Что такое скетчноутинг
Всё началось со скетчинга — скоростного рисунка, набросков без особой детализации, зато точно передающих суть. Однажды люди попробовали фиксировать с помощью них лекции, и появился скетчноутинг.
Скетчноутинг — это иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, стрелками и другими элементами, помогающими структурировать, запомнить и осмыслить информацию.
В 1970 году Алан Пайвио разработал теорию двойного кодирования, согласно которой мозг использует для обработки данных два канала — вербальный и визуальный. Скетчноутинг задействует сразу оба.
Как работает скетчноутинг
Представьте лекцию, рабочую встречу или мозговой штурм. Вам нужно записать главные мысли. Процесс выглядит так:
- Внимательно слушаете спикера.
- Выделяете ключевую идею.
- Рисуете её схематично и добавляете короткие пояснения.
Такой подход включает три вида восприятия — зрительное, словесное и двигательное. Это резко повышает качество запоминания.
Главное отличие от обычных конспектов — здесь нельзя механически записывать слова. Скетчноутинг требует осмысления. Сначала формируете образ в голове, потом переносите его на бумагу в виде рисунка с текстом и символами.
Готовый скетч становится якорем для памяти. Он помогает восстановить не только содержание, но и контекст события. Вы вспомните интонацию говорившего, свои эмоции и детали обстановки.
Польза скетчноутинга
- Благодаря работе сразу двух полушарий, вы не просто слышите и записываете, а осмысливаете материал.
- Визуальное конспектирование помогает фокусировать внимание. Мозг поглощён процессом, рисование дарит положительные эмоции, вам не хочется отвлекаться на соцсети и мессенджеры.
- Скетчноутинг развивает творческое и критическое мышление, коммуникативные навыки.
- Рисование улучшает память, повышает усваиваемость пройденного материала.
- Красивые записи приятно рассматривать самому и показывать друзьям. Вероятность, что вы будете периодически открывать их, а значит, повторять информацию, гораздо выше, чем в случае с обычными конспектами.
- Скетчи учат выделять главное, с помощью них проще объяснять и делиться идеями.
- Это весело! Особенно если любишь рисовать.
Кому пригодится скетчноутинг
Всемирно известный специалист в области визуального мышления Дэн Роэм считает, что «успешность решения проблем с помощью визуального изображения не зависит от художественного таланта». Скетчноутинг подходит всем, кто хочет качественно запоминать и объяснять информацию.
Чаще всего визуальными заметками пользуются:
- Школьники и студенты. Превращать сложные темы в скетчи гораздо эффективнее зубрёжки.
- Преподаватели. Наглядные рисунки способны влюбить детей в предмет.
- Бизнесмены. Визуализация отлично продаёт.
Базовая структура скетчноутинга
Любой скетч можно создать без специальной подготовки. Основные компоненты помогут структурировать визуальные заметки:
- Заголовок. Каждому скетчу нужно чёткое название. Оно должно точно отражать содержание и помогать быстро найти нужную информацию.
- Типографика. Экспериментируйте с разными шрифтами. Выделяйте главные мысли крупным текстом, второстепенную информацию — мелким.
- Диаграммы. Основа визуализации — простые геометрические фигуры. Квадрат, круг и треугольник помогут донести любую идею.
- Рукописный текст. Письмо от руки — неотъемлемая часть скетчноутинга. Оно объединяет разные способы передачи информации и делает конспект более личным.
- Разделители. Подчёркивания, линии и рамки помогают зрительно отделить один блок информации от другого. Они создают понятную структуру.
- Стрелки-указатели. Они направляют взгляд в нужную часть скетча. Позволяют быстро найти конкретную информацию без перечитывания всего материала.
- Маркеры абзацев. Списки с маркерами и номерами делают текст более читабельным. Они помогают структурировать информацию по важности.
- Подпись автора. Не забудьте обозначить авторство. Это особенно важно при работе в команде или создании материалов для других людей.
Эти элементы позволяют студентам и школьникам быстро фиксировать услышанное. Они также помогают выражать собственные идеи, наблюдения и даже несогласие с материалом. Преподаватели, которые используют скетчноутинг, демонстрируют индивидуальный и творческий подход к обучению.
