Кто такой Эдгар Дейл
Известный американский педагог и профессор Университета Огайо Эдгар Дейл прославился благодаря «пирамиде обучения» («конус опыта») — визуальной модели, с помощью которой он пытался объяснить, как люди лучше всего усваивают информацию.
Что такое пирамида обучения Эдгара Дейла
В 1946 году Эдгар Дейл выпустил книгу Audiovisual Methods in Teaching, где впервые представил «конус опыта». С его помощью он «разложил по полочкам» способность обучаемых воспроизводить полученную информацию. Профессор преподавал ученикам разными способами один и тот же материал. Оказалось, что наиболее абстрактными для человека являются слова (верхушка конуса), а наиболее конкретным личный опыт.
Схема Эдгара Дейла стала очень популярна. В 1970-х годах последователи учёного связали конус со способностью человека к запоминанию и дополнили ориентировочными числовыми данными. Получилась вот такая пирамида обучения.
У пирамиды обучения есть как поклонники, так и критики. Однако практика показывает, что двигаясь от вершины конуса к основанию, можно основательно изучить любую, даже очень сложную, тему.
Уровни пирамиды обучения Дейла
По задумке автора конус опыта не является строгой пирамидой с чёткими уровнями. Это скорее метафора того, как разный опыт влияет на глубину усвоения знаний. Для удобства восприятия её начали изображать в виде многоуровневой схемы, переходя от абстрактного к конкретному:
- Лекция или чтение. Самый абстрактный уровень, на котором происходит чтение текста или прослушивание лекции.
- Визуализация. На этом уровне мы уже не только читаем или слушаем, но и видим иллюстрации, диаграммы, фотографии. Степень абстракции всё ещё велика, но визуализация помогает понять и запомнить.
- Видео и аудиовизуальные материалы. К словам и картинкам добавляется динамика и звук, т.е. это любые фильмы, презентации, демонстрации вживую или в записи.
- Наблюдение за реальными действиями. Учащийся видит, как что-то происходит в реальной жизни: экскурсия, показе химического опыта или же участие в дискуссии.
- Имитация действий. Игры, ролевые ситуации, моделирование. Человек начинает «пробовать» на практике, но в безопасной среде.
- Практический опыт. Самый конкретный и насыщенный уровень, когда человек делает что-то сам, взаимодействует с реальным предметом или задачей. Этот «опыта» даёт максимально прочное понимание.
Как пользоваться конусом Дейла на практике
Рассмотрим, как можно погрузиться в материал с помощью пирамиды обучения. В качестве примера возьмём тему «Эпоха дворцовых переворотов в России», которую в Домашней школе Фоксфорда изучают в середине восьмого класса.
Чтение
Минимум: прочтите теоретический материал или нужный параграф в учебнике.
Максимум: подберите статьи и научные книги по теме. Например, о дворцовых переворотах писали профессор Евгений Анисимов, профессор Николай Павленко и другие историки. Быстро справляться с большим массивом литературы помогает скорочтение.
Слушание
Минимум: прослушайте урок, не глядя на экран. Будет непривычно, особенно в негуманитарных предметах. Но смысл в том, чтобы активизировать воображение и представить то, о чём говорит преподаватель.
Максимум: поищите аудиокниги или выступления учёных по теме.
Просмотр картинок
Минимум: скачайте и внимательно изучите презентацию урока. Старайтесь «фотографировать» в памяти не только изображения, но и текст.
Максимум: найдите инфографику, диаграммы, иллюстрации. Повесьте их перед глазами. Так, в изучении дворцовых переворотов вам поможет генеалогическое древо Романовых, хронологические таблицы и художественные картины.
Просмотр видео
Минимум: просмотрите видеоурок целиком. Внимательно следите за рассказом преподавателя и дискуссией в чате.
Максимум: найдите лекцию TED, документальный ролик или художественный фильм по изучаемой теме. Например, дворцовым переворотам посвящено несколько серий документального цикла «Романовы» и сериал Светланы Дружининой.
Эксперименты
Минимум: составьте интеллект-карту, сделайте макет, проведите лабораторную работу. На этом этапе ваша задача — продемонстрировать услышанную и увиденную информацию.
Максимум: устройте презентацию вашего проекта перед родными или друзьями. Важно проговорить вслух всё, что вы уже изучили.
Дискуссия
Минимум: пишите в чате урока. Человек скорее забудет сказанное ему, чем то, что произнёс сам.
Максимум: устройте дискуссионный клуб с одноклассниками, например, в мессенджерах или социальных сетях. Задавайте вопросы и просите сверстников ответить. Выдвигайте тезисы и предлагайте их оспорить.
Выступление с речью
Минимум: запишите небольшое видеосообщение для участников вашего дискуссионного клуба.
Максимум: найдите научный клуб или конференцию, где можно выступить с докладом. В статье собрали инструкцию по подготовке к публичному выступлению.
Реальные действия
Минимум: поставьте мини-спектакль для домочадцев. Потребуется сценарий, костюмы, декорации — придётся задействовать креативность по полной программе. Но оно того стоит.
Максимум: примените полученные действия на практике. В нашем примере с дворцовыми переворотами это может быть участие в исторической реконструкции. В других областях можно устроить мастер-класс или попробовать передать свои знания кого-то другому.
Критика конуса Дейла
Со временем работа Эдгара Дейла обросла мифами и искажениями. Главным камнем преткновения являются проценты запоминания, про которые нет упоминания в первоисточнике — книге Audiovisual Methods in Teaching.
Так, например, авторы исследования The Learning Pyramid: Does It Point Teachers in the Right Direction отмечают, что модель не подкреплена экспериментальными данными. Эдгар Дейл описал модель как визуальную метафору для учителей, чтобы те помнили: реальный опыт сильнее абстрактных слов. Но строгие исследования, которые бы замеряли эффективность каждого «уровня» в процентах, не проводились.
Аналогичные выводы можно встретить и в исследовании Edgar Dale's Pyramid of Learning in medical education: A literature review. Medical Teacher, где автор показывает, как миф о процентах распространился и до сих пор вводит преподавателей в заблуждение.
Польза пирамиды обучения Дейла
Несмотря на критику и мифы, которые обросли вокруг «конуса опыта» Эдгара Дейла, сама идея этой модели может приносить практическую пользу преподавателям и студентам.
- Напоминает о важности активного участия. Пирамида наглядно подчёркивает, что сухое чтение или пассивное слушание не единственный и не всегда самый эффективный способ учиться. Модель подталкивает к тому, чтобы включать больше практики, дискуссий, демонстраций, заданий и реальных проектов.
- Помогает разнообразить подходы. Учитель, посмотрев на такую схему, быстрее задумается, как разнообразить теорию практикой. Структура мотивирует чередовать методы: лекции, визуальные приёмы, командные игры и групповые обсуждения.
- Стимулирует проектное и практико-ориентированное обучение. «Конус опыта» Дейла можно рассматривать как напоминание: чем ближе ученик к реальной деятельности или имитации настоящих задач, тем выше вероятность, что знания не останутся абстрактной схемой в голове.
- Лёгкая визуализация сложной мысли. Конус Дейла прост и понятен — в этом его сила. Даже если кто-то не читал оригинала, сама форма быстро врезается в память и доносит основную мысль: от абстракции к действию.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни