Пирамида обучения: как запомнить что-то раз и навсегда
Исследование Эдгара Дейла и то, как можно применить «конус опыта» в учёбе.
- 9.9.2024
- Время чтения:5 минут
Конус Дейла
Эдгар Дейл — известный американский педагог, профессор Университета Огайо.
В 1946 году выпустил книгу Audiovisual Methods in Teaching, где впервые представил конус опыта. С его помощью Дейл «разложил по полочкам» способность обучаемых воспроизводить полученную информацию. Профессор преподавал ученикам разными способами один и тот же материал. Оказалось, что наиболее абстрактными для человека являются слова (верхушка конуса), а наиболее конкретным личный опыт.
Схема Эдгара Дейла стала очень популярна. В 1970-х годах последователи учёного связали конус со способностью человека к запоминанию и дополнили ориентировочными числовыми данными. Получилась вот такая пирамида обучения.
У пирамиды обучения есть как поклонники, так и критики. Однако практика показывает, что двигаясь от вершины конуса к основанию, можно основательно изучить любую, даже очень сложную, тему.
Как пользоваться пирамидой обучения
Какой материал вы хотели бы отработать? Выберите одну не слишком узкую, но и не очень обширную тему.
Рассмотрим, как можно погрузиться в материал с помощью пирамиды обучения. В качестве примера возьмём тему «Эпоха дворцовых переворотов в России», которую в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» изучают в середине восьмого класса.
<<Форма демодоступа>>
Чтение
Минимум: прочтите теоретический материал или нужный параграф в учебнике.
Максимум: подберите статьи и научные книги по теме. Например, о дворцовых переворотах писали профессор Евгений Анисимов, профессор Николай Павленко и другие историки. Быстро справляться с большим массивом литературы помогает скорочтение.
Слушание
Минимум: прослушайте урок, не глядя на экран. Будет непривычно, особенно в негуманитарных предметах. Но смысл в том, чтобы активизировать воображение и представить то, о чём говорит преподаватель.
Максимум: поищите аудиокниги или выступления учёных по теме.
Просмотр картинок
Минимум: скачайте и внимательно изучите презентацию урока. Старайтесь «фотографировать» в памяти не только изображения, но и текст.
Максимум: найдите инфографику, диаграммы, иллюстрации. Повесьте их перед глазами. Так, в изучении дворцовых переворотов вам поможет генеалогическое древо Романовых, хронологические таблицы и художественные картины.
Просмотр видео
Минимум: просмотрите видеоурок целиком. Внимательно следите за рассказом преподавателя и дискуссией в чате.
Максимум: найдите лекцию TED, документальный ролик на YouTube или художественный фильм по изучаемой теме. Например, дворцовым переворотам посвящено несколько серий документального цикла «Романовы» и сериал Светланы Дружининой.
<<Форма семейного образования>>
Эксперименты
Минимум: составьте интеллект-карту, сделайте макет, проведите лабораторную работу. На этом этапе ваша задача — продемонстрировать услышанную и увиденную информацию.
Максимум: устройте презентацию вашего проекта перед родными или друзьями. Важно проговорить вслух всё, что вы уже изучили.
Дискуссия
Минимум: пишите в чате урока. Человек скорее забудет сказанное ему, чем то, что произнёс сам.
Максимум: устройте дискуссионный клуб с одноклассниками, например, в мессенджерах или социальных сетях. Задавайте вопросы и просите сверстников ответить. Выдвигайте тезисы и предлагайте их оспорить.
Выступление с речью
Минимум: запишите небольшое видеосообщение для участников вашего дискуссионного клуба.
Максимум: найдите научный клуб или конференцию, где можно выступить с докладом. Инструкция по подготовке к публичному выступлению →
Реальные действия
Минимум: поставьте мини-спектакль для домочадцев. Потребуется сценарий, костюмы, декорации — придётся задействовать креативность по полной программе. Но оно того стоит.
Максимум: примените полученные действия на практике. В нашем примере с дворцовыми переворотами это может быть участие в исторической реконструкции. В других областях можно устроить мастер-класс или попробовать передать свои знания кого-то другому.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться