«Летучий голландец»: самый знаменитый корабль-призрак
Согласно легенде, это парусное судно XVII–XVIII веков обречено вечно бороздить моря и никогда не приставать к берегу. «Летучий голландец» принадлежал флоту Голландской Ост-Индской компании и перевозил драгоценные грузы, например специи и шёлк.
Свою известность парусник приобрёл благодаря капитану — отчаянному и амбициозному Ван дер Деккену. Однажды, пытаясь быстрее вернуться с товарами в Амстердам, он выбрал опасный маршрут мимо мыса Доброй Надежды. Начался шторм. Когда экипаж попросил его отказаться от безумного плана, капитан поклялся пройти этот путь, даже если ему потребуется вечность.
В одних версиях легенды он просто не смог развернуть корабль, в других — демонстративно отказался это сделать, хоть и знал, что погубит всю команду. За эту дерзость он был проклят, а его корабль превратился в видение.
Моряки верили, что встреча с «Летучим голландцем» предвещает кораблекрушение или смерть. Его описывали как полупрозрачный парусник, который появляется в шторм или туман, иногда он окружён зловещим свечением.
Вот как можно объяснить видение:
- Оптический обман — фата-моргана. В море часто возникают миражи из-за преломления света. Это природное явление работает как гигантская линза, которая искажает свет и проецирует в воздухе неясные образы далёких объектов. Визуальный эффект напоминает хаотичный калейдоскоп: изображения дробятся, накладываются друг на друга и стремительно меняются. Так, корабль, который находится далеко за горизонтом, может казаться парящим в воздухе или исчезающим.
- Галлюцинации от одиночества и усталости. Долгие плавания в неблагоприятных климатических зонах, ограниченный контакт с внешним миром и постоянные угрозы пиратов и непогоды создавали идеальные условия, чтобы проявились различные формы зрительных и слуховых галлюцинаций. Подобные состояния могли возникать из-за постоянного физического истощения, нехватки сна, недоедания и дефицита витаминов.
- Пропавшие суда. Некоторые реальные корабли, которые потеряли команду, нередко попадались другим экипажам спустя месяцы или даже годы. Суеверные моряки приписывали мистические свойства таким дрейфующим без экипажа судам, и любой корабль, внезапно встретившийся в море, мгновенно становился кандидатом на звание «Летучего голландца».
- Когнитивные искажения. После спонтанной встречи с брошенным кораблём любая неудача, будь то шторм, поломка или болезнь, воспринималась как «проклятие призрачного корабля». На самом деле это классическое самосбывающееся пророчество: моряки пугались, теряли бдительность, начинали видеть «знаки» в обычных событиях и совершали ошибки из-за стресса.

Легенда вдохновила множество произведений — от оперы Вагнера и полотен художников до фильмов «Пираты Карибского моря»
«Мария Целеста»: таинственно покинутое судно
Корабль обнаружили британские моряки «Деи Грации» в 1872 году в 400 милях к востоку от Азорских островов. Судно было абсолютно пустым, без единой души на борту. Хотя все личные вещи членов экипажа остались на месте: стол накрыт, еда приготовлена, запас воды и припасов достаточный, а последняя запись в журнале датирована десятью днями ранее.
Согласно легенде, капитан Бенджамин Бриггс, его жена, дочь и семь моряков везли из Нью-Йорка в итальянскую Геную 1701 баррель технического спирта. Спустя месяц они исчезли внезапно и бесследно. Ни их тел, ни шлюпки так и не нашли.
Загадка этого корабля-призрака вызывает массу предположений и споров:
- Взрыв спиртовых паров. Когда команда «Деи Грации» поднялась на борт, она обнаружила, что несколько бочек, в которых был спирт, оказались пусты. Выдвинули теорию, что Бриггс мог это заметить и испугаться утечки ядовитых газов. Так, опасаясь инцидента, моряки спустились в шлюпку, чтобы подождать, пока всё не выветрится, но сильный ветер отбросил лодку прочь.
- Неисправность и шторм. Есть версия, что один из двух насосов был разобран, а на дне корабля плескалось три с половиной фута воды. Капитан мог отдать приказ покинуть корабль, потому что без исправного насоса судно могло затонуть. Логично было высадиться на остров Санта-Мария, потому что это последняя земля на сотни миль вокруг.
- Подозрение в мошенничестве. Раньше владельцы кораблей покупали страховку, чтобы защитить себя от убытков в случае аварии или пропажи судна. Если какой-то корабль тонул или терялся, страховая компания возмещала владельцу ущерб. Чтобы стимулировать спасение судов, другим командам разрешалось получать награду за найденные и спасённые корабли. Правда, некоторые капитаны пользовались этой схемой для личной выгоды.
Члены команды судна «Дея Грация», которое первым натолкнулось на «Марию Целесту», получили страховые выплаты за буксировку последней. Однако суд счёл ситуацию подозрительной: капитаны дружили, команда и пассажиры исчезли, оставив на борту личные вещи, пищу и воду. Прокурор Фредерик Солли-Флад провёл расследование, но не выявил нарушений закона. Спасателям выплатили лишь малую долю обещанной суммы.

Когда «Марию Целесту» нашли, на борту был 1701 баррель технического спирта, один из судовых насосов был демонтирован и в грузовом трюме образовалось небольшое затопление
«Леди Лавибонд»: напоминание о трагической любви и ревности
По преданию, 13 февраля 1748 года эта шхуна отправилась из Англии к берегам Португалии. На борту находился капитан Саймон Рид со своей молодой женой Анеттой — это было их свадебное путешествие — и ещё несколько пассажиров. Среди них был первый помощник капитана Джон Риверс, который тайно любил Анетту. В порыве ревности он намеренно направил корабль к песчаным отмелям Гудвина на юго-востоке Англии во время шторма. Судно разбилось, все погибли.
С тех пор «Леди Лавибонд» якобы появляется в этих водах каждые 50 лет: в 1798, 1848, 1898 и 1948 годах. Её видят как призрачный парусник, плывущий против ветра, слышат крики погибших и даже музыку с борта, ведь на корабле праздновали свадьбу капитана. Но в 1998 году судно никто не видел. Поговаривают, что это могла быть просто красивая история ко Дню святого Валентина.

Следующее появление «Леди Лавибонд» может состояться в 2048 году. Тогда станет понятно, осталась ли эта история красивой выдумкой, или подтвердятся реальные основания считать её настоящей
«Человек из Медана»: жуткая находка в океане
История произошла в 1947–1948 годах, сразу после окончания Второй мировой войны. Голландское грузовое судно «Оранг Медан» («Человек из Медана») передало в эфир сигнал SOS: «Все офицеры, включая капитана, мертвы. Они лежат в рубке и на мостике. Возможно, погиб весь экипаж. Я умираю».
Спустя несколько часов американское судно «Сильвер Стар» обнаружило дрейфующий «Оранг Медан» в Малаккском проливе. Когда спасательная команда поднялась на борт, её ждала кошмарная картина: все члены экипажа были мертвы, а тела их застыли в неестественных позах с выражением ужаса на лицах. Среди жертв обнаружили судовую собаку. Когда корабль попытались отбуксировать, он начал гореть и взорвался — это уничтожило важные улики.
По разным версиям, причиной гибели людей могли послужить:
- Утечка цианистого калия. Если верить 32-страничному документу немецкого исследователя Отто Мильке — «Корабль смерти в Южном море» (Das Totenschiff in der Südsee), «Оранг Медан» не был зарегистрирован, потому что нелегально перевозил опасные вещества. Внезапная разгерметизация груза вызвала мгновенное отравление экипажа и тем самым объяснила неестественные позы тел и отсутствие видимых повреждений.
- Военный эксперимент. Британский исследователь Рой Бэйнтон выдвинул теорию, согласно которой груз судна был связан с «Отрядом 731». Это японское военное подразделение известно своими исследованиями биологического оружия.

Реальная катастрофа с «Человеком из Медана» могла произойти по прозаической причине, но обросла легендами благодаря странным совпадениям и человеческой любви к тайнам
«Байчимо»: корабль-зомби Арктики
Торговое судно было построено в Швеции в 1914 году, работало на восточном побережье Канады и перевозило мех. Осенью 1931 года «Байчимо» попал в шторм, встал на якорь и оказался в ловушке между тяжёлых льдин. Они были такими огромными, что одно неловкое движение корабля — и его бы смяло как консервную банку. В такой ситуации ни людей, ни товар было бы не спасти: ледяная вода могла хлынуть внутрь с бешеной скоростью. Поэтому экипаж принял решение временно перебраться на материк и дождаться улучшения обстановки.
Спустя время обнаружили, что судно освободилось ото льда и плывёт дальше по течению. Позже оно опять попало в ледяной плен. Из-за погодных условий оборудование внутри корабля начало ломаться, поэтому команда решила, что дальше передвигаться на «Байчимо» нельзя. Компания HBC объявила его потерянным и списала с баланса.
В течение последующих десятилетий корабль продолжали замечать местные эскимосы и путешественники, бродящие вдоль северных побережий Канады и Аляски. Каждый раз, когда люди приближались к кораблю, он оказывался вне досягаемости, вновь растворялся в тумане и льду. Последний раз «Байчимо» видели в 1969 году, после этого сведений о корабле больше не поступало.

В 2006 году организовали поиски, которые не увенчались успехом. Нашли более 4000 затонувших кораблей-призраков, но «Байчимо» среди них не было
«Кэрролл А. Диринг»: загадка Бермудского треугольника
Пятимачтовая шхуна вышла из Рио-де-Жанейро в декабре 1920 года и направлялась в порт назначения в Вирджинии. В последний раз её видели в январе 1921 года, когда группа рыбаков заметила судно вблизи северо-восточного побережья США. Когда команда другого корабля попыталась приблизиться к нему, оказалось, что на борту никого нет. Весь экипаж из десяти человек бесследно исчез.
Особенность дела состоит в том, что шхуна выглядела покинутой резко и неожиданно: камбуз был заполнен едой, чайники стояли полными, личные вещи матросов оставались на местах, часы остановились. Даже шлюпки и спасательные средства были на борту, что ставит под сомнение версию стихийного бедствия или пиратского нападения. Поговаривают, на борту осталось несколько кошек.
Существуют разные версии исчезновения экипажа:
- Пираты. По одной их версий, на борту нашли бутылку с запиской, где указано, что судно попало в руки злоумышленников. Но позже это опровергли.
- Проблемы в команде. Конфликты внутри экипажа могли привести к бунту или беспорядкам, в результате которых одни покинули корабль, а другие погибли. Но к этой версии есть вопросы, например, непонятно, как кто-то мог уплыть с судна, если все шлюпки были на месте.
Паранормальные явления. Отдельные сторонники альтернативных взглядов связывают исчезновение с влиянием паранормальной активности Бермуды. Но на самом деле это всего лишь мифы о кораблях-призраках. Статистика показывает, что в этом районе тонет не больше судов, чем в других частях океана. А с появлением современных технологий навигации и связи исчезновения здесь практически прекратились.

История «Кэрролл А. Диринг» — самая известная легенда о корабле-призраке Бермудского треугольника. Шхуна вышла в море один раз, этот рейс и стал для неё последним
Фильмы про страшные корабли-призраки
Легенды о дрейфующих судах-фантомах — идеальный сюжет для произведений кинематографа, сочетающих мистику, хоррор и приключения. Мы собрали несколько фильмов, которые были вдохновлены легендами о дрейфующих судах-фантомах.
«Корабль-призрак» (Ghost Ship, 2002)
Группа американских спасателей обнаруживает огромный брошенный пассажирский лайнер посреди Тихого океана. На судне герои оказываются втянутыми в кошмарные события, полные секретов, которые связаны с прошлым корабля. Фильм удачно объединяет элементы хоррора и детектива, предлагает зрителям напряжённую игру с воспоминаниями и иллюзиями.
«Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» (Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest, 2006)
Джек Воробей и Уильям Тёрнер отправляются в путешествие, чтобы добыть ключ к сердцу капитана Дейви Джонса, которое спрятано в таинственном сундуке. Режиссёр Гор Вербински гениально переосмыслил старинную легенду о «Летучем голландце», добавил к ней элементы пиратского фэнтези — от договора с морским дьяволом до эпичных битв с кракеном.
«Бермудский треугольник» (Lost Voyage, 2001)
Если вам нравятся истории о кораблях-призраках Бермудского треугольника, то включайте этот фильм. Группа исследователей отправляется на поиски корабля, пропавшего в 1972 году в этой аномальной зоне. Найдя судно, они понимают, что время на его борту течёт иначе. Оказывается, легендарным лайнером «Корона Куин» завладели потусторонние силы.
Почему людям так нравятся мифы о кораблях-призраках
Разоблачить тайны кораблей-призраков тянет не просто так. Дело не только в любви к острым ощущениям — когда мы слушаем легенды о кораблях-призраках, мы испытываем острые эмоции, но при этом остаёмся в безопасности на суше. Это как американские горки для мозга: адреналин есть, а риска нет.
Ещё такие истории удовлетворяют естественное любопытство: по своей природе человек ощущает потребность разобраться в непонятном. Это заставляет следить за разгадкой интриги и жаждать развязки, что и объясняет неугасающий интерес к нераскрытым тайнам вроде «Марии Целесты».
Мифы объединяют нас — становятся частью общей культуры, мостом между прошлым и настоящим. Так что корабли-призраки — это не просто страшилки, а часть человеческой природы, которая напоминает, что океан велик, а наше воображение и того больше.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни