Вместе с педагогом-психологом Ириной Мироновой разбираемся, в чём разница между полом и гендером, какую роль играют гендерные стереотипы в обществе, можно ли мальчикам плакать и действительно ли девочкам труднее даётся математика.
Что такое гендерное воспитание
Гендер — это психологические, культурные и социальные различия между мужчинами и женщинами в конкретном обществе. Если биологический пол ребёнка закладывается на стадии эмбриона, то гендер формируется в процессе воспитания. Гендерные стереотипы формируются в семье и обществе начиная с раннего возраста. Психологи считают, что ребёнок начинает осознавать свой гендер в возрасте трёх-четырёх лет, а к семи годам представления становятся устойчивыми.
Гендерное воспитание детей в семье означает взращивание ребёнка в соответствии с принятыми в конкретном обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Особенности гендерного воспитания заключаются в том, что гендерные установки закладываются в семье: мальчики ассоциируют себя с отцом, а девочки — с матерью. Задачи гендерного воспитания — помочь детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, адаптироваться в обществе и начать играть по его правилам.
В самом гендерном подходе в воспитании нет ничего плохого — общество действительно делится на мужчин и женщин, и, чтобы полноценно интегрироваться, нужно занять одну из ролей. Но особенность гендерного воспитания заключается в частых стереотипах, которые пагубно сказываются на детях.
<<Форма демодоступа>>
Гендерные стереотипы
Простыми словами, гендерные стереотипы — это ограничивающие оба пола установки о том, какими должны быть мужчины и женщины.
Традиционные гендерные стереотипы окружают нас повсюду. Например, бытует мнение, что технари — мальчики, а гуманитарии — девочки, и если юноша пишет стихи, он вполне может услышать претензию: «Чё за сопли, как девчонка!»
Часто стереотипы основаны на устаревших общественно-политических нормах. Например, раньше женщины в некоторых странах не имели права голосовать, носить брюки или занимать руководящие должности.
Ещё до XX века розовый цвет считался мужским, а голубой — женским. Но со временем мода и поп-культура перевернули всё с ног на голову, и розовый незаметно начали считать «девчачьим». До сих пор мальчика в школе могут пристыдить за розовую футболку.
Вред гендерных стереотипов заключается в том, что они не помогают интегрироваться в общество, а только ограничивают мальчиков и девочек.
«Частый спор среди родителей: стоит ли разрешать мальчику играть в куклы, а девочкам в машинки? Некоторых пугает мысль, что мальчик прокатит детскую коляску на площадке. Ведь нянчиться с детьми — „девчачья обязанность“. Тем самым взрослые не дают мальчику примерить на себя роль отца, и, как следствие, мужчины принимают гораздо меньше участия в воспитании детей».
Ирина Миронова
Как менялись гендерные стереотипы с развитием общества
С течением времени стереотипы претерпевали значительные изменения, отражая эволюцию культурных, экономических и политических условий.
В традиционных обществах гендерные роли были строго разделены: мужчины считались добытчиками и защитниками, а женщины — хранительницами домашнего очага и воспитательницами детей. Такие установки были продиктованы необходимостью выживания в условиях, где физическая сила и репродуктивная функция играли ключевую роль.
С началом индустриализации и урбанизации в XIX–XX веках ситуация начала меняться. Женщины стали активно участвовать в трудовой деятельности, особенно во время мировых войн, когда мужчины уходили на фронт. Это способствовало разрушению стереотипа о том, что женщина может быть только домохозяйкой.
Во второй половине XX века феминистские движения добились значительных успехов в борьбе за равные права. Женщины получили доступ к образованию, политике и руководящим должностям. Постепенно начали стираться границы между «мужскими» и «женскими» профессиями.
Несмотря на современный прогресс, стереотипы всё ещё влияют на нашу жизнь. Например, мужчины могут сталкиваться с осуждением за проявление эмоций, а женщины — с дискриминацией на работе. Борьба с этими предрассудками продолжается, и ключевую роль в этом играют образование, культура и личный пример.
Гендерное воспитание в школе
Гендерное воспитание школьников проявляется в том, что уроки труда до сих пор проходят с гендерным разделением: девочки шьют, мальчики мастерят табуретки. В некоторых организациях обязательна школьная форма, и для девочек это строго юбки. Иногда даже выделяют различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития. Например, утверждают, что девочкам не даётся математика, а мальчик имеет право писать с ошибками, главное, чтобы дрался хорошо.
«Если мальчиков и девочек обучают по-разному, исходя из их гендера, возможным последствием станет укоренение мысли о собственной неполноценности. При таком обучении не учитываются возможности индивидуального выбора и личностных особенностей каждого ребёнка. Это ставит под сомнение гармоничное развитие личности».
Ирина Миронова
<<Форма семейного образования>>
Как освободиться от гендерных стереотипов
На Западе борьба с гендерными стереотипами обострилась до радикальных способов — многие ратуют за «гендерно-нейтральное воспитание», то есть воспитание ребёнка вне гендера. Считается, что ребёнок сможет самостоятельно выбрать гендер, когда подрастёт.
Психологи относятся к гендерно-нейтральному воспитанию скептически: скорее всего, такой подход оставит ребёнка без границ, лишит его ориентиров и приведёт к эмоциональной нестабильности.
Альтернативный способ — воспитывать мальчиков и девочек свободными от стереотипов. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребёнку вырасти гармоничной личностью вне зависимости от пола.
1. Подавайте пример
Работу с негативными установками о гендерном воспитании нужно начать с себя. Если папа часто готовит ужин или пылесосит квартиру, то у ребёнка не возникнет мысли о том, что уборка и готовка — «женские» обязанности. Функции гендерных стереотипов в этом случае разрушаются, и ребёнок учится гибкости. Разделение обязанностей помогает эффективно выстроить быт.
✅ Сегодня обед готовят Лиза с папой, а мама с Петей идут за продуктами.
2. Позвольте ребёнку испытывать эмоции
<<Сноска | Как научить ребёнка выражать свои эмоции | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-nauchit-rebenka-vyrazhat-svoi-ehmocii>>
Необходимо транслировать детям: «я злюсь» не равно «я плохой», «я испугался» не равно «я трус». Это путь запрета эмоций, который может привести к дисгармоничному развитию личности и отсутствию эмпатии, неумению проживать свои эмоции и правильно их выражать. Постоянное подавление эмоций может приводить к большому числу болезней, а также формированию абьюзивных черт характера.
«Необходимо объяснять детям важность всех эмоций и учить их экологично выражать. Не бывает плохих и хороших эмоций, каждая дана нам для адаптации и сохранения жизни. Если мальчик плачет, это не сделает его слабым — наоборот, он научится проговаривать чувства».
Ирина Миронова
✅ Плачь, если хочется. Я обниму и пожалею тебя. Проявлять чувства — это здорово.
✅ Бояться — это нормально. Я всегда тебя защищу.
✅ Я понимаю, что ты злишься. Давай обсудим, что тебя разозлило?
<<Сноска | Плаксивость у мальчика: что делать | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/plaksivost-malchishek-ponyat-i-prostit>>
3. Позвольте ребёнку выбирать занятия
Не нужно запрещать какой-то кружок, потому что он «для девочек» или «для мальчиков». Пусть ребёнок пробует как можно больше. Какие-то занятия наскучат и отвалятся сами, а что-то станет делом всей жизни — не обрывайте сыну или дочери крылья.
✅ У тебя всё получится. Ты добьёшься всего, чего захочешь.
✅ Если тебе нравятся точные науки, изучай их.
✅ Тебе могут нравиться танцы, а не единоборства. Выбирай любое занятие.
4. Разрушайте гендерные стереотипы в играх
Покупайте разнообразные игрушки: любому ребёнку может понравиться играть в машинки, куклы, роботов и детскую кухню, парикмахерскую и стрелялки.
✅ Хорошо, сын, мы купим тебе детскую коляску. Ты сможешь нянчить в ней игрушки.
✅ Дочь хочет водить игрушечную машину — подарим ей на день рождения.
Что в итоге
<<Выводы>>
- Нынешние дети и подростки задумываются о таких вещах, которые не приходили в голову их родителям в том же возрасте: начиная с экологических проблем и заканчивая гендерным вопросом.
- Жёсткие гендерные роли постепенно уходят в прошлое. И мужчины, и женщины учатся, работают, осваивают новые навыки, решают проблемы, придумывают идеи и достигают целей.
- Гендерное воспитание детей должно соответствовать духу времени. Если вас не устраивает гендерное воспитание в школе, переведите ребёнка на другую форму обучения. Можно учиться на заочке или семейном обучении — осваивать программу дома, а в школу ходить только для аттестации.
- В Домашней школе Фоксфорда мы учитываем личностные особенности и индивидуальный выбор каждого ребёнка, поддерживаем гармоничное развитие личности. Дети могут учиться, как им хочется: например, в дополнение к базовым предметам выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, добавлять углублённые курсы по программированию, дизайну, фотографии, подготовке к олимпиадам. У нас нет буллинга, предрассудков и осуждения интересов ребёнка.
Иллюстрация: Jonathan Borba / Unsplash


Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни