Гендерные стереотипы в воспитании: как от них избавиться

Вместе с педагогом-психологом Ириной Мироновой разбираемся, в чём разница между полом и гендером, какую роль играют гендерные стереотипы в обществе, можно ли мальчикам плакать и действительно ли девочкам труднее даётся математика.

иконка календаря
3 июля 2025
иконка таймера
10 минут
Поделиться:

Что такое гендерное воспитание

Гендер — это психологические, культурные и социальные различия между мужчинами и женщинами в конкретном обществе.

Если биологический пол ребёнка закладывается на стадии эмбриона, то гендер формируется в процессе воспитания. Гендерные стереотипы формируются в семье и обществе начиная с раннего возраста. Психологи считают, что ребёнок начинает осознавать свой гендер в возрасте трёх-четырёх лет, а к семи годам представления становятся устойчивыми. 

Гендерное воспитание детей в семье означает взращивание ребёнка в соответствии с принятыми в конкретном обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Особенности гендерного воспитания заключаются в том, что гендерные установки закладываются в семье: мальчики ассоциируют себя с отцом, а девочки — с матерью. Задачи гендерного воспитания — помочь детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, адаптироваться в обществе и начать играть по его правилам.  

В самом гендерном подходе в воспитании нет ничего плохого — общество действительно делится на мужчин и женщин, и, чтобы полноценно интегрироваться, нужно занять одну из ролей. Но особенность гендерного воспитания заключается в частых стереотипах, которые пагубно сказываются на детях.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Что такое гендерные стереотипы

Простыми словами, гендерные стереотипы — это ограничивающие оба пола установки о том, какими должны быть мужчины и женщины.  

Традиционные гендерные стереотипы окружают нас повсюду. Например, бытует мнение, что технари — мальчики, а гуманитарии — девочки, и если юноша пишет стихи, он вполне может услышать претензию: «Чё за сопли, как девчонка!»  

Часто стереотипы основаны на устаревших общественно-политических нормах. Например, раньше женщины в некоторых странах не имели права голосовать, носить брюки или занимать руководящие должности.

Ещё до XX века розовый цвет считался мужским, а голубой — женским. Но со временем мода и поп-культура перевернули всё с ног на голову, и розовый незаметно начали считать «девчачьим». До сих пор мальчика в школе могут пристыдить за розовую футболку.

Вред гендерных стереотипов заключается в том, что они не помогают интегрироваться в общество, а только ограничивают мальчиков и девочек.

Частый спор среди родителей: стоит ли разрешать мальчику играть в куклы, а девочкам в машинки? Некоторых пугает мысль, что мальчик прокатит детскую коляску на площадке. Ведь нянчиться с детьми — „девчачья обязанность“. Тем самым взрослые не дают мальчику примерить на себя роль отца, и, как следствие, мужчины принимают гораздо меньше участия в воспитании детей.
Ирина Миронова

Самые распространенные гендерные стереотипы

О мальчиках:

  • Мальчики не должны плакать и выражать эмоции.
  • Розовый цвет и «женские» увлечения недопустимы.
  • Мальчики должны быть сильными и доминантными.

О девочках:

  • Девочки должны быть аккуратными и красивыми.
  • Спорт может сделать девочку «слишком мужественной».
  • Девочки слабее мальчиков по определению.

Как формируются гендерные стереотипы

По словам социолога и доцента НИУ ВШЭ Ольги Савинской, стереотипы формируются в ежедневных действиях, словах, праздниках, ролях, которые повторяются и воспринимаются как норма. Родители, педагоги, мультфильмы, школьные учебники и даже игрушки — всё это участвует в трансляции клише.

Гендерное воспитание в детском саду и школе

Детские сады играют ключевую роль в формировании гендерных установок. Стереотипы закладываются через повседневные практики, которые кажутся безобидными:

  • Праздничные роли: мальчики становятся «царями леса» и хищниками, девочки — снежинками и белочками.
  • Распределение активностей: разные ожидания от поведения мальчиков и девочек.

Гендерное воспитание школьников проявляется в том, что уроки труда до сих пор проходят с гендерным разделением: девочки шьют, мальчики мастерят табуретки. В некоторых организациях обязательна школьная форма, и для девочек это строго юбки. Иногда даже выделяют различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития. Например, утверждают, что девочкам не даётся математика, а мальчик имеет право писать с ошибками, главное, чтобы дрался хорошо.

«Если мальчиков и девочек обучают по-разному, исходя из их гендера, возможным последствием станет укоренение мысли о собственной неполноценности. При таком обучении не учитываются возможности индивидуального выбора и личностных особенностей каждого ребёнка. Это ставит под сомнение гармоничное развитие личности».
Ирина Миронова

Как родители формируют здоровое отношение к гендерным ролям

Семья остаётся главным фактором, определяющим отношение ребёнка к гендерным ролям. Родители не только передают свои убеждения через слова, но и демонстрируют модели поведения в повседневной жизни.

Важно помнить, что дети усваивают не только то, что им говорят, но и то, что они видят. Если в семье домашние обязанности распределены поровну между родителями, если папа может приготовить обед, а мама — починить кран, ребёнок воспринимает это как норму. Такая модель показывает, что компетентность не зависит от пола.

Родителям стоит обращать внимание на язык, который они используют при общении с детьми. Фразы типа «ты же мальчик» или «веди себя как девочка» автоматически создают рамки и ограничения. Вместо этого лучше фокусироваться на конкретном поведении: «я хочу, чтобы ты был вежливым» или «важно уметь постоять за себя».

Поддержка детских интересов независимо от их «гендерной окраски» также играет критическую роль. Если сын хочет заниматься танцами, а дочь — программированием, родительская поддержка поможет им развиваться в соответствии со своими способностями и склонностями.

Как менялись гендерные стереотипы с развитием общества

С течением времени стереотипы претерпевали значительные изменения, отражая эволюцию культурных, экономических и политических условий. 

В традиционных обществах гендерные роли были строго разделены: мужчины считались добытчиками и защитниками, а женщины — хранительницами домашнего очага и воспитательницами детей. Такие установки были продиктованы необходимостью выживания в условиях, где физическая сила и репродуктивная функция играли ключевую роль. 

С началом индустриализации и урбанизации в XIX–XX веках ситуация начала меняться. Женщины стали активно участвовать в трудовой деятельности, особенно во время мировых войн, когда мужчины уходили на фронт. Это способствовало разрушению стереотипа о том, что женщина может быть только домохозяйкой. 

Во второй половине XX века феминистские движения добились значительных успехов в борьбе за равные права. Женщины получили доступ к образованию, политике и руководящим должностям. Постепенно начали стираться границы между «мужскими» и «женскими» профессиями. 

Несмотря на современный прогресс, стереотипы всё ещё влияют на нашу жизнь. Например, мужчины могут сталкиваться с осуждением за проявление эмоций, а женщины — с дискриминацией на работе. Борьба с этими предрассудками продолжается, и ключевую роль в этом играют образование, культура и личный пример. 

Почему гендерные стереотипы вредны

Стереотипы ограничивают личность и наносят вред:

  • Мальчикам: запрещают выражать эмоции, уязвимость, плакать. В будущем это может приводить к эмоциональной подавленности, агрессии, трудностям в отношениях, психосоматике.
  • Девочкам: навязывают хрупкость, стремление к внешней привлекательности, подчинённость. Это может снижать уверенность, мешать пробовать новые сферы — спорт, науку, лидерство.
  • Обществу: усиливаются неравенство и насилие. Чем больше у человека способов самовыражения, тем ниже риск агрессии и конфликтов.

Исследование показывает, что определение человека только через гендерную категорию вредно для индивида. Наиболее благоприятен мультикатегориальный подход, учитывающий:

  • Черты характера.
  • Индивидуальные особенности.
  • Интересы и увлечения.
  • Профессиональные склонности.
  • Способы проведения свободного времени.

Такой подход создаёт более здоровую среду для развития детей.

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Как освободиться от гендерных стереотипов

На Западе борьба с гендерными стереотипами обострилась до радикальных способов — многие ратуют за «гендерно-нейтральное воспитание», то есть воспитание ребёнка вне гендера. Считается, что ребёнок сможет самостоятельно выбрать гендер, когда подрастёт.

Некоторые люди относятся к гендерно-нейтральному воспитанию скептически: скорее всего, такой подход оставит ребёнка без границ, лишит его ориентиров и приведёт к эмоциональной нестабильности.

Альтернативный способ — воспитывать мальчиков и девочек свободными от стереотипов. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребёнку вырасти гармоничной личностью вне зависимости от пола.

1. Подавайте пример

Работу с негативными установками о гендерном воспитании нужно начать с себя. Если папа часто готовит ужин или пылесосит квартиру, то у ребёнка не возникнет мысли о том, что уборка и готовка — «женские» обязанности. Функции гендерных стереотипов в этом случае разрушаются, и ребёнок учится гибкости. Разделение обязанностей помогает эффективно выстроить быт.

✅ Сегодня обед готовят Лиза с папой, а мама с Петей идут за продуктами.  

2. Позвольте ребёнку испытывать эмоции

Необходимо транслировать детям: «я злюсь» не равно «я плохой», «я испугался» не равно «я трус». Это путь запрета эмоций, который может привести к дисгармоничному развитию личности и отсутствию эмпатии, неумению проживать свои эмоции и правильно их выражать. Постоянное подавление эмоций может приводить к большому числу болезней, а также формированию абьюзивных черт характера.‍

«Необходимо объяснять детям важность всех эмоций и учить их экологично выражать. Не бывает плохих и хороших эмоций, каждая дана нам для адаптации и сохранения жизни. Если мальчик плачет, это не сделает его слабым — наоборот, он научится проговаривать чувства».
Ирина Миронова 

✅ Плачь, если хочется. Я обниму и пожалею тебя. Проявлять чувства — это здорово.
✅ Бояться — это нормально. Я всегда тебя защищу.
✅ Я понимаю, что ты злишься. Давай обсудим, что тебя разозлило?

3. Позвольте ребёнку выбирать занятия

Не нужно запрещать какой-то кружок, потому что он «для девочек» или «для мальчиков». Пусть ребёнок пробует как можно больше. Какие-то занятия наскучат и отвалятся сами, а что-то станет делом всей жизни — не обрывайте сыну или дочери крылья.

✅ У тебя всё получится. Ты добьёшься всего, чего захочешь.
✅ Если тебе нравятся точные науки, изучай их.
✅ Тебе могут нравиться танцы, а не единоборства. Выбирай любое занятие.

4. Разрушайте гендерные стереотипы в играх

Покупайте разнообразные игрушки: любому ребёнку может понравиться играть в машинки, куклы, роботов и детскую кухню, парикмахерскую и стрелялки.

✅ Хорошо, сын, мы купим тебе детскую коляску. Ты сможешь нянчить в ней игрушки.
✅ Дочь хочет водить игрушечную машину — подарим ей на день рождения.

Советы родителям по гендерному воспитанию детей разных возрастов

Дошкольный возраст

В возрасте 3-6 лет дети активно формируют понимание гендерных различий. Важно не запрещать их естественное любопытство, но и не усиливать стереотипы. Читайте книги, где главные герои разных полов проявляют разнообразные качества — смелость, доброту, ум, творческие способности.

Поощряйте совместные игры мальчиков и девочек. Не разделяйте детей по половому признаку при организации групповых занятий. Позвольте детям экспериментировать с разными ролями в играх.

Младший школьный возраст

В школе семи-десятилетки сталкиваются с более жёсткими гендерными рамками. Важно поддерживать дома атмосферу принятия и понимания. Обсуждайте с ребёнком ситуации, когда он чувствует давление со стороны сверстников.

Поощряйте развитие навыков, которые традиционно считаются «не для его пола». Мальчиков можно учить готовить, девочек — разбираться в технике. Это поможет им стать более самостоятельными и уверенными в себе.

Подростковый возраст

Подростки 11-16 лет особенно чувствительны к мнению сверстников и могут болезненно реагировать на любые отклонения от гендерных норм. Важно сохранять доверительные отношения и поддерживать подростка в его поисках идентичности.

Обсуждайте с подростком различные модели успешности. Показывайте примеры людей, которые добились успеха, не следуя традиционным гендерным ролям. Поддерживайте его интересы и амбиции, даже если они не соответствуют общественным ожиданиям.

Как говорить с детьми о гендерном воспитании

Когда родители сами не знают ответа на вопрос, это нормально. Дети должны понимать, что у родителей нет простых ответов на сложную жизнь. Вместо коротких директив стоит предлагать размышления: «Если мы сделаем так, то может произойти это, а если по-другому — то другое».

Выводы

  • Нынешние дети и подростки задумываются о таких вещах, которые не приходили в голову их родителям в том же возрасте: начиная с экологических проблем и заканчивая гендерным вопросом.
  • Жёсткие гендерные роли постепенно уходят в прошлое. И мужчины, и женщины учатся, работают, осваивают новые навыки, решают проблемы, придумывают идеи и достигают целей.
  • Гендерное воспитание детей должно соответствовать духу времени. Если вас не устраивает гендерное воспитание в школе, переведите ребёнка на другую форму обучения. Можно учиться на заочке или семейном обучении — осваивать программу дома, а в школу ходить только для аттестации.
  • В Домашней школе Фоксфорда мы учитываем личностные особенности и индивидуальный выбор каждого ребёнка, поддерживаем гармоничное развитие личности. Дети могут учиться, как им хочется: например, в дополнение к базовым предметам выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, добавлять углублённые курсы по программированию, дизайну, фотографии, подготовке к олимпиадам. У нас нет буллинга, предрассудков и осуждения интересов ребёнка.

Иллюстрация: Jonathan Borba / Unsplash

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.