• /
  • /
  • «А что, так можно было?» — история хоумскулинга семьи Фомичевых

«А что, так можно было?» — история хоумскулинга семьи Фомичевых

Интервью с мамой выпускницы Фоксфорда Ириной Фомичевой. В этом году её дочь Светлана успешно сдала экзамены и стала студенткой МФТИ.



По первому диплому Ирина — преподаватель русского языка и литературы, по второму — маркетолог. Она ушла из школы в 1998 году, когда урезали зарплату и нагрузили классным руководством. Но образование навсегда осталось в поле её интересов. Ирина не боится экспериментов и часто слышит от знакомых восхищённые возгласы: «А что, так можно было?».

Почему вы ушли из школы? Что не так с отечественной системой образования?

Действующая система закостенела, и, к сожалению, её некому менять изнутри, процесс только начинается.


В школе много случайных людей. Сначала они случайно оказываются в педагогическом институте (он часто становится запасным аэродромом для недобравших баллы в топ-вузы), потом также случайно начинают преподавать.


Молодые педагоги тонут в отчётах и методичках. Канцелярщина и рутина убивают интерес к предмету, не оставляют времени для саморазвития. Добавьте к этому отсутствие материальных стимулов, и вы поймёте, почему на типичных школьных уроках скучно так, что зубы сводит.


При этом в школе крайне ограничены возможности для выстраивания индивидуальной траектории. Нравятся физика и биология? Извини, придется выбирать: физмат или химбио. Три часа в день проводишь в спортзале и бассейне? А уроки физкультуры никто не отменял. Хочешь больше времени уделять научным проектам? Пожалуйста, но 35 часов каждый год ты должен потратить на ОБЖ и еще 35 на изучение родного края, технологию, черчение (нужное подчеркнуть).


Учитель — это призвание. Но его труд должен оплачиваться достойно. Иначе огонь в глазах быстро погаснет.


Светлана до 10 класса училась в школе при педагогическом колледже, которую можно назвать передовой в городе. Там было немало высококлассных учителей, первыми в области апробировали новые методики и учебники, а директор был готов к диалогу. Но традиционные для школы инертность и показуха всё равно ощутимо присутствовали. Света всё время пыталась сломать систему, и я её в этом поддерживала.

Например, в 5 классе она пришла из школы в возмущении: почему девочки на технологии занимаются домоводством, а мальчики - в компьютерном классе? Я сказала: «В чём проблема? Пойди к директору и скажи, что хочешь работать на компьютере». Она сама сходила, договорилась. Одноклассницы были в шоке: «А что, так можно было?».


В 8 классе мы открыли мир онлайн-курсов: оказалось, что уроки могут быть интересными! А в 9 обнаружили, что большая часть знаний были получены Светой не в школе, а в Фоксфорде. Поэтому, когда Фоксфорд запустил экстернат, мы прибежали первыми. Дочка как ученица, а я - как куратор.  

Какие страхи у вас были при переходе на самообразование?

   

Поначалу было много организационных вопросов: как всё оформить, как участвовать в олимпиадах, сдавать аттестации и так далее. Но с приходом в Фоксфорд тревоги постепенно улетучились. Он не только взял на себя учебный процесс, но и консультировал, поддерживал.

Как уход из школы восприняли близкие?

Близкие привыкли к нашим образовательным экспериментам и знали, что я как мама несу за них полную ответственность.


Конечно, старшее поколение первое время с осторожностью наблюдало за происходящим. Но через год и бабушка признала, что внучка стала гораздо спокойнее, а её знания — качественнее.


У Светы даже зрение улучшилось, так как режим дня стал более естественным и пропал фактор стресса. Она девушка принципиальная, и всякий раз, когда сталкивалась в школе с лицемерием или несправедливостью, приходила домой и от негодования швыряла сумку в угол. С переходом на самообразование полёты портфеля по квартире прекратились.  

Как вы справились с проблемой социализации?

На мой взгляд, эта проблема надумана.


Школьный класс — это почти всегда случайный коллектив, в который ребёнок попадает не по своей воле. Взрослые могут регулировать окружение, ограничивать контакты с теми, кто им не нравится или неинтересен. У детей такой возможности нет. Часто к стрессам, которых и так в подростковом возрасте предостаточно, добавляется ещё и выживание в недружелюбной среде. О какой социализации может идти речь?


Общение по интересам гораздо качественнее: спортивная и музыкальная школы, научные кружки - социума в жизни Светланы хватало. Яркий пример — выездные лагеря Фоксфорда. Благодаря им у дочери появилась компания, с которой она до сих пор в прекрасных теплых отношениях.



Света, будучи спортсменкой, начала ездить в лагеря с 6 лет. Помню, как другие мамы спрашивали: «Как вы не боитесь её отпускать?». А я боялась! Плакала всякий раз, когда она махала мне рукой на паспортном контроле. Зато сейчас я уверена: дочь сориентируется в любой нестандартной ситуации.


Однажды её не встретили в аэропорту Heathrow, и пока я в панике искала возможность связаться с организаторами лагеря, Света выяснила, что находится не на том выходе, и сама нашла человека, который её ожидал. Ей было всего 12 и английский на тот момент ещё оставлял желать лучшего, но она справилась.  


Опыт самостоятельности позволил дочери быстро адаптироваться к жизни в общежитии и сразу завести на Физтехе много новых друзей.

В каком возрасте стоит переходить на семейное обучение?

Уже в 5-6 классе. Объясню, почему.


Девятиклассники кажутся взрослыми и ответственными, на самом деле, так же, как пятиклашки, пытаются включить игру вместо урока, как только мама вышла из комнаты.


Но в 5 классе ещё есть время на эксперименты. К примеру, можно по всем предметам получить «двойки» и на собственных ошибках прочувствовать, что всё происходящее в жизни — это следствие твоего выбора. Родителям с завышенными ожиданиями такие встряски, кстати, тоже полезны. Нельзя идеализировать ребёнка и каждый «неуд» воспринимать как дорогу к «свободной кассе».


Школа не учит отвечать за свои поступки: забивай - не забивай на учёбу, а «тройку» всё равно поставят.


В 9–11 классах времени на набивание шишек нет. Поэтому чем раньше ребёнок перестроится и отыщет внутреннюю мотивацию к учёбе, тем лучше.  


За что вы готовы сказать Фоксфорду спасибо?

Мы благодарны Экстернату и Домашней школе Фоксфорда за возможность быть самими собой.  


Заниматься тем, что нравится, общаться с теми, с кем хочется, ставить эксперименты, пробовать новое, ошибаться и побеждать, искать и прокладывать свою дорогу.


Это если в общем. А в частности спасибо за:


  • Возможность учиться у первоклассных преподавателей. Я с удивлением обнаружила после уроков Елены Дорджиевой, что дочь стала брать в домашней библиотеке книги по истории. Этот предмет ей никогда не нравился, но вдруг стал «прикольным».  
  • Возможность выстраивать расписание в соответствии с личными приоритетами. Света в течение года занималась блоками: сначала непрофильные предметы, не требующие много усилий (обществознание, ОБЖ и прочее), затем, параллельно с участием в олимпиадах, профильные (химия, биология, физика, математика) и в конце учебного года - непрофильные, но объёмные (литература, иностранный, история).  
  • Помощь в решении административных вопросов. Прекрасно, когда при переходе на самообразование у тебя есть союзники.

Ваш совет начинающим хоумскулерам?

Решение о переходе на семейное обучение должно исходить от школьника. Не мама решила и уговорила, а родители рассказали о такой возможности, плюсах и минусах и ребёнок сделал свой выбор. Минусы он, конечно, прослушает и не до конца будет осознавать происходящее, но важно позволить ему проявить свою волю.


Ребёнок может и не захотеть учиться дома. Это нормально. Для некоторых детей школа - как авансцена для актёров, они без неё не могут жить.  


А если ваше желание совпало с желанием ребёнка, необходимо еще спросить себя, готов ли я взять на себя ответственность за образование сына или дочери?


При переходе на семейное обучение государство больше не отвечает за образование ребёнка. Нельзя обвинить Марьиванну, что она плохо учит, или куратора, что не мотивирует. Теперь багаж знаний и навыков ребёнка — зона вашей ответственности.



Думаю, нам со Светой удалось принять ответственность за всё, что происходит в нашей жизни, и научиться управлять происходящим.

Бесплатная консультация

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Рекомендуем прочитать

С нами можно связаться

Заказать обратный звонок

Мы вам перезвоним

Готово!
Закрыть
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.