Как создавать скетчи
Итак, вы решили визуализировать свой первый конспект. С чего же начать?
1. Приготовьте материалы
Вам потребуется:
- Нелинованный блокнот А5 или А4. Если такого нет под рукой, возьмите обычный листок для принтера или ватман. Нельзя спугнуть вдохновение отсутствием «правильной» бумаги. На одну лекцию обычно отводится один лист или разворот.
- Тонкие чёрные маркеры, которые хорошо сохнут, долго не кончаются и не просачиваются сквозь бумагу.
- Карандаши и фломастеры для раскрашивания.
- Корректор и ластик для устранения досадных помарок.
2. Выберете место и время
Создавать скетчи можно буквально на ходу. Во время научных конференций, например, многие слушатели зарисовывают выступления спикеров прямо на коленях. Но в домашних условиях лучше всё же сесть за стол.
Определите, как вы будете делать заметки: в режиме реального времени или в два этапа. В онлайн-обучении лучше придерживаться второго варианта: сначала посмотрели урок, поучаствовали в дискуссии в чате, а потом осмыслили материал, пересматривая запись и рисуя скетч.
Сначала один визуальный конспект будет занимать у вас два-три часа. Чтобы не торопиться и не отвлекаться, заранее заложите это время в своё расписание. Однако с опытом скетчоутинг будет отнимать даже меньше времени, чем письмо. Ведь при помощи рисунка идеи можно выразить богаче, не тратя время на подбор слов.
3. Продумайте структуру
Хорошая структура заметки гораздо важнее её эстетической составляющей. От того, насколько хорошо вы организуете подачу информации, зависит, будет ли понятна она потом.
Структура скетчзаметки может быть линейной, траекториальной, вертикальной, лучеобразной (радиальной), модульной, а также похожей на «небоскрёб» или «попкорн».
Возможно, вам потребуется несколько попыток, чтобы понять, какая структура вам больше всего нравится и адекватно передаёт идеи, которые вы записываете.
4. Используйте анатомию скетчзаметок
Скетчноутинг не требует диплома художественной школы. Неважно, умеете вы рисовать или нет.
Большинство объектов, которые требует визуализация, можно составить из пяти простых фигур: круга, квадрата, треугольника, линии и точки. Почти все окружающие нас предметы напоминает их по форме: книга — прямоугольник, Солнце — круга и так далее.
При создании скетчей используется также текст и символы. Среди последних чаще всего встречаются стрелки, «облака» (как в комиксах), знаковые обозначения денежных единиц, логотипы компаний и тому подобное.
Шрифты, подчёркивания и начертания можно использовать разные. Например, написать самое важное высокими узкими буквами, а краткие пояснения сделать жирным или орнаментальным шрифтом.
5. Проявляйте индивидуальность
Скетчноутинг — процесс не только мыслительный, но и творческий. В нём должно быть видно автора.
Работайте над стилистикой, придумывайте свои фишки и экспериментируйте.
Применение скетчноутинга в учёбе
Освоили базовые принципы? Попробуйте внедрить визуальные заметки в повседневную практику. Отличная возможность — подготовка к важному выступлению или презентации.
Визуальные заметки можно успешно использовать практически на любых школьных дисциплинах:
- История. Карты, временные линии и схемы помогают запоминать даты, события и их взаимосвязи.
- Литература. При изучении объёмных произведений цветовые выделения и символы помогают структурировать сюжет и выделять ключевые идеи автора.
- Алгебра. Метод позволяет систематизировать формулы, выделять главные правила и создавать визуальные подсказки для решения задач.
- Окружающий мир. Графики, списки с маркерами, стрелки и геометрические фигуры значительно улучшают качество запоминания природных явлений и процессов.
- Русский язык. Цветовое кодирование терминов и правил помогает группировать языковые элементы и лучше их запоминать.
- Английский язык. Визуальные карточки для новых слов и схематичные конспекты грамматических правил делают изучение языка более эффективным.
Постепенно скетчноутинг может стать универсальным инструментом как для личного развития, так и для решения профессиональных задач.
Развенчиваем мифы о скетчноутинге
Несмотря на растущую популярность визуальных заметок, вокруг этой методики до сих пор существует немало заблуждений. Разберём самые распространённые.
Миф 1: Нужен художественный талант
Это самое частое заблуждение. Скетчноутинг не имеет отношения к искусству — это инструмент для структурирования и систематизации информации. Конспект должен быть в первую очередь информативным, а не красивым. Простые геометрические фигуры и базовые символы справятся с задачей не хуже профессиональных иллюстраций.
Миф 2: Долгий процесс обучения
На самом деле базовые приёмы скетчноутинга осваиваются быстро и легко. Фантазия и творческий подход только приветствуются, но не являются обязательными. Начать можно с простейших элементов и постепенно развивать свой стиль.
Миф 3: Чужие скетчи непонятны
Действительно, расшифровать визуальные заметки другого человека может быть сложно — у каждого свой стиль, ассоциации и опыт. Но это не означает, что ваши собственные записи будут запутанными. Наоборот, вы создаёте их под себя, используя понятные лично вам образы и символы.
Как избежать распространённых ошибок в скетчноутинге
Новички часто совершают типичные ошибки на пути к мастерству. Разберём самые распространённые и способы их избежать.
Ошибка 1: Чрезмерное внимание к деталям
Многие начинающие, особенно дети, увлекаются прорисовкой мелких деталей. Они забывают об основной цели — передаче главной идеи. Могут потратить всё время на создание идеального рисунка одного элемента, упустив при этом важную информацию.
Как исправить: постоянно напоминайте себе, что цель скетча — передача сути, а не создание художественного шедевра. Используйте простые символы и схематичные изображения. Помните: лучше быстро зафиксировать десять идей простыми рисунками, чем детально проработать одну.
Ошибка 2: Хаотичная структура
Без понимания принципов организации пространства легко заполнить страницу беспорядочно. Информация располагается где попало, связи между элементами неочевидны, а общая логика теряется.
Как исправить: используйте простую сетку или привычную последовательность — слева направо, сверху вниз. Это поможет упорядочить мысли и сделать скетч логичным и понятным для восприятия. Начинайте с планирования общей структуры, а затем заполняйте детали.
Ошибка 3: Избыточная цветовая палитра
Желание сделать скетч ярким и красочным может привести к обратному эффекту. Слишком много цветов перегружает зрительное восприятие и отвлекает от содержания.
Как исправить: ограничьте палитру тремя-четырьмя основными цветами. Используйте их осознанно — для выделения ключевых моментов, группировки связанной информации или создания визуальной иерархии. Каждый цвет должен нести смысловую нагрузку.
Ошибка 4: Непонятность для других
Когда создаёте скетч только для себя, легко использовать личные ассоциации и символы. Они будут непонятны другим людям. Это ограничивает возможности использования ваших заметок.
Как исправить: стремитесь к ясности и универсальности. Периодически показывайте свои скетчи другим людям и просите их объяснить, что они видят. Практикуйтесь в объяснении своих визуальных заметок вслух — это поможет развить навыки презентации и сделать работу более понятной.
Избегая этих распространённых ошибок, вы значительно повысите эффективность скетчноутинга. Помните: цель не в создании красивых рисунков, а в улучшении запоминания, понимания и передачи информации.
Книги по скетчноутингу
Рисунок + текст — это очень мощная комбинация. Если вам понравился наш материал, и вы решили дальше развивать этот навык, советуем прочесть книги мастеров визуальных заметок:
- Майкл Роуди: «Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу» и «Визуальные заметки на практике. Продвинутые техники визуальных заметок».
- Дэн Роэм: «Визуальное мышление. Как “продавать” свои идеи с помощью визуальных образов», «Практика визуального мышления. Оригинальный метод решения сложных проблем» и «Бла-бла-бла, или Что делать, когда слова не работают».
- Франс Белльвиль-Ван Стоун: «Скетчи! Как делать зарисовки повседневной жизни».
- Братья Маклеод: «Создай свою вселенную. Как придумывать истории, персонажей и развивать воображение».
- Нора Хертинг и Хезер Уиллемс: «Доведи идею до ума: 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектов».
- Джон Хендрикс: «Рисовать — это круто. Скетчбук, где живут твои идеи».
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни