Вместе с психологом Анастасией Митрофановой разобрались, что значит сепарироваться от родителей, зачем это делать и почему незавершённая версия оказывает особое влияние на жизнь ребёнка и родителя.

Что такое сепарация от родителей
Сепарация от родителей, простыми словами, — это процесс, во время которого ребёнок отделяется от родителя и становится автономным, то есть начинает меньше зависеть от родителя физически и эмоционально, становится всё более способным самостоятельно действовать в различных ситуациях.
Полная сепарация от родителей возможна в том случае, если у родителя и ребёнка сформировалась надёжная привязанность на самом раннем этапе жизни — от 0 до 2−3 лет. Это означает, что в жизни ребёнка присутствовал стабильный, безопасный взрослый, который удовлетворял не только физические, но и эмоциональные потребности, был чутким и участливым. В таком случае сформировавшаяся привязанность позволяет ощущать себя безопасно, действуя в той или иной степени самостоятельно.
В противном случае сепарация в ходе взросления может ощущаться как утрата, а не как обретение независимости. Например, если родитель подолгу в раннем возрасте оставлял ребёнка одного, чтобы тот «привыкал быть самостоятельным», не откликался вовремя на плач, — всё это будет иметь противоположный эффект. Так ребёнку сложно получить удовольствие от свободы из-за пережитого сильного страха и потерянности.
<<Форма демодоступа>>
Зачем нужна сепарация
Согласно теории привязанности Джона Боулби, тесная связь ребёнка с матерью или другим значимым взрослым помогает ему адаптироваться к миру, обрести внутреннюю опору. Чем более стабильная, искренняя и поддерживающая связь сложится у них, тем проще ребёнку будет принимать самостоятельные решения во взрослой жизни.
В процессе сепарации развиваются уверенность в себе и навыки саморегуляции, которые критически важны для адаптации к изменениям окружающей среды. Отделяясь от родителей, человек открывается для установления новых социальных связей, что способствует его социальной интеграции. Возможность самостоятельно анализировать ситуации и принимать решения развивает критическое мышление и готовит к взрослой жизни, где необходимо справляться с обязанностями и вызовами без постоянной опоры на родителей. Так сепарация создаёт условия для полноценной и самостоятельной жизни, обогащая личность как на эмоциональном, так и на социальном уровне.
Любой нормотипичный ребёнок рано или поздно вырастает и организовывает свою самостоятельную жизнь, поэтому важность сепарации от родителей трудно переоценить.
<<Сноска | Где грань между вседозволенностью и свободой ребёнка | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/balovat-nelzya-zapreshchat>>
Уровни сепарации
В 1980-х годах американский психолог и учёный Джеффри Хоффман (Jeffrey A. Hoffman) выделил четыре уровня сепарации ребёнка от родителей.
Функциональный — ребёнок становится автономным, обеспечивая себя работой, жильём, едой.
Эмоциональный — ребёнок может принимать решения, понимать, что он хочет и чувствует. Ориентируется на себя, а не на родителей.
Клинический психолог Карл Бриш в книге «Терапия нарушений привязанности. От теории к практике» описал, как сепарироваться от родителей эмоционально: «Если потребности ребёнка удовлетворяются и он может найти эмоциональную защищённость у значимого взрослого, система привязанности приходит в равновесие, и младенец может пойти на поводу у своего любопытства, что выражается в форме исследовательского поведения».
Ценностный — у ребёнка появляется собственное мировоззрение. При этом он не винит себя из-за того, что может думать и чувствовать не так, как родители.
Конфликтный — ребёнок учится отстаивать свои взгляды, ценности и ориентиры в разговоре с родителями. Чувствует себя свободно, не тревожится и не испытывает злость по отношению к оппонентам.
<<Форма семейного образования>>
Этапы сепарации
Сепарация происходит в течение жизни человека.
- Момент рождения. Самая значимая психологическая сепарация от родителей в жизни человека. Ребёнок физически отделяется от матери и начинает функционировать самостоятельно.
- С 3 до 7 лет. Начало детской сепарации от родителей часто совпадает с кризисом трёх лет. Ребёнок понимает, что его желания не всегда совпадают с требованиями взрослых. В лексиконе появляются новые фразы: «Я не буду это есть!», «Я не хочу надевать варежки!» или «Я хочу сладкое!». Так малыш учится очерчивать личные границы.
- С 12 до 17 лет. У ребёнка окончательно формируется базовая идентичность. Теперь имеет значение мнение не родителей, а сверстников. Сепарация подростка от родителей видна в бытовой жизни: ребёнок видит недостатки мамы и папы, протестует против ограничений, ограничивает вмешательство в свою жизнь.
- С 8 до 11 лет. В этом возрасте ребёнок осознаёт, что у него есть собственные обязанности, за выполнение или невыполнение которых он несёт ответственность.
- С 18 лет. В этом возрасте молодые люди часто переезжают от родителей в общежитие или другой город, а также начинают зарабатывать. При этом сепарация не происходит автоматически. Автономность ребёнка зависит от отношений в семье и обстоятельств: например, кто-то выходит замуж в 18 лет, а кто-то в 25 ещё зависит материально от родителей. К 25 годам, как правило, окончательно формируются личные ценности и ориентиры.
<<Сноска | Кризис трёх лет у ребёнка: что делать родителям | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/krizis-tryoh-let-u-rebyonka-chto-delat-roditelyam>>
Поздняя сепарация от родителей
Если родителю сложно вовремя отпустить ребёнка или ребёнку непросто принимать самостоятельные решения и он действует с оглядкой на родителя, происходит более позднее обретение самостоятельности.
Слишком поздняя сепарация от родителей может привести к сложностям в будущем:
- не сформируется уверенность в своих силах;
- не появится способность к саморегуляции;
- не сложится умение учиться на своих ошибках, экспериментировать и приобретать опыт;
- появятся трудности с адаптацией в социуме;
- будет повышаться тревожность при принятии решений;
- будет недостаточно внутренней мотивации;
- образуется повышенная восприимчивость к внешнему давлению.
Оптимальный сценарий предполагает достижение самостоятельности в благоприятной и поддерживающей среде, где ребёнок может безопасно исследовать мир и постепенно развивать независимость.
Отсутствие сепарации от родителей практически не встречается в чистом виде.
<<Форма гибкие навыки>>
Почему сепарация может остаться незавершённой
Сепарация может остаться незавершённой, если:
- связь родителя и ребёнка в его первые годы жизни была непрочной;
- ребёнок много времени проводил вдали от матери, находился в больнице или детском учреждении;
- эмоциональный фон семьи не был стабильным и позитивным (например, члены семьи страдали алкогольной зависимостью).
В таких случаях вместо сепарации получится разрыв связи со значимым взрослым, с которым у ребёнка было тяжёлое нарушение привязанности.
Если ребёнок не ощутил в раннем возрасте безопасности своего окружения, ему свойственно «цепляться» за родителей или друзей. Он переживает ужас от необходимости действовать в одиночку. Это бессознательно погружает его в ранние переживания, когда он испытывал схожие чувства.
Важно понимать: сепарация от родителей не означает, что ребёнок перестаёт общаться с ними или что их мнение для него больше не важно. Это означает, что он может принимать свои решения, беря во внимание возможное несогласие с родителями.
Чем опасна незавершённая сепарация
- Низкой самооценкой.
- Повышенной тревожностью.
- Низким уровнем мотивации в любых сферах.
- Боязнью одиночества.
- Зависимостью от мнения и одобрения окружающих.
- Неумением защищать свои границы, отстаивать точку зрения, говорить «нет» или принимать решения.
- Неспособностью справляться с собственными эмоциями.
- Невозможностью понять, чего хочется на самом деле.
Советы родителям, как развить самостоятельность у ребёнка
Доверять ребёнку зоны ответственности. В зависимости от возраста это могут быть разные просьбы и поручения. Например, в 5 лет ребёнок может протереть пыль на невысоких тумбах, в 10 — сам дойти из школы, в 15 — приготовить ужин на всю семью.
Избегать гиперопеки. Родители могут постоянно вмешиваться в дела ребёнка, давать непрошеные советы и всё контролировать, особенно если малыш медлительный или поступает по-своему. Когда ребёнок мал, он нуждается в направлении: что ему делать, как и почему. По мере взросления ситуация меняется: ребёнок сам обращается к маме и папе, когда ему нужна помощь.
<<Сноска | Как воспитать самостоятельность в детях и перестать их контролировать | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelnosti>>
Позволять принимать решения. Малыш может выбирать футболку синего или зелёного цвета, подросток — как провести выходные, взрослый — где ему жить.
Поощрять разумные решения. Не скупиться на похвалу, когда ребёнок проявил самостоятельность и добился хорошего результата. А если результат вышел посредственным, похвалить за попытку.
Быть на стороне ребёнка. Даже если ребёнок не прав, важно говорить, что неправильны только его действия или выбор, а не он сам.


Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни