Существует миф, что любую необходимость можно превратить в привычку за 21 день. На самом деле это работает совершенно не так.
Привычки — это сложный механизм, который стоит на трёх китах: время, постоянство и присоединение.
Время — это значит, что для выработки привычки придётся несколько дней, недель или месяцев подряд делать что-то новое.
Постоянство — это значит, что если забросить на день–два, о привычке можно забыть.
Присоединение — это значит, привычку стоит закрепить с уже заученным действием.
Например, чтобы начать пить воду по утрам, стакан можно поставить рядом с зубной щёткой. Привычка чистить зубы выработана стойко, привычка пить воду как бы подтянется за ней.
Исследователи выяснили, что привычки формируются в среднем за 66 дней, хотя у разных людей этот период может варьироваться от 18 до 254 дней.
Рассмотрим пять хороших привычек для детей на каждый день.
Как формируются привычки
Исследование показало, что привычки у детей укореняются к 9 годам. После этого возраста изменить установившиеся паттеры поведения становится значительно сложнее. Это означает, что дошкольный и младший школьный возраст — самое подходящее время для формирования полезных привычек.
Петля привычки, состоящая из трёх элементов:
- Триггер (сигнал) — то, что запускает поведение.
- Рутина (само действие) — поведение, которое мы хотим автоматизировать.
- Награда — положительное подкрепление, которое мотивирует повторять действие.
Для детей особенно важна система наград. Дети с высоким уровнем самоконтроля формируют привычки быстрее и устойчивее, но у младших детей самоконтроль ещё недостаточно развит, поэтому внешнее подкрепление играет ключевую роль.
Список полезных привычек у ребенка
Навык планировать
Открывает список полезных привычек для детей — планирование.
Детям свойственно забывать то, что не записано. Именно поэтому родители обычно становятся первыми учителями по тайм-менеджменту. Важно объяснить ребёнку, что это не скучное занятие, которое забирает время, а полезный навык. Процесс можно сделать творческим: самостоятельно расчерчивать тетрадь, выбирать стикеры, подбирать маркеры и карандаши.
Как это сделать:
- Заведите блокнот, в котором будут развороты на день или неделю.
- На каждый день распишите дела, выделите те, что должны быть выполнены в определённое время — например, в среду в 14:00 — стоматолог.
- Зачёркивайте выполненное или ставьте галочку рядом.


Мы подготовили для вас два варианта таких еженедельников, которые можно распечатать и заполнять самостоятельно. Скачать их можно тут и тут.
Читать
Взрослые часто говорят, что читать полезно, но не объясняют почему. Чтение художественной литературы формирует словарный запас, развивает образное мышление и воображение, способствует анализу поступков и действий героев.
Как это сделать:
- Поставьте цель — прочитать 52 книги за год.
- Разбейте цель на маленькие — читать по одной книге в неделю.
- Распределите весь объём книги на семь дней — например, по 20 страниц на каждый день.
- Подводите еженедельные, ежемесячные, ежегодные итоги и обязательно хвалите ребёнка.
Поддерживать порядок
Если всю неделю не копить горы вещей и пыли в комнате, каждую субботу не придётся это всё разгребать. Можно взять за привычку систему «0–0–0»: ноль входящих сообщений, ноль вещей, которые лежат не на своих местах, ноль невыполненных на день задач.
Существует связь между порядком в окружающем пространстве и способностью к концентрации. Дети в организованной среде лучше фокусируются на учебных задачах и демонстрируют меньше стресса.
Как это сделать:
- Вечером наводите порядок в комнате: раскладывайте вещи по местам, вытирайте пыль при необходимости.
- Проверяйте, всем ли ответили на сообщения и все ли задачи выполнили.
- Можно ставить три галочки в своём блокноте, если всё готово.

Скачать такой чек-лист можно тут.
Гулять
Дышать свежим воздухом и не засиживаться — это одна из основ здорового образа жизни. Ребёнок не всегда готов посещать спортивные секции, а уроков физкультуры в школе недостаточно. Именно поэтому ежедневная прогулка поможет поддерживать организм в тонусе.
ВОЗ рекомендует детям 5-17 лет не менее 60 минут физической активности средней или высокой интенсивности ежедневно. Исследования показывают, что регулярная физическая активность улучшает когнитивные функции и память.
Как это сделать:
- Определите, семейными ли будут прогулки или индивидуальными.
- Рассмотрите разные варианты маршрута.
- Включите физическую нагрузку в план на день.
- Выходите гулять каждый день и увеличивайте время. Можно начать буквально с пяти минут «вокруг дома».
Подводить итоги
Когда ребёнок ставит цели и планирует задачи, обычно он упускает конечный путь — определиться, что удалось, а над чем ещё нужно поработать. Именно для подведения итогов своей деятельности ему поможет блокнот из пункта «Планировать».
Как это сделать:
- Выделите в блокноте место под итоги.
- Выберите вариант подведения итогов: например, ежедневно, еженедельно, ежемесячно.
- Определитесь, будете ли вести дневники благодарности, добрых дел, хороших воспоминаний.
- Записывайте итоги раз в выбранный промежуток, не пропускайте.
Что почитать
Если нужно вдохновение или пример:
- Бретт Блюменталь «Одна привычка в неделю»;
- Бретт Блюменталь, Даниэль Ши Тан «Одна привычка в неделю для всей семьи»;
- Стив Джей Скотт «Лучше каждый день: 127 привычек для здоровья, счастья и успеха»;
- Розанна Каспер «Книга челленджей. 60 практичных программ, формирующих полезные привычки»;
- Кэтлин Миллер «Маленькие ритуалы для больших достижений. 4 простые привычки, которые сделают вас счастливым и эффективным».
Если интересно узнать больше о положительных привычках детей:
- Роберт Картер III, Кирти Салве Картер «Позитивное утро: как настроить свой мозг на полезные привычки»;
- Маршалл Голдсмит «Триггеры. Формируй привычки — закаляй характер».
Мы приготовили трекер привычек, куда можно записать привычку и отмечать каждый день или раз в какой-то период её выполнение. Скачать его можно тут.

Если вам тяжело формировать полезные привычки у ребёнка, вы можете довериться курсам или онлайн-школам. Например, в Домашней школе Фоксфорда дети становятся самостоятельными быстрее: наставники учат планировать свои дела и вписывать их в график на день.
Как сформировать полезные привычки у ребенка
Показывайте пример
Все дети подражают родителям — главным взрослым в их жизни. Если мама с папой в свободное время хватаются за телефоны, то неудивительно, что и ребёнка не тянет на чтение. А если родители увлечённо погружаются в книги, то детям тоже становится интересно. Им проще научиться заправлять кровать, сортировать мусор и собирать рюкзак с вечера, если взрослые делают то же самое.
Будьте чёткими и последовательными
Формирование привычек у детей должно происходить постепенно. Лучше сконцентрироваться на необходимом минимуме и отработать 2–3 навыка, а потом переходить к следующим, иначе эффективность усилий снизится.
Если речь идёт о сложной привычке, то нужно концентрироваться исключительно на ней. Но со временем вы заметите, что вслед за одной автоматически подтягиваются и другие.
Используйте сигналы
Договоритесь с ребёнком, когда нужно вводить привычку в действие, чтобы не откладывать и не пропускать её. Например, когда ребёнок завершает ужин или гигиенические процедуры — это сигнал, что пора читать перед сном. Когда встаёт с кровати утром — сигнал, что нужно её заправить.
Это должно быть конкретным событием. Постепенно у ребёнка выработается автоматический механизм: помылся — читаю, встал — заправляю кровать.
Подключайте награду
Награда важна на первых этапах формирования полезных привычек у детей. Это помогает детскому мозгу зафиксировать в памяти новую последовательность действий.
Часто думают, что привычке всегда должна сопутствовать награда. Но на самом деле достаточно подключать её поначалу. Длительность можно определять самостоятельно — вы сами поймёте, когда дело тесно войдёт в жизнь ребёнка, и вознаграждение уже не понадобится. Например, маленьким детям всегда дарят игрушку после посещения стоматолога в клинике. Но когда ребёнок подрастает, привыкает к походам к зубному и осознаёт важность процедуры, подарок становится необязательным.
