В популярной психологии есть теория о трёх стилях развития ребёнка в зависимости от индивидуальных особенностей — скорости мышления, устойчивости внимания, активности и физических способностей. Бегуны, прыгуны и пешеходы по-разному проявляют себя в жизни и учёбе. Бегуны быстро всему обучаются, прыгунам нужно всё повторять по несколько раз, а пешеходы усердны и спокойны. Расскажем, в чём состоит уникальность каждого стиля и как использовать сильные стороны на домашнем обучении.
Бегуны
Темперамент: скорее сангвиники
Всё схватывают на лету. Езда на велосипеде, плавание, написание сочинений — стоит один раз показать ребёнку основные принципы, и он тут же их подхватывает. Может хорошо делать самостоятельно после пары пробных попыток.
Сильный тип нервной системы, который позволяет легко выдерживать различные нагрузки. Дети не только интенсивно, но и продуктивно работают, способны учиться и заниматься в кружках весь день
У бегунов яркие задатки лидеров и первопроходцев. Будут отлично себя чувствовать старостой или организатором.
Как обучать
Родителям может казаться, что бегуны со всем могут справиться самостоятельно. Однако им точно так же, как и другим детям, необходимо, чтобы взрослые помогали выбрать верное направление.
Точкой развития для таких детей может служить более высокая планка достижений или новые цели. Например, если ребёнок выучил таблицу умножения, то следующим шагом становится таблица деления, то есть обратный процесс. Он легко запомнил, что 7 × 8 = 56, а теперь должен быстро сообразить, на что нужно разделить 56, чтобы получилось 8.
Основная задача родителя здесь — это направить и показать пример.
Какие задания подойдут:
- на внимание — например, «Найди отличие», «Лабиринт», «Съедобное-несъедобное», «Что перепутал художник?», «Доббль»;
- подвижные игры — например, «Мышеловка», «Догонялки»;
- на формирование устойчивости восприятия — например, «Что пропало?», «Бюро находок».

Родителям стоит помогать бегунам ставить цели, отмечать прогресс их выполнения и не забывать хвалить по итогам.
Пешеходы
Темперамент: скорее флегматики
Легко даётся размеренный темп работы. Такие дети часто становятся любимчиками учителей, потому что делают всё вовремя и очень стараются. Они усидчивы, трудолюбивы, усердны и терпеливы. Успеваемость обычно достаточно хорошая.
Как обучать
Как правило, пешеходам достаточно разработать для себя режим дня и придерживаться его, чтобы учёба шла без проблем. Таких детей нужно «вести» от одного этапа к следующему: родителям, тренерам, учителям. То есть помогать подводить итоги, ставить цели, проектировать маршрут.
Способны планомерно осваивать программу тему за темой. Нет смысла торопить пешеходов: всё равно будут делать задачи в своём темпе. Например, если ребёнок сегодня дочитал книжку про «Незнайку», то завтра ему можно предложить викторину по этой теме. Получится последовательное освоение.
Какие задания подойдут:
- на воображение — например, «Дорисуй», «Несуществующее животное», «На что похоже?»;
- на ускорение — обычно музыкальные, например «Ёлочки-пенёчки», «Голова, рамени, голени, пальцы», «Пельмешки»;
- сюжетно-ролевые игры — например, «Больница», «Школа», «Парикмахерская», «Магазин»;
- творческие — например, лепка, рисование, конструирование, музыка.
Родителям нужно помочь ребёнку выделить в расписании время на прогулки и хобби, чтобы жизнь оставалась яркой и насыщенной.
<<Форма демодоступа>>
Прыгуны
Темперамент: скорее холерики
Учатся неравномерно, концентрируются ненадолго и часто переключаются с одной активности на другую. Этот тип ребят чаще всего получает замечания от учителей и испытывает сложности с учёбой, касающиеся самоорганизации.
Их сильные стороны — творчество и спонтанность. Способны неожиданно выдать яркий результат, получить отличную оценку благодаря внезапному озарению и усвоить материал глубже, потому что увидели какую-то неочевидную для других взаимосвязь.
Как обучать
Однако одной творческой спонтанности часто бывает недостаточно для достижения успеха, поэтому нужно обучать таких детей навыкам самоорганизации. Им важно иметь внешние стимулы для учёбы, всевозможные напоминалки, которые помогут придерживаться нужного русла. Например, повесить большую меловую доску возле стола, на которую можно прикрепить расписание, стикеры, трекеры.
Важно помнить, что прыгунам сложно привести себя и обучение в порядок. Родителям важно замечать прогресс и хвалить их, когда сегодня у них получается быть хотя бы немного более организованными, чем вчера.
Какие задания подойдут:
- соревновательные игры — например, «Кто быстрее», «Книга рекордов», «Царь горы»;
- на сосредоточенность — например, таблицы Шульте, анаграммы, «Пятнашки».

Родителям нужно помнить, что прыгуны очень творческие. Им нужно время, чтобы путешествовать по миру своей фантазии и открывать что-то новое. Важно следить за тем, чтобы их день был подчинён распорядку, но не загнан в совсем уж узкие рамки.