Пирамида обучения: как запомнить что-то раз и навсегда

Исследование Эдгара Дейла и то, как можно применить «конус опыта» в учёбе.

иконка календаря
8 июля 2025
иконка таймера
5 минут
Поделиться:

Кто такой Эдгар Дейл

Известный американский педагог и профессор Университета Огайо Эдгар Дейл прославился благодаря «пирамиде обучения» («конус опыта») — визуальной модели, с помощью которой он пытался объяснить, как люди лучше всего усваивают информацию.

Что такое пирамида обучения Эдгара Дейла

В 1946 году Эдгар Дейл выпустил книгу Audiovisual Methods in Teaching, где впервые представил «конус опыта». С его помощью он «разложил по полочкам» способность обучаемых воспроизводить полученную информацию. Профессор преподавал ученикам разными способами один и тот же материал. Оказалось, что наиболее абстрактными для человека являются слова (верхушка конуса), а наиболее конкретным личный опыт.

Схема Эдгара Дейла стала очень популярна. В 1970-х годах последователи учёного связали конус со способностью человека к запоминанию и дополнили ориентировочными числовыми данными. Получилась вот такая пирамида обучения.

У пирамиды обучения есть как поклонники, так и критики. Однако практика показывает, что двигаясь от вершины конуса к основанию, можно основательно изучить любую, даже очень сложную, тему.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Уровни пирамиды обучения Дейла

По задумке автора конус опыта не является строгой пирамидой с чёткими уровнями. Это скорее метафора того, как разный опыт влияет на глубину усвоения знаний. Для удобства восприятия её начали изображать в виде многоуровневой схемы, переходя от абстрактного к конкретному:

  1. Лекция или чтение. Самый абстрактный уровень, на котором происходит чтение текста или прослушивание лекции. 
  2. Визуализация. На этом уровне мы уже не только читаем или слушаем, но и видим иллюстрации, диаграммы, фотографии. Степень абстракции всё ещё велика, но визуализация помогает понять и запомнить.
  3. Видео и аудиовизуальные материалы. К словам и картинкам добавляется динамика и звук, т.е. это любые фильмы, презентации, демонстрации вживую или в записи.
  4. Наблюдение за реальными действиями. Учащийся видит, как что-то происходит в реальной жизни: экскурсия, показе химического опыта или же участие в дискуссии.
  5. Имитация действий. Игры, ролевые ситуации, моделирование. Человек начинает «пробовать» на практике, но в безопасной среде.
  6. Практический опыт. Самый конкретный и насыщенный уровень, когда человек делает что-то сам, взаимодействует с реальным предметом или задачей. Этот «опыта» даёт максимально прочное понимание.

Как пользоваться конусом Дейла на практике

Рассмотрим, как можно погрузиться в материал с помощью пирамиды обучения. В качестве примера возьмём тему «Эпоха дворцовых переворотов в России», которую в Домашней школе Фоксфорда изучают в середине восьмого класса.

Чтение

Минимум: прочтите теоретический материал или нужный параграф в учебнике.

Максимум: подберите статьи и научные книги по теме. Например, о дворцовых переворотах писали профессор Евгений Анисимов, профессор Николай Павленко и другие историки. Быстро справляться с большим массивом литературы помогает скорочтение

Слушание

Минимум: прослушайте урок, не глядя на экран. Будет непривычно, особенно в негуманитарных предметах. Но смысл в том, чтобы активизировать воображение и представить то, о чём говорит преподаватель.  

Максимум: поищите аудиокниги или выступления учёных по теме.

Просмотр картинок

Минимум: скачайте и внимательно изучите презентацию урока. Старайтесь «фотографировать» в памяти не только изображения, но и текст.

Максимум: найдите инфографику, диаграммы, иллюстрации. Повесьте их перед глазами. Так, в изучении дворцовых переворотов вам поможет генеалогическое древо Романовых, хронологические таблицы и художественные картины.  

Просмотр видео

Минимум: просмотрите видеоурок целиком. Внимательно следите за рассказом преподавателя и дискуссией в чате.

Максимум: найдите лекцию TED, документальный ролик или художественный фильм по изучаемой теме. Например, дворцовым переворотам посвящено несколько серий документального цикла «Романовы» и сериал Светланы Дружининой.

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Эксперименты

Минимум: составьте интеллект-карту, сделайте макет, проведите лабораторную работу. На этом этапе ваша задача — продемонстрировать услышанную и увиденную информацию.

Максимум: устройте презентацию вашего проекта перед родными или друзьями. Важно проговорить вслух всё, что вы уже изучили.

Дискуссия

Минимум: пишите в чате урока. Человек скорее забудет сказанное ему, чем то, что произнёс сам.

Максимум: устройте дискуссионный клуб с одноклассниками, например, в мессенджерах или социальных сетях. Задавайте вопросы и просите сверстников ответить. Выдвигайте тезисы и предлагайте их оспорить.

Выступление с речью

Минимум: запишите небольшое видеосообщение для участников вашего дискуссионного клуба.

Максимум: найдите научный клуб или конференцию, где можно выступить с докладом. В статье собрали инструкцию по подготовке к публичному выступлению.

Реальные действия

Минимум: поставьте мини-спектакль для домочадцев. Потребуется сценарий, костюмы, декорации — придётся задействовать креативность по полной программе. Но оно того стоит.

Максимум: примените полученные действия на практике. В нашем примере с дворцовыми переворотами это может быть участие в исторической реконструкции. В других областях можно устроить мастер-класс или попробовать передать свои знания кого-то другому.

Критика конуса Дейла

Со временем работа Эдгара Дейла обросла мифами и искажениями. Главным камнем преткновения являются проценты запоминания, про которые нет упоминания в первоисточнике — книге Audiovisual Methods in Teaching.

Так, например, авторы исследования The Learning Pyramid: Does It Point Teachers in the Right Direction отмечают, что модель не подкреплена экспериментальными данными. Эдгар Дейл описал модель как визуальную метафору для учителей, чтобы те помнили: реальный опыт сильнее абстрактных слов. Но строгие исследования, которые бы замеряли эффективность каждого «уровня» в процентах, не проводились.

Аналогичные выводы можно встретить и в исследовании Edgar Dale's Pyramid of Learning in medical education: A literature review. Medical Teacher, где автор показывает, как миф о процентах распространился и до сих пор вводит преподавателей в заблуждение.

Польза пирамиды обучения Дейла

Несмотря на критику и мифы, которые обросли вокруг «конуса опыта» Эдгара Дейла, сама идея этой модели может приносить практическую пользу преподавателям и студентам.

  1. Напоминает о важности активного участия. Пирамида наглядно подчёркивает, что сухое чтение или пассивное слушание не единственный и не всегда самый эффективный способ учиться. Модель подталкивает к тому, чтобы включать больше практики, дискуссий, демонстраций, заданий и реальных проектов.
  2. Помогает разнообразить подходы. Учитель, посмотрев на такую схему, быстрее задумается, как разнообразить теорию практикой. Структура мотивирует чередовать методы: лекции, визуальные приёмы, командные игры и групповые обсуждения.
  3. Стимулирует проектное и практико-ориентированное обучение. «Конус опыта» Дейла можно рассматривать как  напоминание: чем ближе ученик к реальной деятельности или имитации настоящих задач, тем выше вероятность, что знания не останутся абстрактной схемой в голове.
  4. Лёгкая визуализация сложной мысли. Конус Дейла прост и понятен — в этом его сила. Даже если кто-то не читал оригинала, сама форма быстро врезается в память и доносит основную мысль: от абстракции к действию.
Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.