Важное правило: если уже пообещали награду, обязательно давайте её ребёнку. Не противоречьте своим действиям, чтобы не загубить формирование привычки.
Похвала, когда ребёнок не забывает выполнить нужное действие, — тоже своеобразная награда. Поощряйте ребёнка, чтобы дополнительно его мотивировать.
Объясняйте, зачем это нужно
Формирование здоровых привычек у детей подкрепляется естественной мотивацией — если ребёнок понимает, что получит в результате, ему легче приучить себя к действию.
На доступном языке объясняйте, зачем нужна привычка и что она даст. Детям, особенно дошкольного возраста, сложно рисовать себе картину будущего и проводить нужные связи между действиями сейчас и результатом потом. Так вы покажете ему, почему привычка важна.
Найдите объяснение каждому действию, которое хотите привить. Например: нужно использовать зубную нить, чтобы не лечить зубы у стоматолога. Нужно ополаскивать посуду, чтобы самому потом не тратить много времени на мытьё. Нужно есть свежие овощи, чтобы хорошо работал кишечник.
Визуализируйте привычки
Чтобы эффективней сформировать привычку, ведите учёт действиям ребёнка. Превратите это в увлекательный челлендж — распечатайте трекер привычки и повесьте на видное место, например, холодильник. Каждый раз при выполнении действия ребёнок поставит галочку.
Можно придумать награду за определённое количество галочек на неделе. Например, если ребёнок каждый день выпивал два литра воды, на выходных получит подарок. Замечаете, что ребёнок хитрит ради получения награды? Вместе посмотрите мультфильм про то, как важно это делать. Напоминайте ребёнку поддерживать водный баланс в течение дня. Обращайте его внимание на то, когда сами пьёте воду. Всё это поможет ребёнку втянуться в новый режим.
Иногда помогает установить границы челленджа: например, в течение двух недель чистим вечером зубы зубной нитью. Если справились, втянулись, понравилось, увидели эффект — продолжаем челлендж.
Наслаждайтесь процессом
Распространённая ошибка — стремиться к результату, а не кайфовать от процесса. Естественно, мы ориентированы на результат, потому что хотим, чтобы наше новое поведение приносило плоды. Но новые цели не дают новых результатов — их даёт только новый образ жизни. Он является не результатом, а процессом.
Ошибки родителей при формировании детских привычек
Делимся типичными ошибками, которые мешают успешному формированию привычек.
| Ошибка | Проблема | Решение |
| Слишком много привычек одновременно | Родители пытаются внедрить 5-10 новых привычек за раз | Начинайте с одной привычки. Исследования показывают, что последовательное формирование привычек эффективнее параллельного |
| Завышенные ожидания по времени | Ожидание результата через 2-3 недели | Настройтесь на 2-3 месяца регулярной практики |
| Отсутствие собственного примера | Требовать от ребёнка того, чего не делают сами родители | Формируйте привычки вместе с ребёнком |
| Фокус на наказании, а не на поощрении | Критика за нарушение вместо похвалы за успех | Используйте позитивное подкрепление — хвалите каждый маленький успех |
Резюме
Формирование полезных привычек у детей — это инвестиция в их будущее. Помните: привычки, сформированные до 9 лет, остаются с ребёнком на всю жизнь. Это означает, что ваши усилия сегодня окупятся многократно в будущем.
Ключевые принципы успешного формирования привычек:
- Начинайте с одной привычки.
- Будьте терпеливы — процесс может занять как дни, так и месяцы.
- Показывайте личный пример.
- Используйте позитивное подкрепление.
- Делайте процесс интересным и творческим.
Если вам тяжело формировать полезные привычки у ребёнка, вы можете довериться курсам или онлайн-школам. Например, в Домашней школе Фоксфорда дети становятся самостоятельными быстрее: наставники учат планировать свои дела и вписывать их в график на день.
Помните: каждый ребёнок уникален, и то, что работает для одного, может не подойти другому. Экспериментируйте, адаптируйте советы под особенности вашего ребёнка и не бойтесь корректировать подход по мере необходимости.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни