить отчётность. Это создаёт иллюзию кадровой обеспеченности, в то время как в реальности классы остаются без квалифицированных специалистов по ключевым дисциплинам.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Почему учителя не хотят идти в школы

Многие педагоги уходят из профессии, а молодые специалисты не спешат занимать вакансии в школах. Эта тенденция уже стала системной проблемой российского образования. Почему так происходит:

  1. Высокая нагрузка при неконкурентной зарплате. Реальный объём рабочих часов учителя может быть намного выше фактической ставки. При этом зарплата начинающего педагога часто ненамного превышает региональный МРОТ, а опытного — редко дотягивает до уровня квалифицированных специалистов в других сферах.
  2. Утомительная бюрократическая работа. Учителя тратят огромное количество времени не на преподавание и общение с детьми, а на составление планов, программ, отчётов и работу в многочисленных электронных системах. Эта «бумажная» работа отнимает силы и время, которое необходимо для главного — качественного обучения детей.
  3. Внеклассные обязанности. Учителей часто нагружают дополнительными задачами: организацией праздников, ведением бесплатных кружков и факультативов, подготовкой к проверкам и другой внеучебной работой. Эта нагрузка официально считается добровольной, но по факту становится обязательной — отказ часто приводит к напряжённым отношениям с администрацией. Такая практика превращает педагога в универсального исполнителя, что существенно снижает профессиональную мотивацию.
  4. Неприемлемые условия для психического здоровья. Молодые специалисты расценивают требования к профессии как слишком тяжёлые. Постоянное эмоциональное напряжение, конфликты с администрацией и родителями, большие объёмы работы — всё это создаёт высокие риски выгорания. Новое поколение педагогов всё больше ценит баланс между профессиональной и личной жизнью. 
  5. Альтернативные возможности для специалистов. Талантливые математики, физики, программисты, лингвисты выбирают более привлекательные предложения на рынке труда. В IT, корпоративном секторе и репетиторстве зарплаты в разы выше, а условия лучше. Например, у учителя информатики в школе и разработчика в IT-компании совершенно разные уровни дохода и перспектив. Учителя английского всё чаще уходят в репетиторство, а педагоги начальных классов с хорошей репутацией предпочитают работу в частных школах.

Что делать родителям, если в школе не хватает учителей

Дефицит педагогов — сложная, но решаемая проблема. Ваша инициатива способна значительно повлиять на положение дел. Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» каждый человек имеет право на качественное обучение. Это значит, что вы можете требовать от школы соблюдения образовательных стандартов, в том числе обеспечения квалифицированными учителями. Если из-за отсутствия учителя ребёнок не получает знания, это нарушение его прав. Расскажем о возможных шагах, которые помогут изменить ситуацию.

Написать жалобу директору

Устные разговоры часто не дают результата, так что обратитесь к директору письменно — напишите заявление или жалобу. В обращении укажите:

  • конкретный предмет, по которому нет учителя;
  • как давно возникла проблема;
  • какими методами она решается / не решается (окна, замены, самостоятельное изучение);
  • как это влияет на обучение ребёнка (пробелы в знаниях, снижение успеваемости, потеря интереса к предмету);
  • требование (устранить нарушение).

Потребуйте найти постоянного учителя в разумные сроки и попросите сообщить вам о принятых мерах. Эффективнее писать коллективные обращения — даже 3–5 подписей ускоряют рассмотрение. Создайте чат родителей класса — так проще собрать подписи и контролировать процесс.

Обратиться в уполномоченные государственные органы в сфере образования

Если школа не реагирует на ваше заявление или ситуация не меняется в течение 2–4 недель, обращайтесь в вышестоящие инстанции. Начать можно с управления образования вашего города или Министерства образования региона. Обычно на сайтах таких организаций есть раздел «Обращения граждан». Подайте электронную жалобу, приложите копию вашего заявления директору и ответ школы, если он был. 

Если заявление не принесло результата, напишите в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Обратиться можно через её сайт или портал «Госуслуги». Чтобы вашу просьбу рассмотрели в течение 30 дней, отметьте галочкой строку «Подать обращение по 59-ФЗ». Кстати, совместное обращение 10–15 семей увеличивает шансы на быстрый ответ.

Перейти на семейное образование

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что ребёнок может обучаться как в школе, так и на дому — в форме семейного образования и самообразования. 

Семейное образование — это самостоятельное обучение, ответственность за которое лежит на родителях. Самообразование — то же самое, только для учащихся 10–11-х классов.

Такой вариант подходит, если:

  • в школе долго нет учителя ключевого предмета (математики, русского языка, физики) и нет перспектив, что он появится;
  • качество замен вас категорически не устраивает и вредит ребёнку;
  • вы готовы и способны организовать обучение самостоятельно.

Чтобы подтверждать знания, школьнику необходимо проходить промежуточные и итоговые аттестации. Для этого нужно прикрепиться к школе, у которой есть лицензия на образовательную деятельность.

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Нанять репетитора

Когда школа не справляется, частные уроки по конкретным предметам могут стать спасением. Формально репетитор не заменит школьного учителя. Но по факту именно он может поддержать должный уровень знаний, пока организация ищет педагога. Часто это единственный способ не отстать от программы, особенно по критически важным дисциплинам.

В каких случаях помощь репетитора может быть актуальна:

  • пока школа ищет учителя;
  • если замены в школе неэффективны;
  • для ликвидации пробелов, которые уже появились из-за отсутствия педагога;
  • для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ, когда школьный учитель отсутствует или его уровень подготовки не соответствует требованиям экзамена;
  • для долгосрочной поддержки по сложным предметам, если ситуация в школе не улучшается.

Частные уроки — дополнительная статья расходов для семьи. Чтобы сэкономить, можно обратиться к студентам старших курсов профильных вузов: это хороший вариант для начальной школы или текущих тем школьной программы. Для подготовки к экзаменам надёжнее искать репетитора через рекомендации других родителей или на проверенных онлайн-платформах.

Чтобы решить проблему дефицита учителей, нужны меры государственного уровня: повышение зарплат, снижение бюрократизации, поддержка молодых специалистов. Но это не значит, что остаётся только пассивно ждать изменений. Выбирайте доступные вам способы влияния на ситуацию: от диалога со школой до альтернативных форм обучения. Объединяясь с другими родителями и опираясь на законодательство, можно добиться изменений даже в сложных условиях.

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.