Многие первоклассники охотно идут в школу, начинают учиться с энтузиазмом, но со временем этот запал может угаснуть, и ребёнок начинает воспринимать учёбу с неохотой, не слушает учителя, ленится, откладывает выполнение заданий. Разбираемся, почему у ребёнка может пропасть мотивация и как это изменить.
Особенности психики первоклассника
Чтобы понять, как правильно мотивировать ребёнка, важно учитывать психологические особенности детей 6-8 лет. В этом возрасте у детей активно развивается произвольное внимание, но концентрироваться на чём-то долго они не могут. Память работает лучше всего на ярких, эмоционально окрашенных образах — именно поэтому дети легко запоминают стихи про любимых героев, но с трудом заучивают правила по математике.
Мышление первоклассников развивается, переходит от наглядно-образного к логическому. Ребёнку 6 лет абстрактные понятия всё ещё даются с трудом, тогда как детям постарше становится легче формировать различные понятия. Поэтому для первоклашек в обучении важны игровые элементы, наглядные пособия и конкретные примеры из жизни.
Мотивация первоклассника
Первоклассники от природы любознательны, поэтому, если у ребёнка пропала мотивация к учёбе, нужно выявить причину, а также учесть объективные факторы, которые воздействуют на ребёнка в этот период:
- Перегруженность информацией. Ещё на этапе подготовки к школе родители обсуждают, что ребёнку необходимо для школьной жизни, какая будет школа и уроки, какой иностранный язык и кружки выбрать и так далее. От избытка этой информации ребёнок может начать бояться школы и всего, что с ней связано.
- Ребёнку скучно. Сегодня многие дети приходят в школу хорошо подготовленными, некоторые уже даже знают программу первого класса. Родителям кажется, что усиленная подготовка облегчит ребёнку обучение, но у этого есть и оборотная сторона — малышу становится неинтересно учиться, пропадает мотивация.
- Физиологические причины. Изменение режима дня, умственные нагрузки, необходимость быть усидчивым и внимательным, снижение физической активности.
- Новая роль, к которой нужно адаптироваться. Если раньше ребёнок мог в любой момент побегать и поиграть, то теперь ему предстоит внимательно слушать учителя, выполнять его просьбы, адаптироваться к коллективу.
- Эмоциональный дискомфорт. Ребёнок переживает из-за своих неудач, особенно если учится в школе, где введена система оценок, боится подвести родителей и почувствовать себя хуже других.
Родителям, которые задумываются, как мотивировать первоклассника на учёбу, необходимо помнить, что ребёнок проходит через важный период и может испытывать сложности возрастного кризиса. Он переживает период серьёзной трансформации, у ребёнка появляется понимание ответственности, исполнения обязанностей, необходимость учитывать требования школы. Нужно помочь ему адаптироваться к этим изменениям и найти мотивацию к учёбе.
Как заинтересовать первоклассника учёбой
Самое важное, что необходимо сделать родителям — создать условия для того, чтобы ребёнок сам проявил интерес к учёбе. Быть терпеливыми, не ругать ребёнка, направлять его и показывать ценность образования.
Следите за режимом дня первоклассника
Важно, чтобы у ребёнка оставалось достаточно времени для отдыха и полноценного сна (ложиться спать лучше не позже девяти вечера). После занятий нужен отдых полтора-два часа. При таком режиме нервная система первоклассника будет лучше адаптироваться к учебным нагрузкам.
Время для заданий — пик активности ребёнка
Старайтесь организовать время ребёнка так, чтобы к выполнению заданий он приступал во время пика его активности. Это особенно удобно, когда ваш ребёнок занимается на домашнем обучении. Если проводить занятия в период спада активности у ребёнка, заинтересовать его учёбой не получится.
Смысл учёбы — в знаниях
Подчёркивайте ценность знаний и результатов, которые ребёнок достигнет благодаря учёбе. Чаще хвалите его, чтобы у него появилась уверенность в своих силах. Старайтесь не сравнивать ребёнка с другими детьми, чтобы не разрушить его мотивацию к учёбе.
Поощряйте самостоятельность
Поощряйте ребёнка в учёбе, но не делайте за него большую часть заданий, первоклассник сам в состоянии справиться с ними и почувствовать интерес к учёбе. Не переусердствуйте с помощью — у ребёнка не появится мотивация, если учиться за него будут родители.
Не завышайте значение оценок
Расскажите ребёнку, что оценки, конечно, важны, но цель учёбы не в том, чтобы получить высокие отметки, а в том, чтобы стать интеллектуально развитым, получить новые знания. Это гораздо лучше поможет заинтересовать первоклассника учёбой, чем культ пятёрки в дневнике.
Сделайте внеучебную жизнь насыщенной
Постарайтесь, чтобы жизнь ребёнка не замыкалась только на учёбе. Необходимо заниматься и увлечениями, например тренироваться в спортивных секциях, ходить в кружки рисования, музыки, рукоделия, а ещё проводить время с друзьями.
Выбирайте интересные материалы для обучения
В начальных классах Домашней школы Фоксфорда интересные уроки и увлекательная подача материала — ребёнок не просто получает знания, а влюбляется в предмет.
Мотивация первоклассника к учёбе — задача необходимая, но в то же время родителям важно не переусердствовать и позволить ребёнку пережить собственный опыт, осознанно пройти период адаптации к школе и сформировать желание тянуться к знаниям.
Используйте игру в учебе
Игра остаётся ведущей деятельностью для первоклассника, поэтому использование игровых элементов в обучении поможет сохранить мотивацию к учёбе. Превращайте выполнение домашних заданий в увлекательное приключение. Например, математические примеры можно решать, помогая любимому герою собрать сокровища, а чтение превратить в путешествие по волшебным мирам.
Создавайте дома «учебные игры»: пусть ребёнок станет учителем для игрушек или младших братьев и сестёр. Когда дети объясняют материал другим, они лучше его запоминают и понимают. Используйте соревновательный момент — кто быстрее и правильнее выполнит задание, но следите, чтобы это не превратилось в стресс.
Разговаривайте о переживаниях
Даже при правильном подходе могут возникать сложности. Если ребёнок категорически отказывается делать домашние задания, не превращайте это в битву. Выясните причину: возможно, материал слишком сложный, или ребёнок устал, или есть проблемы в отношениях с одноклассниками.
При истериках из-за учёбы дайте ребёнку время успокоиться, а затем спокойно поговорите о том, что его беспокоит. Часто за нежеланием учиться скрываются страхи: боязнь сделать ошибку, получить плохую оценку, разочаровать родителей. Важно показать ребёнку, что ошибки — это нормальная часть обучения, а ваша любовь не зависит от его школьных успехов.
Сотрудничайте с учителями
Налаживайте контакт с классным руководителем и предметными учителями. Регулярно интересуйтесь не только оценками, но и поведением ребёнка на уроках, его взаимоотношениями с одноклассниками, особенностями усвоения материала. Если учитель отмечает проблемы с мотивацией, обсудите совместные стратегии помощи ребёнку.
Иногда снижение мотивации связано с конфликтными ситуациями в школе или неподходящим стилем преподавания. В таких случаях важно деликатно выяснить обстоятельства и при необходимости подключить школьного психолога или рассмотреть вопрос о смене класса или школы.
Формируйте долгосрочную мотивацию
Помогайте ребёнку видеть связь между учёбой и его будущими интересами. Если малыш мечтает стать врачом, рассказывайте, как знания по биологии и химии помогут ему в этом. Любит рисовать — покажите, как математика связана с пропорциями в искусстве.
Читайте вместе биографии интересных людей, показывайте документальные фильмы о науке и открытиях. Это поможет ребёнку понять, что учёба — это не просто школьная обязанность, а путь к интересной и насыщенной жизни.
Признаки успешной мотивации
Понять, что ваши усилия приносят плоды, помогут следующие признаки: ребёнок начинает задавать вопросы по учебным темам дома, с интересом рассказывает о том, что узнал в школе, сам садится за домашние задания, проявляет любознательность к окружающему миру.
Помните: формирование устойчивой мотивации к учёбе — процесс длительный, требующий терпения и последовательности. Не ждите мгновенных результатов, но и не опускайте руки при первых трудностях.
Резюме
Мотивация первоклассника к учёбе — задача необходимая, но в то же время родителям важно не переусердствовать и позволить ребёнку пережить собственный опыт, осознанно пройти период адаптации к школе и сформировать желание тянуться к знаниям.
Помните, что каждый ребёнок уникален, и то, что работает для одного, может не подойти другому. Наблюдайте за своим малышом, прислушивайтесь к его потребностям и корректируйте подход по мере необходимости. Главное — сохранить в ребёнке естественную любознательность и желание познавать мир, тогда учёба станет не тяжёлой обязанностью, а увлекательным путешествием в мир знаний.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни