Модульное обучение на семейном образовании

Изучать только два предмета в течение целого месяца — на семейном образовании возможен и такой вариант обучения. Мы расскажем о модульной программе обучения и том, как её построить в домашних условиях.

иконка календаря
16 июля 2025
иконка таймера
10 минут
Поделиться:

Что такое модульное обучение

Традиционная система образования подразумевает, что несколько предметов будут изучаться одновременно и последовательно. Благодаря ей в среднем каждый год ученик осваивает десять и более дисциплин. 

Модульное обучение в педагогике — это кардинально иной подход, при котором в блоке или модуле изучается 2–3 взаимосвязанных предмета.

Считается, что это позволяет изучить программу более полно. Модульное обучение в школе встречается редко, но этот подход можно использовать на семейном обучении.

Модульная и традиционная системы обучения
Модульная и традиционная системы обучения

История появления модульного обучения

Модульное обучение зародилось во второй половине XX века, когда в образовании появилась потребность гибко делить материал на небольшие, законченные блоки. Изначально такой подход применялся в профессиональной подготовке и технических колледжах в США и Европе.

В 1960–1970-е годы модульная технология обучения стала популярной благодаря идее самостоятельного освоения материала. С началом Болонской реформы многие европейские университеты стали строить курсы по модульному принципу, что облегчило академическую мобильность и взаимное признание дисциплин.

Сегодня модульное обучение активно развивается в онлайн-среде. Современные платформы и дистанционные курсы почти всегда строятся на модульной структуре, что даёт студентам свободу выбирать темп и порядок освоения знаний.

Виды модульных систем 

Существует два подхода к модульному обучению.

Погружение в один предмет 

Сущность модульного обучения состоит в том, что выбирается один предмет и изучается разными способами: при помощи лекций, практических занятий и упражнений, чтения дополнительной литературы, обсуждения пройденного и творческих заданий.

Заниматься по такому образовательному модулю можно от нескольких недель до полугода — всё индивидуально. После того как ребёнок усвоил материал за один класс или достиг другой образовательной цели, можно переходить к следующему предмету. Этот подход ещё называют «методом погружения», потому что у ученика есть возможность изучить дисциплину настолько глубоко, насколько он захочет.

Взаимосвязанные предметы 

В этом случае выбираются два (реже три) близких предмета и изучаются параллельно.

Например, можно заниматься до обеда математикой, а после — физикой или в понедельник заниматься русским языком, а во вторник — литературой. Во время обучения по модульному курсу указываются взаимосвязи этих предметов. Хороший способ «связать» дисциплины друг с другом — это изучение одной темы, но с разных сторон. Например, про Средневековье можно читать художественную литературу, слушать лекции по истории и писать сочинения о рыцарях. После каждой темы делается подведение итогов. Завершить изучение всех двух или трёх предметов можно творческим проектом, работа над которым объединяла бы весь пройденный материал. 

При выборе технологии модульного обучения ориентироваться нужно на личные особенности ребёнка. Например, первый вариант подойдёт для тех, кому трудно переключаться с одного предмета на другой. Такие дети достигнут лучших результатов, если сконцентрируются на чём-то одном. Второй подход больше для непосед, которым скучно сидеть над одним и тем же предметом несколько дней подряд. 

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Модульный класс

В модульном классе учатся дети одного возраста, как и в обычном. Все изучают модули одновременно в отличие от домашнего обучения. Уроки длятся не 45 минут, а несколько часов. Например, в сентябре у второклашек только русский и литература. Они чередуются через день. Это значит, что по понедельникам, средам и пятницам малыши изучают части речи по три часа. А по вторникам, четвергам и субботам — русские народные сказки по четыре часа.

В таком классе возможны два варианта заданий:

  • как в обычной школе — у всех одинаковые упражнения;
  • есть набор заданий по теме, из которых ребёнок выбирает те, что ему больше подходят.

Преимущество модульного класса в том, что одна тема каждого предмета изучается углублённо несколько дней подряд. То есть дети не «прыгают» от одной дисциплины к другой, как в обычной школе. Это позволяет эффективнее прорабатывать материал и меньше времени тратить на промежуточные повторения.

Такой вид обучения сложно назвать индивидуализированным, как в домашнем обучении, потому как все занимаются по одной теме. Но задания могут быть разными и подстраиваются под разные уровни усвоения.

Структура модульного обучения

  1. Этап мотивации. В начале урока проводится краткая беседа, которая помогает настроить учеников на самостоятельную работу. Преподаватель даёт чёткие указания, объясняя, как будет организована дальнейшая деятельность.
  2. Работа с учебными модулями. Основная часть урока посвящена выполнению заданий, объединённых в модульные элементы. Эти элементы располагаются в определённой последовательности, имеют порядковую нумерацию и выдаются каждому ученику в индивидуальном комплекте. При этом важно соблюдать ограничение: на одном уроке рекомендуется использовать не более семи таких элементов.
  3. Рефлексия и домашнее задание. В завершение ученики оценивают, насколько продуктивно они справились с заданиями. В зависимости от результатов предлагается индивидуализированное домашнее задание, которое позволяет закрепить материал или углубить знания.
Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте

Содержание модульного обучения

Содержание модульного обучения строится на принципе разделения учебного курса на отдельные, логически завершённые части — модули.

Каждый модуль охватывает конкретную тему или практическое умение и включает всё необходимое для её освоения: цели, теоретический материал, задания и способы проверки знаний.

Особенность модульного подхода в том, что каждый блок представляет собой самостоятельный учебный элемент, который можно изучать в индивидуальном темпе. При составлении модулей учитываются уровень подготовки учеников, последовательность освоения тем и возможность выбора траектории обучения.

Как правило, содержание модуля включает:

  • чётко сформулированные цели и ожидаемые результаты;
  • краткие объяснения ключевых понятий;
  • инструкции и материалы для самостоятельной или групповой работы;
  • задания для отработки навыков;
  • контрольные вопросы или тесты для оценки прогресса.

Принципы модульного обучения

В модульной системе образования у ребёнка есть право выбрать предмет для изучения и виды занятий, а это, в свою очередь, повышает мотивацию. Все принципы и характеристики модульного обучения основаны на индивидуализации.

Принципы модульного обучения
Принципы модульного обучения

Принцип самостоятельности

Цель технологии модульного обучения — научить ребёнка учиться самостоятельно. Взрослый может помочь с поиском материалов, организацией занятий, но ученик сам определяет, сколько времени он потратит на тему и насколько глубоко в неё погрузится. Для этого он должен быть хорошо замотивирован. Задача родителей — помочь ребёнку построить образовательную стратегию

Принцип структурирования 

Информации в одном предмете много, поэтому важно чётко распределить все темы и виды занятий по ним. Например, решить, по каким темам достаточно будет послушать урок и выполнить упражнения, а по каким стоит добавить исследовательскую или творческую работу. Продумать план модульного обучения нужно вместе с ребёнком: это лучше подготовит его и даст общее представление о предмете. 

Принцип гибкости 

Этот принцип модульного обучения заключается в том, что в любой момент можно подстроить занятия под возможности ребёнка. Например, если он не понимает какой-то материал, можно уделить ему больше времени, чем было запланировано, или попробовать другие методы. Благодаря этому принципу, можно в любой момент поменять документальные фильмы на игры в качестве дополнительного материала или включить в занятия больше творческих заданий.

Принцип динамичности

Ещё одна характеристика технологии модульного обучения — динамичность. Изучение информации в модульной системе начинается с индивидуального уровня ребёнка. Сначала нужно понять базовые знания, а уже потом переходить к чему-то сложному. Важно во время изучения образовательного модуля постепенно повышать сложность информации и требования к её усвоению. Это не только эффективный способ быстро освоить предмет, но и отличная тренировка для мозга

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Отличие модульной системы от обычной

Критерий Модульное обучение Традиционное обучение
Структура курса Делится на отдельные самостоятельные модули Структура фиксирована и линейна
Роль студента Активная: обучающийся сам планирует темп и порядок Более пассивная: обучение идёт по заданной программе
Гибкость содержания Легко обновлять и комбинировать темы Обновление курса требует изменений всей программы
Самостоятельность Высокая степень самостоятельной работы Основной упор на работу под руководством преподавателя
Контроль знаний Поэтапный: после каждого модуля Обычно — итоговый экзамен или зачёт
Индивидуализация Возможность выбора модулей и траектории обучения Одинаковая программа для всей группы
Практическая направленность Каждый модуль содержит практические задания Практика часто выделена отдельными блоками

Преимущества и недостатки модульного обучения

Плюсы модульного обучения

  • доказанная эффективность;
  • индивидуализация обучения;
  • равномерное распределение учебной нагрузки;
  • сокращённые сроки обучения;
  • возможность семейного образования дома.

Минусы модульного обучения

  • высокий уровень самоорганизации;
  • период адаптации к новой форме.

Как построить модульное обучение 

Со свободой семейного образования можно выбрать любую систему. Модульный подход в обучении считается одним из самых эффективных методов, ведь он предельно индивидуализирован и основан на самоорганизации: ребёнок не просто учится новому, но и тренирует навыки самообразования. Поначалу может быть непривычно и трудно использовать модульную образовательную программу, но следует попробовать. Вдруг это идеальная система именно для вашего ребёнка.

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.