Что такое ОВЗ
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как «ограниченные возможности здоровья».
Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.
ОВЗ не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе. У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Именно так, например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок с задержкой развития может не иметь инвалидности.
Согласно данным Министерства просвещения Российской Федерации, начиная с 2020 года количество детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в инклюзивных классах, впервые превысило число тех, кто учился в специализированных школах. К 2023/24 учебному году доля таких учеников достигла 58,8%.
Особенности обучения детей с ОВЗ
Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.
При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:
- ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ,
- ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
Актуальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) задаёт границы методов работы, а конкретные шаги для развития детей прописывают педагоги на местах (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 №287).
Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) об отношении россиян к инклюзивному образованию, около 75% родителей российских школьников положительно оценивают идею совместного обучения их детей с учениками с ОВЗ. Также согласно данному исследованию, половина родителей считает, что школы пока не обеспечены всем необходимым для качественного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы и программы работы с детьми ОВЗ в школе
В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:
- Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, на начальное звено.
- Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении.
- Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.
ПМПК и варианты программ
Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет.
Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:
- Первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок.
- Второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени.
- Третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок.
- Четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.
Заключение ПМПК действует в течение календарного года с даты его подписания или в течение срока, указанного в самом заключении (при представлении заключения в школу до истечения срока оно действует в течение всей текущей ступени образования или в течение срока, указанного в самом заключении).
После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:
- диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
- диагноз продляют;
- диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.
Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту.
Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.
Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер. Вот почему родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:
- сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
- занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
- специальные технические средства, например пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
- специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.
Формы обучения детей с ОВЗ
Выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ:
- в инклюзивном классе массовой школы,
- в коррекционном классе массовой школы,
- в коррекционной школе,
- надомное образование,
- семейное образование.
Инклюзивное обучение в обычной школе для детей с ОВЗ
Инклюзивное обучение предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ). Так, например, в государственной общеобразовательной школе № 1321 «Ковчег» в Москве успешно реализуется программа по социальной адаптации детей через классы коррекционно-развивающего обучения.
Преимущетсва инклюзивного обучения
- Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные.
- Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.
Недостатки инклюзивного обучения
- Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
- Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора (Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 №115).
- Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем.
- Многие родители стремятся к тому, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Именно так появляются различного рода психологические травмы и конфликты.
Коррекционный класс в обычной школе для детей с ОВЗ
В педагогической среде такая форма обучения детей с ОВЗ называется интеграцией.
Не стоит путать с инклюзией. При интеграции ребят с ОВЗ одного возраста объединяют в отдельный коррекционный класс. Получается, что дети с ОВЗ учатся отдельно, по своей программе, но общаются с остальными сверстниками на переменах.
Преимущества коррекционного класса
- дети с ОВЗ занимаются по своей программе и не чувствуют себя отстающими;
- они находятся в коллективе.
Проблемы в интегративной среде такие же, как в инклюзии. Это критично и является главным недостатком, что коррекционный класс воспринимается обществом как нечто «на ступень ниже» — «пятно» на репутации ребёнка и в истории школы.
Коррекционная школа для детей с ОВЗ
В коррекционную школу принимают только детей со статусом ОВЗ. В таких школах учатся дети с похожими нарушениями, например, коррекционные школы для глухих или для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Раньше коррекционные школы обозначали римскими цифрами по типам нарушений — с I по VIII. Сейчас такого разделения нет.
Плюсы коррекционной школы
- дети находятся среди детей с таким же диагнозом и не чувствуют себя ущемлёнными;
- программы рассчитаны под определённую особенность;
- такие учебные заведения оборудованы всем необходимым для эффективных занятий — например, наушниками в школе для глухих или увеличенными картами для детей с нарушениями зрения;
- часто ученики уже знают друг друга, потому что посещали один детский сад.
Минусы коррекционной школы
- дети редко взаимодействуют со здоровыми сверстниками и привыкают жить в узком микросоциуме;
- под влиянием окружающей среды и стереотипов выпускники коррекционных школ не стремятся получать высшее образование.
Надомное обучение для детей с ОВЗ
Ребёнок с ОВЗ может числиться в классе массовой или коррекционной школы, к нему будут приходить учителя домой или вести занятия дистанционно.
Для организации надомного обучения школе необходимо создать индивиуальный учебный план (ИУП), распределить нагрузку по преподавателям и рассмотреть возможные формы аттестации.
Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, необходимо заявление родителей и заключение медико-социальной экспертизы. При этом право на него имеют только дети с заболеваниями из определённого перечня.
Главное преимущество такого образования — он подходит для маломобильных детей и тех, у кого сложные нарушения.
Минусы надомного обучения
- родителям необходимо создать условия для обучения дома, например, открывать дверь педагогу, если ребёнок малоподвижен;
- надомникам приходится много материала изучать самостоятельно.
Семейное образование для детей с ОВЗ
Семейное обучение подразумевает получение образования вне стен школы, то есть самостоятельное освоение программы. Ответственность за качество образования при этом лежит на плечах родителей.
Учиться можно дома самостоятельно или дистанционно в онлайн-школах. Чтобы перейти на семейное образование, необходимо проинформировать департамент образования, отчислиться из школы, выбрать школу для аттестации и организовать сам учебный процесс.
Преимущества семейного образования
- дети могут учиться в комфортном темпе и с оптимальной нагрузкой;
- весь образовательный процесс происходит дома в комфортной обстановке;
- родители могут не обучать самостоятельно, а выбрать онлайн-школу;
- у детей есть время на дополнительные занятия или хобби.
Недостатки семейного образования
- трудозатратно для родителей, если они хотят обучать ребёнка самостоятельно;
- при неграмотной организации учебного процесса дети не будут успевать по программе;
- для прохождения промежуточных аттестаций нужно прикрепляться к массовым школам, при этом трудно найти образовательную организацию для аттестации по адаптированной программе;
- дистанционное образование малодоступно для детей с нарушениями слуха, зрения, множественными нарушениями;
- онлайн-школы платные.
Домашняя школа Фоксфорда удобна для ребят с ОВЗ тем, что занятия можно просматривать в записи, а учеников поддерживают персональные наставники. У нас есть примеры успешного обучения детей с ОВЗ. Например, Серафиме, ученица Домашней школы Фоксфорда, которой дислексия и дисграфия не помешали учиться на пятёрки.
Сравнительная таблица программ обучения детей с ОВЗ
|
Уровень социализации |
Нагрузка на родителей |
График |
Подход | |
| Инклюзивное обучение в массовой школе | Высокий, постоянное общение со сверстниками |
Низкая, основная ответственность на школе |
Фиксированный, как у всех учеников |
Ограниченный, зависит от наличия тьютора и адаптации программы |
| Коррекционный класс массовой школы |
Средний, общение в рамках класса и на переменах с другими учениками |
Средняя, участие родителей в сопровождении и взаимодействии с педагогами |
Фиксированный, но адаптированный под детей с ОВЗ |
Программы адаптированы, занятия ведут подготовленные учителя |
|
Коррекционная школа |
Средний, общение в основном с детьми с ОВЗ |
Низкая, обучение и сопровождение полностью на школе |
Фиксированный, с коррекционными занятиями |
Индивидуальные программы |
|
Надомное образование |
Ограничено общением с педагогами, нет сверстников |
Средняя, родители организуют и контролируют процесс |
Гибкий, подстраивается под состояние ребёнка |
Обучение «один на один» |
|
Семейное образование |
Средний, зависит от усилий семьи по социализации |
Средняя, родители подбирают педагогов или онлайн-школу и следят за дисциплиной |
Гибкий, полностью определяется семьёй |
Индивидуальный, строится исходя из потребностей ребёнка |
Выводы
Если вы столкнулись со статус «ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ), то это не приговор для вашего ребёнка. На сегодняшний день существует множество форм обучения, которые позволяют полноценно освоить образовательную программу, не имея проблем с социализацией и получением аттестата. Важно оценить преимущества и недостатки каждой из форм и выбрать наиболее подходящий вариант для вас и вашего ребёнка.
Часто задаваемые вопросы
Что такое надомное обучение детей с ОВЗ
Ребёнок с ОВЗ может перейти на надомное обучение, если у него есть заболевания из определённого перечня. Чтобы осуществить перевод ребёнка, необходимо заявление родителей и заключение медико-социальной экспертизы.На таком формате обучения учителя приходят домой или ведут занятия дистанционно.
Могут ли дети с ЗПР учиться в обычной школе
Да, дети с задержкой психического развития (ЗПР) могут учиться в обычной школе, если им создают подходящие условия. Часто таким детям требуется адаптированная программа, помощь логопеда, психолога или тьютора. Важен индивидуальный подход и более мягкий темп обучения. Выбор между обычным и коррекционным классом зависит от особенностей ребёнка и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Расшифровка ОВЗ в школьном образовании
ОВЗ — ограниченные возможности здоровья: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, умственная отсталость, расстройство аутистического спектра. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
Какой аттестат получают дети с ОВЗ
Дети с ОВЗ после 9 или 11 класса могут получить точно такой же аттестат об основном или среднем общем образовании, как и их сверстники. Если они учились по адаптированной программе, то в документе это не указывается. В случаях, когда ребёнок не осваивает стандартную программу, ему выдают свидетельство об обучении.
В чем разница между ОВЗ и инвалидностью
ОВЗ относится к педагогической сфере, а инвалидность — к медицинской. Статус ОВЗ определяется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), тогда как инвалидность устанавливается врачами на медико-социальной экспертизе. У ребёнка может быть инвалидность, но при этом отсутствовать статус ОВЗ, и наборот.
Что такое коррекционные классы в общеобразовательных школах
В отдельный коррекционный класс могут объединить ребят с ОВЗ одного возраста: они будут учиться отдельно, по своей программе, но общаться с остальными сверстниками на переменах.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни